Большинство населения составляли племена теле (тирек). Судя по китайским источникам этноним «тюрк» впервые произошло от названия «теле». Первое упоминание этнонима «тюрк» встречаются в китайских летописях и относятся к 542 году.
К состав тюрского каганата входили более 30 племен теле, в том числе киргизы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.
Первым лицом в каганате был каган – верховный владыка, правитель, военачальник и собственник всех земель. Высшие титулы в каганате – ябгу, шат и ельтебер – принадлежали к каганскому роду. Судебные функции выполняли буйруки и тарханы. Основное население каганата состояло из свободных общинников-скотоводов. На завоеванных землях в основном сохранялось их социальное, экономическое и государственное устройство, но наместники кагана тудуны контролировали сбор подати и посылку дани в каганскую ставку.
На протяжении всей истории каганата тюрки оставались кочевниками. Обогащающие грабительские набеги и войны, а также подвластное население Средней Азии с высокой земледельческой культурой обеспечивали гармоничное развитие экономики каганатов.
В 581 году после смерти Тобо кагана в Тюрском каганате начались междоусобные войны. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай совершал частые походы. Не сумев объединить силы против внешних врагов, в 603 году он разделился на две части – Западнотюрский и Восточнотюрский каганаты.
Охарактеризуйте последствия переселения в казахские земли русских и украинских крестьян во второй половине XIX века.
В середине 60-х гг. XIX в. начинается переселение в Казахстан крестьян из центральных районов России. деи о переселении не раз высказывали царские администраторы, а с активизацией аграрной политики правительства последовали конкретные шаги. Так, по инициативе военного губернатора Семиреченской области генерала Г.А.Колпаковского и под его руководством в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье”. По этим правилам, действовавшим вплоть до 1883 г.
Последствия этой политики: для переселенцев отнимали земли кочевых казахов, последние стали выселяться из насиженных мест, царизм не считался с интересами оседлых казахских аулов. Этот процесс углублялся из года в год и привел к непоправимым потерям в развитии скотоводства казахов. Только в 1855— 1893 гг. у казахов Акмолинской области было отнято более 250 тыс. десятин земли, для 11 тыс. русских семей было создано 24 села. В тот же период в Семипалатинской области у казахских крестьян было отнято свыше 33 тыс. десятин плодородной земли.
Заполните схему «Признаки проявления тоталитарного режима в 30-ые-40-ые годы XXвека в СССР».
1) верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни;
2) сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов;
3) монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата;
4) господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути;
5) централизованная система контроля и управления экономикой;
6) полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют;
7) существует строгая цензура над всеми средствами мае* совой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами;
8) полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;
9) подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие;
10) подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией.
Билет №17