Начало пути «Солнечного корабля»




Введение

Что такое литература? Насколько велико значение самиздата для современной литературы? Литература – это не только стихи Пушкина, рассказы Чехова и романы Гончарова, литература живёт здесь и сейчас. Произведения далеко не всех современных авторов можно найти на полке в книжном магазине. Кто-то пишет для себя, для друзей, но иногда человек хочет поделиться своим творчеством с более широким кругом лиц, тогда на помощь приходит самиздат.

Существует несколько определений самиздата:

1) Неразрешённая официальными властями и выходящая нелегально литература, которая тиражируется благодаря личным усилиям автора и его единомышленников, минуя издательства и прочие официальные структуры.

2) способы неофициального и потому неподцензурного производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов.

Изобретение термина «самиздат» приписывают советскому поэту Николаю Ивановичу Глазкову.

Тему самиздата я решил изучить по причине огромной её значимости для современной русской литературы. С произведениями многих талантливых писателей можно ознакомиться только в малотиражных литературных журналах и самодельных сборниках.

С 2007 по 2012 год мне неоднократно доводилось быть слушателем презентаций литературного журнала «Солнечный корабль», на примере которого я и анализировал российский самиздат.

В этой работе я поставил себе цель рассказать о жизни малых литературных журналов и их авторов на конкретном примере. Для создания работы я использовал личный опыт общения с авторами и редакторами журналов «Солнечный корабль» и «Археоптерикс», а также тексты различных литературных журналов.

 

Цели:

  • Оценить значение самиздата для современной российской литературы.
  • Проанализировать современный российский самиздат на примере журнала «Солнечный корабль»

Задачи:

 

Краткая история самиздата

 

За свою долгую историю русская литература переживала разные времена. Нередко свободному выражению мысли мешала цензура, вводимая властями для подавления вольнодумия. Писатели же старались эту цензуру обойти, одни использовали аллегоричные образы, другие занимались самиздатом. Сложно определить, когда появился самиздат, однако его наибольшее распространение приходится на девятнадцатый и двадцатый век, в первую очередь, это связано с жесткой цензурой. Многим известна история, связанная со стихотворением М. Ю. Лермонтова «На смерть поэта»: его публикация в официальных литературных изданиях была запрещена, но текст переписывали от руки и распространяли на литературных салонах. Аналогичные случаи происходили нередко. Зачастую цензура запрещала самые лучшие и передовые произведения, в которых авторы точно подмечали самые острые проблемы государства и общества. С развитием техники, издавать книги самому стало значительно проще, печатные машинки позволяли создавать копии больших текстов, в периоды ослабления репрессий даже организовывались целые подпольные типографии. Во второй половине двадцатого века самиздат продолжал активно существовать, вопреки стараниям контролирующих органов. После перестройки и распада СССР цензура практически исчезла из литературы, однако концом самиздата это не стало. Обнаружилась новая проблема: издавать можно практически всё, но на издание нужны деньги. У самих авторов таких денег не было, а издательства публиковали только произведения известных писателей, на которые существовал большой спрос. Особенно невыгодны экономические условия оказались для изданий с маленьким тиражом, которые и стали будущей основой российского самиздата. В этой работе я поставил себе цель рассмотреть и проанализировать самиздат на примере литературного журнала «Солнечный корабль», с редактором и авторами которого я общаюсь уже много лет.

 

Начало пути «Солнечного корабля»

 

В конце восьмидесятых годов среди молодёжи были популярны различные движения и субкультуры. Часто в этих движениях можно было встретить умных и образованных людей, они собирались в группы, общались и дискутировали на разнообразные темы. Так сформировалась некая «неформальная интеллигенция». В ряды «неформальных интеллигентов» попал и Александр Морозевич – молодой петербуржец, не имеющий высшего образования, но активно занимающийся самообразованием и саморазвитием в целом. Своё место он нашёл в литературе, писал стихи и рассказы, участвовал в собраниях молодых авторов, где мог получить конструктивную критику и поучиться на опыте других писателей. В скором времени начал издавать первые сборники, делая это самостоятельно: «Издательство под названием «ILP» (что скромно расшифровывалось как «Издательство Лишних Поэтов») родилось совершенно неожиданно в 1988 году в связи с тем, что я решил издать свой самый первый сборничек стихов (естественно, тоже самых первых). Конечно, всё было сделано дома, на пишущей машинке в единственном экземпляре и разрисовано от руки. А потом – постепенно втянулся. Издавал сначала себя, потом друзей-товарищей» [1:21]. Так и началась издательская деятельность Александра, благодаря которой он познакомился со многими молодыми писателями, они и стали первыми авторами его журнала. «… журнал-то я собирался издавать ещё году в 1990-м. С многозначным названием «Неф»: по-гречески это «корабль», а по-русски звучало «НЕФормально» (что было тогда очень модным). Журнал мы замышляли с Мишей Митиным, таким же, как и я, молодым и неформальным поэтом. Как-то оно не заладилось… но идея, как видите, не умерла» [1:21] За время от возникновения идеи создания собственного журнала до её реализации прошло много времени, за эти годы «неформальная интеллигенция» набралась опыта, к молодым авторам присматривались литературные деятели предыдущего поколения, делились своими знаниями и мыслями. Техника тоже не стояла на месте, принтеры и ксероксы стали общедоступны, у многих появились персональные компьютеры. В 2003 году Александр Морозевич познакомился с человеком под псевдонимом Риу дель Магра, который издавал несколько литературных журналов: «Археоптерикс», «Скарабей» и «Птеродактиль». Делались они в формате А5 и уже обзавелись постоянными авторами. Тогда Александр вернулся к идее создания своего журнала, первый номер которого вышел в марте 2007 года. Название «Солнечный Корабль» выбрано было неслучайно, как написал сам Александр в предисловии к первому номеру журнала: «Что же до солнечного корабля, то у древних египтян Солнце-Ра путешествовало на солнечной ладье – днём по небу, а ночью – по подземному, преисподнему Нилу, сея свет во всех областях бытия…» [2:1]. В журнале публиковались стихи, проза, интервью и философские размышления. Жёстких ограничений по содержанию произведений и их формату в журнале не существовало, однако это не мешало главному редактору (Александру) формировать журнал как нечто целое, единое. Как правило, для номера выбирались две основные темы: «о свободе; о слове» (первый номер), «мужчина и женщина; наши ангелы» (четвёртый номер), «вера – надежда – любовь; разум и мысль» (десятый номер). Выходил «Солнечный корабль» раз в три месяца, это позволяло набрать материал для нового номера. Среди прочих авторов, в журнале публиковалась и моя мама, под псевдонимом Елена Вашкевич. Презентации же новых номеров происходили в нашей квартире. На них приходили писатели и поэты, авторы «Солнечного корабля». Это были очень разные люди: кого интересовала философия, кого духовные практики или психология. Разные взгляды на жизнь порождали дискуссии, но до ссор дело доходило редко, хотя писатели – люди очень эмоциональные. Обсуждали не только литературу, основой презентации было свободное общение на самые разнообразные темы: от медитации до политики, от рыбалки до греческой философии. Нередко презентация журнала включала в себя музыку, исполняемую на таких необычных музыкальных инструментах, как тибетская поющая чаша или гавайская гитара.

Что касается оформления журнала: он представлял собой книжку формата А5, состоял из шестидесяти – семидесяти страниц. Тексты украшались чёрно-белыми рисунками и узорами. Обложку делали из картона, при этом жёлтого цвета – весной и осенью, зелёного – летом, синего – зимой. На обложке тоже располагались узоры и сюрреалистичные рисунки. Александр печатал журналы у себя дома на принтере, тираж составлял порядка ста экземпляров, часть которых раздавалась авторам, а часть – продавалась за символическую цену. Из-за небольшого тиража журналов не хватало на всех желающих, их передавали из рук в руки, давали почитать друзьям и знакомым. Произведения из журнала читались на литературных собраниях и салонах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 

Авторы журнала

Основой любого литературного журнала являются писатели, чьи произведения там публикуются. Поэтому считаю необходимым более подробно рассмотреть авторов «Солнечного корабля». В первых номерах публиковались, в основном, литературные друзья Александра Морозевича и авторы «Археоптерикса» и «Скарабея»: Николай Вольнодумец, Свами Бодхи Кумар, Риу дель Магра. Позже круг авторов сильно расширился, в первую очередь, это связано с тем, что большинство петербургских писателей знают друг друга, ходят на одни и те же литературные мероприятия и поддерживают между собой постоянные контакты. Определённую известность журнал получил в «Петербургском Театре Поэтов», которым руководил Владимир Антипенко.

Некоторые авторы журнала были друзьями ещё до его появления, а многие стали таковыми, объединившись общим делом. Посетители презентаций «Солнечного корабля» помогали друг другу не только в творчестве, но и в повседневной жизни: кто-то умеет делать ремонт, кто-то чинить велосипеды. Летом некоторые авторы журнала проводили время в местечке под названием Петяярви (Ленинградская Область, Приозерский район). Они приезжали туда на несколько недель, жили в палатках, искали вдохновение для новых творческих начинаний, практиковались в медитации. Среди авторов было много неординарных личностей (я уже писал, что корни журнала уходят к субкультурам восьмидесятых): анархистов, последователей Ошо, йогов, неоязычников, хиппи. Один из таких людей – ЛешЫй или просто Алексей. Свой необычный псевдоним он получил не просто так: с ранней весны до поздней осени ЛешЫй жил в самодельной хижине «крепости», как он её называл. Эта хижина располагалась как раз в Петяярви, поэтому туда часто заглядывали другие авторы «Солнечного корабля», а писатель и заядлый велосипедист Вячеслав Белеберды провёл в хижине Алексея несколько своих отпусков.

«Приехал я в Петяярви к Лешыму за очередной порцией «Хроник догонов». И привёз последний номер «Солнечного корабля». Сидим поздним вечером у костра. Компания лесная, пёстрая, кто откуда. Достаю журнал. Одна девушка берёт его и говорит: «О, «Солнечный корабль», у меня в Курске два его номера лежат». Я спрашиваю, откуда он в Курске-то оказался? «А, из Воронежа через Москву знакомые стритрейсеры привезли». Надо ли пояснять, что в Москву я номеров не отсылал, да и стритрейсеров среди моих знакомых нет. Неисповедимы пути самиздата», - вспоминает Александр Морозевич.

У вечернего костра, под звуки тибетских поющих чаш и пение птиц рождались новые образы, находившие потом своё отражение на страницах «Солнечного корабля».

Некоторые туристы из Петяярви, заинтересовавшись журналом, тоже становились его авторами.

Но не только поколение восьмидесятых публиковалось в «Солнечном корабле», самый пожилой писатель журнала - Евгений Петрович, недавно отпраздновал восьмидесятилетний юбилей. Мне в 2011 году, когда мне было 12 лет, тоже удалось опубликовать свой рассказ на страницах журнала, а ещё раньше - поучаствовать в оформлении одного из номеров.

 

Содержание журнала

 

Что же публиковалось в «Солнечном корабле»? По причине отсутствия жёстких ограничений формы мысли, журнал наполняют совершенно разные литературные произведения и не только. Несмотря на это, стараниями редактора журнал воспринимается как единое целое, как завершённый образ.

Помимо свих стихов, Александр иногда публиковал в журнале свои рассказы про Соснова и Окновича. Сперва у читателя может сложиться впечатление, будто это забавные рассказы о чудаках. С одной стороны – так и есть, но сами эти «чудаковатые» беседы героев оказываются не такими простыми: чем глубже человек «копает», тем больше открывает нового. Понимание этих рассказов, как и многих других публикаций в «Солнечном корабле», напрямую зависит от знаний человека. При этом от знаний нестандартных: искусство древнего мира, мифология, философия, теология.… Поэтому журнал будет более интересен умным и образованным, разносторонним людям. Возможно это – одна из причин выбора именно варианта малотиражного самиздата. В некоторых номерах публиковались серьёзные философские рассуждения на различные темы.

С поэзией немного проще, её понимание тоже напрямую зависит от знаний человека, но стихотворение основано на системе образов, передающих чувства. Сами чувства, как полагают многие философы, даны нам от рождения вне зависимости от нашей образованности.

Ветер

Зима начертит белой краской

Восход на небе голубом,

Холодный ветер дует сказкой

И бьётся в окна ночью лбом.

Он как всегда рассвет встречает,

Купаясь в солнечном тепле,

И он один мой слух ласкает,

Кружась метелью по земле.

Рисует кистью нам узоры

На стёклах красной тишины,

Что привлекают наши взоры

И будоражат наши сны.

 

(Квазар Хан 21.11.2008) [4:35]

 

Я не утверждаю, что «Солнечный корабль» будет неинтересен необразованным людям с ограниченным кругом знаний, просто он будет иначе ими воспринят: для простого обывателя журнал – занятная интересная книжечка, для умного, думающего, самосовершенствующегося человека – проводник в самого себя, способный даже изменить мировоззрение.

Очень своеобразны фантастические рассказы, часто встречающиеся в «Солнечном корабле». Они могут напомнить произведения Стругацких, но пропущенные через современную действительность, которая удивительным образом преобразила и изменила их. Иногда фантастическая составляющая в таких рассказах выступает спасением от обыденности, способом осознания иллюзорности проблем героя.

Тут можно подметить ещё одну особенность «Солнечного корабля», которую я открыл для себя самостоятельно: если ты хоть немного желаешь изменить себя, то всегда после прочтения журнала будешь становиться немного другим, начинаешь думать о тех вещах, о которых не думал раньше, по-новому смотреть на старое.

Произведения в «Солнечном корабле» нередко сюрреалистичны и символичны, они способны не только вызвать множество вопросов, но и направить разум читателя на путь ответов, ответов на главные вопросы… Не в этом ли главная задача литературы?

 

 

Заключение

Подводя итог моей работы, можно сделать вывод, что самиздат в России жив и развит, пусть и не повсеместно. Фактически издавать собственные сборники или журналы может любой человек, однако это требует много сил и времени, а главное – огромного желания, ведь держится самиздат исключительно на энтузиазме. Пусть теперь главная задача самиздата – не обход цензуры, а создание малотиражных изданий, его структура и, сложившееся вокруг него общество, не сильно изменились, остались прежними основные каналы распространения самиздата и его малоизвестность.

На смену обычной литературной интеллигенции в самиздат пришла интеллигенция «неформальная», зародившаяся в эпоху перемен и состоящая из представителей различных субкультур, течений и сообществ.

Самиздат – широчайшее поле для свободного творчества. Он продолжает оставаться важной движущей силой для развития всей русской литературы, и многие его авторы войдут в историю литературы.

 

 

Приложения

1) Александр Морозевич – 2) Некоторые номера журнала

Создатель и редактор журнала «Солнечный Корабль»

«Солнечный Корабль»

 

Список использованной литературы

1) Журнал единомышленников проСТРАННЫЙ номер

2) Журнал «Солнечный корабль» №1 2007 г.

3) Журнал «Солнечный корабль» №2 2007 г.

4) Журнал «Солнечный корабль» №10 2009 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: