Истоки возникновения международного туризма




Содержание

Введение

1. Развитие туризма

1.1 Истоки возникновения международного туризма

1.2 Международный туризм на современном этапе

2. Виды туризма

2.1 Транзитный и трансграничный туризм

2.2 Познавательный туризм

2.3 Экологический туризм

2.4 Агротуризм

2.6 Спортивный туризм

2.7 Деловой туризм

2.8 Религиозный туризм

3. Современное состояние и проблемы развития туризма в РБ

4. Приоритеты развития туризма в РБ в XXI в.

5. Регулирование туризма

Заключение

Литература

Введение

Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всём мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств - основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.). Кроме того, во многих странах мира туристская отрасль предоставляет рабочие места и возможности для профессионального роста приблизительно 350 млн. рабочих и служащих. При этом объём занятости в данной отрасли возрастает почти в два раза быстрее, чем в других сферах услуг.

Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств. Поэтому изучение проблем, имеющихся на данном этапе развития как внутреннего, так и международного туризма Республики Беларусь, является весьма актуальным и необходимым для последующей разработки программ по повышению конкурентоспособности белорусского туризма на мировом рынке. В своей работе я ставлю задачу изучить проблемы, связанные с развитием международного туризма в РБ, а также определить возможности и перспективы развития такого туризма.

Данная работа состоит из пяти разделов. В первом - я рассмотрю развитие международного туризма. Истоки его возникновения (с середины XIX века до 50-х годов 20 века) и международный туризм на современном этапе (2-я половина 20 века по настоящее время). Второй раздел посвящен рассмотрению видов туризма и перспективам развития каждого из видов в РБ. В 3 разделе речь пойдет о современном состоянии и проблемах развития туризма в РБ. В 4 разделе я коснусь приоритетов развития туризма в РБ в XXI в. И в заключительном 5 разделе я расскажу о регулировании туризма и о госполитике, проводимой в целях поддержания и развития туротрасли в РБ.

Развитие туризма

Истоки возникновения международного туризма

Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира, а со второй половины XX в. он приобрел всеобъемлющий характер. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.

Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.

Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходится почти 2/3 количества иностранных туристов, такую же долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента.

Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием, размещение и питание пассажиров-туристов, появилась потребность в строительстве туристских объектов, возводившихся железнодорожными управлениями, взявшими на себя финансирование, рекламу и создание фирм, обслуживающих путешествующих.

Как известно, туристские фирмы или туристские агентства возникли в период становления капитализма. В принципе деятельность туристской фирмы не отличается от деятельности любой другой торговой фирмы. Туристский агент (купец) доводит товар (гостиницу, транспорт, питание) до потребителя (туриста) и тем самым реализует товарный капитал, способствует сокращению времени обращения, ускорению воспроизводства.

Первым известным туристским агентом был англичанин Томас Кук, который на льготных условиях в июне 1841 г. закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на турпоездку из Лейстера в Лафборо поездом. Эта поездка способствовала популяризации передвижения населения железнодорожным транспортом.

Рост подвижности населения потребовал развития средств транспорта. Созданные вначале только для перевозки грузов железные дороги Великобритании с начала 30-х годов начинают перевозить пассажиров. 15 сентября 1830 г. открылась первая пассажирская линия между Ливерпулем и Манчестером. К 1842 г. английские железные дороги перевозили ежегодно уже 23 млн. пассажиров. В 1844 г. был принят парламентский акт, обязавший железнодорожные компании ввести дешевый класс пассажирских перевозок стоимостью 1 пенс за 1 милю. Число пассажиров за 10 лет после принятия акта возросло до 79 млн. в год, при этом население Англии и Уэльса в это время составляло всего 18 млн. человек.

Общая протяженность железных дорог Великобритании быстро растет. К 1845 г. она составляла 3277 миль, в 1865 г. достигла 21 383 мили, а к 1885 г. -- 30 843 мили.

Таким образом, развитие капитализма и связанные с ним рост подвижности населения и создание железных дорог явились основными предпосылками для появления современных форм туризма. Заслугой Т.Кука было то, что он первым заметил и начал использовать появившиеся возможности.

Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая международная промышленная выставка, Т.Кук смог за время ее работы организовать только из Йоркшира поездку 165 тыс. посетителей-туристов.

В 1854 г. В Англии был издан первый справочник по гостиницам, включавший не менее 8 тыс. объектов. Многие из них, конечно, были просто постоялыми дворами эпохи дилижанса, однако большая часть представляла собой гостиницы в современном понимании этого слова.

Бурное развитие внутреннего туризма позволило Т.Куку организовать туристские поездки за границу. Первая такая поездка была осуществлена в 1855 г. на всемирную выставку в Париж. С 1856 г. Т.Кук начал организацию регулярных туристских поездок в другие европейские страны.

50 -- 60-е годы XIX в. относятся к периоду расцвета промышленного капитализма в Великобритании. Быстрому развитию английской индустрии способствовала в большей степени эксплуатация огромной колониальной империи.

Громадные колониальные владения и монопольное положение на всемирном рынке были крайне благоприятны для развития массовых поездок англичан за границу. При этом уже в этот период туристские поездки широко использовались для поиска и изучения новых рынков, установления деловых контактов.

Известный политический деятель Англии XIX в. лорд Шафтсбери отмечал: "Мы должны быть путешественниками, как и наши соседи, и наша страна помимо своих приобретений будет обогащена новыми видами торговли".

Агрессивный, экспансионистский характер путешествий англичан за границу наиболее полно проявился в ходе колониального закабаления Китая. В требованиях, предъявленных 5 августа 1793 г. лордом Макартнеем правительству Китая от имени английского правительства, был и пункт о праве англичан на свободу поселений и свободу передвижений по Китаю. Одержав победу в позорной "опиумной войне", английское правительство заставило Китай, согласно Нанкинскому договору 1842 г., открыть двери Китая для английских дельцов.

Развивая свою экспансию в Китае, Англия добилась в 1858 г. подписания Тяньцзиньского договора. Статья 9 этого документа предоставила английским подданным право путешествовать "для своего удовольствия или с торговой целью" по всем внутренним областям и провинциям Китая.

Таким же образом развивались события в Японии. 31 марта 1854 г. под угрозой пушек американской эскадры коммодор Метью К.Перри подписал в Канагаве договор, открывший для американцев доступ в эту страну. Англичане не замедлили предъявить Японии подобные требования, и 31 октября 1854 г. адмирал сэр Джеймс Стирлннг подписал Нагасакский договор, открывавший англичанам порты Нагасаки и Хокодате.

Таким образом, основным стимулом развития иностранного туризма в Великобритании, США и других капиталистических странах была погоня за прибылью.

В 50 -- 60-х годах XIX в. англичане составляли большинство иностранных туристов, путешествовавших по Европе. Именно в этот период на континенте появляются комфортабельные гостиницы с такими названиями, как "Англетер", "Лондон", "Виндзор" и другие, а в обиход вошли такие английские слова, как экспресс, комфорт, лайнер и т.д.

Поскольку железнодорожный туризм становится наиболее прибыльным, европейские страны вслед за Англией начинают форсированное строительство железных дорог. А такие страны, как Франция и Германия, уже к 80-м годам XIX в. догнали и даже несколько обогнали Англию по протяженности железнодорожной сети (общая протяженность железных дорог Англии к 1885 г, составляла 30 843 мили, Франции -- 32 491 милю, Германии -- 37 572 мили). Это способствовало дальнейшему росту туризма из Англии в Европу и обратно. И только в 1888 г. Ла-Манш пересекли около 500 тыс. англичан, а на всемирную выставку 1878 г. в Париж Т.Кук направил 75 тыс. посетителей-туристов.

С середины 60-х годов XIX в. начинают развиваться туристские связи Англии и США. Регулярное пароходное движение между Лондоном и Нью-Йорком было открыто в 1838 г., когда пароход "Грейт Вестерн" во время своего первого рейса доставил из Нью-Йорка первых 68 пассажиров.

За 20 лет число пассажиров возросло с 8 тыс. в 1840 г. до 26 тыс. в 1860 г.

В 1865 г. Т.Кук посетил США с целью организации поездок англичан в США и американцев в Европу. В 1866 г. первые две группы английских туристов посетили США.

Пятимесячное путешествие парохода "Квейкер Сити" положило в 1877 г. начало морским туристским поездкам. Среди 60 туристов, совершивших это путешествие, был Марк Твен, описавший его затем в книге "Простаки за границей".

С этого времени в Европе появляется все больше американских туристов. Количество их, как и количество туристов из Германии, увеличивается, догоняя по численности англичан.

Последние десятилетия XIX в. прошли под знаком перехода промышленно развитых стран к высшей стадии капитализма -- империализму. Как и многие другие явления, свойственные капитализму, подвижность населения в этот период получает свое дальнейшее развитие. Образование международных монополий, делящих мир, требовало более широких связей и контактов. Это и определило ускоренное развитие иностранного туризма накануне первой мировой войны.

Вслед за конторой Т.Кука в Англии появляются туристские бюро Фреймса и сэра Генри Лянна. Возникают туристские клубы и ассоциации -- Велосипедный туристский клуб. Политехническая туристская ассоциация отдыха и др. Несколько позднее туристские агентства появляются во Франции, а затем и в других странах Европы. В 1885 г. первое туристское бюро Л. Липсона открывается в Петербурге.

В это время уже ведется учет пассажиров, пересекающих Ла-Манш. Так, если в 1891 г. пролив пересекли 418 003 тыс. человек, в 1900 г. -- 669 292 человека, или на 251 289 человек больше. В основном это были английские путешественники в Европу.

Начало XX в. ознаменовалось в области туризма появлением нового вида транспорта -- автомобильного. Если в 1904 г. в Англии было 8465 автомобилей, то с 1914 г. их число увеличилось до 132 015. Очень быстро увеличивался и парк автобусов. За это же время количество автобусов в Англии возросло с 5345 до 51 167.

Однако до первой мировой войны большинство туристов использовали железнодорожный и морской транспорт.

В 1907 г. на трансатлантических линиях появились суда "Сириус", "Лузитания" и "Мавритания" водоизмещением 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов. В 1914 г. появились "Лузитания", "Олимпик" и "Аквитания" водоизмещением 46 тыс. тонн, "Император" и "Фатсрлаяд" водоизмещением 50 тыс. тонн, пересекавшие океан за 7 дней, и наконец, самый мощный корабль "Куин Мэри" водоизмещением 80 тыс. тонн и скоростью 30 узлов (около 55 км в час).

Первая мировая война приостановила дальнейшее развитие иностранного туризма.

В период между двумя мировыми войнами развитие международного туризма носило неравномерный характер, что связано, прежде всего, с военными действиями, оккупацией и послевоенным восстановлением. В основном это были поездки представителей дипломатических корпусов, коммерсантов, спортсменов, ученых и работников культуры преимущественно европейских стран и США.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: