А 28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?




Памятка: внимательно прочитайте текст, сопоставьте предложенные варианты с предложениями, содержащими авторскую позицию, главную мысль текста.

 

· А 29. Типы речи

Типы речи Вопрос О чём говорится? Строение текста Языковые особенности
Описание Каков предмет, человек? О признаках предмета, человека Общее впечатление, общий признак и отдельные признаки предмета, человека Использование прилагательных и причастий, помогающих точно и выразительно описать предмет, человека
Повество вание Что происходит? О событиях и действиях (смена событий и действий во времени) Зачин – завязка – развитие действия- кульминация – развязка - концовка Использование глаголов, слов, указывающих на последовательность действий: сначала, затем…
Рассуждение Почему предмет, человек такой? Почему он поступает так, а не иначе? О причинах действий, признаков, событий (причинно-следственная связь) 1.Тезис (осн. мысль) 2.Аргументы (Доказательства) 3.Вывод Использование слов, подчёркивающих последовательность мыслей (вводные слова) вопросительно – ответная форма изложения.

· Памятка. Запомните: в рассуждении так же, как и в повествовании, могут приводиться факты, но в качестве аргументов, доказывающих мысли автора; эти факты, в отличие от развивающегося во времени события в повествовании, имеют статичный характер.

Стили литературного языка (речи)

Стили речи Задача стиля Сфера употребления Языковые признаки
1.Разговорный     Обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами   Неофициальная, домашняя обстановка, дружеская переписка Разговорная, просторечная лексика, диалог, неполные предложения, междометия  
2. Научный (научно- популярный как разновидность) Сообщить точную научную информацию или популяризировать, заинтересовать читателей научными фактами Научная деятельность, научная литература Точность, логичность, достоверность фактов, термины, отсутствие выразительных средств
3. Официально- деловой Оформление документации, сообщение деловой информации Официальная об- становка, сфера отношений между госучреждениями, а также между гражданами в ситуации руководитель- подчинённый Точное обозначение дат, наименований, стандартность в оформлении, канцеляризмы – речевые штампы, предложения с причастными и деепричастными оборотами
4.Публицистический Сообщить общественно значимую информацию, воздействовать на читателя, зрителя СМИ: газеты, радио, телевидение, публицистическая литература Документальная основа (в отличие от худ.стиля), открытая авторская позиция, книжная лексика, выразительные средства, риторические обращения, вопросы.
5. Художественный Создание словесных образов, изображение реальной действительности на основе нравственно- эстетической позиции автора Художественная литература, худ. кино Образность, художественный вымысел, лексика разных стилей, выразительные средства, авторский индивидуальный стиль.

Запомните: в заданиях ЕГЭ даются для анализа тексты только 3-х стилей: публицистического, художественного, научно – популярного.

· А 30. В каком предложении использованы …(фразеологизмы, обычные или контекстные синонимы, антонимы).

· Памятка.

· Фразеологизм – устойчивое словосочетание, употребляемое в переносном значении. (Работать не покладая рук.) В отличие от метафоры фразеологизмы часто используются в речи, метафоры - индивидуально – авторские («поклоняться золотому тельцу» – фразеологизм; «увяданья золотом охваченный…» - метафора).

· Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по значению.

· Виды синонимов:. лексические - смысловые (отличающиеся оттенками значения: большой - огромный); стилистические ( разного стиля: глаз – око); контекстные (приобретающие близкое значение только в определённом контексте: выгода – преимущество); синтаксические (с разным построением: начать работу – приступить к работе).

· Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению: радость – горе; контекстные антонимы ( приобретающие противоположное значение только в определённом контексте: «Волки и овцы»).

Часть 2.Уровень В.

· В1. Определите, каким способом образованное данное слово / Выпишите из данного предложения слово(-а), образованное (-ые) определённым способом.

· Памятка. Способы словообразования, словообразовательные модели:

1) приставочный (образуются глаголы: по думать – от думать; прилагательные: пре добрый -от добрый);

2) суффиксальный (образуются существительные: молча ни е – от молчать);

3) приставочно – суффиксальный (образуются существительные: при школь н ый - от школа; прилагательные: бес помощ н ый - от помощь, наречия: и скос а - от косой ); запомните: приставочно – суффиксальным способом не образуются причастия, деепричастия, глаголы прошедшего времени с суффиксом л);

4) бессуфиксный или способ нулевой аффиксации (образуются существительные от глаголов: рассказ – рассказ ыва ть);

5) сложение основ (образуются сложные слова с двумя корнями, но без суффикса: пароход);

6) переход одной части речи в другую: столовая (сущ.) - от столовая (прил.) комната.

 

· В 2. Выпишите из… предложений слово, относящееся к определённой части речи. (См. часть 1, таблицу из задания А10).

  • В 3. Определите тип подчинительной связи в данном словосочетании / Выпишите из …предложений словосочетание с указанным типом подчинительной связи.
  • Памятка. Типы подчинительной связи в словосочетаниях.
Типы связи Главные слова Зависимые слова Примеры
1.Согласование Имена существительные, местоимения Прилагательные, причастия, числительные, местоимения (при изменении главного слова зависимое согласуется с главным, т.е. ставится в том же числе, роде, падеже) Какой –то ключ (какого – то ключа), что- тодругое (чего-то другого)  
2.Управление Глаголы, деепричастия, причастия Существительные или части речи, выступающие в роли существительных (при изменении главного слова зависимое остаётся всегда в той же падежной форме) Читает книгу (читаю книгу), поподличает перед первым (поподличаем перед первым)
3. Примыкание Глаголы, существительные Неизменяемые части речи: наречия, деепричастия, н. ф. глагола, притяжательные местоимения её, его, их (зависимое слово связывается с главным только по смыслу) Быстро отливалось, желание приобрести, (чьи?) его картины

Запомните: не являются словосочетаниями подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, повторяющиеся слова.

В 4. Из предложений...выпишите номер односоставного(-ых)…предложения (-ий) (простого или входящего в состав сложного).

  • Запомните: начните с выделения грамматических основ, чтобы исключить двусоставные предложения.
  • Памятка. Односоставные предложения.

 

Виды односоставных предложений (с главным членом сказуемым): Способы выражения сказуемого Примеры
· определённо- личные Глаголы- сказуемые в 1, 2. лице ед. и мн. ч., (я, ты, мы, вы)Не забуду твоей торжественной красы.).  
· неопределённо- личные Глаголы - сказуемые в 3 лице мн.ч. (= они): Вчера нам сообщили о приезде делегации.  
· обобщённо- личные Глаголы - сказуемые во 2 лице ед. и мн.ч., предложения пословичного характера: Без труда не поймаешь и рыбку из пруда.)
· безличные(Действие производится без определённого лица: нет и не может быть подлежащего.) Безличные глаголы, личные глаголы в форме безличных, глаголы в н. ф., слова нет, нельзя, наречия, слова категории состояния: Смеркается. Тянет сырость. В саду тихо. Мне грустно. Мне не хватает тишины. Можно по – разному относиться к этому.)
· Односоставные предложения с главным членом подлежащим относятся кназывным. Ранняя весна. Оттепель.    

· В 5. Из предложений... выпишите номер предложения (-ий), в котором (-ых) есть обособленные (определения, обстоятельства, приложения, дополнения). Памятка. Обособленные члены предложения - это второстепенные члены предложения, которые выделяются по смыслу в устной речи паузой, а в письменной - запятыми (реже - тире). Могут обособляться определения, приложения, обстоятельства, дополнения.

· Определение - второстепенный член предложения, обозначающий признак или принадлежность предмета и отвечающий на вопросы: какой, -ая, -ое, -ие? Относится к определяемым словам - существительным. Определения бывают согласованные (стоящие в том же падеже, что и сущ.) и несогласованные, распространённые (состоящие из нескольких слов) и нераспространённые (из одного слова).

· Выделяются на письме запятыми (обособляются) определения:

· согласованные распространённые, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами, стоящими после определяемого сущ. (Перед глазами расстилалась равнина, пересечённая цепью холмов.);

· относящиеся к личному местоимению (Одарённый необычайной силой, он работал за четверых.);

· одиночные однородные прилагательные, стоящие после определяемого существительного (Длинныеоблака, красные и лиловые, сторожили его покой.);

· стоящие перед определяемым словом и имеющие обстоятельственное значение (Усталые, путники не могли двигать дальше. (Почему не могли двигаться дальше? Потому что устали.)

· Не выделяются на письме запятыми (не обособляются):

· согласованные распространённые определения, выраженные причастным оборотом, стоящие перед определяемым существительным и не имеющие обстоятельственного значения (Я смотрел на блестевшие от солнца крыши домов.)

· Приложения определения, выраженные существительными или сущ. с зависимыми словами (Кто такой? Что такое? Как кто? Как что?).

