Из специальной литературы и опыта работы я узнала, что злоупотребление алкоголем и наркотиками влечет за собой различные расстройства, характеризуемые как токсическая энцелопатия (интеллектуально - мнестическое снижение, эмоциональная лабильность и т.д.). В настоящее время под энцелопатией принято понимать не только случаи грубых нарушений органических поражений мозга, но и другие энцелопатические изменения. Данные исследования являются хорошей помощью мне при проведении психокорекции, в особенности если они соотносятся с результатами наблюдений за поведением подростка.
Данные исследования являются хорошей помощью при проведении психокорекции.
Мне, как психологу отделения приходилось решать следующие задачи:
· эффективность реабилитационных воздействий и прогноз успешности социально-психологической адаптации;
· выявить выраженность анозогназии.
· рассмотреть личность подростка.
· участвовать в процессе реабилитации и коррекции с подростками.
Начинаю беседу с подростком с непринужденной беседы о его интересах, что ему больше всего нравиться?
Далее этап экспериментально – психологического исследования – выполнение испытуемым диагностических заданий. Подбор необходимых методик осуществляю исходя из задач, поставленных врачом и личного опыта.
По результатам исследований ТЕСТ ПДО для подростков, функциональные методики, цветовой тест Люшера, всевозможные проективные тесты и др.)
Веду протокол исследования, где возможно подробнее отмечаю возможности мыслительных операций, реагирование на внешние факторы, эмоциональные проявления, жалобы подростка на различные ситуации.
Далее приступаю к расшифровке задания, осмыслению выводов, описанию заключения. В процессе исследования очень часто возникает необходимость проведения индивидуальной психокорекции личности.
|
Ситуация диагностики зачастую воспринимается подростком, как некое испытание его «умственной деятельности». Это воспринимается ими неодинаково. Поэтому занимаюсь подготовкой подростка к процедуре исследования.
При подборе методик для решения диагностических задач учитываю индивидуальный подход.
Для выявления особенностей объема, концентрации и распределения внимания использую черно- красную таблицу Шульте, устный счет по Крепелину и др.
При выявлении особенностей мнестической деятельности применяла методики заучивания 10 слов, метод Пиктограммы и др. Для выявления аналитико-синтетической деятельности использовала методики: «Существенные признаки», «Исключение предметов», т.«Спилбергера-Ханина», т. «Дембо-Рубинштейн».
Помимо выявления психологических процессов вышеназванные
методики позволяют определить эмоционально-волевые процессы, работоспособность, продуктивность деятельности, критичность, а так же особенности протекания у них психических процессов, вербальной сферы и сферы социальных контактов. Выраженная анозогназия, стремление представить себя в лучшем свете приводит к высоким показателям по шкале «лжи» и искажению результата. Подобная лживость у подростков чаще говорит о сохранности морально- этических ценностей, а не деградации. В этом случае лучше придерживаться компетентного мнения С.Г.Жилина о том, что это редкое явление и является преморбидных особенностей психики.
|
При диагностике учитываю социально-психологическую ситуацию в работе с подростками. Искажение тестовый показаний мной рассматривается в динамике для объективизации показателей.
В своей практической работе использовала тест ПДО, ТАТ методики исследования тревоги Зунге, Спилбергера-Ханина, т.Розенцвейга и др, позволяющие прогнозировать уровень фрустрации и поведения личности подростка в определенных жизненных условиях.
За отчетный период использовала методики ПДО,ТАТ только в необходимых случаях, так как при объемности выполнения подростками затрачиваю много времени для дополнительного объяснения. Провожу оценку уровня депрессивности, тревожности и эмоциональных расстройств, так как это самые серьезные нарушения у подростков, которые влияют на дальнейшее взаимодействие с окружающими. У некоторых подростков может ухудшиться эмоциональное состояние в группе ребят. Эмоциональное расстройство может влиять на формирование воздержания от употребления спиртных напитков. Это косвенный признак, говорящий о влечении к употреблению спиртного.
Исследуя их в динамике выясняю изменение уровня тревожности подростка. Повышения тревожности является показателям сохранения алкогольных эксцессов.
Тогда, подросткам предлагается активное участие в психокорекционной работе. Провожу оценку уровню депрессивности, тревожности и эмоциональных расстройств, как это самое серьезные нарушения у подростков с наркологическими проблемами. Использую для этого в динамике уровня тревожности подростка. Повышения уровня тревожности подростка «на конец реабилитации», что показывает сохранение прежних «деструктивных» установок и изменений мотивационной сферы личности. Тогда подростку предлагаю психокоррекционную работу на прерывание употребления спиртных напитков.
|
При диагностике обращаю внимание не только на пораженные, но и на сохраненные функции с точки зрения возможной компенсации в той или иной деятельности в ходе восстановленных мероприятий.
Диагностические исследования дают возможность осуществлять процесса реабилитации в правильном направление.
Обьем психологических методик для подростков состоящих на профилактическом наблюдении в отделении социально-медицинской реабилитации для несовершеннолетних за 2013-2015.
1. Мотивационный этап:
· Мотивационное интервью, направленное на участие в реабилитационном процессе.
· Первичное психологическое консультирование.
· Мотивационный тест Хекхаузера- мотивация успеха и боязнь неудачи.
· Первое экспериментальное задание – рисуночный тест «Несуществующее животное».
2. Адаптационный этап:
Психодиагностика интеллектуально – мнестических способностей подростков.
Проба на запоминание - 10 слов, где выявляется кратковременная и
долговременная память.
· Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн, где обнаруживаются представление обследоваемого о своем счастье.
· Отыскивание чисел по таблице Шульте, где исследуется особенность внимания.
· Метод классификации предметов, исключение понятий применяется для анализа различных нарушений процессов обобщения и отвлечения.
· Метод понимание переносного смысла пословиц, поговорок, метафор- где определяется особенность целенаправленности и критичности подростка.
· Понимание рассказов-методика направленная на осмысление его сюжета.
· Методика ТАТ - понимание сюжетных картин направленная на исследование интеллектуального уровня.
· Патохохарактерологическая методика (ПДО) – определяет выявление акцентуации характера подростка.
· Методика определения уровня реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина можно успешно использовать в целях саморегуляции и психокоррекции.
· Методика уровня самооценки по Т.В.Дембо- С.Я.Рубенштейн.
· Проективные методы исследования: несуществующее животное, дом, дерево, человек, рисунок семьи - это субъективное понимание окружающего мира подростка, что зависит от состояния и особенностей его личности.
Психокоррекционная консультирование- это профессиональная помощь подростку в решении проблемной ситуации.
Основной этап:
1.Проблемно-ориентированое консультирование, направленное на анализ и сущности и внешних причин проблемы.
2.Личностно - ориентированное консультирования направленно на анализ индивидуальных причин проблемы, деструктивных личностных стереотипов и предотвращение подобных проблем в будущем.
3.Решение - ориентированное консультирование направленно на выявление ресурсов для решения проблем.
Основной этап.
Направлением является психокоррекционная работа, которая включает:
· реадаптацию здоровья
· формирование здорового образа жизни
· психосаморегуляцию состояния.
· совершенствование личностного психологического статуса
· проективное развитие качества жизни
· моделирование семейной структуры
· преодоление со-зависимости членов семьи (если таковые имеются)
развитие индивидуальности и самодостаточности личности.
Индивидуальная психокоррекция – направлена на коррекционные направления в коррекции, данной личности.
Групповая психокоррекция направлена на создание подростком оптимальных условий для тренировки адаптационных механизмов, коммуникативной, эмоционально - волевой сферы.
Психокоррекционная работа с подростками ОСМР.
1. Ощущение себя субъектом своей жизнедеятельности, интернальный локус контроль, обращенные ожидания на (т.Роттера).
2. позитивная концепция - я образа (т.Дембо-Рубинштейн).
3. ориентация на достижения (т.достижение успеха и боязнь неудачи).
4. адекватные навыки коммуникации
5. Диагностировать актуальное состояние познавательной деятельности (психотренинг для подростков).
6.Дискуссии с подростками
7.Индивидуальные методы психотерапевтического воздействия
ПЛАНЫНА БУДУЩЕЕ
С целью улучшения качества психокоррекционной помощи и расширения видов психологической работы планируется:
· практическое изучение современных методов психокоррекции у адиктивных подростков.
· изучить метод «Мотивационное интервьюирование»,
· ознакомление с новинками психологической литературы отечественных и зарубежных авторов.
· дальнейшее освоение и использование поведенческой психотерапии, техник (НЛП, Якорение, Кинотеатр, Взмах.)
· улучшать качество выполненной работы при разработке реабилитационных программ по работе с подростками.