Основными характеристиками или отличительной особенностью научных знаний является их последовательностью, систематичность и контролируемость.
Надежность, систематичность и контролируемость научных знаний обеспечивается с помощью различных методов исследования.
Метод научного исследования представляет собой некоторую систематическую процедуру, состоящую из определенной последовательности действий, приемов, операций, применение которых в каждом конкретном случае либо неизменно приводит к достижению поставленной цели, либо такая цель достигается в подавляющем большинстве случаев. Цели эти могут быть как практическими, так и теоретическими, познавательными.
Каждая проблема в науке требует определенных средств и методов ее решения: по это вовсе не значит, что для решения каждой новой проблемы нужно создавать свои, особые методы.
В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы
естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.
Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.
В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:
1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных,
естественных и технических науках;
3) частные - для родственных наук;
4) специальные - для конкретной науки, области научного познания.
Под техникой исследования понимают совокупность специальных
приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования - определенную последовательность действий, способ организации исследования. Методика - это совокупность способов и приемов познания.
|
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называется методологией. Впрочем, понятие «методология» употребляется в двух значениях:
1) совокупность принципов, норм, методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);
2) учение о принципах построения, формах и методах познания.
Каждая наука имеет свою методологию.
Существуют следующие уровни методологии:
1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и
общенаучные методы познания.
2. Частная методология научных исследований для группы родственных наук.
3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.
К всеобщим методам относятся диалектический, метафизический, герменевтический и др.,
Все общенаучные методы для анализа можно разделить
на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.
Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ - это расчленение, разложение объекта исследования на со-
ставные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.
Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.
|
Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных
случаев к общему положению.
Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.
Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором
из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.
К теоретическим методамотносятся аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.
Аксиоматический метод - способ исследования, который состоит в
том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без
доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Гипотетический метод - способ исследования с помощью научной
гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.
Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:
1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;
|
2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;
3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия
(заключения) с помощью дедукции;
4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.
Формализация - отображение явления или предмета в знаковой
форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики,
химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.
Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Этот метод используется, например, для создания компьютерных программ.
Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых свойств и от-
ношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя
свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.
Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих
свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в
них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности.
Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и
явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные,
основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем
обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых
признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.
Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.
Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.
Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.
К эмпирическим методам относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.
Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту
изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое состоит в наблюдении со стороны, когда исследователь - постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу, её деятельность в качестве участника.
Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, кар-
точках, на кинопленках и другими способами.
Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые
устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание
бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами.
Счет - это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства.
Измерение - это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном.
Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или не-
скольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.
Эксперимент - это искусственное воспроизведение явления, процесса
в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:
- по отраслям научных исследований - физические, биологические, химические, социальные и т.д.;
- по характеру взаимодействия средства исследования с объектом -
обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с
исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).
Моделирование - это получение знаний об объекте исследования с
помощью его заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта.
На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по
аналогии переносятся на этот объект.
В теории моделирования различают:
1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей, знаков, математической интерпретации;
2) материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи.
4. Этапы НИР
Каждое научное исследование предполагает общую последовательность выполнения условно самостоятельных составных частей, которые называются этапами научного исследования. В общем случае можно выделить следующие четыре этапы научного исследования:
1. Подготовка к исследованию.
2. Проведение теоретических и экспериментальных исследований.
3. Оформление результатов научного исследования.
4. Проверка результатов исследования на практике (внедрение результатов исследований в производство) и оценка экономической эффективности результатов исследования.
1 этап – подготовительный, включает в себя: выбор темы, проведение патентного поиска и обоснование необходимости выполнения данного исследования, обоснование возможности исследования темы, определение гипотез, целей и задач исследования, разработку программ и методик научного исследования, разработку плана написания научной работы, подготовку средств исследования.
В начале любого исследования формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Тема НИ – это и заглавие работы и наиболее кратка форма предъявления и содержания проводимого исследования. Тема фактически определяет границы проводимого исследования, а ключевые слова в заглавии представляют те понятия, которым посвящается вся работа, в теме также указываются ограничительные условия, определяющие поля исследования.
Перед выбором темы необходимо ознакомиться с отечественными и зарубежными источниками, определить в какой меры вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответу еще не получены либо они недостаточны.
В результате изучения научно-технической и патентной литературы раскрывается физическая сущность развития явлений и связей отдельных элементов между собой. Исследователь знакомится с применением технических средств измерения, методами анализа процессов исследуемой системы, критериев оптимизации факторов, влияющих на процесс. Производится ранжирование факторов на основе априорной информации, обосновывается необходимость проведения данного исследования и возможность использования ранее полученных результатов для решения задач выполняемого исследования.
Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов являются весьма ответственной задачей. Выбранное направление исследований часто становится стратегией научного работника или научного коллектива на длительный период.
При выборе темы исследования следует руководствоваться следующими общими правилами:
Правило 1: Тема НИ выбирается строго с учетом профиля научного учреждения или конкретного специалиста.
Правило 2: Тема вбирается с учетом квалификации (знания, опыт) и имеющегося научного задела сотрудников (т.е. работ проводимых по сходной тематике), а также на основе исследовательских возможностей, или производственных мощностей исполнителя.
Правило 3: Тема выбирается с учетом ее актуальности.
Т.е. темы научного исследования должны быть важными, требующими скорейшего разрешения, иметь научную новизну (т.е. вносить вклад в науку), быть экономически эффективными (или иначе быть востребованными на практике) для народного хозяйства.
Поэтому выбор темы должен базироваться на специальном технико-экономическом расчете. Так перед каждой НИР разрабатывается тех-
нико-экономическое обоснование, в котором определяются стоимость и сроки выполнения работы.
При разработке теоретических исследований требование экономичности иногда заменяется требованием значимости, определяющим престиж отечественной науки.
Правило 4: Тема выбирается с учетом времени, отводимого на ее исследование. Для этого необходимо оценить имеющийся научный задел, т.е. работ проводимых по сходной тематике), количество времени, отводимое на поиск литературы, ее анализ, а это связано в свою очередь с тем насколько разработано сходные вопросы в литературе.
Под целью исследования понимается результат познавательного процесса, т.е. ради чего выполняется исследование – конечный его результат. Цель исследования должна быть четко сформулирована и допускать количественную оценку.
Например, поиск, обоснование, обобщение, разработка, описание, объяснение, опровержение, классификация, установление закономерности (взаимозависимости).
Формулировка темы исследование, постановка цели определяют стратегию исследования, т.е. поиск и определение основного пути и предполагаемого результата всего исследования.
После определения стратегии исследования переходят к процессу проектирования тактики исследования, которая включает в себя: определение объекта и предмета исследования, гипотезы исследования, задач исследования, методов и методологии исследования. Иначе тактика – это система практических действий, направленных на достижение конкретной цели исследования.
Под объектом исследования понимается научное или практическое пространство в рамках которого ведется исследование. Научное пространство – это теория, концепция, определяющие характер исследования. Практическое пространство – процессы, явления, конкретные системы.
Под предметом исследования понимается наиболее значимые с точки зрения практики или теории свойства, стороны и особенности объекта, которые подлежат изучению. В качестве объекта исследования выбирают типичный представитель, характерный для изучения сущности явления или раскрытия закономерности.
Итак, по результатам изучения накопленной информации о предмете исследования формулируется рабочая гипотеза. Напомню, что гипотеза – это научное предположение выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений или процессов, или иначе предположение о путях достижения цели. Одно из главных требований к гипотезе – это возможность ее последующей экспериментальной проверки. Рабочая гипотеза – важный элемент исследования, она синтезирует априорное представление о предмете исследования и определяет круг решаемых задач для достижения поставленной цели.
Задачи исследования – конкретные мероприятия, действия, операции, которые необходимо выполнить для достижения заданной цели. Пример формулировки задач: выявить, доказать, сформулировать, создать, установить, разработать и т.п.
Следующим шагом первого этапа является разработка программ и методик научного исследования.
Программа и методика исследования включают:
- составление графика или календарного плана выполнения работ поэтапно с укрупненным представлением содержания для каждого этапа;
- выбор методов исследования и в том числе методов теоретического и экспериментального исследования;
- выбор технических средств экспериментального исследования для воспроизводства и генерации развития явлений или связей объектов исследования, регистрации их состояний и измерения воздействующих факторов;
- математическое моделирование объекта исследования и планирование эксперимента;
- оптимизацию выходных показателей исследуемых процессов;
- выбор методов статистической обработки опытных данных и анализа результатов эксперимента;
- выбор метода экономического анализа результатов исследования.
Исследовательский (2) этап состоит из систематического изучения литературы по теме, проведения теоретических и эмпирических исследований, обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
2 этап исследования предполагает планирование опытов, подготовку к опытам их проведения, статистическую обработку экспериментальных данных.
Рассмотрим некоторые наиболее общие вопросы экспериментальных исследований, например, при оценки эффективности влияния помех на работу РЛС. Такие исследования характеризуются необходимостью учета большого числа факторов, которые по-разному влияют на выходные показатели процессов:
выявление существенности влияния факторов на показатели свойств изделия и их ранжирование по степени влияния (задачи оценки факторов на существенность их влияния);
поиск таких условий (режимов и т.п.), при которых будет обеспечиваться либо заданный уровень, либо более высокий, чем достигнутый к настоящему времени (экстремальные задачи);
установление вида уравнения на основе раскрытия связи между факторами, их взаимодействиями и показателем свойств изделия (интерполяционные задачи).
Основным методом исследования таких систем является статистический, а метод проведения эксперимента – активным или пассивным. Проведение ²активных² экспериментов предполагает использование методов планирования, т.е. активное вмешательство в процесс и возможность выбора способа воздействия на систему. Объект исследования, на котором возможен активный эксперимент, называется управляемым. Если оказывается, что заранее не представляется возможным выбрать способы воздействия на состояние системы, то проводится ²пассивный² эксперимент.
Математическое планирование эксперимента, выбор факторов, уровней их варьирования и математическая обработка результатов производится с использованием специальных приемов и имеет свои специфические особенности при решении конкретных задач и рассматривается в специальной литературе.
После завершения теоретических и экспериментальных исследований проводится общий анализ полученных результатов, осуществляется сопоставление гипотезы с результатами эксперимента. В результате анализа расхождений проводятся дополнительные эксперименты. Затем формулируются научные и производственные выводы, составляется научно-технический отчёт.
Третий этап включает определение композиции (внутренней структуры) работы – научно-технического отчета, уточнение заглавия, подготовку черновой рукописи, ее редактирование, оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.
Также к этому этапу можно отнести оформление результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих защите, в виде авторских свидетельств, патентов и пр.
Следующим этапом разработки темы является внедрение результатов исследований в производство и определение их действительной экономической эффективности. Внедрение фундаментальных и прикладных научных исследований в производство осуществляется через разработки, проводимые, как правило, в опытно-конструкторских бюро, проектных организациях, опытных заводах и мастерских. Разработки оформляются в виде опытно-технологических или опытно-конструкторских работ, включающих формулирование темы, цели и задач разработки; изучение литературы; подготовку к техническому проектированию экспериментального образца; техническое проектирование (разработка вариантов технического проекта с расчётами и разработкой чертежей); изготовление отдельных блоков, их объединение в систему; согласование технического проекта и его технико-экономическое обоснование. После этого выполняется рабочее проектирование (детальная проработка проекта); изготавливается опытный образец; производится его опробование, доводка и регулировка; стендовые и производственные испытания. После этого осуществляется доработка опытного образца (анализ производственных испытаний, переделка и замена отдельных узлов).
Успешное выполнение перечисленных этапов работы даёт возможность представить образец к государственным испытаниям, в результате которых образец запускается в серийное производство. Разработчики при этом осуществляют контроль и дают консультации.
Внедрение завершается оформлением акта экономической эффективности результатов исследования.
Сбор научной информации
Под источником информации понимается документ, представляющий собой различного рода издание, и предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.
Также источниками научной информации служат неопубликованные документы: диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-
исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках, научные переводы, обзорно-аналитические материалы. В отличие от изданий эти документы не рассчитаны на широкое и многократное использование, находятся в виде рукописей либо тиражируются в небольшом количестве экземпляров.
Все документальные источники научной информации делятся на
первичные и вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.), а вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие тому подобные издания).
Издания можно разделить на научные, учебные, и справочно-информационные издания.
Виды научных изданий
Научным считается издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Научные издания бывают следующих видов:
Монография - научное или научно-популярное книжное издание,
содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или
темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.
Автореферат диссертации - научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
Препринт - научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.
Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Материалы научной конференции - научный непериодический
сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения).
Тезисы докладов (сообщений) научной конференции - научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).
Научно-популярное издание - издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-
неспециалисту.
Виды учебных изданий
Учебное издание - это издание, содержащее систематизированные
сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме,
удобной для преподавания и изучения, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения. Виды учебных изданий:
Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично
(полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания.
К Справочно-информационным изданиям относятся:
Справочное издание - издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения. Это - словари, энциклопедии, справочники специалиста и др.
Информационное издание - издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых) либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, в том числе органами НТИ. Эти издания могут быть библиографическими, реферативными, обзорными.
Библиографическое издание - это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей (описаний). К таким изданиям относятся выпускаемые Российской книжной палатой государственные библиографические указатели Российской Федерации: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись авторефератов диссертаций».
Реферативное издание - это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих рефераты. К ним относятся реферативные журналы, реферативные сборники, информационные листки и экспресс-информация.
Обзорное издание - это информационное издание, содержащее публикацию одного или нескольких обзоров, включающих результаты анализа и обобщения представленных в источниках сведений.
Кроме того, издания могут быть непериодическими, периодическими и продолжающимися.
Непериодическое издание выходит однократно, и его продолжение заранее не предусмотрено. Это книги, брошюры, листовки.
Книга - книжное издание объемом свыше 48 страниц.
Брошюра - книжное издание объемом свыше четырех, но не более 48 страниц.
Текстовое листовое издание объемом от одной до четырех страниц называется листовкой.
Периодические издания выходят через определенные промежутки
времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не
повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие. Это газеты, журналы, бюллетени, вестники.
Газета - периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.
Журнал - это периодическое текстовое издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющие постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Бюллетени и вестники могут быть периодическими или продолжающимися изданиями. Продолжающиеся издания выходят через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие.
Бюллетень (вестник) - это периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.
Можно отметить следующие способы отбора литературы для чтения и изучения:
во-первых, по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;
во-вторых, по рекомендации научного руководителя, преподавателя или иного специалиста в области исследований;
в-третьих, из имеющихся «под рукой» источников.
Изучение научной литературы следует проводить в два этапа:
1. Первичное знакомство с источником - Общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению и беглый просмотр книги, статьи, рукописи и т.п.
В результате первичного знакомства с источником:
- устанавливается целесообразно ли дальнейшее его изучение.
- оценивается степень сложности источника.
2. Глубокое чтение и анализ.
Тщательная проработка текста заключается не только в полном его прочтении, но и в усвоении, осмыслении, детальном анализе прочитанного. В тексте следует выделить основные положения и выводы автора и доказательства, их обосновывающие.
Для этого этапа можно выделить ряд приемов в изучении литературы:
- чтение в порядке последовательного расположения материала и штудирования наиболее важного текста;
- выборочное чтение материала;
- т.н. ²партитурное чтение² или одновременное ознакомление с содержанием текста в объеме полстраницы или целой страницы;
- составление плана прочитанного материала, конспекта или тезисов;
Планом книги является ее оглавление.
Конспект представляет собой сжатое изложение существенных положений и выводов автора без излишних подробностей. З аписываются определения, новые сведения, точки зрения автора публикации по спорным вопросам, приведенные им аргументы, цифровые данные, а также все то, что может быть использовано для научной работы. При этом рекомендуется в конспекте указывать номера страниц издания, на которых содержится необходимая вам информация, чтобы впоследствии при написании курсовой и дипломной работы, доклада или статьи можно было сделать ссылку на использованный источник.
При составлении тезисовкратко излагаются основные положения и выводы, содержащиеся в публикации.
- повторное чтение материалов и сопоставление его с другими источниками информации;
- перевод текста из иностранных изданий с записью на родном языке;
- обдумывание прочитанного материала, критическая оценка его,
- записи своих мыслей по поводу новой информации., наиболее часто встречающиеся приемы записей:
- записи в виде дословной выдержки из какого-либо текста с указанием источника информации и автора цитаты;
- записи в свободном изложении с точным сохранением содержания источника и авторства;
- записи и рисунки на вкладных чистых листах и прозрачной бумаге чертежей, таблиц и т.д.;
- составление плана прочитанного произведения;
- составление конспекта по материалам прочитанной книги, статьи и т.п.;
- отчеркивание и подчеркивание отдельных слов, формул, фраз на собственном экземпляре книги, иногда цветными карандашами;
- записи цитат из нескольких литературных источников на определенную тему;
- записи дословные с комментариями;
- записи, оформленные на перфокартах ручного обращения или на карточках, в тетрадях, блокнотах и т.п. путем условных обозначений, стенографических знаков и т.д.;
- изложение своих замечаний по прочитанному материалу в виде афористических записей.
Патентный поиск
П атент – это охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет патентообладателя на некоторый объект интеллектуальной собственности, под которым понимается изобретение, полезную модель или промышленный образец, товарный знак или программное обеспечение.
Под изобретением понимается техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу), способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств) или применению (в частности, применение уже известного продукта или процесса по новому назначению).
Патент на изобретение может быть выдан, если изобретение удовлетворяет трем основным условиям патентоспособности:
- новизна, то есть изобретение неизвестно из существующего уровня техники;
- неочевидность, то есть предлагаемое решение для специалиста явным образом не следует из уровня техники;
- применимость, то есть изобретение может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях деятельности.
Полезная модель — сходное с изобретением техническое решение, относящееся исключительно к устройству. Для полезных моделей установлены менее строгие условия патентоспособности, сокращенные сроки и упрощенные процедуры рассмотрения заявки. Условия патентоспособности — промышленная применимость и новизна совокупности существенных признаков
Промышленный образец — объект интеллектуальных прав, относящийся к внешнему виду, дизайну и эргономическим свойствам изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Условиями патентоспособности промышленного образца являются новизна и оригинальность.
Патент на программное обеспечение — патент, чья новизна заключается исключительно в математическом обеспечении. Формально запрещены во многих странах, в действительности выдаются.