Тема 2. Визуализация. Психолого-педагогические требования к когнитивным визуализациям на цифровом уроке.




 

Современное общество характеризуется предельной информационной перенасыщенностью. В этих условиях появляется потребность в «сокращенных формулах». А где, как не в сфере образования, нужно максимально быстро и лаконично изложить большое количество информации?

Тенденцией современного образовательного процесса является формирование у учеников навыков самостоятельного приобретения знаний в огромном информационном пространстве. Это приводит к широкому использованию в образовательном процессе компьютерных технологий, которые в свою очередь формируют у подрастающего поколения новый способ восприятия информации. Основу мышления современного школьника теперь составляют не столько понятия, сколько смысловые образы, создаваемые с помощью визуального мышления. Принцип наглядности является одним из ведущих в обучении школьников. Учитывая эту особенность, наиболее эффективным инструментом обучения, дающий хорошие перспективы развития, стали приемы визуализации. Именно они обеспечивают компактность, выразительность и динамичность представления учебного материала.

Итак, визуализация – это процесс представления материала в виде изображения с целью максимального удобства для его понимания. Использование таблиц, схем, рисунков, презентаций на уроке способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. Впрочем, об этих простейших видах визуализации современный педагог знает все. Но с развитием образовательных и компьютерных технологий появились новые приемы, о которых мы и поведем речь.

Если быть честными, общепринятого перечня приемов визуализации еще не существует, несмотря на то, что использовать эту технику на уроках призывал еще великий русский педагог К. Д. Ушинский в своих трудах. Однако современные методисты сходятся к тому, что можно выделить четыре основных приема:

1. Интеллект-карта;

2. Тайм-лайн;

3. Инфографика;

4. Скрайбинг.

Интеллект-карта – это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Этот метод был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Он провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья биохомических импульсов. Кроме того, мышление человека радиантное, то есть одна мысль порождает ряд других. Ключевая идея порождает несколько основных крупных идей, каждая из которых, в свою очередь, развивается, конкретизируется в виде ещё более мелких идей. Это как раз и можно визуализировать с помощью интеллект-карты.

Интеллект-карта – это эффективная альтернативная техника записи. Такая визуализация помогает обрабатывать и структурировать полученную на уроке информацию, активизировать ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе. Особенно хорошо интеллект-карты помогают собирать нужный материал по определенной теме на одной информационной панели: можно окинуть всё одним взглядом и увидеть общее либо сфокусироваться на деталях. Интеллект-карты используют на разных ступенях обучения. С их помощью можно конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать проекты. Составление интеллект-карт ведется как индивидуально, так и в парах, группах.

Интеллект-карта отвечает всем запросам современной школы, способствует решению задач нового образовательного стандарта по формированию у школьников универсальных учебных действий.

Правила создания интеллект-карт:

1. Для создания карт используются не только цветные карандаши, маркеры, но и компьютерные программы, онлайн-платформы;

2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре;

3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет, чтобы разделять темы и подтемы;

4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями;

5. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово;

6. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Какие преимущества использования интеллект-карты?

1. Схематический текст воспринимается лучше сплошного;

2. Экономится время на запись лекции и восприятие информации;

3. В процессе составления карты происходит запоминание материала;

4. Помогает логически выстраивать последовательность своих мыслей, учит выделять главное и второстепенное;

5. Полное упорядочивание информации.

6. Кроме того, интеллект-карты могут сохраняться для последующего использования: достаточно быстро пробежаться взглядом по такой карте, чтобы вспомнить тему.

Интеллект-карты можно создать не только с помощью цветных ручек и карандашей, но и с помощью электронных Интернет-ресурсов. На этих сайтах вы сможете создать свои интеллект-карты и использовать их в дальнейшем на уроках: «MindMeister», «XMind», «MindManager», «iMindMap», «Coggle», «The Brain».

Пример образовательной интеллект-карты (по литературе):

Тайм-лайн –это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Такой прием часто используется при работе с биографиями или творчеством писателя, исторической хронологией.

Ученики часто сталкиваются со сложностью запоминания множества дат или последовательности каких-либо событий на уроках истории. Однако эти знания необходимы. Появились бумажные ленты времени – плакаты в классе – но они были совсем непрактичны, ведь их нельзя забрать с собой домой для выполнения заданий, да и со временем они стирались и превращались в макулатуру. Сегодня технологии позволяют создать электронные ленты времени, то есть так называемые тайм-лайны. Такую визуализацию можно превратить в увлекательную историю, которая разнообразит ваш урок. А использование сервисов для создания тайм-лайна в качестве проектной работы поспособствует развитию у обучающихся познавательного интереса, критического мышления, умения анализировать и классифицировать учебный материал. Использовать тайм-лайны можно на любом предмете и на любой ступени обучения, одному ученику, в парах или коллективом.

Достоинства этого приема по сравнению с традиционными форматами работы:

1. Доступность (возможность формирования архива тайм-лайнов и повторного использования);

2. Мультимедийность (использование графики, анимаций, аудио и видеоконтента во время изучения тайм-лайна);

3. Интерактивность обучения (совместная работа школьников и учителя повышает мотивацию и улучшает восприятие);

4. Формирование пользовательских навыков работы с компьютером и в интернете.

Алгоритм работы над тайм-лайном (электронной лентой времени):

1. Определение темы и подбор нужного материала;

2. Расположение единиц материала в хронологическом порядке;

3. К каждому событию подбираем иллюстративный материал (фото, видеофрагмент, аудиозапись);

4. Заходим в электронный сервис, проходим регистрацию и размещаем подготовленный материал;

5. Используем готовую работу на уроке.

На этих платформах вы сможете создать свои тайм-лайны: «TimeRime», «Timetoast», «Classtools», «Dipity», «myHistro», «Tiki-Toki», «Free Timeline» и другие.

Пример образовательного тайм-лайна (по истории, краеведению):

 

Инфографика – это визуализация статистических данных, сравнительной характеристики или любой другой информации с помощью ярко-оформленных картинок и диаграмм, которая позволяет представить большой объем разнообразных сведений в организованном виде, удобном для любой аудитории, в том числе и детской. Одним из родоначальников современной инфографики считается профессор Эдвард Тафти (американский статистик, профессор статистики, политологии и компьютерных наук Йельского университета, известный своими работами по информационному дизайну). Именно он определил пути использования инфографики в образовательной практике как эффективного инструмента информирования.

К инфографике обращаются, если необходимо показать устройство или алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также организовать большие объемы информации. Любой визуальный объект, представленный средствами инфографики, обладает большой информативностью, становится дополнением к текстовой информации, охватывающей тему в полном объеме, и уточняя ее, позволяет создать средство указания на дополнительный поиск альтернативной информации, что, несомненно, важно в процессе реализации деятельностного подхода в обучении по ФГОС.

Основная ценность инфографики состоит в том, что она:

1. Информативна (один рисунок вмещает большой объем материала);

2. Наглядна (в ней легко разобраться);

3. Компактна (одна инфографика может передать смысл нескольких страниц текста).

Существуют различные сайты, на которых можно создать собственную инфографику: «GoogleDocs», «Ease.ly», «Infogr.am», «Visual.ly», «Dipity», «Venngage», «Piktochart.com», «Creately.com», «Fluxvfx», «Vizualize.me».

Примеры учебной инфографики (по биологии):

Скрайбинг – это процесс визуализации смысла текста, при котором создание образов происходит в процессе донесения информации. Иначе говоря, это новый вид графической презентации, основанный на сопровождении выступления зарисовками, что позволяет более эффективно воспринимать и усваивать информацию, одновременно повышая мотивацию учеников. Эта новейшая техника изложения материала была изобретена британским художником Эндрю Парком для организации, занимающейся популяризацией научных знаний – RSA.

Алгоритм создания скрайбинга достаточно прост: преподаватель во время объяснения темы подкрепляет свои слова зрительными образами, рисуя на бумаге, доске или планшете ключевые моменты. При этом учителю вовсе не обязательно владеть техникой классического рисунка, он должен лишь понимать, как понятно заменить слова символами, которые будут доступны ученикам. Это можно назвать «эффектом параллельного следования», когда аудитория слышит и видит одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на главных моментах рассказа.

Чем этот прием отличается от обычной презентации? В презентации идет быстрая смена слайдов. Когда слайд уходит из поля зрения, то информация, содержащаяся на нем, стирается из памяти ученика. Кроме того, зачастую презентацию обременяют дополнительными декоративными элементами, которые отвлекают внимание обучающихся. Во время скрайбинга образы складываются в общую картину постепенно по мере повествования. Таким образом, на бумаге остается вся самая важная информация. Оригинальность скрайбинга в сотворчестве, в рождении визуального конспекта в реальном времени.

Скрайбинг можно разработать вручную с использованием маркеров и доски (карандашей и большого листа бумаги) или же с помощью компьютерных технологий. Сервисы для создания скрайбинга на компьютере:

1. PowToon – бесплатное онлайн приложение для создания анимированных видео-презентаций;

2. Sparkol VideoScribe – позволяет создавать видеоролики с эффектом, прорисовывания сюжета от руки.

3. Можно использовать обычный графический редактор (по типу Power point) и Smart-доску.

Кроме того, скрайбинг может применяться не только учителем во время объяснения новой темы, но и учеником во время подготовки домашнего задания. Используя этот прием, ученик не просто копирует информацию из интернета, но анализирует ее и выделяет основные моменты. При этом карточка, созданная учеником с помощью скрайбинга, может быть использована им несколько раз. Пользуясь своим визуальным конспектом, учащиеся с лёгкостью воспроизводят материал предыдущего урока и пишут сочинения, поскольку конспект успешно заменяет традиционный план.

Таким образом, можно выделить основные преимущества скрайбинга:

1. Эффективное усвоение информации и запоминание ключевых моментов с помощью параллельного следования;

2. Минимальные затраты: бумага, фломастеры или доступные программы из интернета;

3. Универсальность: скрайбинг доступен и понятен всем, кто хотя бы раз имел дело с этим приемом визуализации;

4. Развивает интерес к изучению предмета;

5. Возможность неоднократного использования.

Примеры учебного скрайбинга (риторика):

Таким образом, можно сделать вывод о том, что приемы визуализации имеют большое количество преимуществ: помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию, способствуют усвоению больших объемов информации, развивает критическое мышление, помогает учащимся интегрировать новые знания, позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Однако чтобы визуализация действительно была такой эффективной необходимо соблюдать психолого-педагогические требования:

1) Изображение должно быть четким и качественным;

2) Изображение не должно быть маленького размера, ученик с задней парты должен видеть картинку так же хорошо, как и ученик с передней;

3) Необходимо применять ту визуализацию, которая будет соответствовать уровню знаний учеников;

4) Учителю необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

5) Каждый раз, используя те или иные визуальные средства обучения, учитель должен отдавать себе отчёт в том, какую именно функцию эти пособия должны выполнять в учебном процессе;

6) Визуальные средства обучения должны быть разнообразными и цветными, но не отвлекающие внимание всех детей;

7) Демонстрация визуальных средств должна сочетаться со словами учителя;

8) Не работайте с одной и той же визуализацией весь урок, используйте различные виды, но ни в коем случае злоупотребляйте этим;

9) Не загружать изображение лишней информацией или ненужными украшениями.

Подводя итоги, нужно сказать, что в будущем роль визуальных образов в жизни современного человека будет только возрастать, ведь современные технологии, в основе которых лежит наглядность, продолжают стремительно развиваться. В связи с этим актуализируется проблема визуального мышления и языка среди детей и подрастающей молодежи. Именно приемы визуализации являются активным методом обучения, способствующим осмыслению знаний под влиянием культурно-образовательной среды школы. Они дают возможность всем обучающимся интегрировано закрепить знания по изучаемым предметам, проявить свой творческий потенциал, превращают учебный процесс в активную, мотивированную и познавательную деятельность. Приемы визуализации, соединяя индивидуальную и коллективную деятельность, становится многофункциональным инструментом в разработке уроков, повышая их продуктивность. Будучи вовлечёнными в образовательный процесс, обучающиеся начинают самостоятельно искать пути решения поставленных задач. Всё это актуализирует необходимость использования визуализации как современного инструмента обучения на уроках в школе.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: