Памятка: внимательно прочитайте текст, сопоставьте предложенные варианты с предложениями, содержащими авторскую позицию, главную мысль текста.
· А 29. Типы речи
Типы речи | Вопрос | О чём говорится? | Строение текста | Языковые особенности |
Описание | Каков предмет, человек? | О признаках предмета, человека | Общее впечатление, общий признак и отдельные признаки предмета, человека | Использование прилагательных и причастий, помогающих точно и выразительно описать предмет, человека |
Повество вание | Что происходит? | О событиях и действиях (смена событий и действий во времени) | Зачин – завязка – развитие действия- кульминация – развязка - концовка | Использование глаголов, слов, указывающих на последовательность действий: сначала, затем… |
Рассуждение | Почему предмет, человек такой? Почему он поступает так, а не иначе? | О причинах действий, признаков, событий (причинно-следственная связь) | 1.Тезис (осн. мысль) 2.Аргументы (Доказательства) 3.Вывод | Использование слов, подчёркивающих последовательность мыслей (вводные слова) вопросительно – ответная форма изложения. |
· Памятка. Запомните: в рассуждении так же, как и в повествовании, могут приводиться факты, но в качестве аргументов, доказывающих мысли автора; эти факты, в отличие от развивающегося во времени события в повествовании, имеют статичный характер.
Стили литературного языка (речи)
Стили речи | Задача стиля | Сфера употребления | Языковые признаки |
1.Разговорный | Обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами | Неофициальная, домашняя обстановка, дружеская переписка | Разговорная, просторечная лексика, диалог, неполные предложения, междометия |
2. Научный (научно- популярный как разновидность) | Сообщить точную научную информацию или популяризировать, заинтересовать читателей научными фактами | Научная деятельность, научная литература | Точность, логичность, достоверность фактов, термины, отсутствие выразительных средств |
3. Официально- деловой | Оформление документации, сообщение деловой информации | Официальная об- становка, сфера отношений между госучреждениями, а также между гражданами в ситуации руководитель- подчинённый | Точное обозначение дат, наименований, стандартность в оформлении, канцеляризмы – речевые штампы, предложения с причастными и деепричастными оборотами |
4.Публицистический | Сообщить общественно значимую информацию, воздействовать на читателя, зрителя | СМИ: газеты, радио, телевидение, публицистическая литература | Документальная основа (в отличие от худ.стиля), открытая авторская позиция, книжная лексика, выразительные средства, риторические обращения, вопросы. |
5. Художественный | Создание словесных образов, изображение реальной действительности на основе нравственно- эстетической позиции автора | Художественная литература, худ. кино | Образность, художественный вымысел, лексика разных стилей, выразительные средства, авторский индивидуальный стиль. |
Запомните: в заданиях ЕГЭ даются для анализа тексты только 3-х стилей: публицистического, художественного, научно – популярного.
· А 30. В каком предложении использованы …(фразеологизмы, обычные или контекстные синонимы, антонимы).
· Памятка.
· Фразеологизм – устойчивое словосочетание, употребляемое в переносном значении. (Работать не покладая рук.) В отличие от метафоры фразеологизмы часто используются в речи, метафоры - индивидуально – авторские («поклоняться золотому тельцу» – фразеологизм; «увяданья золотом охваченный…» - метафора).
· Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по значению.
· Виды синонимов:. лексические - смысловые (отличающиеся оттенками значения: большой - огромный); стилистические ( разного стиля: глаз – око); контекстные (приобретающие близкое значение только в определённом контексте: выгода – преимущество); синтаксические (с разным построением: начать работу – приступить к работе).
· Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению: радость – горе; контекстные антонимы ( приобретающие противоположное значение только в определённом контексте: «Волки и овцы»).
Часть 2.Уровень В.
· В1. Определите, каким способом образованное данное слово / Выпишите из данного предложения слово(-а), образованное (-ые) определённым способом.
· Памятка. Способы словообразования, словообразовательные модели:
1) приставочный (образуются глаголы: по думать – от думать; прилагательные: пре добрый -от добрый);
2) суффиксальный (образуются существительные: молча ни е – от молчать);
3) приставочно – суффиксальный (образуются существительные: при школь н ый - от школа; прилагательные: бес помощ н ый - от помощь, наречия: и скос а - от косой ); запомните: приставочно – суффиксальным способом не образуются причастия, деепричастия, глаголы прошедшего времени с суффиксом л);
4) бессуфиксный или способ нулевой аффиксации (образуются существительные от глаголов: рассказ – рассказ ыва ть);
5) сложение основ (образуются сложные слова с двумя корнями, но без суффикса: пароход);
6) переход одной части речи в другую: столовая (сущ.) - от столовая (прил.) комната.
· В 2. Выпишите из… предложений слово, относящееся к определённой части речи. (См. часть 1, таблицу из задания А10).
- В 3. Определите тип подчинительной связи в данном словосочетании / Выпишите из …предложений словосочетание с указанным типом подчинительной связи.
- Памятка. Типы подчинительной связи в словосочетаниях.
Типы связи | Главные слова | Зависимые слова | Примеры |
1.Согласование | Имена существительные, местоимения | Прилагательные, причастия, числительные, местоимения (при изменении главного слова зависимое согласуется с главным, т.е. ставится в том же числе, роде, падеже) | Какой –то ключ (какого – то ключа), что- тодругое (чего-то другого) |
2.Управление | Глаголы, деепричастия, причастия | Существительные или части речи, выступающие в роли существительных (при изменении главного слова зависимое остаётся всегда в той же падежной форме) | Читает книгу (читаю книгу), поподличает перед первым (поподличаем перед первым) |
3. Примыкание | Глаголы, существительные | Неизменяемые части речи: наречия, деепричастия, н. ф. глагола, притяжательные местоимения её, его, их (зависимое слово связывается с главным только по смыслу) | Быстро отливалось, желание приобрести, (чьи?) его картины |
Запомните: не являются словосочетаниями подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, повторяющиеся слова.
В 4. Из предложений...выпишите номер односоставного(-ых)…предложения (-ий) (простого или входящего в состав сложного).
- Запомните: начните с выделения грамматических основ, чтобы исключить двусоставные предложения.
- Памятка. Односоставные предложения.
Виды односоставных предложений (с главным членом сказуемым): | Способы выражения сказуемого Примеры |
· определённо- личные | Глаголы- сказуемые в 1, 2. лице ед. и мн. ч., (я, ты, мы, вы)Не забуду твоей торжественной красы.). |
· неопределённо- личные | Глаголы - сказуемые в 3 лице мн.ч. (= они): Вчера нам сообщили о приезде делегации. |
· обобщённо- личные | Глаголы - сказуемые во 2 лице ед. и мн.ч., предложения пословичного характера: Без труда не поймаешь и рыбку из пруда.) |
· безличные(Действие производится без определённого лица: нет и не может быть подлежащего.) | Безличные глаголы, личные глаголы в форме безличных, глаголы в н. ф., слова нет, нельзя, наречия, слова категории состояния: Смеркается. Тянет сырость. В саду тихо. Мне грустно. Мне не хватает тишины. Можно по – разному относиться к этому.) |
· Односоставные предложения с главным членом подлежащим относятся кназывным. | Ранняя весна. Оттепель. |
· В 5. Из предложений... выпишите номер предложения (-ий), в котором (-ых) есть обособленные (определения, обстоятельства, приложения, дополнения). Памятка. Обособленные члены предложения - это второстепенные члены предложения, которые выделяются по смыслу в устной речи паузой, а в письменной - запятыми (реже - тире). Могут обособляться определения, приложения, обстоятельства, дополнения.
· Определение - второстепенный член предложения, обозначающий признак или принадлежность предмета и отвечающий на вопросы: какой, -ая, -ое, -ие? Относится к определяемым словам - существительным. Определения бывают согласованные (стоящие в том же падеже, что и сущ.) и несогласованные, распространённые (состоящие из нескольких слов) и нераспространённые (из одного слова).
· Выделяются на письме запятыми (обособляются) определения:
· согласованные распространённые, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами, стоящими после определяемого сущ. (Перед глазами расстилалась равнина, пересечённая цепью холмов.);
· относящиеся к личному местоимению (Одарённый необычайной силой, он работал за четверых.);
· одиночные однородные прилагательные, стоящие после определяемого существительного (Длинныеоблака, красные и лиловые, сторожили его покой.);
· стоящие перед определяемым словом и имеющие обстоятельственное значение (Усталые, путники не могли двигать дальше. (Почему не могли двигаться дальше? Потому что устали.)
· Не выделяются на письме запятыми (не обособляются):
· согласованные распространённые определения, выраженные причастным оборотом, стоящие перед определяемым существительным и не имеющие обстоятельственного значения (Я смотрел на блестевшие от солнца крыши домов.)
· Приложения – определения, выраженные существительными или сущ. с зависимыми словами (Кто такой? Что такое? Как кто? Как что?).
· Обычно обособляются распространённые согласованные приложения, стоящие после определяемого существительного или относящиеся к имени собственному. (Старичок, бывший корректор газеты «Русские ведомости», взял рукопись.)
· Обстоятельство - второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Обычно относится к глаголу - сказуемому.
· Всегда выделяются на письме (обособляются):
· обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами (что делая? что сделав?): Уходя, гасите свет. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
· обороты с предлогом несмотря на (Несмотря на непогоду, корабль вышел в море.)
· уточняющие обстоятельства места и времени (Именно здесь, в тридесятом государстве, происходит действие сказки.)
· Дополнения - второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на падежные вопросы.
· Обычно выделяются на письме (обособляются) дополнения в значении «исключения» с предлогом кроме. (Все, кроме меня, отправились на прогулку.)
· В 6. Из предложений...выпишите номер … сложноподчинённого (-ых) предложения (-ий) с придаточным… / Из предложений...выпишите номер … сложноподчинённого предложения с (последовательным, однородным, параллельным подчинением). Памятка. СПП с одним придаточным
Виды придаточных | Отвечают на вопросы | Союзы и союзные слова |
1) придаточные определительные | какой? (относятся к сущ.) | Который, где, что, куда |
2) придаточные местоимённо- определительные | какой? (относятся к мест.) | Кто, что |
3) изъяснительные | падежные вопросы (относятся к глаголу) | Что, как будто, чтобы, кто, ли, откуда, сколько, насколько |
4)обстоятельственные: | ||
| Как? В какой степени? | Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, словно |
| Где? Куда? Откуда? | Где, куда |
· времени | Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? | Когда; едва; как только; после того как; с тех пор как; лишь только; |
· цели | Зачем? С какой целью? | чтобы; дабы; для того чтобы, с тем чтобы; лишь бы; только бы; |
· причины | Почему? | потому что; так как; вследствие того что; в связи с тем что; поскольку; оттого что; ибо; благодаря тому что; |
· следствия | Что произошло вследствие этого? | так что; |
· условия | При каком условии? | если; раз; коли; когда; как скоро; кабы; ежели |
· уступки | Несмотря на что? | хотя; пусть; пускай; даром что; между тем как; несмотря на то что; как; где ни; куда ни, что нисравнения ни; кто ни; |
· сравнения | Как? В сравнении с чем (кем)? | как; как будто; словно; точно; как если бы; |
· присоединительные | ------------------------------------- | поэтому и, что и |
Памятка. Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными:
- последовательное подчинение – такой вид подчинения, при которомпервое придаточное относится к главному предложению, второе придаточное - к первому и т. д. (Молодые казаки удерживали слёзы, так как боялись отца, который был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показывать.)
- параллельное - такой вид подчинения, при которомпридаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения, имеют разные значения и присоединяются разными союзами. (Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где – то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече.)
- однородное (соподчинение) - такой вид подчинения, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос и присоединяются одинаковыми союзами. (Видел Егорушка, как мало – помалу потемнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки.)
- В.7 Из предложений... выпишите номер … предложения, связанного с предыдущим при помощи (лексического повтора, личного, указательного, притяжательного местоимений, синонимов, антонимов, союзов, наречий…). Памятка. Разряды местоимений:
1) Личные | Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они |
2) возвратное | себя – не имеет форму им. падежа, числа и рода |
3) притяжательные | мой, твой, наш, ваш, свой, её, его, их – являются притяжательными, если обозначают принадлежность, отвечают на вопрос: чей? |
4) указательные | то, это, этот, такой, тот, таков, сей, оный, этакий |
5) определительные | сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой (если при нём нет пояснительного слова: Другой откликнулся вместо него.При наличии пояснительного слова является прилагательным:другой человек. |
6 -7)вопросительные(служат для выражения вопроса) и относительные (в качестве союзных слов связывают простые предложения в СПП) | кто, что, какой, который, сколько, чей; |
8)неопределённые | некто, нечто, некоторый, несколько, кто – то, какой – либо, кое – кто |
9) отрицательные | никто, ничто, некого, нечего, никакой, нисколько. |
· Средства связи предложений в тексте:
- личные местоимения (если они заменяют существительное в предыдущем предложении);
- обычные или контекстные синонимы и антонимы: синонимы – слова, близкие по значению ( большой – огромный), антонимы – слова, противоположные по значению (радость – горе); контекстные синонимы (приобретающие близкое значение только в конкретном тексте: выгода –преимущество); контекстные антонимы ( приобретающие противоположное значение только в конкретном тексте: «Волки и овцы»)
- В 8. Памятка. Выразительные языковые средства. Тропы (слова, использованные в переносном значении):
Эпитет – образное определение, прилагательное в переносном значении (волнистые туманы).
Метафора - перенос названия предмета по сходству. (Горит восток зарёю новой.)
Виды метафоры:
Метонимия - перенос признаков с одного предмета на другой по смежности (сосуд и его содержимое, автор и его произведение). (Прочитал всего Пушкина. Съел тарелку супа.)
Синекдоха - замена множественного числа единственным, употребление части вместо целого и наоборот. (Поднялась тут вся пехота).
Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами человека. (Спит Земля в сиянье голубом.)
Фразеологизм – устойчивое словосочетание, употребляемое в переносном значении. (Работать не покладая рук.) В отличие от метафоры фразеологизмы часто используются в речи, метафоры индивидуально - авторские. («Поклоняться золотому тельцу» – фразеологизм; «увяданья золотом охваченный…» - метафора).
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим.
Прямое сравнение (как, словно, будто, точно…): Берёзы стоят, как свечки…
Косвенное сравнение (в форме твор. пад.): Сокол камнем упал вниз…
Аллегория (иносказание) – выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах. (Н-р, трусость – в образе Зайца.)
Антономасия – употребление собственного имени в значении нарицательного (донкихот, донжуан).
Оксюморон - сопоставление несопоставимых понятий (слёзы радости; пышное природы увяданье).
Гипербола - художественное преувеличение (мечи стопудовые).
Литота - художественное преуменьшение. (Ваш шпиц / порода собак/ не более напёрстка…)
Перифраза – описательный оборот, употребляемый вместо слова или словосочетания.
(Город на Неве – Санкт- Петербург.)
Умолчание – намеренный пропуск слова в стихотворном тексте с целью создания эффекта недосказанности (Но уж об этом….тсс!..молчок!)
Синонимы – слова, близкие по значению: лексические – смысловые
(отличающиеся оттенками значения: большой - огромный); стилистические ( разного стиля: глаз – око); контекстные (приобретающие близкое значение только в определённом контексте: выгода – преимущество); синтаксические (с разным построением: начать работу – приступить к работе).
Омонимы- слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение: омофоны (различные по написанию: леса- лиса); омографы (слова разных частей речи: каменная печь – печь пироги); омографы (различные по произношению: замок- замок). Каламбур – игра слов (не жалея мыла, мыла).
Антонимы – слова, противоположные по значению: радость – горе; контекстные антонимы ( приобретающие противоположное значение только в определённом контексте «Волки и овцы»).
Паронимы – однокоренные слова, разные по значению, но близкие по звучанию и написанию (абонент- абонемент).
Риторические фигуры (фигуры речи, средства поэтического синтаксиса) – особое построение словосочетаний и предложений для создания эмоциональности и выразительности речи.
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, который используется для привлечения внимания и выразительности речи. (И какой русский не любит быстрой езды?!)
Риторическое обращение – обращение, которое используется для привлечения внимания и выразительности речи. (О Волга! Колыбель моя!)
Риторическое восклицание – восклицательное предложение, которое используется для создания эмоциональности и выразительности речи. (Да здравствует солнце…!)
Антитеза – противопоставление понятий, явлений, качеств предметов, картин для создания худ. образа. (Ты и убогая, ты и обильная …)
Градация – расположение слов по эмоциональному нарастанию. (Не жалею, не зову, не плачу…)
Синтаксический параллелизм – сходное построение предложений, фраз. (Ходит плавно – будто лебёдушка; смотрит сладко – как голубушка…)
Лексический повтор – повтор слова или его формы независимо от места в предложении или в соседних предложениях. (Правда же бывает только правдой…)
Анафора (единоначатие) – повтор в начале строк, предложений.(Как всё вокруг сурово, снежно. Как этот вечер сиз и хмур!)
Эпифора - повтор в конце строк, предложений. (Это свершилось! Враг побеждён – это свершилось!)
Парцелляция - членение предложений на смысловые части.(Он посмотрел на ночное небо, усыпанное алмазными россыпями звёзд. И долго любовался этим великолепием.)
Ряды однородных членов (В этой картине сокрыто многое: тайное, сокровенное, искреннее, душевное… Инверсия – обратный порядок слов в предложении, при котором сказуемое стоит перед подлежащим, определение – перед определяемым существительным (Страшно сверкали глаза его.)
Вопросно – ответная форма изложения. ( Как научится быть счастливыми? На этот вопрос наука ответа пока не даёт .) Инверсия – обратный порядок слов (Не видел я девушки краше…)