· Обычно обособляются распространённые согласованные приложения, стоящие после определяемого существительного или относящиеся к имени собственному. (Старичок, бывший корректор газеты «Русские ведомости», взял рукопись.)

· Обстоятельство - второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Обычно относится к глаголу - сказуемому.

· Всегда выделяются на письме (обособляются):

· обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами (что делая? что сделав?): Уходя, гасите свет. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

· обороты с предлогом несмотря на (Несмотря на непогоду, корабль вышел в море.)

· уточняющие обстоятельства места и времени (Именно здесь, в тридесятом государстве, происходит действие сказки.)

· Дополнения - второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на падежные вопросы.

· Обычно выделяются на письме (обособляются) дополнения в значении «исключения» с предлогом кроме. (Все, кроме меня, отправились на прогулку.)

· В 6. Из предложений...выпишите номер … сложноподчинённого (-ых) предложения (-ий) с придаточным… / Из предложений...выпишите номер … сложноподчинённого предложения с (последовательным, однородным, параллельным подчинением). Памятка. СПП с одним придаточным

Виды придаточных Отвечают на вопросы Союзы и союзные слова
1) придаточные определительные какой? (относятся к сущ.) Который, где, что, куда
2) придаточные местоимённо- определительные какой? (относятся к мест.) Кто, что
3) изъяснительные падежные вопросы (относятся к глаголу) Что, как будто, чтобы, кто, ли, откуда, сколько, насколько
4)обстоятельственные:    
  • образа действия и степени
Как? В какой степени? Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, словно
  • места
Где? Куда? Откуда? Где, куда
· времени Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? Когда; едва; как только; после того как; с тех пор как; лишь только;
· цели Зачем? С какой целью? чтобы; дабы; для того чтобы, с тем чтобы; лишь бы; только бы;
· причины Почему? потому что; так как; вследствие того что; в связи с тем что; поскольку; оттого что; ибо; благодаря тому что;
· следствия Что произошло вследствие этого? так что;
· условия При каком условии? если; раз; коли; когда; как скоро; кабы; ежели
· уступки Несмотря на что? хотя; пусть; пускай; даром что; между тем как; несмотря на то что; как; где ни; куда ни, что нисравнения ни; кто ни;
· сравнения Как? В сравнении с чем (кем)? как; как будто; словно; точно; как если бы;
· присоединительные ------------------------------------- поэтому и, что и

Памятка. Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными:

  • последовательное подчинение – такой вид подчинения, при которомпервое придаточное относится к главному предложению, второе придаточное - к первому и т. д. (Молодые казаки удерживали слёзы, так как боялись отца, который был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показывать.)
  • параллельное - такой вид подчинения, при которомпридаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения, имеют разные значения и присоединяются разными союзами. (Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где – то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече.)
  • однородное (соподчинение) - такой вид подчинения, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос и присоединяются одинаковыми союзами. (Видел Егорушка, как мало – помалу потемнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки.)
  • В.7 Из предложений... выпишите номер … предложения, связанного с предыдущим при помощи (лексического повтора, личного, указательного, притяжательного местоимений, синонимов, антонимов, союзов, наречий…). Памятка. Разряды местоимений:
1) Личные Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
2) возвратное себя – не имеет форму им. падежа, числа и рода
3) притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой, её, его, их – являются притяжательными, если обозначают принадлежность, отвечают на вопрос: чей?
4) указательные то, это, этот, такой, тот, таков, сей, оный, этакий
5) определительные сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой (если при нём нет пояснительного слова: Другой откликнулся вместо него.При наличии пояснительного слова является прилагательным:другой человек.
6 -7)вопросительные(служат для выражения вопроса) и относительные (в качестве союзных слов связывают простые предложения в СПП) кто, что, какой, который, сколько, чей;
8)неопределённые некто, нечто, некоторый, несколько, кто – то, какой – либо, кое – кто
9) отрицательные никто, ничто, некого, нечего, никакой, нисколько.

· Средства связи предложений в тексте:

  • личные местоимения (если они заменяют существительное в предыдущем предложении);
  • обычные или контекстные синонимы и антонимы: синонимы – слова, близкие по значению ( большой – огромный), антонимы – слова, противоположные по значению (радость – горе); контекстные синонимы (приобретающие близкое значение только в конкретном тексте: выгода –преимущество); контекстные антонимы ( приобретающие противоположное значение только в конкретном тексте: «Волки и овцы»)
  • В 8. Памятка. Выразительные языковые средства. Тропы (слова, использованные в переносном значении):

Эпитет – образное определение, прилагательное в переносном значении (волнистые туманы).

Метафора - перенос названия предмета по сходству. (Горит восток зарёю новой.)

Виды метафоры:

Метонимия - перенос признаков с одного предмета на другой по смежности (сосуд и его содержимое, автор и его произведение). (Прочитал всего Пушкина. Съел тарелку супа.)

Синекдоха - замена множественного числа единственным, употребление части вместо целого и наоборот. (Поднялась тут вся пехота).

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами человека. (Спит Земля в сиянье голубом.)

Фразеологизм – устойчивое словосочетание, употребляемое в переносном значении. (Работать не покладая рук.) В отличие от метафоры фразеологизмы часто используются в речи, метафоры индивидуально - авторские. («Поклоняться золотому тельцу» – фразеологизм; «увяданья золотом охваченный…» - метафора).

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим.

Прямое сравнение (как, словно, будто, точно…): Берёзы стоят, как свечки…

Косвенное сравнение (в форме твор. пад.): Сокол камнем упал вниз…

Аллегория (иносказание) – выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах. (Н-р, трусость – в образе Зайца.)

Антономасия – употребление собственного имени в значении нарицательного (донкихот, донжуан).

Оксюморон - сопоставление несопоставимых понятий (слёзы радости; пышное природы увяданье).

Гипербола - художественное преувеличение (мечи стопудовые).

Литота - художественное преуменьшение. (Ваш шпиц / порода собак/ не более напёрстка…)

Перифраза – описательный оборот, употребляемый вместо слова или словосочетания.

(Город на Неве – Санкт- Петербург.)

Умолчание – намеренный пропуск слова в стихотворном тексте с целью создания эффекта недосказанности (Но уж об этом….тсс!..молчок!)

Синонимы – слова, близкие по значению: лексические – смысловые

(отличающиеся оттенками значения: большой - огромный); стилистические ( разного стиля: глаз – око); контекстные (приобретающие близкое значение только в определённом контексте: выгода – преимущество); синтаксические (с разным построением: начать работу – приступить к работе).

Омонимы- слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение: омофоны (различные по написанию: леса- лиса); омографы (слова разных частей речи: каменная печьпечь пироги); омографы (различные по произношению: замок- замок). Каламбур – игра слов (не жалея мыла, мыла).

Антонимы – слова, противоположные по значению: радость – горе; контекстные антонимы ( приобретающие противоположное значение только в определённом контексте «Волки и овцы»).

Паронимы – однокоренные слова, разные по значению, но близкие по звучанию и написанию (абонент- абонемент).

Риторические фигуры (фигуры речи, средства поэтического синтаксиса) – особое построение словосочетаний и предложений для создания эмоциональности и выразительности речи.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, который используется для привлечения внимания и выразительности речи. (И какой русский не любит быстрой езды?!)

Риторическое обращение – обращение, которое используется для привлечения внимания и выразительности речи. (О Волга! Колыбель моя!)

Риторическое восклицание – восклицательное предложение, которое используется для создания эмоциональности и выразительности речи. (Да здравствует солнце…!)

Антитеза – противопоставление понятий, явлений, качеств предметов, картин для создания худ. образа. (Ты и убогая, ты и обильная …)

Градация – расположение слов по эмоциональному нарастанию. (Не жалею, не зову, не плачу…)

Синтаксический параллелизм – сходное построение предложений, фраз. (Ходит плавно – будто лебёдушка; смотрит сладко – как голубушка…)

Лексический повтор – повтор слова или его формы независимо от места в предложении или в соседних предложениях. (Правда же бывает только правдой…)

Анафора (единоначатие) – повтор в начале строк, предложений.(Как всё вокруг сурово, снежно. Как этот вечер сиз и хмур!)

Эпифора - повтор в конце строк, предложений. (Это свершилось! Враг побеждён – это свершилось!)

Парцелляция - членение предложений на смысловые части.(Он посмотрел на ночное небо, усыпанное алмазными россыпями звёзд. И долго любовался этим великолепием.)

Ряды однородных членов (В этой картине сокрыто многое: тайное, сокровенное, искреннее, душевное… Инверсия – обратный порядок слов в предложении, при котором сказуемое стоит перед подлежащим, определение – перед определяемым существительным (Страшно сверкали глаза его.)

Вопросно – ответная форма изложения. ( Как научится быть счастливыми? На этот вопрос наука ответа пока не даёт .) Инверсия – обратный порядок слов (Не видел я девушки краше…)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: