Россия перед вторым пришествием 37 глава




 

Примерно к 1980 году, как и было обещано, завершилось созидание социально-экономических основ коммунистического общества, и оно сразу стало перерастать в высшую свою фазу - духовного коммунизма, ныне уже почти достигнутую. Перестройка сокрушила последние бастионы неравенства, командно-административную систему, партийную иерархию, бюрократическую машину - и тем самым подготовила полный коммунизм. Уже и сильного государства не осталось, чтобы разделять и властвовать: мощь и имущество от него уходят, а никуда не доходят, просто развоплощаются посередине.<...> Не осталось никаких защитных слоев, никаких перегородок и частных владений, разделяющих индивидов: они прямо прикасаются друг к другу оголенными нервами. Все общество обобществилось до самой последней степени, превратившись в некое сплошное коммунистическое тело, с даром экстрасенсорного восприятия и универсального оборотничества. Каждый становится всем (как в песне: «Кто был ничем...» - Сост.), все проявляются в каждом. Чем больше разваливаются верхние структуры советского общества, тем ощутимее в нем нерасторжимое ядро первобытной орды: магическая перводуша коллектива. Осталось только идеологически осмыслить это явление, провозгласив следующий шаг: превращение коммунизма из науки в религию. Его возвращение к той самой мистической ереси о целокупной мировой душе и неимущем, сверхчувственном братстве, из которого он когда-то возник (такое саморазоблачение дорогого стоит - Сост.).

 

Однако наряду с возвращением традиционных вероисповеданий и отчаянно-вдохновенным броском в глубочайшую архаику есть еще одна тенденция, наименее замеченная, почти не воплощенная. Ее можно назвать религиозным модернизмом или экуменизмом, хотя эти западные термины не совсем к ней подходят. Речь идет о возможностях образования какого-то целостного религиозного миросозерцания, но не путем сознательного синтеза разных вер, как это Сделается на Западе, а через переживание безблагодатной пустоты всего советского мира.

 

Представьте себе молодого человека из типичной советской семьи, на протяжении трех-четырех поколений начисто отрезанной от каких-либо религиозных традиций. И вот теперь, слыша в своей душе некий призыв свыше, некий голос Божий, этот молодой человек никак не может определить, куда же ему идти, под крышей какого храма укрыться. Все исторические религии ему равно далеки, а голос раздается все ближе и ближе. Молодой человек идет в православный храм - и сталкивается со вполне определенной системой догм и обрядов, которая кажется ему слишком тесной для этого вселенского чувства. Он идет в католический храм, в синагогу, идет к баптистам, лютеранам - и всюду видит исторически сложившиеся формы богопочитания, тогда как ему хочется знать Бога целым и неделимым. Человек ищет веры - а находит вокруг одни только вероисповедания.

 

Вот в этом разрыве между верой и вероисповеданиями и возникает бедная религия, не имеющая ни устава, ни книг, ни обрядов. Заметьте, что из атеизма сейчас уходит гораздо больше людей, чем приходит в храмы. Они уходят - и не доходят, остаются где-то на распутье. Но это распутье (точка «развоплощенья», черная дыра - Сост.), в сущности, и есть главная точка, где сходятся все пути. Точка единоверия, равного приятия всех вер, как ведущих к единству веры.

 

Именно безверие советских лет сформировало такой тип современного человека, про которого нельзя определенно сказать ни «православный», ни «иудей», ни «мусульманин» - но просто «верующий». В западных странах это понятие почти не употребляется как лишенное смысла. Верующий во что? Какой деноминации? Но в Советском Союзе все верующие были уравнены по отношению к господствующему типу неверующего - и вот вера, теснимая со всех сторон, вдруг действительно стала наполняться каким-то положительным содержанием. Просто вера. Просто в Бога. Таких верующих в Советском Союзе сейчас гораздо больше, чем исповедующих какую-либо определенную веру. Вот это и можно назвать бедной религией. Это религия без дальнейших определений, столь же прямо и цельно предстоящая Богу, как целен и неделим сам Бог.

