Международный туризм на современном этапе




Однако подлинный расцвет международного туризма связан с образованием ООН и ее органа Юнеско, который в 50-е годы разработал программу развития туризма -- ЭКОСОС, способствующую превращению туризма в наиболее быстро развивающуюся отрасль экономики. Туризм даже получил название "феномена" XX в.

В 1963 г. в Риме состоялась конференция ООН по международному туризму и путешествиям, на которой был создан Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), реорганизованный в 1968 г. в международную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Основная цель ВТО -- осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма. ВТО объединяет министерства по туризму, генеральные комиссариаты, генеральные директораты или министерские службы, официальные национальные организации более чем 100 стран. В качестве официальных рабочих языков приняты английский, французский, испанский и русский. Штаб-квартира ВТО периодически меняет город своего пребывания.

Основными задачами ВТО являются: оказание помощи международному туризму с целью развития туристской отрасли экономики стран-членов и укрепление дружеских и культурных связей, борьба против любых препятствий свободному международному передвижению людей, сбор и последующее распространение технической информации по всем видам туризма, научно-исследовательская работа в области туризма, координация туристской деятельности в региональном и межрегиональном масштабе, сотрудничество с ООН и другими международными организациями, заинтересованными в развитии туризма.

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно Всемирный день туризма проводится под определенным девизом. Госкоминтурист СССР вошел в состав ВТО в 1975 г.

Каждые четыре года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО. Штаб-квартира сейчас находится в Мадриде.

Заметным событием в деятельности ВТО стало проведение Всемирной конференции по туризму (ВКТ), состоявшейся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 г. На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма и такие актуальные проблемы, как человек -- организатор своего отдыха, регулирование спроса и предложения, научно-техническое сотрудничество в области туризма, подготовка кадров для индустрии туризма и др. В заключительном документе нашли отражение совместно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот документ получил название Манильской хартии по международному туризму. В конференции участвовали представители более 100 государств, большое количество представителей международных правительственных, межправительственных, туристских, молодежных, профсоюзных и других организаций.

ВТО на своей VI сессии Генеральной ассамблеи (София, 17--26 сентября 1985 г.) утвердила "Хартию туризма" и "Кодекс туриста", приняла специальную резолюцию о роли туризма в деле укрепления мира, а также резолюцию по молодежному туризму.

К всемирным организациям относятся также Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), созданная в 1966 г.. Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА) -- коммерческое объединение туристских фирм, работающих на кооперативных началах.

К некоммерческим всемирным международным организациям можно отнести объединения общественного содействия туризму, а также научные, журналистские и другие: Международный туристский альянс (АИТ), объединяющий в своем составе автоклубы, кемпинг-клубы, туринг-клубы и другие подобные организации, имеющие индивидуальное членство; Международную академию по туризму (основана в 1951 г. в Монако), которая занимается проблемами туристской лексики и фразеологии, унификации и перевода терминов на многие языки; Международную ассоциацию научных экспертов по туризму (АИЕСТ), которая способствует осуществлению научных контактов между специалистами, занимающимися проблемами международного туризма, а также оказывает содействие научным центрам по туризму и организует научные съезды, конференции; Международную федерацию журналистов и писателей по туризму (ФИЖЭТ), создана в декабре 1951 г, объединяет национальные ассоциации и объединения журналистов и писателей, занимающихся вопросами путешествий и международного туризма.

Кроме названных организаций на развитие туризма большое влияние оказывают всемирные транспортные и гостиничные коммерческие организации, которые участвуют в различных видах обслуживания туристов: Международная ассоциация по воздушным перевозкам (ИАТА), объединяющая 127 крупнейших авиакомпаний. Международная гостиничная ассоциация (МГА) (создана в 1946 г.), которая включает 3 тыс. международных гостиниц и ресторанов из 130 стран и 77 национальных гостиничных ассоциаций.

В большинстве капиталистических стран действуют правительственные некоммерческие организации по туризму, которые обычно входят в состав или подконтрольны министерствам и ведомствам иностранных дел, национальной экономики, торговли, транспорта, информации и т.д.

В ряде государств правительственными функциями наделены национальные ассоциации туристских агентств (Скандинавские страны, Австрия, Швейцария, Япония и др.). Задачами этих организаций являются осуществление общего руководства различными звеньями туристского хозяйства, достижение увеличения валютных поступлений, разработка законодательных актов по вопросам туризма, организация туристских поездок в данную страну, ведение научно-исследовательской работы, охрана исторических памятников и т.д.

В ряде стран государственные туристские организации имеют ранг министерств, как, например, в Италии, Франции, Бельгии. В отдельных государствах действуют межведомственные туристские органы, комитеты, советы (США, Швейцария, Австрия). В таких странах, как Великобритания, Швеция, Норвегия, официальными туристскими организациями признаны туристские неправительственные ассоциации -- объединения частных и государственных туристских предприятий, туристских агентств, ресторанов и гостиниц, страховых обществ, пароходных компаний и отдельных промышленных фирм. Главными направлениями их деятельности являются ведение рекламно-информационной работы, оказание разнообразных услуг, улучшение и развитие материальной базы туризма. Указанные организации имеют свои представительства за границей, информационные агентства.

В то же время следует отметить, что подлинными хозяевами дел в сфере туризма капиталистических стран являются не общенациональные (правительственные и неправительственные) организации и не муниципальные и общественные ассоциации, а большие, средние и малые частные фирмы.

Из агентств, начавших деятельность в середине и в конце XIX в., они выросли в крупнейшие объединения, небольшие "фабрики туризма", которые имеют свои отделения не только внутри страны, но и за рубежом. К их числу относятся такие монополистические объединения, как "Америкой Экспресс" (США), "Томас Кук и сын" (Великобритания), "Туринг клуб де Франс" (Франция), "Туропа", "Никкерман турис-тик", "ДЕР" (ФРГ), "ЧИТ" (Италия). Среди крупнейших концернов по организации иностранного туризма следует отметить "Маужин Тур" (США), "Тран-стур" (Франция), "Райзебюро" и "ТУИ" (ФРГ). Из оптовых фирм по производству и распродаже туров, объединений и национальных ассоциаций возникают объединения-гиганты: Союз туристских агентств Франции, Итальянская феде рация агентств по туризму и путешествиям. Союз бюро путешествий (ФРГ), Ассоциация британских туристских агентств. Японская национальная туристская организация и др.

Международный туризм в капиталистических странах на современном этапе стал важнейшим источником прибыли для многих монополистов, "индустрия туризма" составляет примерно 5 -- 6% потребительских расходов населения. Следует отметить, что поступления от международного туризма в этих странах составляют, как правило, 5 -- 7% от выручки за внешнюю торговлю. В Италии, Швейцарии, Греции она составляет свыше 10%, в Ирландии и Австрии -'-свыше 20%, а в Испании -- свыше 40% от стоимости всего экспорта товаров. Такие поступления составляют от 2 до 10% национального дохода перечисленных стран. Причем в доходах от международного туризма не учитываются услуги, предоставленные туристам внутренним транспортом.

Наивысшего развития международный туризм достиг в Испании и Италии. Здесь он стал одной из важнейших отраслей народного хозяйства. К числу туристских стран следует отнести и Францию, Канаду, США, принимающие ежегодно примерно по 15 млн. туристов, а также ФРГ, Швейцарию, Великобританию и Бельгию. Остальные страны посещаются туристами гораздо меньше. Среди развивающихся стран международный туризм захватывает Мексику (свыше 2 млн. туристов), Таиланд (около 1 млн.) и Индию. На Ближнем Востоке основная масса туристов состоит из паломников в "святые места".

Согласно данным ВТО, число международных поездок в 1995 г. составило 567 млн. Ближний Восток стал самым популярным туристским направлением. Хотя количество туристских посещений этого региона составило всего лишь 2% от общего числа международных турпоездок, их количество по сравнению с 1994 г. возросло на 11,5%, а доходы -- примерно на 30%. Египет, который посетили каждые четыре из пяти туристов на Ближнем Востоке, увеличил свой годовой доход на 95%, что составило 2,7 млрд. долларов. Число туристских посещений достигло 2,8 млн., что превысило прошлогодние показатели на 27%. Больших успехов по количеству туристских посещений добились Иордания, Бахрейн и Ливан: в 1995 г. здесь побывало 402 тыс. туристов.

К другим регионам с высокими темпами развития туризма следует отнести Южную Азию, где прием туристов увеличился на 11%. Восточную Азию и страны Тихоокеанского бассейна.

В странах третьего мира международный туризм развивался значительно активнее, чем в промышленно развитых странах, что отразилось на годовых доходах новых туристских регионов стран третьего мира. Доходы от международного туризма составляют более 8% мировой экспортной прибыли, больше, чем в каком-либо другом виде экспорта, что означает 1/3 всей мировой торговли в сфере услуг.

Если рассматривать континентальный туризм, то Америка продемонстрировала значительный рост числа туристских посещений -- на 4,4% (112 млн. человек). Однако туризм в США, составлявший 3/4 от всего региона, упал на 1,7% (44,7 млн. посещений) в основном за счет снижения количества туристов из Канады и Мексики. В то же время количество туристов в Южной Америке выросло в два раза по сравнению с мировыми среднестатистическими данными; на Карибских островах также отмечен значительный рост.

Что касается Европы, то 1995 г. был самым благоприятным годом для индустрии туризма Великобритании. Успех был достигнут в результате хорошей рекламной кампании и доступных цен.

Количество туристов в странах Восточной Европы также продолжало расти, однако более низкими темпами, поскольку сдерживалось повышением уровня туристской инфраструктуры. Восточные страны Средиземноморья способствовали росту туристских посещений в Европе, особенно Израиль, который посетили 27 млн. туристов, что на 13,4% больше, чем в 1994 г. Турция увеличила прием туристов на 7,9% (до 6,5 млн.).

Наблюдался рост числа туристов в Африке, хотя и неравномерный. Так, в Южной Африке прием туристов вырос на 20% -- до 4,7 млн., а доходы на 12%, составив 1,6 млрд. долларов США; в Северной Африке наблюдался его упадок (Марокко и Алжир) и стабильный рост в Тунисе, начавшийся в 1990 г. Восточная Африка и страны побережья Индийского океана также показали в 1995 г. положительные тенденции в туризме, в основном благодаря росту численности туристов из европейских стран.

Особо следует выделить Испанию, которая заняла не только второе место в рейтинге туристской популярности, но и оттеснила США. Франция по-прежнему сохранила свои лидирующие позиции. По годовым доходам от туризма Италия приблизилась к Франции, которая удерживает второе место, на первом месте находятся США. Особенностью является и то, что впервые в топ-десятку вошел Китай.

Таблица 5. Топ-десятка по приему туристов в 1995 г.

 
Страна Число туристских посещений  
Франция 60 584 000  
Испания 45 125000  
США 44 730 000  
Италия 29 184 000  
Китай 23 368 000  
Великобритания 22 700 000  
Венгрия 22 087 000  
Мексика 19 870 000  
Польша 19 225 000  
Австрия 17 750 000  
     

Если рассматривать туризм с точки зрения доходов, то здесь прочное первенство занимают Соединенный Штаты Америки, далеко опережая своих ближайших соперников. В тройку призеров входят Франция и Италия, преимущество которых друг перед другом незначительное, что усиливает их конкурентную борьбу за удержание своих позиций. Следующие четыре места занимают европейские страны -- Испания, Великобритания. Австрия и Германия -- с различными экономическими показателями. Замыкают топ-десятку азиатские страны -- Гонконг, Китай и Сингапур, у которых в будущем хорошие перспективы в развитии туризма и увеличении доходов от этой деятельности. Более глубоко проанализировать состояние дел в туристском бизнесе позволяют данные табл. 6.


Таблица 6. Топ-десятка по доходам от туризма в 1995 г.

 
Стриг Доходы от туризма в млн. американских долларов  
США    
Франция    
Италия    
Испания    
Великобритания    
Австрия    
Германия 11 922  
Гонконг    
Китай    
Сингапур    
     

Быстрое увеличение валютных поступлений от туристского бизнеса делает актуальной задачу научной разработки и глубокого изучения сложных и многогранных проблем международного туризма. В последнее время почти во всех западноевропейских странах, а также в США и Канаде имеются научно-исследовательские центры, занимающиеся всесторонним анализом туризма. В Париже основан Европейский институт туризма. Аналогичные учреждения имеются в Варшаве, Братиславе, Софии, Варне и других городах. Кроме того, вопросами международного туризма занимаются такие науки, как экономика, география, социология и др. Каждая из них имеет свой предмет исследования, решает особые конкретные задачи, владеет специфическими методами и формами анализа.

В последнее время международный туризм представляет собой массовое явление, в него вовлекаются миллионы людей и вместе с тем сотни тысяч хозяйственных предприятий, из которых состоят туристские организации, охватывающие миллионы человек, существующих за счет доходов от туризма.

Если сравнивать доходность международного туризма с другими отраслями экономики, то в 1990 г. туризм занимал второе место после экспорта бензина и топливной продукции, далеко опережая экспорт автомобилей и запчастей. Данные за 1992 -- 1994 гг. свидетельствуют о том, что темпы роста доходов от международного туризма превышали темпы доходности экспорта бензина.

Таким образом, международный туризм как совокупность туристских связей представляет собой крупное общественное явление в системе современных отношений между народами, имеет собственную историю возникновения и развития с присущими ему законами и традициями. Становление международного туристского обмена как активного средства культурного сотрудничества народов планеты -- закономерный результат развития общей тенденции, направленной на укрепление взаимных контактов и взаимосвязей наций и народностей.

Виды туризма



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: