Российская правовая система в контексте мировых семей права




 

Правовые системы исследовались учеными разных эпох, не теряет своего значения данный вопрос и в настоящее время. В юридической литературе предлагаются разные классификации правовых систем, в основу которых положен тот или иной критерий, что, с одной стороны, свидетельствует о многообразии национальных правовых систем, с другой стороны, говорит о субъективном подходе в данном вопросе.

Несмотря на то, что существуют укрупненные группы правовых систем – правовые семьи, которые характеризуются общими чертами, каждой национальной правовой системе присущи отличительные признаки, специфика, касающаяся структуры, источников, тенденций развития, что зависит от разных факторов, в числе которых нахождение в определенном географическом регионе, этнографические особенности народа, местные традиции и другие.

Особый интерес представляет отечественная правовая система. Для российской правовой системы характерно ее формирование в условиях государственно-организованного общества. Среди факторов, которые сопровождали указанный процесс, следует назвать такие, как исторические и культурные особенности, специфика источников права, государственно-правовой системы. Создание российской государственности происходило на стыке двух цивилизаций – западной и восточной, что повлекло особенности менталитета и культуры российского народа, преобладающую конфессию – русское православие, повлиявшее на нравственно-правовые устои общества.

В постсоветский период достаточно активно обсуждался выбор пути построения правовой системы России:

- или двигаться по пути «вестернизации», а, значит, искусственной модернизации отечественного права с насаждением чуждых нашей стране правовых институтов;

- или с сохранение обособленности в правовом развитии стать представителем евроазиатской правовой семьи;

- или возглавить, исходя из своеобразно трактуемой общности православно-державных интересов восточно-европейских народов, новую так называемую славянскую правовую семью;

- или следовать по самобытному, неповторимому пути правового развития.

Первый из обозначенных путей развития характеризуется необходимостью отнесения российской правовой системы к одной из существующих укрупненных групп правовых систем – правовой семье.

Правовая система России всех ближе к романо-германской (континентальной) правовой семье[1]. Учитывая это, стоит отметить, что для отечественной правовой системы присущи и общие признаки, характерные для романо-германской правовой семьи.

Для российской правовой системы характерны следующие признаки, присущие романо-германской правовой семье:

1) российской правовой системе присущи различные источники права, однако основным и преобладающим является нормативный правовой акт. Более того, для государств романо-германской правовой семьи характерен достаточно высокий уровень кодификации. Действительно, мы наблюдаем, что количество кодексов в Российской Федерации растёт, как собственно происходит и замена действующих кодексов новыми. Кодификация характерна не только для федерального, но и для регионального уровня;

2) для российской правовой системы характерно деление на публичное и частное право, чего нет в странах англо-американской правовой семьи;

3) в странах романо-германской правовой семьи, и в России в частности, созданы специальные правоохранительные и правозащитные институты, такие как нотариат, прокуратура, следственные органы.

Несмотря на это, стоит отметить, что искусственное насаждение чуждых российской правовой системе институтов негативно скажется на ее развитии, учитывая, что история развития отечественного права отличается от развития других стран романо-германской правовой семьи.

Российская правовая система могла пойти по пути сохранения обособленности в правовом развитии, став представителем евроазиатской правовой семьи[2]. Однако в непростых условиях, когда происходила смена государственного строя, правовой системы, сложно было представить, за счет каких ресурсов наше государство сможет сформировать основу для новой правовой семьи. С распадом Советского Союза отношения между бывшими республиками были непростыми, а потому объединительные процессы, в том числе в части правового созидания, осложнялись политическими процессами.

Создание славянско-правовой семьи[3] было возможным, но также осложнялось политическими процессами, недостатком авторитетных юристов, которые могли бы обеспечить данные процессы. Несмотря на то, что были сильные правовые школы, роль лидера среди них никто не мог взять.

Оценивая современное состояние правовой системы России, можно его охарактеризовать как всё ещё переходное состояние, которое состоит в двойственности, выраженной, с одной стороны, в борьбе за свою самобытность, а с другой стороны – в восприятии актуальных общемировых правовых процессов. Российская правовая система имеет свою историю становления и развития, собственные особенности и характерные признаки, а потому можно говорить о том, что она представляет собой самостоятельный тип правовой системы.

Представляется, что Россия пошла по самобытному, неповторимому пути правового развития.

Последние годы развития отечественной правовой системы показывают определенные позитивные сдвиги, которые выразились в следующем:

- проведена конституционная реформа, направленная на создание единого конституционного пространства на основе принятия Конституции РФ 1993 г., пяти законов РФ о поправках к ней, в общей совокупности более 50 федеральных конституционных законов, принятых в соответствии с нормами основного закона для конкретизации конституционных положений;

- получила конституционное закрепление федеративная реформа, следствием которой стала сложная система субъектов РФ, статус которых определен как равноправный, однако фактически положение субъектов очень различно; установлено разграничение предметов ведения и полномочий между центром и субъектами РФ, создано федеральное коллизионное право;

- за годы действия Конституции РФ[4] произошла полная перестройка законодательства, сопровождающаяся принятием и действием более 4000 новых федеральных законов;

- во многих отраслях российского права завершены процессы кодификации. Принято более 20 кодексов, причем некоторые из уже полностью или значительно обновлены;

- серьезным образом реформирована судебная система, которая включает в себя такие ветви, как конституционная, арбитражная ветви и ветвь судов общей юрисдикции; действует суд присяжных; успешно внедрен институт судебных приставов и т.п.;

- значимое место в правозащитной системе уделено институтам гражданского общества: адвокатура, нотариат, частные и охранные предприятия и т.д.;

- закреплен и применяется механизм международной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Все это позволяет отметить, что несмотря на отдельные черты романо-германской правовой семьи, российская правовая система отличается самобытностью, как в части источников права, системы права, иными правовыми явлениями, так и в части построения государственного аппарата.


[1] Тарабан Н.А. Источники российского конституционного права: соотношение статутных, прецедентных и доктринальных начал // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 9. С. 3.

[2] Аубакирова И.У. О проблеме соотношения евразийского типа государственности и правовой системы в современном юридическом дискурсе // Российская юстиция. 2017. № 10. С. 49.

[3] Напалкова И.Г. Национальные правовые системы: понятие и классификация // Российский юридический журнал. 2021. № 1. С. 47.

[4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: