Вопрос 7. Составить тематику бесед с родителями во второй младшей группе




ВОПРОС 7.

Содержание и цели семейного воспитания

Введение

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

семья осуществляет социализацию личности;

семья обеспечивает преемственность традиций;

важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Содержание семейного воспитания

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного воспитания:

убеждение (объяснение, внушение, совет);

личный пример;

поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

 

 

ВОПРОС 7.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ. СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ. ПРИНЦИПЫВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы:

- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

 

Задачи семейного воспитания можно объединить в три группы:

1. Воспитательные задачи:

- формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;

- закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

2. Образовательно-воспитательные задачи:

- осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;

- формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

- взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

- вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

3. Личностно-развивающая задача - создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

 

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

- открытость и доверительность отношений в семье;

- оптимальность взаимоотношений в семье;

- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

 

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

 

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Составные компоненты семейного воспитания:

- физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

- нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

- интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

- эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

- трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

 

Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре.

Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка, определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты.

Ощущение жизненной уверенности - одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

 

К числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности семейного воспитания, относят семейные традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratitio - передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов (традициями), которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнеепотребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы.

Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению.

Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня - видеолетописи) и т.д.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается ихназначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку

 

Вопрос 17

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей ). Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей». «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»), К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом. детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

 

Практические вопросы

Вопрос 7. Составить тематику бесед с родителями во второй младшей группе

 

План работы с родителями во второй младшей группе

Месяц

Название мероприятия

 

Сентябрь

Родительское собрание:

«Давайте познакомимся.

О задачах воспитания и образовательной деятельности в группе».

2. Консультации для родителей:

«Кризис 3-х лет»;

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

3.Индивидуальные беседы с родителями:

«Подготовка детей к новому учебному году»;

«О соблюдении режима дня в детском саду и дома»;

«Внешний вид ребенка в д/с»;

«Самообслуживание в жизни ребенка».

4. Материал в уголок для родителей:

«Особенности развития детей 3 – 4 лет. Основные задачи развития и воспитания».

5. Памятка для родителей:

«Как не надо кормить ребенка».

6. Фотовыставка «Как мы провели лето».

Октябрь

1.Консультации для родителей:

«Если ребенок часто устраивает истерики».

«Как интересно провести досуг в кругу семьи».

2. Индивидуальные беседы с родителями:

«О необходимости развития мелкой моторики рук в дошкольном детстве».

«Спортивная форма и обувь для занятий физкультурой» (о необходимости ее приобретения).

«Как правильно одеть ребёнка на прогулку».

«О вреде недосыпания».

3. Материал в уголок для родителей:

«Какие игрушки приобретать ребенку».

4. Памятка для родителей:

«Оздоровление детей в осенний период».

5. Выставка поделок из природного материала «Дары осени».

Ноябрь

1. Консультации для родителей:

«Профилактика гриппа – оздоровление детей в детском саду и дома».

«Начинаем утро с зарядки».

2. Индивидуальные беседы с родителями:

«Как привить малышу любовь к детской книге».

«Как научить ребенка здороваться».

«Как составить ребенку компанию дома».

«Роль развивающих игр для детей 3-4 лет».

3. Материал в уголок для родителей:

«Опасные ситуации в жизни детей»

4.Памятка для родителей:

«Как отвечать на детские вопросы».

5.Папка-передвижка

«День матери».

6. Фотовыставка: «Жизнь ребенка в детском саду».

Декабрь

1.Родительское собрание:

«Познавательно-речевое развитие детей четвертого года жизни»

2. Консультации для родителей:

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребенка».

«Стихи в жизни ребенка».

3.Индивидуальные беседы с родителями:

«Одежда детей в разные сезоны».

«Как провести праздник дома».

«О правилах поведения на празднике».

«Новогодние костюмы» (советы по костюмам).

4.Информационный материал в уголок для родителей:

«Зимние игры для детей».

5. Памятка для родителей:

«Основы нравственных отношений в семье».

6.Папка-передвижка:

«Новый год в детском саду и дома».

7.Привлечение родителей к подготовке к Новогоднему празднику, украшению группы.

Январь

1.Консультации для родителей:

«Витаминная азбука родителям».

«Развитие речи через театрализованную деятельность».

2. Индивидуальные беседы с родителями:

«Как научить ребёнка убирать за собой игрушки?».

«Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

«Играйте вместе с ребенком».

«Для чего нужна пальчиковая гимнастика?».

3.Информационный материал в уголок для родителей:

«Несколько советов по организации и проведению детских праздников».

4. Памятка для родителей:

«Игры и упражнения по развитию речи».

5.Фотовыставка:

«Новогодние и рождественские праздники».

Февраль

1.Консультации для родителей:

«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах».

«Как приучать детей к труду»

2.Индивидуальные беседы с родителями:

«Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

«Что значит быть хорошим отцом?».

«Детское «хочу» и родительское снисхождение».

«Если ребенок дерется».

3. Информационный материал в уголок для родителей:

«Можно, нельзя, надо» (о моральном воспитании ребенка).

4. Памятка для родителей:

«Чаще разговаривайте со своим ребенком».

5. Папка-передвижка:

«23 февраля».

6. Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!

Март

1.Родительское собрание:

«Задачи воспитания трудолюбия у детей в детском саду и дома»

2.Консультации для родителей:

«Капризы и упрямство ребёнка, как с ними справиться?».

«Воспитание усидчивости у детей».

3. Индивидуальные беседы с родителями:

«Режим дня в МДОУ».

«Ваш ребенок».

«Взаимодействие ребенка с социумом».

«Умеем ли мы общаться с детьми».

4. Информационный материал в уголок для родителей:

«Нетрадиционные методы лечения простуды».

5. Памятка для родителей:

«7 правил для всех (о наказаниях ребенка)».

6. Папка – передвижка:

«Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости! ».

7. Праздник «8 марта», с приглашением родителей.

Апрель

Консультации для родителей:

«Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях».

«Игры для непосед».

Индивидуальные беседы с родителями:

«Заботимся о здоровье детей вместе» (вызвать интерес к факторам, влияющим на физическое здоровье детей).

«Как провести выходные с ребенком».

«Пойте ребенку песни».

«Права и обязанности в семье».

Информационный материал в уголок для родителей:

«Что должен знать и уметь 4 –летний ребёнок».

4.Памятка для родителей:

«Особенности развития речи детей дошкольного возраста».

5. Папка-передвижка:

«Детские страхи - советы психолога».

6.Анкетирование родителей:

«Ваше мнение о ДОУ».

Май

Родительское собрание:

«Вот и стали мы на год взрослее. Итоги прошедшего учебного года».

2. Консультации для родителей:

«Игры на природе».

«Профилактика детского травматизма».

3.Индивидуальные беседы с родителями:

«Учите детей заботиться о своей безопасности»

«Если ребенок провинился».

«О летнем отдыхе детей».

4.Информационный материал в уголок для родителей:

«Оздоровление детей в летнее время».

5.Памятка для родителей:

«Обучение детей наблюдательности на улице».

6.Папка – передвижка:

«Лето-пора отдыха! ».

7. Подборка рекомендуемой литературы для чтения детям в летний период для младшего дошкольного возраста.

8. Домашнее задание родителям на лето: сбор природного и бросового материала.

8. Привлечение родителей к изготовлению и приобретению выносного материала на лето.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: