Кара-хольские «Багай дургуны».




Заочный конкурс на лучшее освещение в электронных и печатных СМИ «Герой моего села».

Публикация «Герои моего кожууна».

Наши предки отличались большим свободолюбием, и испокон веков тувинцы боролись за свободу и независимость. Эта борьба часто приводила наш народ к восстаниям, иногда даже к вооруженным столкновениям. Освободительные выступления аратов, против маньчжуро-китайских завоевателей и местных феодалов в Барун-Хемчикском кожуне в конце XIX века, которые оказали существенные влияния на первые серьезные протесты против власти, которая царила в феодальной Туве, и положили начало освободительному движению аратов.

Актуальность: Мятежные выступления простого народа против местной власти занимают особое место в духовной жизни тувинцев. Они оставили яркий след в истории тувинского народа, обогатив опыт борьбы за свободу. Как важный этап национально-освободительного движения, они способствовали национальной консолидации тувинцев, противопоставлению кровных народных традиций, обычаев, обрядов, собственного представления о жизнеустройстве существующим колониальным порядкам. В этих восстаниях впервые тувинскими аратами были проявлены чувства любви к своей Родине, патриотизм, появилось желание бороться за ее светлое будущее и стремление к независимости.

Волнения в Чолдак-Шыраа-Булаке.

Примерно в начале 1880 года в местечке Чолдак-Шыраа-Булак Барлыка вспыхнуло народное восстание. Как пишет Ю. Л. Аранчын в своей книге «Алдан-маадырлар», выступление аратов на р. Барлык явилось прямым отзвуком восстания, которая произошла в монгольском Улясутае – центре генерал-губернаторства. Участниками волнения стали около 30 мужчин и несколько женщин. Они отказались повиноваться маньчжуро-китайскому режиму. Недовольные порабощением местных феодалов, стали сражаться за свою свободу. Забеспокоенные выступлениями местных жителей, феодалы сразу же приняли активные меры по подавлению восстания. Из кожуунного центра, из города Чадан были вызваны солдаты. Некоторые из восставших сумели спастись и убежали вглубь тайги, в сторону Монголии. Часть задержанных аратов жестоко избили, а двоих руководителей восстания для устрашения местного населения, конечности на морозе заковали в кандалы, а затем отрезали. Так Барлыкские повстанцы были рассеяны отрядом амбын-нойона.

Из воспоминаний долгожителя с. Барлык Ооржак Очукай Бадан-ооловича, родившегося в 1933 году, уроженца местечки Хонделен-Аксы народные недовольства начались из-за местных феодалов, которые вместе с маньчжурскими китайцами, монгольскими нояннами и русскими купцами начали угнетать простой народ. Недовольные большими поборами, жестокостью и насилием феодальных правителей, грабительской деятельностью китайских, русских купцов, араты были вынуждены выступить против несправедливости.

Со слов информатора Ооржак Очукай, в то время в с. Барлык наиболее заметным китайским торговцем был человек по имени Шаажан (на русском языке фарфор). Такое имя ему дали местные жители, так как они точно не знали, как звали часто приезжающего китайского торговца. Обычно торговец приезжал летом и до осени оставался в Барлыке. Дедушка информатора Ооржак Очукай вспоминал, что китаец привозил свой товар на верблюдах. Шаажан был умелым кузнецом, у него были «золотые» руки. Искусно делал ножи, серьги, кольца и даже расчески. Свой товар он торговал за очень дорогую цену, например, за маленькие женские сережки брал несколько шкурок пушнины. Тогда в тувинской торговле деньги не играли существенной роли. Вместо металлических и бумажных денег единицами обмена были шкурки соболя, даже рогатый скот. Такая форма обмена давала китайским и русским купцам возможность извлекать большую прибыль из торговли с тувинцами.

Исключительно важным источником обогащения купцов и разорения аратов была кредитная торговля.

Таким образом, двойная крепостная зависимость, эксплуататорские отношения феодалов к простому народу, нечестная торговля купцов способствовали возникновению недовольства у местного населения.

Кара-хольские «Багай дургуны».

В Кара-Холе на год раньше перед восстанием «Алдан-Маадыр», как и в Барлыке началось народное волнение. К сожаленью, отсутствуют материалы, которые позволили бы со всей полнотой восстановить картину этого события. Лишь в народной памяти сохранились воспоминания о кара-хольцах, которые смело вышли на борьбу со своими врагами. Летом в Кара-Холе в 1882 году взбунтовались местные жители против тувинских чиновников, видя в них представителей ненавистного колониального режима. Участниками восстания стали около 16 человек. Сразу, в этом же году восстание было подавлено местными феодалами. Жители Кара-Холя прозвали смельчаков «Багай дургунами», что в переводе означает «плохие повстанцы», т. е. плохо организовали свой протест и поэтому быстро были подавлены.

В народной памяти остались ряд выступлений аратов-одиночек. Одним из таких был Мунгадай. В районах рек Хонделен и Ак – притоков Хемчика – он долгое время действовал один. Уйдя из своего сумона в пещеры, Мунгадай совершал набеги на чиновников и баев. Хотя подобных бунтарей были единицы, народ в целом их поддерживал, помогал вести борьбу и укрываться. После гибели о них слагали легенды и песни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: