Не может найти применения своей способности любить,
Он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…»
Эрих Фромм
Ценности и смысл жизни
Для проведения упражнения слушателям группы необходимо пояснить смысл названия. Самое главное в нашей жизни — способность и возможность быть самим собой. Без этого можно жить, но нельзя быть счастливым и нельзя полноценно развиваться. Важнейший аспект в умении быть собой — это способность выстраивать и сохранять близкие отношения, быть привязанным к кому-то, и самое важное любить. Особое значение привязанности имеют в жизни ребенка. Он не может вырасти полноценной личностью, членом общества, если с самого рождения не будет вовлечен в близкие, эмоциональные отношения с другими людьми.
Проблемы со здоровьем, проблемы в семье, утрата близких отношений — это травмы, боль от которой постепенно проходит, но память о них остается, и в дальнейшем может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на семейные и дружеские связи человека.
Родители, учителя должны уметь обеспечивать потребности ребенка, и среди них две важнейшие: потребность в идентичности и потребность в привязанности.
Упражнение «Мои ценности» (работа в большой группе).
Цели: формирование представления о чувствах ребенка, которого вынуждают отказаться от чего-то важного для него; осознание значимости потери идентичности для человека.
Инструментарий: набор карточек для каждого человека в группе (каждая ценность написана на отдельной карточке)
Индивидуальная работа каждого участника группы. Слушателям дать 1 минуту для ознакомления со списком ценностей.
|
Можно обратить внимание группы на тот факт, что в жизненной суете мы не обращаем внимание на то, что нас поддерживает, что нам ценно, а сейчас есть возможность подумать об этом.
Участникам необходимо разложить ценности по значимости для себя лично: от наиболее важных к наименее важным. Далее они должны представить себе, что кто-то очень могущественный вошел в их жизнь и решил, что они должны чего-то лишиться в своей жизни. Необходимо убрать ценность, с которой они на данный момент готовы расстаться. Для убедительности происходящего проговорите, что этот человек очень могуществен, и бороться с ним бесполезно, по сути, как и в жизни с некоторыми событиями. Важно убедиться, что все отложили какую-либо ценность.
Выполнив задание, участники снова должны исключить из ценностей еще что-то, т.к. могущественный человек снова пришел в их жизнь. На этот раз у них нет никакого выбора, и они должны отложить пункт, обозначенный словом «Удовольствия, развлечения, отдых, хобби».
Сделайте паузу, окиньте группу невозмутимым взглядом и скажите: «Кстати, те, у кого не карие глаза, должны лишиться еще одной ценности. Я намеревалась сказать об этом еще в самом начале».
Некоторые участники могут отказаться расставаться с ценностью, выражать недовольство, проявлять агрессию в адрес ведущего. Обратите их внимание, что так иногда реагирует и ребенок или подросток, но такое поведение часто характеризуют как «плохое».
С помощью образа «могущественного человека» можно убрать еще 1-2 ценности.
|
Обсуждение в общей группе.
Спросить каждого участника: «Что вы чувствовали, когда приходилось расставаться с какой-либо ценностью? Какие чувства испытываете сейчас, когда у вас осталось не так много ценностей?». Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что чувствует ваше тело – руки, ноги, голова?». (Чаще всего люди отмечают неприятные ощущения в груди – холод, тяжесть). Обращайте внимание на невербальное проявление волнения – манипулируют руками, потирают затылок, прячут взгляд. Когда участники говорят о чувствах, возможны слезы. В любом случае поблагодарите за открытость и переходите к следующему участнику.
После всех высказываний о чувствах, ощущениях на настоящий момент времени, обратите внимание участников, что именно это, по сути, происходит с ребенком, у которого отнимают важные для них ценности. Подчеркните, что сопротивление покушению на ценности, на идентичность является естественной реакцией нормального человека. В таких случаях важно помнить, каково ребенку чувствовать это.
Подчеркните, что люди отличаются между собой тем, что для них является важным. Например, некоторым людям не надо признание окружающих, и они чувствуют, что мало потеряют, отказавшись от него. А для другого человека это было бы ужасной потерей.
Некоторые участники могут задать вам вопрос, почему вы попросили участников с не карими глазами вычеркнуть дополнительный пункт. Некоторые люди не видят в этом требовании ничего особенного. Тем не менее, вам всегда следует объяснять, что это разделение людей по какому-либо формальному признаку может ощущаться как проявление несправедливости.
|
Сообщите группе, что в их жизни ничего не изменилось, и все ценности возвращаются к ним. Можно взять отложенные карточки, соединить их с оставшимися.
Спросите, изменились ли ощущения после того, как ценности вернулись. Обратите внимание на физиологическую реакцию на происходящее «Что теперь чувствует ваше тело – руки, ноги, голова? Изменились ли ощущения?». Как правило, все участники отмечают облегчение.
Вывод: проблемы со здоровьем, в семье,расставание с семьей, с тем, что ценно для ребенка, негативно сказывается не только на его физиологическом состоянии, но и на психическом. Ребенку обязательно нужна Ваша поддержка!
Твердят:
«Вначале было СЛОВО…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви –
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви …
Р. Рождественский
Так и наша работа должна начинаться с любви к детям, к своей работе!
Роль Педагога, как и роль образовательных учреждений в развитии системы ценностей у подрастающего поколения сложно переоценить. Дети школьного возраста проводят с учителями зачастую больше времени, чем с собственными родителями.
Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и нравственной направленности личности педагога определяет сущностные ценностные характеристики учительства как части интеллигенции. Ценностные характеристики педагогической деятельности во многом связываются с утвердившимся в общественном сознании образом УЧИТЕЛЯ как носителя духовных, нравственных ценностей; с отношением к его личности как к своего рода эталону. Я Всем присутствующим желаю быть этим Эталоном!
Спасибо за внимание!