 

В душе бедного верующего нет никаких догматических предпочтений, которые создаются непрерывной исторической традицией, крепким семейным религиозным укладом. За предыдущие семьдесят лет в духовной жизни страны была вытоптана такая ровная пустыня, что мелкими кажутся межи, сохранившиеся от разных исторических религий. <...>

 

Тенденция к объединению разных вер существует и на Западе - как экуменическое движение внутри христианства или как поиск всемирного религиозного синтеза, объединяющего иудаизм и христианство с буддизмом и индуизмом. Но все это происходит на почве уже Состоявшихся, богатых, развитых религиозных традиций, как попытка наладить их сближение, диалог. Путь бедной религии, вышедшей из неверия, из атеистического небытия, и ведущей к единству веры через пустыню безверия, - это уникальный советский путь» 37.

 

Но воистину: все новое в этом мире не более чем хорошо забытое (невольно или с умыслом) старое. Относится это и к «бедной религии», навязчиво рекламируемой Михаилом Эпштейном со страниц «Независимой газеты» как реальность, возникшую в результате построения «духовного коммунизма». В первой части переизданной недавно (М. 1991) «Истории Христианской Церкви» Н. Тальберга, в главе с характерным названием «Еретики иудействующие» читаем о ереси евионитов, существовавшей во II-V вв., «получивших такое название от еврейского слова евион, что значит бедный. (Евиониты названы этим именем или от бедности их общества, или от бедности умственной, духовной). Они признавали решительно необходимым для всех христиан соблюдение Моисеева закона, считая, поэтому, апостола Павла, восставшего против этого, отступником от веры. По их понятию, иудейская религия и с пришествием Христа Спасителя, по-прежнему, имеет важное значение в деле спасения людей. Таким образом, значение христианства как религии, имевшей обнять весь мир, ограничивалось. Евиониты не придавали ему даже значение новой религии, а считали продолжением того же иудейства. Отсюда и учение их о Христе Спасителе было не то, какое содержит истинная христианская Церковь. Признавая Его за Мессию, они видели в Нем не Бога-Искупителя, а только великого пророка, подобного Моисею...»

 

По сообщениям зарубежной прессы, «Роберт Мюллер, бывший помощник генерального секретаря ООН, канцлер Университета за Мир, католик, назвал соединение Европы, намеченное на 1992-й год, «шагом к мировой общине, предвестником надежды». Он высказал надежду, что «религиозные лидеры встретятся и определят... космические законы, общие всем верованиям... Они должны будут сообщить политикам, в чем заключаются космические законы, что Бог или боги, или космос ожидают от людей» 38..

 

1. Фудель С. И. У стен церкви. С. 240-241.

 

2. Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. С. 81.

 

3. «Православный путь». Джорданвилль. 1991.

 

4. Грядущие судьбы России. Пророчества Преподобного Серафима Саровского // «День». 1991. № 1. С. 7. (Публикация А. Н. - Стрижева). Ср. с «Житием пр. Серафима Саровского» // Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М. 1979. С. 601-602.

 

5. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 2. С. 193.

 

6. «Литературная учеба». 1991. № 1. С. 132.

 

7. Письма Владимира Сергеевича Соловьева. Т. IV. С. 222.

 

8. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. 1. С. 188-189.

 

9. Запись со слов Нины Д. Архив Оптиной пустыни.

 

10. Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. С. 72.

 

Например, в «Откровении Мефодия Патарского» (IV или VII в.) повествуется о том, что после воцарения «Царя греческого» (последнего Царя) и изгнания им «измаильтян» умирится земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть година. И на конец века будет веселие на земли <...> и почиют человеци во време оно от скорбий своих. <...> (Истрин В. М. Откровения Мефодия Патарского. С. 108-113) Ср.: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба <...> и не избегнут» (1 Фес. 5:3).

 

11. О том, как это может произойти, видно на примере Жития Св. Кирилла, архиепископа Александрийского, без причины гневавшегося на Св. Иоанна Златоуста. Однажды в видении Св. Кирилл увидел чудесный храм, в котором он увидел Богородицу. Припасть к Ее ногам воспрепятствовал Св. Иоанн Златоуст, которого Матерь Божия попросила: «Прости его для Меня...» «Когда Пречистая Богородица изрекла эти слова, Иоанн немедленно смиловался и отвечал Богородице: «По Твоему, Владычица, ходатайству я прощаю его». Затем дружелюбно подойдя к Кириллу, он обнял и облобызал его, и, таким образом, они примирились друг с другом в видении» (Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского. Кн. 10. М. 1913. с. 173).

 

12. О. Павел Флоренский писал: «Молитва, составленная Гоголем к Пресвятой Богородице; молитву эту любил читать о. Исидор. Она не помещена в «Полном собрании сочинений Н. В. Гоголя», но со слов о. Исидора была напечатана в «Русском архиве» 1899 г. кн. 8 А. А. Третьяковым и в «Московских ведомостях», 1909, № 65 К-им. Отец же Исидор знал ее от своего брата, камердинера в доме гр. А. П. и А. Г. Толстых (Москва, Никитский бульвар, ныне дом Катковых), где жил в последние годы и где скончался Гоголь». А вот и текст молитвы:

 

«Никтоже притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево,

 

но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению».

 

К Тебе, о Матерь Пресвятая!

 

Дерзаю вознести мой глас,

 

Лице слезами омывая:

 

Услышь меня в сей скорбный час,

 

Прийми теплейшия моленья,

 

Мой дух от бед и зол избавь,

 

Пролей мне в сердце умиленье,

 

На путь спасения наставь.

 

Да буду чужд своей я воли,

 

Готов для Бога все терпеть.

 

Будь мне покровом в горькой доле -

 

Не дай в печали умереть.

 

 

Ты всех прибежище несчастных,

 

За всех молитвенница нас!

 

О, защити, когда ужасный

 

Услышим (услышу) судный Божий глас,

 

Когда закроет вечность время,

 

Глас трубный мертвых воскресит,

 

И книга совести все бремя

 

Грехов моих изобличит.

 

Стена Ты верным и ограда!

 

К Тебе молюся всей душой:,

 

Спаси меня, моя отрада,

 

Умилосердись надо мной!

Соль земли... С. 97-98

 

13. Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита Иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским. Св. - Германовский Аляскинский, монастырь. Платина. 1984. С. 37-38.

 

14. Павлович Н. А. Записки об о. Нектарии // Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди. Машинопись. Б. м. и г. (Архив Оптиной пустыни). «Литературная учеба». 1992. Кн. 4. С. 7.

 

15. Нилус С. А. Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле. С. 191-192.

 

16. «Православная Русь». 1975. № 14. С. 11.

 

17. «The Orthodox Word». 1991. № 158. P. 138-141.

 

18. Запись проповеди в архиве составителя.

 

19. ЧОИДР. Кн. II. № 7.

 

20. Святитель Игнатий (Брянчанинов). О кончине мира. М. 1991. С. 27.

 

21. Толковая Библия. Изд. преемников А. П. Лопухина. Т. 8. СПб. 1991. С. 368.

 

22. Страшный суд Христов. С. 9.

 

23. Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) // «Вопросы философии». 1991. № 8. С. 74. Примечательно, что автор - профессор Иерусалимского университета (Израиль) - слово «антихрист» пишет с прописной буквы, как бы возвышая его до Спасителя. (Об Агурском см.: «Град-Китеж». 1992. № 5(10). С. 6).

 

24. Ср. название сборника статей В.В.Розанова о революционерах - «Черный огонь». -Сост.

 

25. Как известно, на 1917 год «композитор А.Н. Скрябин наметил постановку своей «Мистерии», лишь раз опубликованной в шестом томе в «Русских Пропилей» (М., 1919). В грандиозном синтетическом «действе» предполагалось использовать большие массы людей, самые разные виды искусств, краски и даже ароматы. Постановка из-за смерти А. Н. Скрябина, как известно, не состоялась. Сам же год выбран был далеко не случайно: 1917-й композитор связывал с концом мировой истории» (Фомин С. Считай себя предупрежденным // «Советская литература». 1991. №1. С. 148). - Сост.

 

26. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского Богословия. Париж. 1937. С. 486-487.

 

27. Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа. М. 1990. С. 289-301.

 

28. Богохульство, словно сошедшее со страниц произведений Ф. М. Достоевского. - Сост.

 

29. Деятели СССР и революционного движения России. Энциклопедический словарь Гранат. М. 1989. С. 373. Достойно внимания, что Бухарин, богохульствуя, пишет имя Спасителя со строчной буквы.

 

30. О. Родион. Феномен НЛО по учению Православной Церкви // Не участвуйте в делах тьмы. Вып. IV. СПб. 1990. С. 27-28.

 

31. «Российская газета». 6. 11. 1991.

 

32. Познание их сути весьма просто: «Известный в России экстрасенс Кашпировский, будучи однажды спрошен, почему он не крещен, ответил, что если он крестится, то боится потерять свои способности. Господа нашего Иисуса Христа он считает человеком, а когда перед одной телепередачей в Грузии его попросили по православному обычаю перекреститься (и прочесть «Отче наш». - Сост.), то это вызвало такую реакцию гнева и ненависти, что телевидение было вынуждено прекратить трансляцию» (Православная Русь». 1992. 1/14 апреля. С. 16). - Сост.

 

33. О. Родион. Феномен НЛО. С. 29.

 

34. Добротолюбие. Т. 1. М. 1905. С. 22.

 

35. Цит. по ст.: Признаки последнего времени // «Земщина». 1991. №23(40).

 

36. «Преподобный» Мун и антихрист // «Нива». Ричмонд (США). 1985. № 7-9. С. 3.

 

37. Эпштейн М. Путь в пустыне // «Независимая газета». 09.10.1991

 

Фомин С. Древние корни «новой» религии (К истории воплощения одной «фальшивки» в жизнь) // «Московский литератор». 1991. № 19.

 

38. «Грядущее царство антихриста» // «Имперский Вестник». 1990. №12.

Обращение иудеев

 

«Бог ведет все народы ко спасению путем Судов Своих». Н. П. Розанов

 

«...Вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и не одно не падает на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: «не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!» (Ам. 9:9-10).

 

«... Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника...» (Ос. 3:4).

 

«Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет» (Пс. 73:9).

 

«...Пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, - озарения, и ходим во мраке» (Ис. 59:8-9).

 

«И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей...» (Втор. 28:64-66).

 

«Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Мф. 23:35-36).

 

«Дополняйте же меру отцов ваших. <...> Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «благословен Грядый во имя Господне!» 1 (Мф. 23:32, 37-39).

 

«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили» 2 (Деян. 7:51-63).

 

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине» (Ин. 8:44).

 

Св. Иоанн Златоуст: «...За то, что вы убили Христа; за то, что подняли руки на Владыку; за то, что пролили драгоценную кровь; вот за что нет вам облегчения, нет, наконец прощения, нет извинения. Тогда вы оскорбляли рабов - Моисея, Исайю и Иеремию; тогда, хотя и совершалось нечестие, но еще не было сделано главное зло. А теперь вы затмили все прежние (беззакония), и после злодейства против Христа для вас не остается уже никакого больше беззакония. Вот почему вы все и наказываетесь теперь больше» 3.

 

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, Св. Отец и учитель Церкви (XI в.): «Впрочем и доныне евреи, как чада убивших Господа, нося на себе кровь Его, ибо за неверие в Господа преследуются от всех и нет им никакого помилования» 4.

 

Св. Игнатий (Брянчанинов): «Все народы смотрели и смотрят на Иудеев с недоверчивостью; положение их беспрестанно колеблется соответственно разнообразным взглядам на них правительств; часто подвергались они тяжким гонениям, нередко гибли многими тысячами. Страна их поражена гневом Божиим. То была страна Обетованная, страна столько обильная, что Священное Писание именует ее текущею медом и млеком. На малом пространстве обитали в ней миллионы жителей, не только продовольствуясь роскошно, но и продавая избытки земных произведений соседним народам (3 Цар. 5:9; Деян. 12:20). Впоследствии почва Земли Обетованной изменилась, утратила свое благословенное плодородие. Там, где прежде обитали миллионы, ныне обитают десятки тысяч, содержась очень скудно. Об этом свидетельствуют единогласно все путешественники, посещавшие Палестину» 5.

 

«Отвергши Мессию, совершивши богоубийство, они (Иудеи - Сост.) окончательно разрушили завет с Богом. За ужасное преступление они несут ужасную казнь. Они несут казнь в течение двух тысячелетий и упорно пребывают в непримиримой вражде к Богочеловеку. Этою враждою поддерживается и печатлеется их отвержение» 6.

 

Н. А. Бердяев (1874-1948), философ (1938): «И всякое отвержение Христа распятого есть отвержение еврейское - и по мотивам еврейского хилиазма, еврейского ожидания иного мессии, совершается. Поэтому еврейство после распятия Христа является носителем антихристианского духа, является вечным отрицанием искупительной силы голгофской жертвы. Еврейство, сознательно или бессознательно, все еще ждет иного мессию, царя земного, и учит другие народы отвергать Христа потому, что Он не водворил блаженного царства на земле, что зло и страдание продолжают существовать на земле и после Христа. И народы соблазняются еврейским хилиазмом и еврейским ожиданием иного мессии, который даст людям то, чего не дал Тот Мессия, Распятый. Недаром духу еврейства так близка социал-демократия, которая есть лишь модернизированная трансформация еврейского хилиазма, еврейского ожидания мессии - земного царя и земного блаженства без искупительной жертвы. Гнев Божий обрушился на избранный народ, который отверг подлинного Мессию, вышедшего из его недр, и ждет мессию ложного. <...> В трагически-страдальческой судьбе своей еврейский народ распял Христа и отверг Распятого, и он вечно распинается среди других народов, ненавидящих его» 7.

 

Протоиерей Иоанн Восторгов (1918): «Если всмотримся внимательно, то увидим, что отрава и яд именно еврейской ненависти входят более - или менее заметно решительно всегда и всюду, где шло и идет гонение на христианство» 8.

 

Архиепископ Никон (Рождественский), Вологодский и Тотемский (1916): Но вот пришел Господь, обетованный Спаситель, Избавитель Иисус Христос. Еврейский народ должен был принять Его, яко обетованного Мессию. Увы, он отверг Его! Он вознес Его на крест! Он отрекся от Него! Он - страшно сказать - на себя и детей своих, на все свое потомство взял вину пролития святейшей крови Его! Кровь Его на нас и на чадах наших, - кричали иудеи Пилату, требуя распятия Христа. Их вожди, их первосвященники и книжники, пропитанные сатанинскою гордынею, возненавидели самое имя Христово так, что не позволяли и Апостолам произносить его. Народ отпал от Бога. Он изменил своему призванию. Он стал противником Богу, заклятым врагом тех, кто последовал Христу. Сам Господь, обличая вождей иудейских, уже нарек их сынами Диавола (Ин. 8:44). Избранные от народа иудейского Апостолы и первые последователи Господа вошли в Церковь, а отверженный Богом народ, в массе своей, в ожесточении сердца пошел против Церкви, против Бога, отдал себя во власть нового своего отца - сатаны; вместо Нового завета, вместо Евангелия Христова они признали книгою завета для себя сборник преданий вот этих самых фарисеев и книжников, которых обличал Господь, - вот этот многотомный талмуд со всеми его нелепостями, мерзостями, со всею нечистотой и богопротивной логикой. Это было попущением Божиим в наказание бывшему избранному, ныне же отверженному Богом народу - попущена слепота духовная свободною волею истинного Света, просвещающего весь мир. Об этом «ослеплении» говорит великий Апостол языков Павел, предсказывая, что оно не навсегда, что настанет некогда час, когда «исполнение языков внидет» в Церковь Христову «и тако весь Израиль спасется» (Рим. 2:25-26). На наших глазах это ослепление еще продолжается: иудеи - в отвержении от Бога - продолжают враждовать против Христа и Его Церкви, продолжают вместо Евангелия, даже вместо Ветхого Завета, который чтут, держаться своего богоненавистного талмуда, заключающего в себе, можно сказать, заветы врага Божия - сатаны. Апостол предсказал, что будет время обращения иудеев ко Христу, но мы не видим признаков этого обращения; видим только, как вражда иудеев против Христа разгорается, как они готовят всеми мерами путь своему лжемессии - антихристу, как и христиан стараются отвратить от Христа и сделать врагами Его.

 

Из сказанного видно, что мы должны строго различать евреев до Христа и иудеев после Христа. Между ними лежит непреходимая грань, целая пропасть. К этой пропасти постепенно подходил ветхозаветный еврей, заражаясь гордынею, самоцензом избранничества, пока не низринулся в эту пропасть, превратившись из чада Божия, хотя и строптивого, маловерного, но еще чада, в чадо сатаны, в богоотверженного противника Христа. Не будем разгадывать «тайны» Божией, о коей говорит Апостол Павел, когда она исполнится, когда иудеи обратятся ко Христу, хотя бы в «остатке», в малом числе. Это - дело Божие. Будем беречь себя от иудея, который покушается отнять у нас самое священное, самое дорогое - веру в нашего Спасителя, в учение Его Церкви, в наше общение с Ним и Церковью, с Ним на небе сущею.

 

Иудей пробрался уже туда, где не должно бы быть ему места: он захватил в свои нечистые руки нашу периодическую печать, он верховодит якобы «общественным мнением» в газетах, в среде интеллигентов, лицемерно принимая крещение, изменяя вопреки закону, свои имена и без крещения, переменяя даже фамилии, но не изменяя своего нравственного облика, своих идеалов. Есть и в среде бывших иудеев такие, которые приняли учение Христово искренним сердцем, но они совершенно сливаются с православным народом, да и много ли таких? Надо помнить, что иудей всегда мечтает о всемирном владычестве, всегда смотрит на всех людей, не иудеев, как на скотов, которым Бог дал облик человеческий только для того, чтобы иудеям было не противно пользоваться их услугами, - так учит их талмуд, - которого духом иудей проникается раньше, чем будет относиться сознательно к вере, к знаниям. Надо помнить, что в деле борьбы с христианством иудейство находится в тесном союзе с масонством. И вся эта темная сила под покровом мнимой науки стремится расшатать православные понятия о Слове Божием, о Священном Писании, не говоря уже о священном предании Церкви, не говоря уже о сказаниях, заключающихся в житиях святых угодников Божиих...» 9.

 

* * *

 

«... Не все те Израильтяне, которые от Израиля...» (Рим. 9:6).

 

«Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28-29).

 

«...Многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис. 52:15).

 

«Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя» (Ис. 55:5).

 

«И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья к тебе издалека идут и дочерей твоих на руках несут» (Ис. 60:3-4).

 

«Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами» (Пс. 21:28-29).

 

Апостол Варнава († 76 г.): «Сын Божий для того пришел во плоти, чтобы довершить полную меру грехов тех, кои преследовали пророков Его даже до смерти. Для того Он и пострадал» 10.

 

«Но посмотрим, этот ли народ или первый (христиане или иудеи - Сост.) есть наследник, и к нам ли относится завет Божий, или к ним (иудеям - Сост.)? Послушайте, что Писание говорит о народе. «Молился Исаак о Ревекке жене своей, потому что она была неплодна, и она после этого зачала. И вышла Ревекка вопросить Господа, и сказал Господь к ней: два языка в чреве твоем и два народа в утробе твоей; и один народ превзойдет другой, и старший будет служить меньшему» (Быт. 25:21-23). Вы должны понимать, кто Исаак, кто Ревекка, и о каких народах Бог объявил, что один будет более другого. В другом пророчестве Иаков еще яснее говорил Иосифу сыну своему так: «вот не лишил меня Господь лица твоего; приведи мне сынов твоих, чтобы я благословил их». Иосиф привел Ефрема и Манассию, желая, чтобы был благословен Манассия, потому что он был старший: и подвел его Иосиф к правой руке отца своего Иакова. Но Иаков духом провидел образ народа будущего. И что говорит Писание? «Иаков переменил руки свои и возложил правую руку на голову Ефрема, второго и меньшего сына Иосифова и благословил его. И сказал Иосиф Иакову: «переложи правую свою руку на голову Манассии, потому что он первородный мой сын». А Иаков отвечал Иосифу: «знаю, сын мой, знаю; но старший будет служить меньшему, - впрочем и тот получит благословение» (Быт. 48:9-19). Смотрите, кому Бог определил быть первым народом и наследником завета. Если притом сказано было об этом народе и в обетовании Аврааму, то наше ведение достигло совершенства. Что же говорит Бог Аврааму, когда вера вменилась ему в праведность? «вот я поставил тебя отцом народов верующих Господу без обрезания крайней плоти» (Быт. 15:6; 17:5; Рим. 4:З)» 11.

 

Св. Игнатий Богоносец († 20.12.107), епископ Антиохский: «...Извергните худую закваску, устаревшую и испортившуюся, и изменитесь в новый квас, который есть Иисус Христос. Осолитесь в нем, дабы кто-нибудь из вас не испортился, и тогда зловоние не обличило бы вас. Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски; ибо не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство в христианство, в котором соединились все языки, уверовавшие в Бога» 12.

 

Ерм, муж апостольский (1-я четверть II в.): «Каким образом, господин, говорю я, они, познавши Господа, сделались худшими? И сказал он (пастырь - Сост.): «не познавший Господа, если делает зло, подлежит наказанию за свою неправду. Но кто познал Господа, тот уже должен удерживаться от зла и делать добро. И если тот, который должен делать добро, вместо этого делает зло, то не более ли он преступник, нежели неведущий Бога? Посему, хотя и не познавшие Бога и делающие зло предназначены к смерти; но те, которые познали Господа и видели дивные дела Его, если делают зло, будут вдвое наказаны и умрут на веки. Так очистится Церковь Божия» 13.

 

В найденной в Вероне рукописи Наставлений Двенадцати апостолов и учеников Господних, составленных по случаю Иерусалимского собора говорится: «Так как Он покинул Свой народ и удалился из опустошенного храма, разодрав Свою одежду и отняв Своего Духа Святаго, дабы ниспослать Его на тех из язычников, которые уверовали в Него (как это предсказано у пророка Иоиля: «Я распространю Дух Мой на всяку плоть»); Он действительно отнял Духа Святаго от этого народа, силу Своего Слова, и все Свое священство и перенес их на Свою Церковь. Также и сатана, искуситель, оставил этот народ, дабы нападать на Церковь; и впредь сатана не будет более искушать этот народ, чрез свои деяния сам упавший в его руки, и готовый также искушать Церковь, принося ей огорчения и вызывая против нее гонения, хулы, лжеучения и схизмы» 14.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: