Внешние факторы увеличения прибыли предприятия




§ конъюнктура рынка;

§ уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;

§ нормы амортизационных отчислений;

§ природные условия;

§ государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.

При осуществлении производственно — хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы — ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.

 

22. Налог на прибыль: понятие, схема начисления, льготы.

Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных налогов, играющим фискальную и регулирующую роль.

В настоящее время налог на прибыль регулируется главой 25 НК РФ.

Плательщики налога на прибыль разделяются на две группы:

§ российские организации;

§ иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением указанных игр.

Налог на прибыль не уплачивают также организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, а также организации, уплачивающие налог на игорный бизнес.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

§ для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;

§ для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;

§ для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Классификация доходов включает две группы:

§ доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации);

§ внереализационные доходы.

Под доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы определяются на основании первичных и других документов, подтверждающих получение дохода, и документов налогового учета.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами в рублях.

Полученные доходы налогоплательщик уменьшает на сумму произведенных расходов. Произведенные расходы, как и полученные доходы, подразделяются на две группы:

§ расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

§ внереализационные расходы.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с российским законодательством, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, связанные с производством и реализацией, группируются по следующим элементам:

1. материальные расходы;

2. расходы на оплату труда;

3. суммы начисленной амортизации;

4. прочие расходы.

Налоговая база по налогу на прибыль равна денежному выражению прибыли организации. При этом по прибыли, облагаемой по различным ставкам, налоговая база рассчитывается раздельно.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток, то налоговая база признается равной нулю. При этом, согласно ст. 283 НК РФ, налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Базовая налоговая ставка установлена в размере 20%. При этом налог, исчисленный по ставке 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 18% — в бюджеты субъектов Федерации. При этом субъектам Федерации предоставлено право снижать ставку налога, подлежащего зачислению в субфедеральные бюджеты, для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5%. Таким образом, минимально возможная ставка налога на прибыль составляет 15,5%. Аналогичная льгота может применяться и в отношении организаций — резидентов особых экономических зон.

Для отдельных категорий налогоплательщиков (иностранные организации, получающие доходы на территории РФ) и видов операций (получение дивидендов, операции с отдельными видами долговых операций) предусмотрены иные ставки налога на прибыль

 

23. Основные направления использования прибыли предприятия. Расчет налогооблагаемой прибыли.

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п. Общая схема распределения прибыли предприятия приведена на рис. 20.4.

Рис. 20.4. Основные направления распределения прибыли

Важным аспектом распределения прибыли является определение пропорции деления прибыли на капитализируемую и потребляемую части, которая устанавливается в соответствии с учредительными документами, интересами учредителей, а также определяется в зависимости от стратегии развития бизнеса.

Для каждой организационно-правовой формы предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, основанный на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности предприятий соответствующих форм собственности.

На любом предприятии объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под се распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение же направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры формируемых фондов, процесс их использования находятся в компетенции самого предприятия.

Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на инновации, капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы и т.п. Законодательство ограничивает размер резервного фонда предприятия, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его учредительных документах и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия.

 

24. Финансовый план предприятия: понятие, состав.

Основная задача финансового планирования — поиск и выбор наиболее выгодного и финансово-устойчивого варианта финансового плана (бюджета) фирмы.

Финансовый план ― это обобщающий плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период.

Финансовый план предприятия предусматривает:

– обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, своевременного проведения мероприятий, намеченных во всех разделах годового плана;

– выявление резервов и мобилизацию ресурсов для рационального использования производственных мощностей, оборотных средств, обеспечения максимальной эффективности производства, достижения высокой рентабельности и прибыли; определение финансовых взаимоотношений с государством (уплата налогов) и банками, осуществляющими кредитование предприятия. Раздел объединяет два направления:

1. Финансово-экономические результаты деятельности предприятия: - финансовая отчетность предприятия; — анализ финансово-экономического состояния предприятия.

2. Планирование основных финансовых показателей: — подготовка плановых документов: — прогноз баланса активов и пассивов предприятия; — прогноз прибылей и убытков; — прогноз движения денежных средств; — финансовая оценка проекта; — прогноз запаса финансовой прочности.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия выполняется на основе технико-экономических и финансовых показателей деятельности предприятия за последние три года. В ходе анализа определяют форму экономического роста, тип финансовой устойчивости, вероятность потенциального банкротства. Планирование основных финансовых показателей — представляется прогноз основных форм финансовой отчетности, как правило, укрупненно, в соответствии с требованиями международных стандартов, обязательно в прогнозных ценах, т. е. в ценах, выраженных в денежных единицах, соответствующих покупательной способности каждого периода осуществления проекта.

Финансовый план заканчивается определением критического объема продаж и запаса финансовой прочности. Содержание разделов финансового плана можно представить следующими основными статьями доходов и расходов.

I. Доходы и поступления средств.

1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).

3. Планируемые внереализационных доходы.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление ОС и НМА.

5. Поступления средств от других предприятий.

II. Расходы и отчисления средств

1. Налоги, уплаченные из прибыли.

2. Распределение чистой прибыли;

3. Долгосрочное инвестирование.

4. Прочие расходы.

 

25. Капиталовложения, пути повышения эффективности их использования.

Задача повышения экономической эффективности капитальных вложений решается на всех стадиях подготовки и осуществления капитального строительства:

1) на стадии разработки долгосрочных программ;

2) на стадии планирования капитальных вложений;

3) на стадии проектирования объектов;

4) на стадии строительного производства.

На стадии разработки долгосрочных строительных программ повышение экономической эффективности капитальных вложений обеспечивается выявлением наиболее экономичных путей реализации региональных и отраслевых проектов, предусмотренных на перспективу. На этой стадии решаются вопросы очередности развертывания строительных программ, укрепления связей и взаимодействия предприятий разных отраслей с учетом мероприятий по охране природы, внедрения прогрессивных форм общественного производства — концентрации, специализации, кооперирования и т. п.

На стадии планирования капитальных вложений повышение эффективности достигается:

· тщательным экономическим обоснованием необходимости капитальных затрат и их предельного объема, обеспечивающим их рациональное направление;

· концентрацией затрат на важнейших пусковых стройках;

· первоочередным направлением капитальных вложений на реконструкцию, расширение и модернизацию действующих производств, обеспечивающих технический прогресс;

· целесообразным размещением мощностей на территории, способствующим улучшению структуры производства;

· усилением сбалансированности планов путем увязки капитальных вложений с финансовыми, трудовыми и материально-техническими ресурсами, улучшением технологической структуры капитальных вложений;

· комплексным строительством объектов производственного назначения с объектами жилищного, коммунального, культурно-бытового назначения.

3. На стадии проектирования объектов строительства производственной и непроизводственной сферы повышение эффективности капитальных вложений достигается путем:

· организации проектирования на основе максимального учета новейших достижений науки и техники, внедрения передовой технологии и новейшего оборудования;

· рационального использования застраиваемой территории и производственных площадей;

· повышения качества и достоверности комплекса изыскательских работ, в том числе экономических обследований и изысканий;

· повышения технико-экономической обоснованности проектных решений и отбора наиболее из них экономичных;

· проектирования предприятий в составе промышленных комплексов и узлов и узлов с кооперацией инженерных коммуникаций и вспомогательных хозяйств;

· отбора наиболее экономичных объемно-планировочных и конструктивных решений отдельных зданий и сооружений;

· использования в массовом строительстве типовых проектов предприятий, зданий и сооружений;

· снижения веса зданий и сооружений за счет применения легких бетонов, конструкций и деталей из легких металлов и эффективных профилей;

· повышения обоснованности сметной документации и усиления роли сметы;

· усиления экономической заинтересованности и ответственности проектных организаций за качество и экономичность проектно-сметной документации.

4. На стадии строительного производства повышение экономической эффективности капитальных вложений достигается путем:

· сокращения продолжительности строительства, что обеспечивает получение эффекта для строительных организаций и для народного хозяйства в целом;

· повышения качества строительных и монтажных работ, в результате чего сокращаются затраты на переделки и, главное, создаются лучшие условия для эксплуатации построенных зданий и сооружений и снижения эксплуатационных затрат;

· повышения производительности труда за счет дальнейшей индустриализации строительства и интенсификации производства;

· сокращения продолжительности пусконаладочных работ, периода освоения новых мощностей и доведения их до проектных показателей;

· снижения себестоимости строительно-монтажных работ;

· усиления экономической заинтересованности и ответ-ственности строительных организаций;

· осуществления индустриализации строительных работ.

Сущность индустриализации строительства заключается в переходе к выполнению всех основных строительно-монтажных работ методами крупного машинного производства и внедрения комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Основным направлением индустриализации строительства является развитие сборного строительства, позволяющего превратить строительное производство в механизированный поточный процесс сборки и монтажа зданий и сооружений из конструкций и деталей промышленного производства.

Развитие сборного строительства с массовым заводским изготовлением строительных конструкций и деталей во многом зависит от степени типизации и унификации зданий и сооружений. Широкое применение типовых проектов уни-фицированных изделий и конструкций позволяет резко повысить степень сборности в строительном производстве.

 

26. Методы оценки коммерческой эффективности инвестиционных проектов

Основными критериями оценки инвестиционных проектов являются доходность, рентабельность и окупаемость. В зарубежной практике для оценки эффективности инвести­ционных проектов используются пять основных методов:

1) методы, основанные на дисконтировании, позволяющие рассчитать следующие показатели:

— чистая текущая стоимость (чистый приведенный эффект) (NPV);

— индекс рентабельности инвестиций (PI);

— внутренняя норма рентабельности инвестиций (IRR);

2) методы, основанные на учетных оценках, позволяющие рассчитать следующие показатели:

— срок окупаемости проекта (РР);

— коэффициент эффективности инвестиций (ARR).

В российской практике для оценки эффективности инвести­ционных проектов используются следующие методы.

1. Метод расчета чистой текущей стоимости позволяет оп­ределить чистый доход от проекта, который представляет собой разницу между суммой дисконтированных потоков денежных средств, генерируемых проектом, и общей суммой инвестиций.

Чистая текущая стоимость = приведенная стоимость денежных потоков от проекта - общая сумма инвестиций.

Применение данного метода позволяет получить наиболее точные результаты в том случае, если колебания дисконтной ставки в период реализации проекта незначительны. Аналогичный метод в западной практике называется мето­дом расчета чистой текущей стоимости (или чистой приведенной стоимости) (Net present value — NPV), под которой понимается разница между общей суммой дисконтированных потоков буду­щих поступлений денежных средств, генерируемых данным про­ектом, и общей суммой инвестиций (invest cost — 1С).

где ΣFVn — общая сумма будущих поступлений от проекта;

r — доходность проекта, приемлемый и возможный для инвестора ежегодный процент возврата может быть равен стоимости привлеченных источников финансирования проекта;

IС — сумма инвестиций.

2. Метод расчета индекса доходности позволяет определить доход на единицу затрат. Считается, что результаты применения данного метода уточняют результаты применения метода чис­той текущей стоимости. Показатель рентабельности представ­ляет собой отношение текущей стоимости денежных потоков, генерируемых проектом, к общей сумме первоначальных инве­стиций. Аналогичный в западной практике метод называется мето­дом расчета индекса рентабельности инвестиций (profitability index — PI).

Формула расчета индекса рентабельности инвестиций имеет следующий вид:

 

3. Метод расчета внутренней нормы рентабельности проекта (или маржинальной эффективности капитала) позволяет опреде­лить максимально возможный уровень затрат на капитал, ассо­циируемых с проектом. Внутренняя норма рентабельности пред­ставляет собой ставку доходности, при которой чистая приведен­ная стоимость денежных потоков от проекта равна нулю. Если стоимость источников финансирования превышает внутреннюю норму рентабельности, проект будет убыточным, и наоборот, ес­ли внутренняя норма рентабельности превышает стоимость ис­точников финансирования, проект будет прибыльным. В российской практике финансового анализа внутренняя норма рентабельности рассчитывается как отношение чистой те­кущей стоимости к текущей стоимости первоначальных инвести­ций.

Внутренняя норма рентабельности = (чистая текущая стоимость / текущая стоимость первоначальных инвестиций) • 100%

Аналогичный метод в западной практике называется мето­дом расчета нормы рентабельности инвестиций (внутренняя норма прибыли, internal rate of return — IRR) и используется в двух целях:

1) определение допустимого уровня процентных расходов в случае финансирования проекта за счет привлеченных средств;

2) подтверждение оценки проектов, полученной в результате использования методов расчета чистой текущей стоимости (NPV) и индекса рентабельности инвестиций (PI).

Под нормой рентабельности инвестиций (IRR) понимается та­кое значение доходности (r), при которой чистая текущая стои­мость (NPV), являющаяся функцией от (r), равна нулю.

IRR = r, при которой NPV (f (r)) = 0.

Формула расчета нормы рентабельности инвестиций (IRR) имеет следующий вид:

Из формулы следует, что для получения показателя IRR не­обходимо предварительно рассчитать показатель чистой текущей стоимости при разных значениях процентной ставки.

4. Модифицированный метод расчета внутренней нормы рен­табельности позволяет получить более точные результаты. При расчете чистой текущей стоимости денежные потоки дисконти­руются по ставке, равной средневзвешенной стоимости аванси­рованного капитала.

Внутренняя норма рентабельности = (чистая текущая стоимость, рассчитанная на основе ставки дисконтирования, равной средневзвешенной стоимости авансированного капитала) • 100% / (сумма первоначальных инвестиций).

5. Метод расчета срока окупаемости инвестиций. Под сроком окупаемости инвестиций понимается срок, по истечении которо­го общая сумма поступления от проекта станет равной общей сумме вложенных средств. Момент времени, в который общая сумма поступлений становится равной общей сумме первона­чальных инвестиций, в финансовом менеджменте называется точкой безубыточности. Поступления денежных средств после прохождения точки безубыточности не учитываются. Проекты с равными сроками окупаемости признаются равноценными. Данный метод также позволяет определить уровень ликвид­ности проекта и инвестиционного риска. Чем меньше сроки оку­паемости, тем больше ликвидность, и наоборот, чем больше срок окупаемости, тем меньше ликвидность. Чем выше ликвидность, тем меньше риск, и наоборот, чем меньше ликвидность, тем вы­ше риск, связанный с проектом.

В российской практике в зависимости от способа определе­ния величины денежных потоков, генерируемых проектом, и ве­личины первоначальных инвестиций используются три варианта расчетов:

1) метод, основанный на учетных оценках;

2) дисконтный метод;

3) дисконтный метод с использованием средней величины денежного потока.

В первом случае определяется срок, по истечении которого сумма денежных потоков, генерируемых проектом, станет рав­ной сумме вложенных средств. При этом суммируются недисконтированные потоки денежных средств, которые сравнивают­ся с недисконтированной стоимостью первоначальных инвести­ций.

Во вторам случае определяется срок, по истечении которого сумма дисконтированных денежных потоков, генерируемых про­ектом, станет равной дисконтированной стоимости первоначаль­ных инвестиций. Данный способ позволяет учитывать возмож­ность реинвестирования (повторного инвестирования) доходов от проекта.

В третьем случае срок окупаемости инвестиций определяет­ся отношением приведенной стоимости первоначальных инве­стиций к средней величине дисконтированного денежного пото­ка в данном периоде.

Аналогичный метод в западной практике называется мето­дом срока окупаемости инвестиций (payback period — РР) и позво­ляет определить срок, в течение которого сумма недисконтированных прогнозируемых поступлений денежных средств станет равной общей сумме расходов, связанных с данным проектом. Формула расчета срока окупаемости инвестиций (РР) имеет сле­дующий вид:

Срок окупаемости инвестиций рассчитывается:

1) в случае равномерного распределения поступлений от про­екта по годам — делением совокупных затрат на величину годо­вого дохода;

2) в случае неравномерного распределения поступлений от проекта по годам — прямым подсчетом числа лет, в течение ко­торых сумма доходов превысит сумму расходов.

6. Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли применяет­ся для оценки эффективности проектов с непродолжительными сроками окупаемости. Под простой нормой прибыли понимается отношение чистой прибыли, полученной в результате реализа­ции инвестиционного проекта, к вложенным средствам (инве­стициям). В западной практике аналогичный метод называется методом расчета коэффициента эффективности инвестиций (accounting rate of return — ARR).

Формула расчета простой бухгалтерской нормы прибыли имеет следующий вид:

Рентабельность проекта = (чистая прибыль + амортизационные отчисления, генерируемые проектом / стоимость инвестиций) • 100%

Формула расчета коэффициента эффективности инвестиций (ARR) имеет следующий вид:

где ARR — коэффициент эффективности инвестиций;

PN — среднегодовая прибыль от вложения денежных средств в данный проект;

IС — сумма денежных средств, инвестированных в данный про­ект (сумма инвестиций);

RV — величина ликвидационной (остаточной) стоимости акти­вов, т.е. стоимости активов по окончании срока их полез­ного использования.

Как следует из приведенных формул, в российской практике для расчета показателя рентабельности инвестиций используется отношение суммы чистой прибыли и амортизационных отчисле­ний, сделанных в течение срока реализации проекта к вложен­ным средствам; в западной практике — отношение чистой при­были к 1/2 разности инвестиций и ликвидационной стоимости ак­тивов. Таким образом, российская практика не учитывает доходы от ликвидации активов, срок полезного использования которых закончился.

27. Методика анализа финансовых показателей деятельности предприятия - основные положения.

 

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия проводится при помощи различных методов и приемов.

«Метод экономического анализа - это прием, подход, способ изучения хозяйственных процессов в их динамике и статике». Практическое выражение метод находит через методику - совокупность приемов и способов, применяемых в определенной последовательности для достижения поставленной цели. Таким образом, метод и методика неразрывно связаны друг с другом. Методика имеет большое значение в обеспечении полноты и качества экономического анализа. Методические приемы анализа разнообразны, их выбор определяется: целями и задачами анализа, полнотой и качеством исходной информации, содержанием системы обобщающих и частных показателей.

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов.

Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования.

Основными задачами анализа финансовых результатов является:

анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

факторный анализ прибыли от продажи продукции (работ, услуг);

анализ финансовых результатов от прочей деятельности;

анализ и оценка использования чистой прибыли;

анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;

выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

Анализ финансового результата на основе отчета о финансовых результатах в качестве обязательных элементов включает в себя чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности:

«горизонтальный» (временной) анализ - Данный метод предполагает сравнение каждой позиции финансовой отчетности с аналогичной позицией предыдущего периода. Позволяет выявить тенденции изменения какого-либо явления в определенном периоде.

«вертикальный» (структурный) анализ результатов – Суть данного метода состоит в том, чтобы выявить влияние каждой позиции отчетности на результат в целом. Предполагает определение структуры итоговых финансовых показателей. Используется не только в финансовом анализе, но и анализе любых экономических объектов, по которым имеются данные ряда лет (например, анализ активов, пассивов, себестоимости, финансовых результатов, ассортимента продукции и т.д.).

Помимо вертикального и горизонтального анализа исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый анализ. Трендовый анализ носит перспективный, прогнозный характер, поскольку позволяет на основе изучения закономерности изменения экономического показателя в прошлом спрогнозировать величину показателя на перспективу.

При проведении финансового анализа применяются также следующие методы исследования финансовых отчетов:

Сравнительный (пространственный) анализ. В отличие от предыдущих методов, предполагает сопоставление сводного показателя отчетности анализируемого предприятия с аналогичными показателями конкурентов, предприятий отрасли, структурных подразделений предприятия.

Анализ относительных показателей (коэффициентов). Данный метод может проводиться на основании данных одного или разных периодов. Предполагается расчет отношений между отдельными позициями финансовой отчетности с целью определения взаимосвязи показателей.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли, так как она характеризует абсолютную эффективность его

работы.

Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов:

изучение прибыли по составу и динамике

факторный анализ прибыли от продажи

изучение причин отклонения по прочим доходам и расходам

оценка формирования чистой прибыли и влияние налогов на прибыль.

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта из отчета о финансовых результатах. Информация, содержащаяся в финансовом плане и отчете, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта.

Факторный анализ. Этот метод – разновидность аналитических исследований. Позволяет выявить влияние отдельных факторов на какой-либо результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Используется не только в финансовом анализе, но и анализе других результативных показателей. Так, в экономическом анализе осуществляется факторный анализ себестоимости, производства и реализации, материальных затрат, производительности труда, рентабельности и т. д. Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли.

Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли является прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж). Объектом факторного анализа может быть отклонение фактической прибыли от реализации от прибыли предшествующего года или предусмотренной по бизнес-плану.

Факторный анализ прибыли организации проводят исходя из порядка ее формирования.

Изменение прибыли от продаж формируется под воздействием следующих факторов:

изменения объема продаж, которые могут оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли;

изменение структуры продаж может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение более рентабельных видов продукции в общем объеме ее продаж приводит к росту прибыли и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается;

изменения отпускных цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот;

изменения уровня затрат материальных, трудовых ресурсов и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительными показателями является система показателей рентабельности.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент формирования инвестиционной политики и ценообразования. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж.

Этот показатель определяется по формуле:

Р = П / B (1),

где П – прибыль от продаж;

В – выручка от продажи.

Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: