ЗАДАНИЕ 1.
Известно, что в современных славянских языках можно обнаружить сходства не только на лексическом, но и на фонетическом уровне. Напишите русские существительные, соответствующие существительным из славянских языков других групп.
Восточнославянская группа (русский язык) | Южнославянская группа | Западнославянская группа |
болг. свещ | чеш. svíce | |
болг. грах | польск. groch | |
словен. breg | польск. brzeg | |
болг. межда | польск. miedza | |
болг. земя | польск. ziemia |
Максимальный балл – 10
Модель ответа.
Русские соответствия: свеча, горох, берег, межа, земля.
Критерии оценивания.
За каждое верное соответствие – 2 балла.
Итого: максимум 10 баллов.
ЗАДАНИЕ 2.
Ниже представлен диалог Тараса Бульбы и его сына. Объясните значение выделенных слов. Найдите в тексте выражение, которое здесь используется в буквальном смысле, а в других ситуациях может являться фразеологизмом. Приведите этот фразеологизм и его значение. Приведите также фразеологизм, антонимичный указанному вами и имеющий в составе аналогичный компонент.
— Не смейся, не смейся, батько! — сказал наконец старший из них.
— Смотри ты, какой пышный! а отчего ж бы не смеяться?
— Да так; хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, поколочу!
— Ах ты, сякой-такой сын! как, батьку? — сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.
— Да хоть и батьку. За обиду не посмотрю и не уважу никого.
— Как же хочешь ты со мною биться, разве на кулаки?
— Да уж на чем бы то ни было.
— Ну, давай на кулаки! — говорил Тарас Бульба, засучив рукава, — посмотрю я, что за человек ты в кулаке!
Максимальный балл – 12
|
Модель ответа.
Пышный – гордый, напыщенный.
Уважу – пощадить, посчитаться с кем-либо.
(В) кулаке – кулачный бой.
Засучив рукава (работать) - «энергично, с усердием, старанием».
Спустя рукава (работать).
Критерии оценивания.
За каждое верно приведенное значение – 3 балла.
За верно приведенный фразеологизм засучив рукава и его значение – 2 балла.
За верно приведенный фразеологизм спустя рукава – 1 балл.
Итого: максимум 12 баллов.
ЗАДАНИЕ 3.
Ученик 8 класса Толя на Дне Самоуправления вел урок русского языка вместо учителя. Чтобы сделать занятие интересным, он решил провести игру.
Толя раздал каждому из учеников карточку с каким-то словом. А потом предложил им объединиться в пары или тройки, причем пара или тройка должна была встать в определенном порядке. Вот подготовленные Толей карточки:
| |||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
Как Вам кажется, по какой теме был Толин урок? На какие пары и тройки должны были разбиться ученики, в каком порядке встать? Какие две пары отличаются от остальных и чем?
Максимальный балл – 10
Модель ответа.
Толя проводил урок по теме «Словообразование» («Словообразовательные цепочки», «Способы словообразования», «Однокоренные слова» и т.п.).
|
У учеников должны были получиться следующие пары и тройки:
Бесконечно ß бесконечный ß конец
Граненый ß гранить
Учительский ß учитель ß учить
Ограничить ß граница
Выход ß выходить ß ходить
Лишние пары новее ß новый и купил ß купить.
Данные пары отличаются от остальных тем, что это не разные слова, а формы одного слова, образованные с помощью формообразующих суффиксов.
Критерии оценивания.
За правильный ответ на вопрос о теме урока – 1 балл.
За каждую правильную пару или тройку – 1 балл.
За каждую верно определенную лишнюю пару – 1 балл.
За верное объяснение – 2 балла.
Итого: максимум 10 баллов.
ЗАДАНИЕ 4.
Вася изучал Национальный корпус русского языка и решил вбить в строку поиска точных форм слово «гуд». Определите, в роли какой части речи выступает слово «гуд» в предложениях, которые нашел Вася. Объясните значение слова в каждом случае.
1. При землетрясениях в 6 баллов, ― пишет он, ― только слышу гуд, жду толчков, но их уже не испытывает мой дом, окружённый рвом.
2. Качество ваших работ сильно упало, раньше было гуд.
3. Во-первых, японские блюда ― это всегда, как говорили в советских общепитах, только натурпродукты. Что есть несомненный гуд.
4. Я ведь у богатых жуликов в основном отнимал… ― Ну ладно! Тоже мне Робин Гуд нашелся.
5. Сейчас он учится в 11 классе, гуд студент, везде в пример ставят.
Максимальный балл – 10
Модель ответа.
1) существительное, «протяжный монотонный низкий звук, гул, шум»;
|
2) категория состояния, «хорошо»;
3) существительное (см. прилагательное «несомненный» в м.р.), «плюс, достоинство, преимущество» и подобное;
4) существительное, «заступник обиженных и бедняков, благодетель» и подобное, в качестве устойчивого сочетания;
5) прилагательное, «хороший, добросовестный, прекрасный» и подобное.
Критерии оценивания.
За каждую правильно определенную часть речи – 1 балл.
За каждое правильное значение – 1 балл.
Итого: максимум 10 баллов.
ЗАДАНИЕ 5.
Посмотрите на пары синтаксических синонимов. Как вы думаете, почему они так называются?
Студент сдает экзамен профессору. | У студента принимает экзамен профессор. |
Деревянный стол | Стол из дерева |
Автор ознакомился с отзывом, написанным рецензентом. | Автор ознакомился с отзывом, который написал рецензент. |
Напишите пары к следующим словосочетаниям и предложениям:
Приморский парк | |
Ребята купили самокат у соседки. | |
Девушка, сидевшая на скамейке, читала книгу. |
Максимальный балл – 11
Модель ответа.
Синтаксические синонимы – это синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению.
Приморский парк | Парк возле моря (около моря, при море и др.) |
Ребята купили самокат у соседки. | Соседка продала ребятам самокат. |
Девушка, сидевшая на скамейке, читала книгу. | Девушка, которая сидела на скамейке, читала книгу или Девушка, сидя на скамейке, читала книгу. |
Критерии оценивания.
За правильное объяснение термина – 2 балла.
За каждую правильно приведенную пару – 3 балла.