Как известно, прибыль от продаж — это разница между выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции, работ, услуг. Таким образом, существуют два пути воздействия (увеличения, уменьшения) прибыли предприятия:
§ первый путь — снижение себестоимости;
§ второй путь — увеличение выручки, т.е. объема продаж.
Основные факторы, влияющие на снижение затрат предприятия:
I. Факторы — требования менеджмента.
§ Достижение соответствующего уровня производительности труда.
§ Обеспечение соответствующей оборачиваемости средств предприятия и прежде всего оборотных средств и их источников.
§ Оптимизация переменных затрат предприятия.
§ Оптимизация постоянных затрат, т.е. общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов.
§ Оптимизация структуры капитала предприятия, собственных и заемных средств.
§ Внедрение управленческого учета, совершенствование бюджетирования.
§ Оптимизация затрат на снабжение.
§ Управление затратами.
§ Другие факторы.
II. Факторы, связанные с возможными резервами.
§ Снижение уровня запасов.
§ Устранение всевозможных потерь и непроизводительных расходов.
Основные факторы увеличения объема продаж и выручки:
I. Факторы — требования менеджмента.
§ Гибкое производство, позволяющее постоянное увеличение его объема, своевременное обновление выпускаемой продукции, расширение ассортимента.
§ Соблюдение заключенных договоров.
§ Оптимизация цен и ценообразования.
§ Обеспечение высшего качества продукции, работ, услуг.
§ Периодический пересмотр политики коммерческого кредитования.
§ Другие факторы.
II. Факторы, связанные с возможными резервами.
§ Завоевание и освоение новых рынков.
|
§ Расширение дилерской сети.
§ Эффективная деятельность предприятия по реализации продукции.
§ Другие факторы.
Цель управлении прибылью предприятия: оптимизация планирования величины прибыли; получение, как минимум, запланированной прибыли; оптимизация распределения прибыли с точки зрения эффективности предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что на реатизацию цели управления прибылью направлена вся деятельность предприятия. Часть этой деятельности сфокусирована на реализации другой, не менее важной цели — обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия.
Прибыльная политика заключается в следующем.
Анализ фактических финансовых результатов:
§ взаимосвязь доходов и расходов предприятия и его прибыли,
§ финансовый анализ выручки, прибыли и рентабельности видов
§ прибыли — от продаж, балансовой, налогооблагаемой, чистой;
§ анализ и оптимизация затрат предприятия в процессе разработки себестоимости, в том числе себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов;
§ маржинальный анализ и оценка маржинальных показателей;
§ анализ структуры капитала и связанного с ней финансового рычага, его влияние на рентабельность собственных средств по формуле Дюпона;
§ анализ показателей оборачиваемости средств предприятия и ее влияние на рентабельность собственных средств предприятия по формуле Дюпона;
§ оценка прибыли, приходящейся на одну акцию в акционерных обществах.
Анализ и оценка роли и места прибыли во внутренних финансовых отношениях, в центрах финансовой ответственности.
|
Разработка и обоснование бизнес-плана (финансового плана), финансовых бюджетов предприятия, в том числе прогнозного отчета о прибылях и убытках на основании результатов анализа и других экономических расчетов. Виды документов и их содержание определяются предприятием.
Разработка прибыльной политики предприятия, связанной с распределением чистой прибыли, включающей:
§ дивидендную политику;
§ инвестиционную политику;
§ отношение к фонду потребления;
§ отношение к резервному фонду за счет чистой прибыли;
§ оценку прочих выплат из чистой прибыли.
Разработка организационного плана предприятия, своего рода регламента управления прибылью, включая принципы оперативной деятельности по реализации получения запланированной прибыли.
Кроме изложенных выше основных положений прибыльной политики в соответствующих документах могут быть отражены и другие положения.
29. Издержки производства. Пути минимизации.
Издержки производства — это совокупность денежных затрат, использованных на покупку ресурсов, потребляемых в процессе производства. Иначе, издержки производства можно назвать затратами на изготовление продукции. В бухгалтерском учете производственные издержки отражаются как себестоимость, она включает материальные затраты, оплату труда и проценты по кредитам.
Систематическое снижение издержек - основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы. В условиях рыночной экономики, когда финансовая поддержка убыточных предприятий является не правилом, а исключением, как это было при административно Окомандной системе, исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка рекомендаций в этой области - один из краеугольных камней экономической теории.
|
Можно выделить следующие основные направления снижения издержек:
1. производства во всех сферах национальной экономики:
2. использование достижений НТП;
3. совершенствование организации производства и труда;
4. государственное регулирование экономических процессов.
Прежде чем рассматривать основные направления экономии издержек,
необходимо сделать одно существенное замечание. Дело в том, что сама деятельность предприятия по обеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат труда, капитала и финансов. Затраты по экономии издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых разнообразных формах) превысит затраты на обеспечение экономии. Естественно, возможен и пограничный вариант, когда уменьшение издержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным является не сохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в расчете на единицу полезного эффекта или других важных для потребителя характеристик. На практике это часто принимает такие формы, как, например, снижение стоимости единицы производственной мощности металлообрабатывающего станка.
Что касается совершенствования организации производства и труда, то этот процесс, наряду с экономией на издержках за счет сокращения потерь, практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, то есть экономию затрат живого труда.
На нынешнем этапе экономического развития экономия живого труда в сравнении с экономией общественного руда дает более весомые результаты, о чем свидетельствуют исследования экономического роста на основе использования производственной функции.
Совершенствование организации производства в настоящее время представлено двумя основными школами: американской и японской. Это многочисленные системы материально-технического обеспечения производства, его экономического стимулирования и т.п.
Таким образом, снижение издержек:
• во-первых, является важнейшим источником роста прибыли предприятия, а, следовательно, увеличения размера средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, на социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника имущества предприятия;
• во-вторых, обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие, а это важнейшие условие конкурентной борьбы на рынке; при наличии конкуренции побеждает тот, кто может предложить на рынке товар лучшего качества по более низкой цене; снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке, потеснив конкурентов, и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж; в-третьих, уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на производственные и социальные нужды предприятия.
30. Ценообразование на предприятии, стратегия ценообразования и ценовая политика.
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. В рыночной экономике процесс выбора окончательной цены производится в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Цена и ценообразование — важнейшие понятия рыночной экономики. Самыми общими словами, ценой мы называем ту денежную сумму, которую покупатель отдаёт на рынке в обмен на реализуемый продавцом товар. Таким образом, цена — основная характеристика товара с точки зрения рыночной экономики.
Ценовая политика предприятия – важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы, выбор ценовых рыночных стратегий.
Цели ценовой политики:
а) обеспечение выживаемости (сбыта) фирмы. Важными компонентами ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке;
б) максимизация прибыли. Фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают в будущем максимальную прибыль;
в) удержание рынка.
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства и сбыта, цен конкурентов и пр. Спрос на товар определяет верхний уровень цен. Валовые издержки определяют минимальную величину цены.
Ценовые стратегии – обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной прибыли) для фирмы на рынке в рамках планируемого периода.
Ценовые стратегии можно разделить на 3 группы:
1. Стратегии дифференцированного ценообразования. Основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам:
а) ценовая стратегия скидки на втором рынке – основана на особенностях постоянных и переменных затрат. Например, новые лекарства сталкиваются с конкуренцией идентичных, но более дешевых непатентованных средств. Встает выбор: либо сохранить высокую цену на патентованные лекарства и потерять часть рынка, либо снизить цену, понести убытки на этой разнице, но сохранить или расширить рынок сбыта. Возможная стратегия заключается в дифференцированном ценообразовании на патентованные и непатентованные лекарства;
б) ценовая стратегия периодической скидки – основана на особенностях спроса разных категорий покупателей. Применяется при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, внесезонных туристических тарифов, цен на билеты на дневные спектакли. Также применяется в стратегии «снятия сливок», т.е. установления высокой цены на новый товар в расчете на потребителя, готового купить по такой цене;
в) ценовая стратегия «случайной» скидки (случайного снижения цен) – опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Фирма пытается одновременно максимизировать число покупателей, информированных о низкой цене, и не информированных, покупающих по высокой цене.
2. Стратегии конкурентного ценообразования. Строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен:
а) стратегия проникновения на рынок – основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства, используется для внедрения новых товаров на рынок;
б) стратегия по «кривой освоения» - покупающие товар в начале делового цикла получают экономию по сравнению с последующими покупателями, т.к. они покупают товар по более низкой цене, чем готовы были заплатить;
в) стратегия сигнализирования – строится на использовании доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Это привлекает новых или неопытных покупателей, которые не осведомлены о ценах конкурентов. Как пример, успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров;
г) географическая стратегия – называется ФОБ (франко-станция отправления).
3. Стратегии ассортиментного ценообразования.Применимы, когда у фирмы есть набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров:
а) стратегия «набор» - применяется в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары. Стратегия смешанных наборов создает эффект сравнимой цены, набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов (например, комплексные обеды);
б) стратегия «комплект» - основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы. Цель фирмы при этом – балансировочное ценообразование в зависимости от ассортимента;
в) стратегия «выше номинала» - применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и может получить дополнительную прибыль а счет роста масштабов производства;
г) стратегия «имидж» - используется, когда покупатели ориентируются на качество, исходя из цен на взаимозаменяемые товары.
31. Виды инвестиций. Основные ее направления.
Инвестиции – это вложения финансовых средств в различные виды экономической деятельности с целью сохранения и увеличения капитала. Различают реальные (или капитальные) и финансовые (портфельные) инвестиции.
Реальные инвестиции – это вложения средств в физический капитал предприятий, например, в создание новых основных фондов, реконструкцию старых фондов или их техническое перевооружение.
Финансовые инвестиции – это вложения в покупку акций, ценных бумаг и использование иных финансовых инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора.
Другой разновидностью финансовых инвестиций является покупка недвижимости (земельных участков), имущественных прав, лицензий, патентов, товарных знаков, других форм нематериальных активов с целью их перепродажи, сдачи в аренду и иного использования, приводящего к увеличению (сохранению) в течение определенного промежутка времени первоначально вложенного (инвестированного) капитала.
В ряде экономических теорий собственно инвестициями считаются только инвестиции в создание реального капитала, в отличие от финансовых инвестиций.
Методология управления инвестиционными процессами или проектами в общем случае включает следующие этапы:
• планирование, занимающее основное место в операциях инвестирования и воплощающее в себе организующее начало всего инвестиционного процесса. Сущность инвестиционного планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе детализации инвестиционных операций;
• реализация инвестиционного проекта, включающая образование управленческой структуры проекта и функционально- целевое распределение обязанностей участников проекта, собственно инвестирование (осуществление производства, сбыта, финансирования);
• текущий контроль и регулирование инвестиционного процесса на всех его стадиях – от первоначального инвестирования до ликвидации;
• оценка и анализ качества исполнения проекта и его соответствия поставленным целям.
Источниками финансовых средств для инвестиций могут быть собственные (внутренние) и привлекаемые извне (от внешних инвесторов). Собственные источники инвестиций формируются за счет амортизационных отчислений по действующему основному капиталу, отчислений от прибыли на инвестиционные потребности и других источников.
Внешние источники инвестирования формируются в основном за счет заемных средств (кредитов) банков, внебюджетных фондов инвестиционной поддержки, инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ и пенсионных фондов.
Особым видом внешних инвестиций являются средства, привлекаемые предприятием для инвестиций за счет эмиссии собственных акций, бондов и иных ценных бумаг и их размещения на соответствующих рынках, а также приращение акционерного капитала, образующееся за счет роста котировочной стоимости акций предприятия.
Основные направления инвестиционной политики предприятия таковы:
1. Инвестиции, направляемые на повышение эффективности деятельности предприятия. Целью этих инвестиций является создание условий для снижения затрат предприятия за счет замены устаревшего оборудования, переобучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства и сбыта.
2. Инвестиции в расширение производства. Цель подобных инвестиций состоит в расширении объемов выпуска товаров и услуг для сформировавшихся рынков в рамках существующих производств.
3. Инвестиции в создание новых производств. Подобные инвестиции предназначены для создания совершенно новых мощностей и освоения новых технологий для выпуска товаров и услуг, ранее данным предприятием не производившихся.
4. Инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления (новых экологических норм или стандартов безопасности).
С точки зрения экономической конъюнктуры возможны два типа инвестиционной стратегии предприятия (фирмы):
пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают по крайней мере сохранение величины показателей экономической рентабельности данного предприятия;
активные инвестиции, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности предприятия и прибыльность ее операций по сравнению с уже достигнутыми уровнями. Как правило, это происходит за счет внедрения новых технологий, организации выпуска конкурентоспособной продукции, завоевания новых рынков сбыта и поглощения конкурирующих фирм.
Инвестиционный проект – планируемая и осуществляемая система мероприятий по вложению капитала в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, а также в иные виды предпринимательской деятельности с целью ее сохранения и расширения.
С позиций администрации (управленческого персонала) предприятия или фирмы инвестиционные проекты могут классифицироваться по типу факторов, определяющих их характерные особенности (признаки), и по ряду относительных признаков:
1. По величине привлекаемых инвестиционных средств (крупные, средние, или типичные, мелкие).
2. По длительности исполнения (краткосрочные, среднесрочные, длительные).
3. По интенсивности вложений средств (например, крупные инвестиции на короткий период окупаемости, этапно-прерывистый период и т.п.).
4. По типу комплементарности при наличии групповых отношений между проектами (независимые инвестиционные проекты, взаимозависимые и взаимообусловленные, дополнительные, альтернативные).
5. По типу эффекта (сокращенные затраты, наличие социального эффекта, повышение конкурентоспособности и т.п.).
6. По способам финансово-денежных расчетов с инвесторами.
Различают малые инвестиционные проекты, краткосрочные, монопроекты, мультипроекты, мегапроекты и международные проекты.
Малые инвестиционные проекты не велики по масштабам, ограниченны по объемам инвестиций и допускают ряд упрощений в процедурах проектирования и реализации.
Монопроекты имеют четко очерченные ресурсные, временные и другие рамки.
Мультипроекты как самостоятельная разновидность инвестиционных проектов выделяются в тех случаях, когда несколько взаимосвязанных проектов выполняются по единому замыслу.
Международные проекты, как правило, отличаются значительной сложностью и стоимостью, основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров, например, совместные предприятия, объединяющие двух или более участников для достижения коммерческих целей при совместном контроле.
Мегапроекты – это целевые программы, содержащие большое количество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и сроками исполнения. Примером отраслевых мегапроектов могут быть проекты, реализуемые топливно-энергетическими комплексами (освоение новых нефтегазоносных районов, строительство систем магистральных трубопроводов).
32. Показатели эффективности использования основных фондов
Основные показатели использования основных фондов можно объединить в четыре группы:
показатели экстенсивного использования основных производственных фондов, отражающие уровень их использования по времени;
показатели интенсивного использования основных фондов, отражающие уровень использования по мощности (производительности);
показатели интегрального использования основных фондов, учитывающие совокупное влияние всех факторов, как экстенсивных, так и интенсивных;
обобщающие показатели использования основных производственных фондов, характеризующие различные аспекты использования (состояния) основных фондов в целом по предприятию.
К показателям экстенсивного использования основных производственных фондов относятся коэффициент экстенсивного использования оборудования, коэффициент сменности работы оборудования, коэффициент загрузки оборудования.
Коэффициент экстенсивного использования оборудования ( Кэкст ) определяется как отношение фактического количества часов работы оборудования (to6oр.ф) к количеству часов его работы по норме (t обор.н)
Кэкст = tобор.ф / tобор.н
Коэффициент сменности работы оборудования (Ксм) определяется как отношение общего количества отработанных оборудованием станко-смен (Дст.см) к количеству станков, работавших в наибольшую смену (п):
Ксм = Дст.см / n
Коэффициент загрузки оборудования (Кзагр) определяется (упрощенно) как отношение коэффициента сменности работы (Ксм) к плановой сменности оборудования (Кпл):
Кзагр = Ксм / Кпл
Коэффициент интенсивного использования оборудования (Кинт) определяется как отношение фактической производительности оборудования (Пф) к нормативной (Пн):
КИНТ=ПФ/ПН-
Коэффициент интегрального использования оборудования (Кинтегр) определяется как произведение коэффициента экстенсивного и интенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности (мощности):
Кинтегр = Кэкст ´ Кинт
Обобщающими показателями использования основных фондов являются фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность трудa, рентабельность основных производственных фондов.
Фондоотдача – показатель выпуска продукции на 1 руб. стоимости основных фондов (ФОТД)– определяется как отношение объема выпуска продукции (В) к стоимости основных производственных фондов (Ф) за сопоставимый период времени (месяц, год):
ФОТД = В/Ф
Фондоемкость (Фемк)– величина, обратная фондоотдаче, показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции:
Фемк = Ф/В
Фондовооруженность труда (Фр) определяется как отношение стоимости основных фондов (Ф) к числу рабочих на предприятии, работавших в наибольшую смену (ч):
Фв = Ф/ч.
Рентабельность основных производственных фондов (Р) характеризует величину прибыли, приходящейся на 1 руб. фондов, и определяется как отношение прибыли (П) к стоимости фондов (Ф):
Р = П/Ф.
Помимо перечисленных имеются и другие показатели использования основных фондов, в том числе показатели технического состояния фондов, возраста, структуры фондов и т.п.
Производительность труда (Пт) также можно определять через показатели использования фондов путем умножения показателя фондоотдачи на показатель фондовооруженности:
Пт = Фотд ´ Фв.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей. Скорость оборачиваемости оборотных средств является важнейшим показателем интенсивности использования оборотных средств и, в свою очередь, определяется с помощью следующих взаимосвязанных показателей: длительность одного оборота в днях, количество оборотов за год, а также величина оборотных средств, приходящихся на единицу реализованной продукции.
Длительность одного оборота в днях (О) определяется по формуле
О = Со: (Т/Д) или О - Со ´ (Д/Т),
где Со – остатки оборотных средств (среднегодовые или на конец периода), руб.;
Т – объем товарной продукции (по себестоимости или в ценах); руб.;
Д – число дней в отчетном периоде.
Коэффициент оборачиваемости (Ко) показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за год (полугодие, квартал), и определяется по формуле
Ко = Т/Со.
Коэффициент загрузки оборотных средств (К3) – показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует величину оборотных средств, приходящихся на единицу (1 руб., 1 тыс. руб., 1 млн руб.) реализованной продукции, и рассчитывается по формуле
Кз = Со. / Т
Рассмотренные взаимосвязанные показатели оборачиваемости отражают общую оборачиваемость оборотных средств. Для выявления конкретных причин изменения общей оборачиваемости определяется показатель частной оборачиваемости оборотных средств. Частная оборачиваемость оборотных средств отражает степень использования оборотных средств в каждой фазе кругооборота, а также по отдельным элементам оборотных средств.
Показатели частной оборачиваемости рассчитываются по тем же вышеизложенным формулам, исходя из величины остатка этих видов товарно-материальных ценностей и оборота по расходу их за соответствующий период.
Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. Абсолютное высвобождение оборотных средств происходит, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков оборотных средств за предшествующий (базовый) период при сохранении или увеличении объема реализации за этот период. Относительное высвобождение оборотных средств происходит в тех случаях, когда оборачиваемость оборотных средств ускоряется за счет роста объема производства на предприятии.
О степени использования оборотных средств можно судить по показателю отдачи оборотных средств (От), который определяется как отношение прибыли от реализации (П) к остаткам оборотных средств (Со):
От = П/Со.
33. Корпоративные формы предпринимательства.
Корпоративными формами предпринимательской деятельности являются хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы и государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Акционерное общество – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих права участников общества (акционеров); акционеры не отвечают по обязательствам АО и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Открытое акционерное общество – акционерное общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу; не допускается установление преимущественного права ОАО или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.
Закрытое акционерное общество – акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционеры закрытого акционерного общества и само ЗАО, если это предусмотрено уставом, пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых акционерами.
Общество с ограниченной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники не отвечают по обязательствам ООО и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами ОДО.
Полное товарищество – коммерческая организация, участники которой в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам лично принадлежащим им имуществом.
Товарищество на вере (коммандитное) – коммерческая организация, в которой наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником. Имущество передается им на праве хозяйственного ведения. Казенным предприятиям – на праве оперативного управления. Их уставный фонд не может быть разделен на части.
34. Производительность труда. Поиск ресурсов повышения производительности труда.
Производительность труда – это мера результативности, эффективности труда человека.
Производительность труда выражается двумя показателями: выработкой одного работника и трудоемкостью единицы продукции.
Выработка – это объем продукции, произведенный одним работником в единицу времени (час, день, месяц, год).
Трудоемкость единицы продукции – это количество времени, затраченное на производство единицы продукции.
Следовательно, можно сказать, что производительность труда – это объем продукции, произведенный одним работником в единицу времени либо время, затраченное на производство единицы продукции.
Показатели производительности труда можно рассчитать и на отдельном рабочем месте, и в среднем по предприятию.
Выработка на отдельных рабочих местах, в участках, производящих однородную продукцию, измеряется в натуральном выражении, то есть в количестве единиц продукции.
Факторы изменения определенного показателя - это совокупность всех движущих сил и причин, определяющих динамику этого показателя. Согласно факторы роста производительности труда - это вся совокупность движущих сил и причин, которые приводят к увеличению производительности труда. Поскольку, как отмечалось, рост производительности труда имеет чрезвычайно большое значение и для каждого предприятия в частности, и для общества в целом, изучение факторов и поиск резервов этого роста становится важной задачей экономической теории и практики.
По уровню управляемости факторы повышения производительности труда можно разделить на две группы:
те, которыми может управлять хозяйствующий субъект (управление, организация, трудовые отношения, квалификация и мотивация персонала, техника и технология, условия труда, инновации и т.д.);
находящиеся вне сферы управления хозяйствующего субъекта (политическое положение в стране и в мире, уровень развития рыночных отношений, конкуренция, научно-технический прогресс, общий уровень экономического развития, качество и количество трудовых ресурсов страны, культура, нравственность, социальные ценности, наличие природных богатств, развитие инфраструктуры и т.п.).
Поскольку труд является процессом взаимодействия рабочей силы со средствами производства, факторы роста производительности труда по содержанию можно разделить на три группы:
социально-экономические, определяющие качество используемой рабочей силы;
материально-технические, определяющих качество средств производства;
организационно экономические, определяющие качество сочетания рабочей силы со средствами виробництва.
В группу социально-экономических факторов роста производительности труда принадлежат все факторы, вызывающие улучшение качества рабочей силы. Это прежде всего такие характеристики работников, как уровень квалификации и профессиональных знаний, умений, навыков; компетентность, ответственность, здоровье и умственные способности; профессиональная пригодность, адаптированность, инновационность и профессиональная мобильность, нравственность, дисциплинированность, мотивированность (способность реагировать па внешние стимулы) и мотивация (внутреннее желание качественно выполнять работу). К этой группе факторов относятся также характеристики трудовых коллективов, такие как трудовая активность, творческая инициатива, социально-психологический климат, система ценностных ориентаций.
В группу материально-технических факторов роста производительности труда принадлежат все направления прогрессивных изменений в технике и технологии производства, а именно: модернизация оборудования, использование новой производительной техники, повышение уровня механизации и автоматизации производства, внедрение новых прогрессивных технологий, использование новых эффективных видов сырья, материалов, энергии тощо.
В группу организационно экономических факторов роста производительности труда принадлежат прогрессивные изменения в организации труда, производства и управления. К ним относятся: совершенствование структуры аппарата управления и систем управления производством, повсеместное внедрение и развитие автоматизированных систем управления; улучшение материальной, технической и кадровой подготовки производства, совершенствования организации производственных и вспомогательных подразделений; совершенствования разделения и кооперации труда, расширение сферы совмещения профессий и функций, внедрение передовых методов и приемов труда, совершенствование организации и обслуживания рабочих мест, внедрение прогрессивных норм и нормативов труда; улучшение условий труда и отдыха, совершенствования систем материального стимулювання.
По сфере возникновения и действия факторы роста производительности труда подразделяются на:
внутрипроизводственные - те, что возникают и действуют непосредственно на уровне предприятия или организации;
отраслевые и межотраслевые, связанные с возможностью улучшения кооперативных связей, концентрации и комбинирования производства, освоение новых технологий и производств на уровне всей отрасли или нескольких смежных отраслей народного хозяйства;
региональные - это факторы повышения производительности труда, характерные для данного региона (например, создание свободной экономической зоны)