Параметр | |||||
Продажи (млн л) | 6 765,9 | 6 984,7 | 7 253,9 | 7 483,7 | 7 760,6 |
Экспорт (млн л) | 376,5 | 419,0 | 464,4 | 516,5 | 535,6 |
Спрос (млн л) | 7 142,4 | 7 403,7 | 7 718,3 | 8 000,2 | 8 296,2 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Минеральные и питьевые воды на российском рынке почти полностью реализуются через внутреннюю торговлю. В 2009-2013 гг. доля продаж в объёме спроса составляла в среднем 94,2%.
Доля экспортных поставок за рассматриваемый период не превышала 5,8%. Крупнейшей торговой площадкой для России был Казахстан, куда ежегодно направлялось 86-95% от суммарного объёма экспорта.
По нашим оценкам, в 2014-2018 гг. доля внутренних продаж минеральных и питьевых вод в объёме спроса уменьшится.
Баланс спроса и предложения
Баланс демонстрирует соотношение спроса и предложения. Спрос и предложение равняются друг другу с учетом складских остатков на конец года.
Таблица 5.17.
Баланс спроса и предложения минеральных и питьевых вод с учетом складских запасов на конец года, РФ, 2009-2013 гг. (млн л; %)
Параметр | |||||
Предложение (млн л) | 5 358,0 | 6 207,8 | 7154,6 | 7 983,2 | 8 327,3 |
Спрос (млн л) | 4 443,8 | 4 955,9 | 5 699,2 | 6 489,2 | 6 873,2 |
Складские остатки на конец года (млн л) | 914,2 | 1 251,9 | 1 455,4 | 1 494,1 | 1 454,1 |
Доля складских запасов на конец года от предложения (% к предыдущему году) | 17,1 | 20,2 | 20,3 | 18,7 | 17,5 |
Прогноз баланса спроса и предложения минеральных и питьевых вод с учетом складских запасов, РФ, 2014-2018 гг. (млн л; %)
Параметр | |||||
Предложение (млн л) | 8 054,1 | 8 876,1 | 9 193,3 | 9 481,3 | 9 814,7 |
Спрос (млн л) | 6 618,9 | 7 034,8 | 7 330,3 | 7 601,5 | 7 882,8 |
Складские остатки на конец года (млн л) | 1 435,2 | 1 841,3 | 1 863 | 1 879,8 | 1 931,9 |
Доля складских запасов на конец года от предложения (% к предыдущему году) | 17,8 | 20,7 | 20,3 | 19,8 | 19,6 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
|
.
Спрос и предложение являются взаимозависимыми величинами. Баланс спроса и предложения равняется складским остаткам минеральных и питьевых вод на конец года.
В 2009-2013 гг. доля складских остатков минеральных и питьевых вод на конец года в структуре предложения колебалась от 15,4% до 20,3%. В 2010-2011 гг. произошло затоваривание на рынке минеральных и питьевых вод, доля складских остатков на конец года от предложения превысила 20%. Это объясняется ростом внутреннего производства на 16,5% в 2010 г и на 11,5% в 2011 г.
В 2014-2018 гг. складские остатки минеральных и питьевых вод на конец года будут повышаться и постепенно снижаться в 2018 г составят 19,6% от объема предложения.
Натуральный объём продаж
Таблица 5.18.
Продажи минеральных и питьевых вод, РФ, 2009-2013 гг. (млн л; %)
Параметр | |||||
Продажи (млн л) | 4 069,7 | 4 762,5 | 5479,5 | 6196,8 | 6 536,6 |
Динамика (% к предыдущему году) | -1,3 | 17,0 | 15,1 | 13,1 | 5,5 |
Прогноз продаж минеральных и питьевых вод, РФ, 2014-2018 гг. (млн л; %)
Параметр | |||||
Продажи (млн л) | 6 765,9 | 6 813,3 | 7 253,9 | 7 483,7 | 7 723,2 |
Динамика (% к предыдущему году) | 3,5 | 0,7 | 6,5 | 3,2 | 3,2 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
.
В 2009-2013 гг. натуральный объём продаж минеральных и питьевых вод в России увеличился на 50,3%: с 4,1 млрд л до 6,5 млрд л. В кризисный 2009 г продажи упали на 54,2 млн л относительно 2008 г. Основной причиной падения послужило стремление потребителей к экономии, вызвавшее увеличение использования водопроводной и фильтрованной воды. В 2010 г продажи выросли на 17% под влиянием роста спроса, обусловленного засухой и аномальной жарой на территории многих регионов страны. В 2011-2012 гг. рост внутренних продаж продукции продолжился и составил 15,1% и 13,1% соответственно.
|
В перспективе в 2014-2018 гг. натуральные продажи минеральных и питьевых вод в России будут падать в среднем почти на 0,7% в 2015 году с последующим ростом в 2016 году, и в 2018 г составят 7,7 млрд л.
В России наблюдается рост интереса покупателей к той части ассортимента минеральной и питьевой воды, которая так или иначе связана со здоровым образом жизни. В частности, интересна не просто очищенная вода, а та, которая обладает полезными для здоровья свойствами. К такой продукции относится минеральная и питьевая вода обогащенная кислородом, натуральными витаминными комплексами и пр.
Средняя цена
Таблица 5.19.
Средняя цена минеральных и питьевых вод, РФ, 2009-2013 гг. (руб. за л; %)
Параметр | |||||
Средняя цена (руб. за л) | 25,71 | 26,70 | 24,63 | 26,36 | 27,62 |
Динамика (% к предыдущему году) | 14,4 | 3,8 | -7,8 | 7,0 | 4,8 |
Прогноз средней цены минеральных и питьевых вод, РФ, 2014-2018 гг. (руб. за л; %)
Параметр | |||||
Средняя цена (руб. за л) | 29,92 | 30,35 | 31,81 | 33,40 | 35,0 |
Динамика (% к предыдущему году) | 4,7 | 4,9 | 4,8 | 5,0 | 4,9 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Средняя цена на минеральные и питьевые воды в России за период с 2009 г по 2013 г выросли на 17,3%: с 22,5 руб. за л до 26,4 руб. за л. Резкий скачок средней цены на уровне 14,4% произошел в 2009 г, когда в розничной торговле консолидировано выросли цены на все продукты. Падение цены на 7,8% наблюдалось в 2011 г. Данное снижение объясняется тем, что к 2011 г на российском рынке произошло насыщение премиум-сегмента и началось активное развитие более дешёвого сегмента минеральных и питьевых вод.
|
Необходимо отметить, что средние цены на минеральные и питьевые воды не являются сезонно-обусловленными. В течение всего года цена за литр обычно стабильно растет умеренными темпами.
Таблица 5.20.