МАРК БАБЕР
ИНТЕНСИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ОСТАВАЯСЬ В СЕРОМ
Перевод И. Рязановой
Когда вы спрашиваете людей, которые что-то слышали про Интенсивное Взаимодействие: «О чем это?», они часто отвечают: «О, это когда ты имитируешь действия ученика… Если он издает звук, ты «возвращаешь» ему звук назад. Или если он двигает рукой, ты двигаешь своей рукой таким же образом…»
Так ли это?
Нет. Это не так. Интенсивное Взаимодействие – это про то, чтобы разговаривать с людьми, основывая разговор на вещах, которые близки им и понятны. Действительно, вначале вы можете привлечь их внимание имитацией действий. Но это лишь начало.
Люди с глубокими интеллектуальными/ физическими / сенсорными нарушениями часто с трудом воспринимают мир вокруг себя и события, в которых они участвуют. Кроме того, в их сознательном опыте могут доминировать бездействие, скука, сенсорные искажения, а также боль.
Понимание мира – или нет?
Ученики, находящиеся на донамеренной стадии развития, испытывают огромные трудности с предвосхищением того, что будет дальше или с предвидением неизбежного события - они не могут распознать, «прочитать» или понять ситуацию, в которой оказались. У них нет цельной, объединенной и взаимосвязанной картины мира – картины, которую другие ученики обычно успешно приобретают.
Очевидно, что у людей, не имеющих контроля над тем, что происходит с ними (они не могут противостоять событиям или просто остановить какие-то вещи, случающиеся с ними), обычно развивается выученная беспомощность.
Она особенно ярко проявляется, когда имеют место:
• Очень ограниченные, непостоянные и непоследовательные способы коммуникации. Это часто приводит к двусмысленности значений.
• Приобретенная тенденция к согласию с предложениями других и неспособность противостоять чужой интерпретации.
|
(Grove Bunning Porter 1999)
Секрет жизни в том, чтобы проводить приятно время.
Ученики, в чьих жизнях есть долгие периоды скуки или дни, наполненные активностями, которые они хотя и распознают, но не понимают –
такие ученики часто производят свои собственные сенсорные события. Например, они издают разные звуки, раскачиваются, тянут вещи в рот, дышат, устраивая себе гипервентиляцию, трут голову, скрипят зубами… Эти ощущения могут быть поняты как события, которые человек может делать, когда захочет, а также остановиться и прекратить, когда ему захочется. Для стороннего наблюдателя эти действия не имеют причины. Но, прежде чем сделать такой вывод, ответьте: почему всегда, когда вы едете в автобусе или в поезде, вы видите кого-то, кто крутит прядь волос вокруг пальца? (ответ – потому что это приятно). Или: почему многие скрещивают ноги, когда сидят? Этому нет объяснения, и к тому же это реально вредит кровообращению. В чем тогда смысл?
Эти действия обычно вызваны какими-то нуждами и довольно приятны тому, кто их делает. По каким-либо причинам такие, контролируемые самим человеком отдельные действия или движения становятся характерными в случае, если у человека с глубоким нарушением интеллекта нет другого фокуса внимания. Надо также не забывать, что человеку, которого можно описать как «доинтенционального» (то есть он ничего не знает о целенаправленном общении, или общении по поводу), совершенно не известны социальные условности и нормы.
Ученики с глубокой интеллектуальной недостаточностью сильно отличаются от «доинтенциональных» младенцев без нарушений. У них намного больше, чем у типичных младенцев, необычных движений: например, стереотипных паттернов или самоповреждающего поведения (Ephraim, 1997; Caldwell, 1996). Это способ снизить стресс и закрыться от небезопасного внешнего мира… или проявить интерес к среде, в которой недостаточно стимулов (Samuels, 2003).
|
Люди с тяжелой инвалидностью, известной как «расстройство аутистического спектра», тоже часто демонстрируют так называемое «необычное поведение», хотя причины у такого поведения могут быть разными. Повторяющиеся действия могут служить «завесой», которая отвлекает их внимание от порой страшного и непредсказуемого мира; но также это может быть социально не одобряемой формой сенсорного диалога с самими собой - такого диалога, когда мы, например, сидим на диване, скрестив ноги, и смотрим телевизор. Но являются ли они повторяющимися действиями или, возможно, это только те немногие движения, которые ученик "открыл", что может делать их сам – в любом случае они отличаются от несчетного количества всех других событий, происходящих с человеком в течение дня, потому что ученик сам инициирует их и распознает как свои собственные.