Россия перед вторым пришествием 35 глава




 

Это так. Но, с другой стороны, правда и то, что в настоящее время для верующего человека (какой бы национальности он ни был) Россия должна быть очень дорога - как самый сильный оплот Православия на земле. Люди слабы, им часто нужна опора внешняя, опора многолюдства, опора сильной власти, опора влиятельной мысли, благоприятно для веры настроенной, и т.п. Если же Россия, как сила православная, может быть дорога, в настоящее время, даже и японскому прозелиту, то, разумеется, она должна быть еще дороже русскому верующему человеку. Этот русский верующий человек должен бороться за веру и за Россию, насколько у него есть ума и сил. <...>

 

Вера во Христа, апостолов и в святость Вселенских Соборов, положим, не требует непременно веры в Россию. Жила Церковь долго без России, и если Россия станет недостойна, - Вечная Церковь найдет себе новых и лучших сынов.

 

И хотя сила Церкви необходимее для России, чем сила России для Церкви, но все-таки пока Россия дышит и стоит еще под знаменем Православия, Церковь отказаться от нас не может. И не только русский верующий, но и японский прозелит должен желать блага русскому государству, как наилучшей все-таки опоре Православия» 18.

 

«Когда-нибудь погибнуть нужно; от гибели и разрушения не уйдет никакой земной общественный организм - ни государственный, ни культурный, ни религиозный. Самому христианству Спаситель предрек на земле разрушение, и те, которые пророчат нам на этой земле некое небывалое и полнейшее торжество «воинствующей» (т.е. земной) Церкви, проповедуют нечто вроде ереси, противной не только учению православного духовенства, но и евангельскому учению.

 

Погибнет и Россия когда-нибудь. И даже когда, окидывая умственным взором весь земной шар и весь состав его населения, видишь, что новых и неизвестных сильных духом племен ждать неоткуда, ибо их уже нет в среде, несомненно, устаревшего человечества, то можно почти, наверное предсказать, что Россия может погибнуть только двояким путем - или с Востока от меча пробужденных китайцев, или путем добровольного слияния с общеевропейской республиканской федерацией. (Последнему исходу чрезвычайно может пособить образование либерального, бессословного, всесословного союза).

 

Есть третий возможный исход, на который уже давно с ужасом и отвращением указывали враждебные нам европейцы: «Россия это нечто вроде исполинской Македонии, которая, пользуясь раздорами западных народов, постепенно подчинит их всех своей монархической власти» 19.

 

В. С. Соловьев (май-июнь 1896): «Если несомненно, что истина будет окончательно принята более или менее гонимым меньшинством, надо раз и навсегда отказаться от идеи могущества и внешнего величия теократии, как прямой и немедленной цели христианской политики. Цель ее - справедливость, слава же есть следствие, которое придет само собой.

 

Наконец уверенность в окончательной победе для меньшинства истинно верующих не должна вести нас к пассивному ожиданию. Эта победа не может быть простым и чистым чудом, абсолютным актом Божественного всемогущества Иисуса Христа, ибо в таком случае вся история христианства была бы излишней. Очевидно, что Иисус Христос, чтоб восторжествовать истинно и разумно над антихристом, нуждается в нашем сотрудничестве; и так как истинно верующие и есть и будут только меньшинством, они должны тем более удовлетворять условиям своей качественной и внутренней силы; первое из этих условий, это - единство нравственное и религиозное, которое не может быть установлено произвольно, но должно иметь законную и традиционную основу; это - обязанность, налагаемая благочестием» 20.

 

Иеросхимонах Анатолий Младший (Потапов, † 30 июля 1922) Оптинский: «...От того ереси распространяются всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные Св. Отцами от Духа Святаго учение Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг и благочестие будет в пренебрежении. Он (Господь) сказал: «...По плодам их узнаете», - и вот и ты по этим плодам или, что тоже, по действию еретиков, старайся отличить их от истинных пастырей. Это духовные тати (воры), расхищающие духовное стадо, и войдут они во двор овчий - Церковь, пролазя инде: как сказал Господь, то есть войдут путем незаконным, употребляя насилие и попирая Божии уставы. Господь именует их разбойниками (Ин. 10:1). Действительно, первым их делом будет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылки, ибо без этого нельзя будет им расхищать овец (стадо). Посему, сын мой, как увидишь нарушение Божественного чина в Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, - знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут до времени скрывать свое нечестие или будут искажать Божественную веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не потерпит благочестия. Узнавай их, сих волков в овечьей шкуре, по их горделивому нраву, властолюбию. Будут клеветники, предатели, сеющие повсюду вражду, злобу, потому и сказал Господь, что по плодам их узнаете их. Истинные рабы Божии смиренны, братолюбивы, Церкви послушны. Большое притеснение будет от еретиков монахам и жизнь монашеская будет тогда в поношении. Оскудеют обители, сократятся иноки и те, которые останутся, будут терпеть насилия. Однако сии ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия, будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покровительство и житейские блага, за непокорность же, угрожая изгнанием. От сих угроз будет на малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, радуйся, когда доживешь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно только стояние в вере по слову Господа (Мф. 10:3). Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготовленный венец, быть отвергнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную, мужественно стой в вере, и если нужно, с радостью терпи изгнания и другие скорби, ибо с тобою будет Господь... и святые мученики и исповедники, они с радостью будут взирать и на твой подвиг. Но горе будет в те дни монахам, которые обязались имуществом и богатством, и ради любви к покою готовы подчиняться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Мы сохраним и спасем обитель и Господь нас простит». Несчастные и ослепленные совсем не помышляют о том, что с ересью войдут в обитель бесы, и будет она тогда уже не святою обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать. Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Он своих рабов, и истинные христиане будут пребывать до скончания века сего, только избирать будут уединенные, пустынные места. Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает с Христом. Почему и повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря. Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христовой Иисусовой, с радостью спеши подвигом исповедания к перенесению страданий как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 11:1-3), предрекшего - будь верен до смерти и дам ти венец жизни (Отк. 2:10). Ему же с Отцом и Святым Духом честь и слава и держава во веки веков. Аминь» 21.

 

Знаменательна будет и судьба Св. Горы Афон. Русский инок Парфений, побывавший на Афоне в середине XIX в., передает откровение Божией Матери святогорцам: «Вот даю вам извещение, что пока Моя икона будет находиться на Св. Горе в Иверском монастыре, то ничего не бойтесь, а живите в своих келлиях. А когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, куда знает» 22.

 

Преп. Нил Мироточивый (XVI в.): «Афон будет биться страшным шумом, будет исходить тонкий глас; когда будет уходить Лик Госпожи нашей Богородицы, то будет знамение страшное и трепетное. Знамение будет такое: все церкви будут наклонены ради удаления Спасения, как проводы Спасению и поклон (т.е. их разрушат безбожники или землетрясение?). Ради этого, говорю вам, нечувствие будет ощущать, а чувство будет помрачено, и не будет сознавать, что удаляется Спасение» 23.

 

Священномученик Косма Аитолос († 4августа 1779), «Апостол бедных»: «Мы увидим людей, летающих по воздуху, подобно черным птицам, и сбрасывающих огонь на землю. Люди побегут к могилам и закричат:

 

«Выходите, вы, мертвецы, дайте нам лечь в ваши могилы».

 

Придут времена, когда враги наши заберут у вас все, даже золу от вашего очага. Но не теряйте веры, подобно другим.

 

Придут времена, когда исчезнет согласие между священнослужителями и паствой. Священнослужители станут хуже и нечестивее других.

 

Люди будут становиться бедными, потому что у них исчезнет любовь к деревьям. Богатые станут бедными, а бедные умрут.

 

Мы увидим карету без лошадей, несущуюся по полю быстрее зайца.

 

Придут времена, когда православные будут враждовать друг с другом. Я же советую вам сохранять мир и согласие.

 

Люди будут бедными из-за лени.

 

Будут отбирать оружие. Имейте два ружья. Скажите отбирающим, что у вас одно. Его отдайте, а другое сохраните. Одно ружье спасет сотню жизней.

 

В школах будут учить таким мерзостям, что вы даже не можете себе представить» 24.

 

Схиархимандрит Лаврентий Черниговский († 1950): «Приходит время: закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен, а когда закончат все, наступит то время, когда воцарится антихрист. Молитесь, чтоб Господь продолжил нам еще это время для укрепления, потому что страшное ожидает нас время. И видите, как все коварство готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии как никогда, а ходить в те храмы нельзя. <...> Церкви будут, но христианину православному в них нельзя будет ходить, т. к. там не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа, а там будет все «сатанинское» сборище. <...> «Ремонты храмов будут продолжаться до самого пришествия антихриста, будет благолепие небывалое», - говорил Батюшка. «А вы для нашей церкви в ремонте будьте умеренны, в ее наружности - наружном виде. Больше молитесь, ходите в церковь, пока есть возможность, особенно на Литургию, на которой приносится Бескровная Жертва за грехи всего мира. Почаще исповедуйтесь и причащайтесь Тела и Крови Христовой и вас Господь укрепит» 25.

 

«Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и ремонтировать, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против Православной Русской Церкви, ее единства и соборности. Эту еретическую группировку будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Весь мир удивится его беззаконию и устрашится. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в России исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Российская». <...>

 

 

Еще батюшка о. Лаврентий, беседуя с архимандритами Феофаном и Никифором и своими близкими, говорил настойчиво и строго с предупреждением, что наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев - это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев, без великой России и в отдельности от России, не мыслим ни в каком и ни в коем случае. <...>

 

«В г. Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии». Киево-Печерской Лавры наместник о. Кронид батюшке возразил, что уже самосвяты и униаты на Украине исчезли. Батюшка ответил грустно и печально: «Бес в них войдет, и они сатанинской злобой ополчатся против Православных веры и Церкви, но их будет позорный конец, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя Сил». <...>

 

Батюшка предупреждал, чтобы мы были верны Московской Патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол. Что те архиереи и иереи, которые ввели в смуту верных людей, большой сделали себе вред и множество православных душ погубили. «Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не состоит в диптихе православных церквей. Она не церковь, а часть Российской Церкви. О, наша многострадальная Церковь выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей. Свободная церковь - это еретическое название. У нас все православные церкви и монастыри, в том числе и закрытые, и поруганные. Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь! И что Православная Церковь есть тело Христово (разве можно тело Христа разделять?) и, наконец, Церковь есть нешвенный хитон Господень (который, подобно Арию, нельзя разрывать). И не помнят, что Един Бог, единая вера и едино крещение. Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адова. Одна только Церковь Православная святая, соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, это не церкви, а плевелы Диавола среди пшеницы и скопища диавола. <...>

 

Какое вечное несчастье добровольно лишиться Веры Православныя и Церкви или уйти в раскол от Православныя Церкви!!!.. Таковые, хоть бы и мученический венец получили, то вечныя жизни будут лишены!..» 26.

 

Схимонахиня Макария (1988-1990): «Такую путаницу сделают, и душу не спасешь. Кто будет входить в церкви станут записывать. За то, что Богу молишься, за то и погонят. Нужно молиться, чтобы никто не знал, молитесь тихонько! Начнут преследовать, забирать. Сначала отберут книги, а потом иконы. Придут и с большими угрозами станут снимать иконы. Иконы будут отобраны. Они будут мучить, - нам не нужны верующие. Дальше - хуже: церкви закроют, службы не станет, служить будут кое-где. Оставят где подальше, чтобы не проехать, не пройти. И по городам, где сочтут, что они не мешают. Церкви эти, которые строятся и ремонтируются, пойдут на другие предприятия, не станет пользы никому. Регистрация будет хитро: они останутся называться церкви, а там будет не поймешь, что, свое производство, найдут что делать» 27.

 

«Библия, что напечатают, неправильная. Они (по-видимому жидовствующие - Сост.) оттуда повыкинут, что их касается, они не хотят укоризны. Готовится изменение веры. Когда это произойдет, святые отступятся и не станут молиться за Россию. И тех, кто есть (из праведно живущих - Сост.), Господь заберет к Себе. А епископы, которые это допустят, ни здесь, ни там (на том свете - Сост.) Господа не увидят. Скоро служба станет половинная, будет сокращена. Сохранят службу только в больших монастырях, а в других местах сделают изменение. Я только одно говорю: горе священству приходит, рассыпятся поодиночке и будут жить. В церквях в красных платьях начнут служить. Сейчас сатана лукавый будет верх брать. Скоро колдуны все просфоры перепортят и не на чем станет служить (литургию - Сост.). А причаститься можно будет раз в год. Матерь Божия своим людям скажет, где и когда причащаться. Надо только слушать» 28.

 

Протоирей Николай Афанасьев (04.09.1893-12.12.1960), профессор Православного Богословского института в Париже (1950): «Самым грозным обвинением в расцерковлении нашей церковной жизни является совершение «Трапезы Господней» в пустом храме без ее участников. Мы не знаем, как сложится история, найдет ли веру Господь, когда придет? Местная Церковь может сократиться до трех или двух ее членов, но она останется Церковью Божией во всей ее полноте. Ее Евхаристическое собрание будет «Трапезой Господней», на которой будет собран весь народ Божий. Эти двое или трое будут «свидетелями Христовыми» на земле. Если это произойдет, то в этом будет трагизм человеческой истории. Не будем оправдывать самих себя словами Христа, где двое или трое собраны во имя Его, там и Он, т.к. наше время еще не «жатва», и наша Церковь не состоит из двух или трех. Поймем, что наш величайший грех заключается в том, что в местной Церкви, насчитывающей несколько сотен или тысяч верующих, Евхаристическое собрание происходит действительно в пустом храме или в мистически пустом храме, когда верные на возглас «приступите» отвечают безмолвием. В этом безмолвии есть нечто мистически страшное. «Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, пойду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк. 3:20). Но мы отказываемся от Его трапезы и остаемся безмолвными на Его призыв. В этом безмолвии есть некий суд над нами. Допустим, что по-человечески можно оправдать это безмолвие, но оно остается безмолвием. Мы должны понять и пережить этот трагизм. Понять, что за ним лежит предельная индивидуализация, как наш личный грех перед Христом» 29.

 

С. И. Фудель († 1977) в конце 1960-х гг.: «Все больше пустыни в Церкви и все меньше людей в храмах. Это с одной стороны, а с другой - все многолюднее экуменические съезды. Но матушка Смарагда (старица, манатейная монахиня в 1960-е гг. - Сост.) говорила своей ученице: «Даже если и совсем одна будешь стоять в церкви, - стой!» И в храме, в смысле посещения богослужений, и в Церкви, в смысле верности ей. И она же говорила: «Мы приближаемся к печатям».

 

«В процессе отпадения от христианства город соревнуется с деревней, и, кажется, деревня побеждает. По какой-то закономерности христианство возвращается в первохристианство не только духовно, но, так сказать, и географически: из деревень в большие города: «Рим» и «Эфес», «Антиохию» и «Коринф». Там будут создаваться новые последне-христианские общины, окруженные миллионами неверующих, там будут жить христиане, ожидающие новых пророков и старых апостолов» 30.

 

Филадельфийская Церковь

 

Л. А. Тихомиров (1852-1923), крупный идеолог русской национальной идеи, монархист, толкуя семь Асийских Церквей (Откр. 1-3), пишет: «...Ни для одной из эпох нельзя установить точных границ, отделяющих ее от предыдущей и последующей. Эпоха выражает собою некоторый преобладающий тип, некоторый дух христианского человечества, который не сразу возникает, не сразу изменяется, и не по всем местностям в одинаковой степени и одновременно. Поэтому в то время, когда в одних местах еще продолжается дух прежней эпохи, в других уже развился иной дух. Поэтому эпохи, если брать весь мир, как бы захватывают одна другую, и, следовательно, приблизительно могут быть отделены одна от другой по десятилетиям и даже столетиям» 31.

 

Последними эпохами земной жизни Церкви Христовой, по Л. А. Тихомирову, будут соответствовать Церкви Филадельфийская («братолюбная», греч.) и Лаодикийская («народоправческая», греч.). Первая, численно невеликая, которую Господь обещал сохранить от «годины искушения», вторая - многочисленная, будучи ни холодной, ни горячей, будет Господом «извергнута из уст»: «В Филадельфийской Церкви, надо думать, сохранится до конца мipa чистая Невеста Христова. Но, вероятно, большинство именуемых «христиан» будет падать все ниже, так как мip переходит в седьмую эпоху, Лаодикийскую...» 32.

 

С. А. Нилус (06.09.1909): «Да, несомненно, мы находимся в этой последней перед концом мира Церкви, перед извержением ее из уст Христовых. Лаодикийской! - «народоправческой», если подстрочно перевести это слово с греческого. Разве не ясно выражено теперь во всем свете стремление к установлению «народоправчества», как последнего слова науки государственного права, взамен христианских монархий, якобы отживших свой век и не удовлетворяющих принципу гражданской свободы? Не сегодня-завтра, в день ведомый Богу, отнимется «держай», и всемирная «Лаодикия», во всей ее безбожной необузданности, возглавится «зверем из бездны». Господи, помилуй!» 33.

 

И в другом месте (1917): «Лаодикия» <...> Разве это не та демократия, к которой, как к последнему слову государственной науки, ведут человечество вожди его, освобождая и себя и его от законной Самодержавной Царской власти, единой власти, получающей помазание от Святаго Духа в Таинстве Миропомазания?» 34.

 

Архиепископ Аверкий, Троицкий и Сиракузский: «Существует мнение, что семь Церквей означают семь периодов жизни всей Христовой Церкви от ее основания до кончины мира: 1. Ефесская Церковь 35 обозначает первый период - Апостольскую Церковь, трудившуюся и не изнемогавшую, боровшуюся с первыми ересями - «Николаитами», но оставившую вскоре добрый обычай благотворения - «общения имущества» («первую любовь»); 2. Смирнская Церковь 36 обозначает второй период - период гонений на Церковь, которых было всего десять; 3. Пергамская Церковь 37 обозначает третий период - эпоху Вселенских Соборов и борьбы с ересями мечом слова Божия; 4. Фиатирская Церковь 38 - 4-й период расцвета христианства среди новых народов Европы; 5. Сардийская Церковь 39 - эпоха гуманизма и материализма 16-18-го веков; 6. Филадельфийская Церковь 40 - предпоследний период жизни Христовой Церкви - современная нам эпоха, когда Церковь действительно «немного имеет силы» в современном человечестве, и вновь начнутся гонения, когда понадобится терпение; 7. Лаодикийская Церковь 41 - последняя, самая страшная эпоха перед кончиной мира, характерная равнодушием к вере и внешним благополучием» 42.

 

Неизвестный русский священник XX века: «Нам известно из «Откровения», что так будет с сынами и дочерьми Филадельфийской Церкви - они преждевременно будут похищены из сей жизни перед грядущими великими скорбями. Кому надо, по Божьему смотрению, - тот останется в городе или в селе, не погибнет при ужасных эдиктах антихриста. Кому надо, Бог положит на сердце бежать, скрыться в расщелинах земли там, где ему будет угодно, и там спасаться в продолжение 1260 дней» 43.

 

Митрополит Кирилл (Смирнов, 1863 - август 1941), Казанский и Свияжский, в завещании Святителя Тихона - первый кандидат на местоблюстительство (1934): «Филадельфийская Церковь - это не мы, а те, которые будут после нас» 44.

 

С. И. Фудель († 1977) в конце 1960-х гг.: «Флоренский в конце 20-х годов говорил, что вполне можно себе представить какое-то умирание поместной Церкви: обетование непобедимости вратами ада дано не ей, но Церкви Вселенской. Аналогичные мысли есть у еп. Феофана Затворника. В 70-х годах прошлого века, казалось бы, такого благополучного для Церкви, он писал: «Память о детстве и духе родителей еще держит (детей) в некоторых пределах. Каковы будут их собственные дети? И что тех будет держать в должных пределах? Заключаю отсюда, что через поколение, может, через два, иссякнет наше Православие» (Письма о христианской жизни», 1880. С. 70-71).

 

Отдавая себе полный отчет в этом процессе умирания, о. Серафим (Батюгов) (старец, архимандрит † 19.02.1942 - Сост.) одновременно верил, что Церкви, и не только Вселенской, но и Русской еще предстоит эпоха духовного расцвета. Он очень высоко ценил малоизвестную работу Л. Тихомирова «Апокалиптическое учение о семи Вселенских Церквах», в которой, кажется, впервые было высказано предположение, что «Филадельфийская Церковь» - это обозначение исторической эпохи предстоящего и уже близкого для нас духовного расцвета Вселенской Церкви перед концом истории.

 

«Эта благодатно написанная книга, - помню, говорил он, - и термин «Филадельфийская Церковь» стал для некоторых людей понятием церковного возрождения. Один священник этот термин употребил даже в качестве характеристики отдельных людей, черты духовного склада которых как-то совпадали с определением этой Церкви в Откровении: «Верьте ей, - помню, говорил он об одной женщине, - она истинная филадельфийка».

 

Может, это и так, и незаметно, может быть, уже и начинается эта духовно-историческая эпоха, как неслышно заходят один за другим круги на воде, и кто-нибудь, может быть, уже «сохраняет слово терпения» и крепко держит в себе сокровище благодати, ощущая его всем своим грешным нутром; может быть, сейчас из тысячей, только носящих имя христиан, отбираются те, в сердцах которых нет нечистоты, лукавства и боязни - этих трех великих грехов современных церковных людей - отбираются те, которые «следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел» (Отк. 14:4) 45.

 

1. Леонтьев К. Н. Культурный идеал и племенная политика // Гос. литературный музей.

 

2. Письма Владимира Сергеевича Соловьева. Т. IV. СПб. 1923. С. 220-221.

 

3. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) Оптинский: «Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века Христианства, и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле».

 

Схиархим. Варсонофий (Плиханков). Келейные записки 1892-1896 гг. С. 15.

 

4. Новый, недавно переведенный с греческого, текст. Цит. по кн.: Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 172-173.

 

5. ЧОИДР. Кн. II. № 54.

 

6. Павлович Н. А. Рассказы о старце Нектарии Оптинском. Машинопись. Б. м. и г. (Архив Оптиной пустыни). «Литературная учеба». 1992. Кн. 4. С. 16.

 

7. Патриарх Сергий и его духовное наследство. Московская Патриархия. 1947. С. 68-69.

 

8. Игумен Никон. Письма духовным детям. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1991. С. 132, 148.

 

9. Толковая Библия. Изд. преемников А. П. Лопухина. Т. 8. СПб. 1911. С. 370.

 

10. Ел. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. IV. СПб. 1867. С. 190-191.

 

11. Св. Антоний Великий († 17.01.358): «...Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни, и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келлий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах, не меньше самых мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и несмотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками (монах - собственно уединенник). При том они будут величаться, говоря: Я Павлов, я Аполлосов (1 Кор. 1:12), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников: они будут величаться отцами своими, как иудеи - отцом своим Авраамом. Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить, и не преступил, - и зло сотворить, и не сотворил (Сир. 31:11), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании». - Сост.

 

12. Преподобный Нил Мироточивый Афонский. Посмертные вещания. Б. м. и г. С. 12; Посмертное вещание преподобного Нила Мироточивого Афонского. С. 82, 169-170.

 

13. Игумен Никон. Письма духовным детям. С. 132.

 

14. Цит. по кн.: Архиеп. Аверкий. Провозвестник кары Божией русскому народу, (К 70-летию преставления епископа Феофана Затворника). Джорданвилль. 1964, С. 24-26.

 

15. Цит. по кн.: Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. IV. С. 374.

 

16. Письмо К. А. Губастову. («Русское обозрение». 1894. №11. С. 392).

 

17. Леонтьев К. М. «Моя исповедь» // Гос. литературный музей. Ф. 196. Oп. 1. Е. х. 3.

 

18. Леонтьев К. Н. Цветущая сложность. Избранные статьи. С. 164-165, 169-170.

 

19. Леонтьев К. Н. Избранное. М. 1993. С. 260.

 

20. Письма Владимира Сергеевича Соловьева. Т. IV. С. 221-222.

 

21. «Укрепляйся, сын мой...» Из письма Оптинского старца Анатолия (Потапова) Младшего // «Град-Китеж». 1992. № 3(8). С. 26-27.

 

22. Сказание о странствии и путешествии инока Парфения. Ч. IV. М. 1855. С. 158.

 

23. Посмертное вещание преподобного Нила Мироточивого Афонского. С. 317.

 

24. «Ангел Валаама». 1992. № 2; «Православная Русь». 1993. № 2. С. 10-11.

 

25. Старец схиархимандрит Лаврентий (Проскура). С. 77-79.

 

26. Схиигумен Херувим (Дегтярь). Великий старец схиархимандрит Лаврентий (Проскура) Свято-Троце-Ильинского монастыря г. Чернигова. (Житие его, помощь, прозорливость и пророчества, относящиеся к последнему времени не только России, но и всего мира) - Чернигов. 1993. С. 7-8, 21, 22, 23, 28. Машинопись.

 

27. «Московский журнал». 1993. № 10. С. 16. Публикация Г. Дурасова.

 

28. Там же. С. 15-16.

 

29. Прот. Н. Афанасьев. Трапеза Господня. Рига. 1992. С. 89.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: