Персоналии русской философии




Список литературы

1. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1990

2. Гачев Г. Д. Ментальность народов мира. М., 2008

3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа.- М.,1990.

4. Зеньковский В.В. История русской философии.- М.: Академический проект, Раритет, 2001

5. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Идеи мессианизма в русской философии истории. Общественные науки и современность. М.: «Наука», 1995

6. Радзинский Э. Загадки истории. «Чаадаев». М., 2006

7. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. – М.,1991

8. Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989

Персоналии русской философии

БАКУНИН Михаил Александрович (1814 – 1876) – русский мыслитель, создатель теории анархизма, отстаивал идеи народничества.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 – 1948) – русский религиозный философ, экзистенциалист.

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871 – 1944) – русский религиозный философ-идеалист. Пытался «синтезировать» науку, философию и религию.

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863 – 1945) – отечественный философ, развил учение о ноосфере как сфере разума человека.

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818 – 1885) – русский философ-идеалист. В молодые годы являлся западником.

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 – 1856) – русский философ-идеалист, один из основоположников славянофильства. Выражал антирационалистическую, религиозно-интуитивистскую теорию познания.

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842 – 1921) – русский теоретик анархизма, участник движения народничества.

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823 – 1900) – теоретик народничества, родоначальник русской субъективной школы в социологии.

ЛЕНИН Владимир Ильич (1870 – 1924) – политолог, идеолог марксизма-ленинизма. С материалистических позиций анализировал труды известных философов. Сформулировал философское понятие материи, используемое до сих пор.

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870 – 1965) – русский философ-идеалист, сторонник интуитивизма. Создал объективно-идеалистическое учение о бытии, которое назвал персоналистическим идеал-реализмом.

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862 – 1905) – русский философ-идеалист. Сторонник учения о «всеедином сущем». «Конкретный идеализм» Трубецкого стремится примирить эмпиризм, рационализм и мистицизм.

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863 – 1920) – русский религиозный философ. Стремился согласовать учение В.С. Соловьева о «всеединстве» с ортодоксальной христианской доктриной. Занимался проблемой смысла жизни.

ФЕДОРОВ Николай Федорович (1828 – 1903) – представитель русского космизма. Автор идеи «общего дела», направленного на выполнение сыновьего долга по воскрешению отцов.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882 – 1943) – русский религиозный мыслитель. Развивал идеи философии «всеединства» В.С. Соловьева.

ФРАНК Семен Людвигович (1877 – 1950) – русский религиозный философ, сторонник концепции «всеединства». В гносеологии занимался разработкой понятия непостижимого.

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804 – 1860) – русский философ-идеалист, один из основоположников славянофильства. Его объективный идеализм имел форму религиозно-мистического волюнтаризма. Отстаивал религиозный провиденциализм.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 – 1948) – русский философ, один из деятелей «серебряного века» русской культуры. В 1992 г. в составе большой групп интеллигентов был выслан из России, с 1923 г. жил во Франции. Выступал в сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др.; член религиозно-философского общества в Москве; основатель Вольной академии духовной культуры (1919); преподавал в Московском университете; основал и редактировал журнал «Путь» (Париж, 1925-1940). Свою философию характеризовал как «экзистенциальный персонализм». В ее основе лежат понятия личности, творчества, свободы. Человек по мысли Бердяева, призван быть продолжателем дела божественного творения – в этом состоит подобие человека и Бога. Бердяев остро критиковал современную культуру, которая, по мнению мыслителя, заслоняет от человека его подлинное призвание. Человечество способно прийти к новой эпохе, лишь преодолев испытание и искушение современной культурой.
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 – 1885) – естествоиспытатель, философ, социолог. Родился в с. Оберец Орловской губернии, закончил естественный факультет Петербургского университета. За участие в кружке Петрашевского был посажен на сто дней заключения в Петропавловскую крепость. Неоднократно участвовал в экспедициях по изучению рыбных запасов в различных регионах России. Основной труд – «Россия и Европа», в котором разработана ставшая впоследствии знаменитой концепция культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип – это целостная система, определяемая культурными, психологическими, природными и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Вокруг концепции Данилевского в 80-х годах XIX завязалась оживленная дискуссия.

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-1881) – русский писатель, философ, публицист. Осужденный в 1849 году за участие в кружке Петрашевского, был приговорен к смертной казни, отмененной лишь в последнюю минуту перед расстрелом. Провел четыре года на каторге в Сибири. Вернувшись в Петербург в 1859 году, приступил к активной литературной деятельности. Его романы получили в XX веке всемирную известность. Философские идеи Достоевского, не нашедшие признания у современников, стали чрезвычайно популярны в кругах интеллигенции Запада, а затем всего мира. Творчество Достоевского сосредоточено вокруг философии духа, сквозь призму которой, рассматриваются вопросы антропологии, философии истории, этики. Идеи Достоевского направлены против упрощенных представлений о человеческой природе, против проектов радикального переустройства общества на основе «научно обоснованного» проекта. Для философских исканий Достоевского характерно яркое ощущение антиномизма и экзистенциальной напряженности человеческого бытия.

ИЛЬИН Иван Александрович (1882 – 1954) – русский философ, публицист, политолог. С 1918 года – профессор Московского университета. В 1922 году был арестован и приговорен к смертной казни, которая была заменена высылкой из России. В первый период пребывания за рубежом преподавал в Русском научном институте в Берлине. После прихода к власти в Германии нацистов под угрозой ареста вынужден был эмигрировать в Швейцарию Ильин разработал оригинальную трактовку философии Гегеля, согласно которой последняя есть не что иное как перевод опыта религиозного постижения мира и человека на язык философии. Широкий отклик получила работа Ильина «О противлении злу силой», в которой была подвергнута тщательному критическому анализу концепция Л.Толстого о непротивлении. Свою философию Ильин характеризовал как философию «волевой идеи», имея в виду ее направленность против всякого рода просветительских иллюзий и мечтаний с одной стороны, и с другой – против нигилизма и материализма.
ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988) - философ, историк философии и эстетики, филолог. В 1930г. обвинен в «воинствующем идеализме» и репрессирован. После освобождения в 1933г. преподавал классическую филологию, с 1944г. – профессор Московского государственного педагогического института им. Ленина. В трудах Лосева осуществлено глубокое и всестороннее исследование античной философии и культуры, культуры Возрождения, разработаны оригинальные концепции философии мифа, философии имени, философских оснований музыки и математики.
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965) - русский философ. Окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского университета, профессор этого же университета. В 1922 году выслан из России. Преподавал в Праге, Париже, Нью-Йорке. Свою философию называл философией интуитивизма. Объект познания согласно учению Лосского связан (скоординирован) с познающей личностью в ее целостности. Лосский стал одним из первых переводчиков на русский язык «Критики чистого разума» Канта. Автор «История русской философии», труда о Достоевском.
РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1918) – русский философ, публицист, писатель. В 1882 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, работал преподавателем гимназии в провинциальных городах. С 1893 г. – в Петербурге, активно публикуется в журналах, издает ряд сочинений. В основе философии Розанова – признание ценности индивидуального бытия, отдельных вещей, человеческих переживаний и устремлений. Для общественной жизни считал важнейшим семейный вопрос, который тесно связывал с проблемой пола. Критиковал христианство, призывая церковь уделять большее внимание вопросам взаимоотношения полов, браку и семье. Произведения Розанова отличаются особым стилем изложения, афористичностью.
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ, поэт, публицист. Создал завершенную философскую систему, охватившую все аспекты философского знания. В основе ее лежит принцип всеединства, опирающийся на древнюю идею – «все во всем». Большую роль в его философии играет София – понятие и образ Премудрости Божией и символ вечной женственности. София – душа мира, неуловимая средствами научного познания, но мистически и поэтически олицетворяющая цветущую полноту и таинственность жизни. Соловьев критиковал позитивизм и материализм своего времени, пытавшиеся исключить из мироздания и человеческого бытия живую душу, без которой человек невозможен. Сущность человеческого Соловьев усматривал в чувстве стыда, жалости (сострадания), благоговения. Смысл общественного прогресса Соловьев связывал с нравственным совершенствованием человечества с точки зрения христианской нравственности. Всемирно-историческую роль России («русскую идею») видел в том, чтобы способствовать объединению христианских церквей – православной, католической, протестантской.
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) – русский философ и публицист. Учился в Московском университете, участник войны 1812 года. Публикация первого из написанных Чаадаевым «Философских писем» вызвала негодование общественных кругов и императорской власти. Многие современники увидели в Чаадаеве ниспровергателя национальных святынь и безрассудного бунтаря. Решением Николая I он был объявлен умалишенным. После снятия медицинского надзора и домашнего ареста активно участвовал в общественной жизни, продолжал разработку философского учения. В метафизике развивал положение о «высшем сознании», которое не есть Бог, но божественная сущность мира. В учении о человеке подчеркивал значение разума и нравственности, которые образуют в человеке его «сверх-эмпирическое Я». Чаадаев явился одним из основоположников русской историософии (философии истории).
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-1889) – философ, публицист, писатель, идейный глава революционно-демократического движения в России второй половины XIX века.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: