Групповая форма пстихокорекции.




 

Эффективную реабилитацию с подростками подверженных употреблению ПАВ трудно представить без методик групповой работы.6 психотерапии, столкнулась с невозможностью решения некоторых вопросов и проблем подростков только при индивидуальной работе, так как преодоление аноногназии и формирование установки на полный отказ от спиртного и ПАВ.

Исходя из этих знаний, использую знания, полученные при чтении специальной литературы, опыта коллег, практических навыков, провожу групповые формы психокорекции с подростками.

Мною, подросткам на период реабилитации предлагается курс психкоррекции (3-5 занятий в неделю) по (1.5- 2 часа).

Из опыта работы, смешанные группы при данной проблеме употребления, не создаются. В группах по 4-6 человек, обсуждаем на занятиях актуальные для подростков темы. Когда в группе более 6 человек, трудно одному психологу контролировать ситуацию, дать возможность поработать всем членам группы и создавать атмосферу доверия.

Подбор в те или иные группы осуществляется мной после индивидуального ознакомления с историей болезни, беседы с врачом относительно данного подростка. Знакомство с самим подростком при необходимости с его диагностическим обследованием специальными диагностическими методами. Наблюдаю за подростком, как он себя ведет, как он может работать в команде ребят. Важна установка самого подростка, критика, эмоциональное состояние. Для этого предварительно готовлю его к принятию групповой формы работы.

В предварительном исследовании с целью подбора в групповых форм психокоррекции использую методы

· клинические(наблюдение, анализ работы и др.)

· экспериментально-психологические (уровень притязаний, тревожность,

· самооценка и т.д.)

· проективные (рисунок человека, пиктограммы и д.р.)

Иногда использую анкеты и опросники.

Ориентируюсь при подборе на:

· высказывания подростков на воздержания от употребления спиртных напитков.

· отсутствие сопутствующих эндогенных психических заболеваний.

· отсутствие выраженной личностной примитивности.

· добровольное желание участвовать в групповых формах коррекции.

Чередую дискуссионные занятия (5-8) с тренингом социальных навыков (4-5) с проективным рисунком (2-3), занятиями аутотренингом, ролевыми проигрывании ситуаций (2-3).

Идентификация своего поведения проводиться подростком в индивидуальной коррекции, но в группе она протекает менее болезненно. Поддается объективной оценке при участии других подростков, как правило, хорошо различается формализм и конформизм.

Оценка группы обычно принимаются подростком не совсем адекватно, требуются дополнительное, поэтапное разъяснение ситуации, где происходит коррекция самооценки.

На первый план выступает пограничный интеллектуальный уровень Достигаемый таким образом эффект усиливается при помощи данных психологических методик (Люшера, несуществующее животное, дом.дерево.человек, опросники и т.д.), которые затем интерпретируются в группе или в индивидуальных беседах.

Обсуждаются на группе многие темы, касающиеся общих проблем: социальных, медицинских, психологических аспектов зависимости, привлекаю лечащего врача, медицинского психолога, работаю с мастерами групп, чтобы не осталось «белых пятен» в знании «проблемы» у подростков.

В период работы группы стараюсь, чтобы подростки воспринимали формируемые установки как свое открытие, потому что не провожу прямой антиалкольной пропаганды.

Проводим обсуждение тем: «Какие ситуации в группе и реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, негативные эмоции, страх», «Получить эмоциональную поддержку со стороны группы», «Увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы».

- разыгрывание ролевых ситуаций «Психолог-Подросток», «Компания ребят, предлагающая подростку выпить».

-использование техники телесной терапии для выражения эмоциональной

поддержки невербальным способом, а именно элементы психогимнастики

для снятия напряжения: «Передача воображаемого груза», «Зеркало».

-обучение основным элементам релаксации и т.д.

Встречаю на первых занятиях психологическое сопротивление в связи с естественной реакцией на трудности, с которыми подростку приходится сталкиваться в жизни. Указываю, что надо для формирования адаптивного поведения, способствую им в повышение самооценки, урегулирую в правильности поведения.

В работе с группой опираюсь на те связи и отношения подростков между собой, которые опосредованы отношениями к общей цели. Это помогает им, и часто они сами могут контролировать свое поведение.

Групповые формы психокоррекции проводятся с подростками имеющими значительные нарушения во взаимоотношениях с людьми, адиктивное поведение, конфликты с окружающими. В таких случаях параллельно провожу индивидуальную психокоррекцию, позволяющая преодолеть сопротивление подростка.

Участие в группе представляется подросткам как ситуация индивидуального взаимодействия. Подростки чувствуют себя потерянными, бояться раскрыться другим, бояться критики. Часто их трудно убедить в целесообразности этого метода.

Могут развиваться такие разрушительные свойства личности у подростков под воздействием спиртных напитков и наркотических веществ.

Групповые формы психокоррекции проводиться с подростками, имеющими значительные нарушения во взаимоотношениях с людьми, конфликтов с ребятами. В таких случаях параллельно провожу индивидуальную психокоррекцию, позволяющую преодолеть сопротивление подростков.

Участие в группе представляется подростку, как ситуация, содержащая угрозу безопасности его личности в большей степени, чем ситуация индивидуального взаимодействия. Подростки чувствуют себя потерянными, неуверенными, боятся раскрыться другим людям. Бояться и не принимают критику в свой адрес, часто их трудно переубедить в этом.

Подростковый возраст является периодом становления характера – в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различают типологические варианты нормы(«акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черта характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.

Тогда приходиться работать индивидуально, менять установки, усиливать те мотивационные компоненты, которые отражают стремление к негативному поведение подростка.

Работа направлена на преодоление анозогнозии, на изменение неадекватного отношения к своему поведению, на формирование установки на трезвый образ жизни. Формируются установки на позитивный, трезвый образ жизни. На группе обсуждаю с подростками дневники-самоотчеты, их отношения к ситуации, переживания, которыеона у них вызывает.

Личный контакт с психологом идет, как продолжение групповой психокоррекции, используется не только как индивидуальное взаимодействие но и обогащает и дополняет работу группы.

Степень интенсивности индивидуальной работы меняется в зависимости от фазы работы и этапа реабилитации, на котором находятся подростки.

На конечном этапе подросток должен чувствовать, что он сам намерен изменить в своей жизни.

Я занимаюсь развитием таких разрушенных алкоголем и ПАВ у подростков, их свойствами личности, как доверие к себе и уверенность в своих силах. Упорство и настойчивость к жизненным ситуациям.

 

Основная психокорекция, проводимая в отделении с подростками.

 

Таблица№6

Вид психологической помощи Цель психологического воздействия методы результат
Психопрофилактика. Предупреждение или нивелированией возможных психических нарушений и развитии или функционировании личности. Возможные нарушения у подростка.   Массовые обследования подростков училища.   Психологическое обследование Отсутствие или нивелирование психических нарушений в личностном развитии  
Психологическое консультирование Осознание подростком сути проблемы и способов ее разрешения Специально организованные беседы Осознание подростком истинной причинны проблемы и наилучших способов ее разрешения.  
Прихотерапия: Гармонизация взаимоотношений подростка с самим собой и социумом.      
Клиническая:   Гипноз,ауто-тренинг,внушение, самовнушение, рациональная терапия. Смягчение или ликвидация имеющейся симптоматики.  
         
         
             

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: