ISBN 5-85129-005-6
© Издатель - ТОО «Либерея», 1993
СОДЕРЖАНИЕ
О новом издании книги...................................................................... 4
Общие сведения о таблицах.............................................................. 8
Таблица авторских знаков для кириллицы...................................... 11
Правила определения авторского знака и пояснения к ним........... 153
Таблица авторских знаков двоичных для латиницы........................ 159
Правила определения авторского знака........................................... 174
О НОВОМ ИЗДАНИИ КНИГИ
Н |
астоящее издание таблиц Л. Б. Хавкиной предпринимается по многочисленным просьбам библиотекарей крупных и крупнейших библиотек, поскольку со времени выпуска предыдущего, 6-го издания, прошло почти 30 лет. Между тем Таблицы — одно из немногих пособий в помощь фондовикам, столь хорошо зарекомендовавшее себя на практике и апробированное более чем 60-летним опытом их применения.
Авторские знаки широко применяются в мировой практике в библиотеках всех типов для осуществления единообразной, точной и быстрой алфавитной расстановки своих фондов. Унификация авторских знаков экономит время и труд по обработке книг, позволяет безболезненно выделять или соединять фонды например, при укрупнении библиотек. Кроме того, единство шифра облегчает пользование каталогами в однородных библиотеках, а библиотечного работника избавляет от необходимости приспосабливаться к иной технике при переходе из одной библиотеки в другую.
В целях оказания помощи библиотекам российские издательства проставляют классификационный индекс и авторский знак непосредственно на выпускаемых книгах. В связи с этим авторские таблицы стали необходимы и издательствам.
|
В небольших библиотеках авторские знаки определяются по пособию Л. Б. Хавкиной «Таблица авторских знаков двоичных», 25-е издание которого было осуществлено товариществом с ограниченной ответственностью «Либерея» в 1992 году. Крупные и крупнейшие библиотеки (с миллионными и многомиллионными фондами), как правило, применяют составленные также Л. Б. Хавкиной «Трехзначные авторские таблицы». По ним проставляется авторский знак и на печатных каталожных карточках, издаваемых Российской книжной палатой Быстрый рост фондов вызывает во все большем количестве необходимость применения этих таблиц и массовыми библиотеками. Кроме того, для библиотек всех типов и для осуществления централизованной классификации и каталогизации требуются таблицы авторских знаков для обработки книг на иностранных языках.
Настоящее издание книги Л. Б. Хавкиной удовлетворит все эти потребности Таблица может быть применена и в крупных, и в небольших библиотеках, и для централизованной классификации, так как позволяет определять двоичные авторские знаки (выделенные в тексте таблицы полужирным шрифтом), а при необходимости — легко превращать их в троичные, добавляя к ним по данной таблице третью цифру. Если полученный авторский знак все же оказывается недостаточным, правила позволяют расширять его на необходимое количество дополнительных символов. Поэтому наименование «трехзначные» заменено более точным — «эластичные таблицы» (одна — для кириллицы, другая — для латиницы).
В данном издании приняты все те изменения, которые свойственны последнему изданию «Таблицы авторских знаков двоичных» Л. Б. Хавкиной
В основном речь идет об упрощении правил и расширении возможностей пользования таблицами без необходимости вносить какие бы то ни было изменения в шифры уже сформированного фонда. Суть этих изменений конкретно сводится к следующему.
|
1. Используемые в Правилах профессиональные термины и выражения по возможности стандартизированы.
2. Решено не повторять тех положений, которые зафиксированы в Правилах составления библиографического описания, к этим Правилам просто дана отсылка. Возможно, для некоторых библиотекарей было бы удобнее пользоваться одним документом, а не двумя, т. е. они бы предпочли, чтобы правила описания были повторены здесь. Однако это, во-первых, сделало бы данные Правила слишком громоздкими, а во-вторых, слишком привязало бы Таблицу к Правилам библиографического описания: при каждом изменении правил описания следовало бы менять правила пользования таблицей и тут же ее переиздавать.
Принятый подход позволил резко сократить количество правил пользования таблицами. Появилась возможность превратить упраздненные правила в примеры.
3. Расширена возможность присваивать авторские знаки документам, чьи
заглавия начинаются на буквы Ё, Й, Ы. При этом сохранена возможность без
ущерба для расстановки пользоваться прежним правилом.
4. В 1940 г. Л. Б. Хавкина ввела правила, предусматривающие отражение в авторском знаке ряда совершенно излишних деталей (порядковый номер издания, дата созыва съезда или конференции, двойные фамилии и др.), применение так называемых «двойных знаков», четвертых цифр, нуля и многое другое. Редактировавший впоследствии ее таблицу Ю. В. Григорьев взамен нерационального усложнения шифров предложил расширить число обозначений на корешках книг и на ярлыках (лейблах), которые наклеивают на единицы хранения. В настоящем издании подход на упрощение, а не усложнение правил пользования таблицами, сохранен. В частности, упразднено выделение персональных авторских знаков, само это понятие из профессионального лексикона исключено. Упразднение персонального авторского знака облегчает, кроме прочего, процедуру автоматического поиска нужного знака в автоматизированных библиотечных системах.
|
Библиотекам, принявшим в свое время методику Л. Б. Хавкиной, можно либо продолжать ею пользоваться, либо отказаться от этой методики — на последовательности расстановки фонда это не скажется.
Если документы в фонде выделены по языковому признаку, полезно иметь в виду, что существуют таблицы авторских знаков для отдельных языков: английского (Ч. Кёттер, Кеттер-Сенборн, Шварц, Меррилль, Блисс, Браун, Джесс, Споарт и др.), голландского, датского и норвежского (X. Греве, Т. Дёссинг, М. Ванг), немецкого (Е. Иешке), украинского (Л. Б. Хавкина), казахского (З. Ескендиров и У. Джингильбаев), узбекского (А. Агеев и М. Латыпова), азербайджанского (тюркского) (М. Г. Рзакулузаде), грузинского (Т. Мачавариани, Т. Тотибадзе и Е. Хабурзания), армянского (А. Бабаян), киргизского (Т. Б. Данияров), латышского (Б. Цауне), литовского (В. Кисинене), эстонского (Суни), башкирского (М. Амирова), еврейского (А. и П. Розенталь), польского (В. Миллер), татарского (С. Тагирова), японского (Ч. Уемура, С. Чойн) и других.
Любовь Борисовна Хавкина
ОБ АВТОРЕ
Фамилию Л. Б. Хавкиной наши современники обычно ассоциируют лишь с «Авторскими таблицами», которые, начиная с 1916 года, свыше ста раз выходили в свет в разных видах и продолжают прочно удерживать первое место среди переизданий библиотечной литературы.
В первые три десятилетия нашего столетия Любовь Борисовна Хавкина (1871—1949) была, пожалуй, самым известным и уважаемым специалистом. Ее равно хорошо знали как работники небольших, так и средних и крупных библиотек. Еще в 1904, а затем в 1911 году было издано ее руководство «Библиотеки, их организация и техника», всесторонне освещавшее вопросы деятельности крупных книгохранилищ. С 1911 года начало выходить пособие Л. Б. Хавкиной «Руководство для небольших библиотек». Оно стало подлинной книгой-самоучителем для десятков тысяч сотрудников учреждений этого типа, тем более, что учебников и разработок подобного рода в те годы не было. Шестое издание, увидевшее свет в 1930 г., уже называлось «Руководство для небольших и средних библиотек». Так в поле зрения автора оказались библиотеки всех типов и видов. Перу Л. Б. Хавкиной принадлежит еще несколько книг по составлению указателей, зарубежному библиотечному делу, а также о сводных каталогах и другим профессиональным проблемам, более 300 статей, докладов и рецензий — буквально по всем аспектам библиотечного дела.
Л. Б. Хавкина — первая в нашей стране женщина — доктор наук в области библиотековедения. Причем докторскую степень ей присудили минуя кандидатскую,— первый и единственный до сего времени случай в нашей отрасли. А писала она свою работу во фронтовой Москве, отказавшись от эвакуации. И писала, все менее и менее видя окружающий мир: сказывалась глаукома. В 1945 году ей было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки. Она была награждена орденом Дружбы Народов, медалями.
Л. Б. Хавкина — основоположник профессионального образования в России. Оно начиналось в Народном университете имени А. Л. Шанявского (Москва) в 1913 г. В 40-е годы Л. Б. Хавкина консультировала аспирантов, анализировала научные труды преподавателей Московского библиотечного института. В 1935 году выпустила книгу «Заочное обучение в капиталистических странах», в последние годы жизни работала над темой «История библиотечного образования в России и СССР».
Она достойно представляла Советский Союз за рубежом. Прекрасно владея европейскими языками, выступала с докладами о советском библиотечном деле во Франции, Германии, Голландии, Скандинавских странах, США, Австрии, Чехословакии, Италии. И это в то время, когда выезд за границу нашим гражданам был практически полностью закрыт. Ее избрали почетным членом Чехословацкой библиотечной ассоциации и действительным членом библиотечной ассоциации США
Л. Б. Хавкина являлась директором первого и единственного в стране Научно-исследовательского института библиотековедения и рекомендательной библиографии, организовав в его структуре первый и уникальный Библиотечный музей.
Она перевела и написала сама, подобно своему современнику Н. А. Рубакину, более 75 научно-популярных книг. Одна из них, об Индии, очень понравилась Льву Николаевичу Толстому, о чем он ей и сообщил письменно.
«Библиотека должна закладывать фундамент общечеловеческой культуры»,— таково было жизненное убеждение Любови Борисовны. Ее отличала глубочайшая культура, она всегда изысканно одевалась, была чрезвычайно обязательной, тактичной, к делу относилась с необычайным энтузиазмом. О ее жизни и деятельности написаны десятки статей, воспоминаний, а также книга: Григорьев Ю. В. Л. Б. Хавкина (1871—1949). — М.: Книга, 1973— 126 с.
Л. Б. Хавкина — образец для всех нас.
Ю. Н. Столяров
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТАБЛИЦАХ
Прежде чем приступить к работе с таблицами авторских знаков, необходимо познакомиться с тем, для чего они служат, как построены и как ими пользоваться.
При различных системах расстановки библиотечного фонда, которые входят признак алфавита, прежде всего при наиболее распространенной систематическо-алфавитной, а также при расстановке карточек в ряде каталогов весьма желательно предельно упростить эти операции, сделав их по возможности чисто механическими. Существенное облегчение и ускорение этих операций достигается применением предлагаемых таблиц авторских знаков. Идея создания такой таблицы принадлежит известному американскому библиотековеду Чарлзу Кеттеру (1837—1903). Оригинальный русский вариант таблицы был составлен выдающимся российским библиотековедом Любовью Борисовной Хавкиной.
Своей простотой и практичностью таблица завоевала широкую популярность, среди библиотекарей она давно известна как «таблица Хавкиной», число ее переизданий намного превосходит любые другие переиздания практических пособий в помощь библиотекарю. Она еще долгое время не потеряет своего значения как повседневное подспорье в работе библиотекарей, а также редакторов издательств, поскольку существенно облегчает их труд, дает возможность поддерживать порядок в расстановке книг на полках, значительно ускоряет работу по подбору книг по требованиям читателей и, особенно, по обратной расстановке возвращенных книг на полки. Авторские знаки, из которых состоит таблица, позволяют расставлять книги в точном алфавитном порядке, почти не задумываясь над тем, какая из них должна быть по алфавиту раньше, а какая позже, и руководствуясь только буквенно-числовой последовательностью. Это обусловлено тем,
что авторский знак входит в состав шифра хранения документа. Полочный классификационный индекс обычно указывают в числителе шифра, а авторский знак — в знаменателе.
Авторский знак облегчает, по крайней мере на первой стадии, расстановку в алфавитном порядке и каталожных карточек. На второй стадии расстановки карточек в каталогах нужно руководствоваться алфавитной последовательностью заголовков описания.
Авторский знак — это условное обозначение первого слова, с которого начинается первый элемент библиографического описания. Оно состоит из начальной буквы этого слова и числа, соответствующего первым, а иногда и последующим буквосочетаниям этого же слова. Иногда область действия авторского знака распространяется не на одно слово, а на два и более. В отдельных случаях после буквенно-числового обозначения допускается включение еще одной-двух букв или цифр, что служит более точной расстановке фонда.
Какие именно цифры требуются в каждом случае, помогает определить таблица авторских знаков. По таблице для кириллицы можно присваивать как двоичные, так и троичные числа авторского знака.
Троичные числа получаются путем десятичного деления каждого двоичного числа. При этом троичные числа согласованы и соединены с двоичными, для наглядности выделенными жирным шрифтом.
Примеры:
Уль 51
Ульн 511
Ульп 512
Ульр 513
Ульс 514
Ульт 515
Улья 516
Ульяно 517
Ульянс 518
Уля 519
Ум 52
Аналогично из трехзначных чисел могут быть образованы четырехзначные и т. д. При этом каждый новый концентр будет в 10 раз обширнее предыдущего. Поэтому таблица эластична, растяжима, что позволяет пользоваться ею применительно к фонду или подфонду любого объема. Кроме того, при необходимости можно перейти с двоичных чисел на троичные и т. д. без радикальной перешифровки уже сформированного массива.
В целях удобства пользования и экономии места соседние
буквы алфавита сгруппированы по две (А и Б, В и Г и т. д.), столбец цифр равно относится к каждому образуемому ими буквосочетанию. Например:
Аа 12 Ба
Аак 121 Бабан
Аал 122 Бабая
Аам 123 Бабе
Аан 124 Бабен и т. д.
Авторские знаки расположены в строго алфавитном порядке Они обозначены соответствующей буквой и числами: двоичные — от 11 до 99, троичные — от 11 до 999.
Соответственно и документы размещают на полках 1 возрастающей последовательности авторских знаков.
Примеры:
Васильев В 191
Василевский В 192
Васильков В 193
Васильченко В 194
Васин В 195
Процесс определения авторского знака не представляет особых трудностей.
ТАБЛИЦА
АВТОРСКИХ ЗНАКОВ
ДЛЯ КИРИЛЛИЦЫ
ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОРСКОГО
ЗНАКА И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