Итого: максимум 10 баллов.




ЗАДАНИЕ 1.

Известно, что в современных славянских языках можно обнаружить сходства не только на лексическом, но и на фонетическом уровне. Напишите русские существительные, соответствующие существительным из славянских языков других групп.

 

Восточнославянская группа (русский язык) Южнославянская группа Западнославянская группа
  болг. свещ чеш. svíce
  болг. грах польск. groch
  словен. breg польск. brzeg
  болг. межда польск. miedza
  болг. земя польск. ziemia

 

Максимальный балл – 10

Модель ответа.

Русские соответствия: свеча, горох, берег, межа, земля.

Критерии оценивания.

За каждое верное соответствие – 2 балла.

Итого: максимум 10 баллов.

ЗАДАНИЕ 2.

Ниже представлен диалог Тараса Бульбы и его сына. Объясните значение выделенных слов. Найдите в тексте выражение, которое здесь используется в буквальном смысле, а в других ситуациях может являться фразеологизмом. Приведите этот фразеологизм и его значение. Приведите также фразеологизм, антонимичный указанному вами и имеющий в составе аналогичный компонент.

— Не смейся, не смейся, батько! — сказал наконец старший из них.

— Смотри ты, какой пышный! а отчего ж бы не смеяться?

— Да так; хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, поколочу!

— Ах ты, сякой-такой сын! как, батьку? — сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.

— Да хоть и батьку. За обиду не посмотрю и не уважу никого.

— Как же хочешь ты со мною биться, разве на кулаки?

— Да уж на чем бы то ни было.

— Ну, давай на кулаки! — говорил Тарас Бульба, засучив рукава, — посмотрю я, что за человек ты в кулаке!

Максимальный балл – 12

Модель ответа.

Пышный – гордый, напыщенный.

Уважу – пощадить, посчитаться с кем-либо.

(В) кулаке – кулачный бой.

Засучив рукава (работать) - «энергично, с усердием, старанием».

Спустя рукава (работать).

Критерии оценивания.

За каждое верно приведенное значение – 3 балла.

За верно приведенный фразеологизм засучив рукава и его значение – 2 балла.

За верно приведенный фразеологизм спустя рукава – 1 балл.

Итого: максимум 12 баллов.

 

ЗАДАНИЕ 3.

Ученик 8 класса Толя на Дне Самоуправления вел урок русского языка вместо учителя. Чтобы сделать занятие интересным, он решил провести игру.

Толя раздал каждому из учеников карточку с каким-то словом. А потом предложил им объединиться в пары или тройки, причем пара или тройка должна была встать в определенном порядке. Вот подготовленные Толей карточки:

                                                               
   
Конец
     
Граненый
 
Учительский
         
Гранить
 
 
 
   
Ходить
 
Купить
 
Новый
 
Бесконечный
 
 
   
Учитель
 
Граница
 
Ограничить
 
Новее
 
 
   
Выходить
 
Бесконечно
 
Учить
 
Купил
 
Выход
 

 

 


Как Вам кажется, по какой теме был Толин урок? На какие пары и тройки должны были разбиться ученики, в каком порядке встать? Какие две пары отличаются от остальных и чем?

Максимальный балл – 10

Модель ответа.

Толя проводил урок по теме «Словообразование» («Словообразовательные цепочки», «Способы словообразования», «Однокоренные слова» и т.п.).

У учеников должны были получиться следующие пары и тройки:

Бесконечно ß бесконечный ß конец

Граненый ß гранить

Учительский ß учитель ß учить

Ограничить ß граница

Выход ß выходить ß ходить

Лишние пары новее ß новый и купил ß купить.

Данные пары отличаются от остальных тем, что это не разные слова, а формы одного слова, образованные с помощью формообразующих суффиксов.

Критерии оценивания.

За правильный ответ на вопрос о теме урока – 1 балл.

За каждую правильную пару или тройку – 1 балл.

За каждую верно определенную лишнюю пару – 1 балл.

За верное объяснение – 2 балла.

Итого: максимум 10 баллов.

 

ЗАДАНИЕ 4.

Вася изучал Национальный корпус русского языка и решил вбить в строку поиска точных форм слово «гуд». Определите, в роли какой части речи выступает слово «гуд» в предложениях, которые нашел Вася. Объясните значение слова в каждом случае.

1. При землетрясениях в 6 баллов, ― пишет он, ― только слышу гуд, жду толчков, но их уже не испытывает мой дом, окружённый рвом.

2. Качество ваших работ сильно упало, раньше было гуд.

3. Во-первых, японские блюда ― это всегда, как говорили в советских общепитах, только натурпродукты. Что есть несомненный гуд.

4. Я ведь у богатых жуликов в основном отнимал… ― Ну ладно! Тоже мне Робин Гуд нашелся.

5. Сейчас он учится в 11 классе, гуд студент, везде в пример ставят.

Максимальный балл – 10

Модель ответа.

1) существительное, «протяжный монотонный низкий звук, гул, шум»;

2) категория состояния, «хорошо»;

3) существительное (см. прилагательное «несомненный» в м.р.), «плюс, достоинство, преимущество» и подобное;

4) существительное, «заступник обиженных и бедняков, благодетель» и подобное, в качестве устойчивого сочетания;

5) прилагательное, «хороший, добросовестный, прекрасный» и подобное.

Критерии оценивания.

За каждую правильно определенную часть речи – 1 балл.

За каждое правильное значение – 1 балл.

Итого: максимум 10 баллов.

 

ЗАДАНИЕ 5.

Посмотрите на пары синтаксических синонимов. Как вы думаете, почему они так называются?

Студент сдает экзамен профессору. У студента принимает экзамен профессор.
Деревянный стол Стол из дерева
Автор ознакомился с отзывом, написанным рецензентом. Автор ознакомился с отзывом, который написал рецензент.

 

Напишите пары к следующим словосочетаниям и предложениям:

Приморский парк  
Ребята купили самокат у соседки.  
Девушка, сидевшая на скамейке, читала книгу.  

Максимальный балл – 11

Модель ответа.

Синтаксические синонимы – это синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению.

Приморский парк Парк возле моря (около моря, при море и др.)
Ребята купили самокат у соседки. Соседка продала ребятам самокат.
Девушка, сидевшая на скамейке, читала книгу. Девушка, которая сидела на скамейке, читала книгу или Девушка, сидя на скамейке, читала книгу.

 

Критерии оценивания.

За правильное объяснение термина – 2 балла.

За каждую правильно приведенную пару – 3 балла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: