Вопросы:
1. Объект, предмет и научный статус социологии.
2. Структура социологического знания.
3. Основные функции и методология социологии.
4. История становления и современное состояние западной социологии.
5. Российская и советская социология.
6. Развитие социологии в Беларуси.
1 Объект, предмет и научный статус социологии
Социология (лат. societas – общество и греч. logos – учение) – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем и подсистем. Термин «социология» впервые введен французским мыслителем Огюстом Контом (1798 – 1857) в первой половине ХIХ века.
Под объектом науки понимается та реальность, на которую направлен исследовательский интерес. Объектом социологии, как и других общественных наук, является общество в целом, но у каждой из общественных наук свой специфический предмет.
Предмет науки – это те аспекты или особенные черты, которые исследователи выделяют в объекте, руководствуясь своими научными интересами. Определение предмета социологии концептуально и строится на раскрытии смысла ключевого для данной науки понятия «социальное».
Социальное в широком смысле означает не просто сумму экономических, политических, правовых и т.д. явлений и процессов, а связи, взаимозависимость между ними. Например, об экономических явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективности, но и от политического строя, правовых и этических норм, религиозных представлений и т.д.
Социальное в узком смысле означает те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены стремлением принадлежать к общности, стремлением к солидарности друг с другом. Например, образование мы относим к социальной сфере, т.к. осознаем его роль в формировании знаний и навыков, позволяющих человеку быть полезным другим людям, успешно взаимодействовать с ними и добиваться признания с их стороны.
|
Таким образом, предмет современной социологии может быть определен как социальная обусловленность любых явлений.
Научный статус социологии, как и других общественных и гуманитарных наук, традиционно определяется на основе разделения на естественные и гуманитарные науки. Задача естественных наук (физика, химия, астрономия и т.д.) – объяснение и формулировка законов, т.е. выявление универсальных и постоянных причинно‑следственных связей. Они оперируют объективными данными, экспериментальными и статистическими процедурами, формулируют общезначимые выводы. Задача гуманитарных наук (философии, филологии, искусствоведения и т.д.) – описание и понимание, т.е. интерпретация смысла. Они оперируют субъективными суждениями и представлениями, процедурами интерпретации смысла, формулируют эстетические и этические оценки.
Социология наряду с историей, психологией, лингвистикой занимает промежуточное положение. На протяжении всего развития социологии в ее рамках решается проблема соединения естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию.
Социолог наблюдает за поведением людей, данные наблюдения дают научный материал (естественнонаучный подход), на котором он исследует социальную структуру, социальные институты, социальные изменения и т.д. Однако при исследовании одним из основных компонентов является деятельность людей, которая представляет специфический, универсальный объект, т.к. может изменяться, и поэтому социология не может сформулировать универсальные, постоянно действующие законы, и основным социологическим способом научного объяснения является понимание мотивов и смыслов (подход гуманитарных наук).
|
Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего, путем сопоставления объекта и предмета социологии с объектом и предметом социальной философии. Социальная философия ориентирована на установление закономерностей развития человеческого общества вообще, тогда как социология на основании знания этих закономерностей осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества.
На современном этапе интенсивно развиваются междисциплинарные связи социогуманитарных наук. В функциональной структуре социологии выделяется экономическая социология, которая рассматривает не экономику, а экономическую сферу жизнедеятельности общества. Также существуют точки соприкосновения объекта и предметной области социологии с правом, политологией, историей, этикой, эстетикой, экологией, медициной, социальной психологией. Социологи интересуются результатами исследований антропологов, этнологов, этнографов, историков культуры. Как показывает история наук, именно в точках их пересечения и соприкосновения возникают наиболее интересные теории.
|
2 Структура социологического знания
Структура современной социологии, т.е. сочетание и соотношение в ней различных компонентов, определяется в основном тремя видами дифференциации:
· по критерию предмета (предметная дифференциация);
· по критерию способа познания (методологическая дифференциация);
· по критерию цели и использования результатов исследования (прагматическая дифференциация).
Предметная дифференциация внутри социологии обусловлена онтологическим статусом. Онтологией (от греч. on – бытие, logos – слово) принято называть философское учение о бытии, о том, что обладает подлинной реальностью.
На основании этого критерия социология делится на макро‑ и микросоциологию.
Макросоциология – это теории фундаментального, общесоциологического уровня.
Микросоциология – это теории микроуровня. Например, теория малых групп, групповой динамики, групповых отношений, теории личности, социального обмена и т.д.
Помимо разделения на макро‑ и микросоциологию существует также дифференциация внутри социологии по степени общности предмета, в рамках которой принято различать общую социологию и частные отрасли социологического знания.
Общая социология – это концептуальное ядро социологического знания, предметом которой являются универсальные формы социальной обусловленности явлений.
Отраслевая социология (политическая, экономическая социология, социология молодежи, семьи, образования, религии, культуры, спорта, медицины и т.д.) развивается на основе выделения из общего ряда социальных явлений отдельных явлений и процессов в качестве особенного предмета, требующего специального исследования. Например, предмет политической социологии – социальная обусловленность политических явлений и процессов.
Методологическая дифференциация, т.е. разделение исследовательской деятельности по критерию способа познания, позволяет выделить теоретическую и эмпирическую социологию.
Теоретическая социология носит академический характер, представляет развитие собственно социологического знания, в какой‑то мере «науку для науки», где вырабатываются основные принципы и категории, описывающие социальную действительность, и отрабатывается методологическая основа социологического познания.
Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, с накоплением эмпирических данных и фактов, служащих основой для выработки практических рекомендаций и для широких теоретических обобщений академического характера.
Прагматическая дифференциация внутри социологии, т.е. разделение по критерию цели и использования результатов исследования, разграничивает академическую и прикладную социологию.
Академическая социология – это совокупность исследований, целью которых является получение фундаментального научного знания.
Прикладная социология в основном ориентирована на решение конкретных практических задач. Например, определение психологического климата в трудовом коллективе, определение имиджа и престижа руководителя, стиля управления, определение рейтингов депутатов и т.д.
Структурные компоненты социологии выделяются на основе различных критериев. Поэтому предложенное выше деление является многомерным, т.е. вполне возможно выделение, например, теоретических микросоциологических исследований, эмпирических общесоциологических исследований и т.д.
3 Основные функции и методология социологии
Значение социологии определяется ее функциями, которыми являются:
– познавательная (гносеологическая) – связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, фактах и законах строения, функционирования и развития общества в целом или отдельных его подсистем;
– прогностическая – связана с выработкой научно обоснованных прогнозов социальных изменений в рамках тех или иных социальных структур;
– организационно-управленческая – связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и социальных технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в целях оптимизации функционирования различных социальных объектов (группы, производства, города, региона, страны в целом);
– воспитательно-идеологическая – связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально‑политического, нравственного, религиозного (или антирелигиозного) характера, т.к. социология, как и любая общественная наука, не может отмежеваться от тех оценок, которые связаны с изучаемыми событиями и явлениями и которые она стремится утвердить в общественном мнении.
В исследовательской методологии, представляющей собой систему наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу данной науки, выделяются следующие уровни:
· общефилософские основания социологического познания;
· принципы и методы общенаучного теоретического познания;
· совокупность методов, процедур и техник теоретического и прикладного социологического анализа.
В социологии применяются такие общефилософские методы как, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация. Каждый из названных методов в социологическом исследовании приобретает своеобразные особенности в своем применении. Например, метод анализа приобретает форму контент‑анализа, т.е. содержательного анализа определенных текстов, осуществляемых по определенным правилам.
Широкое использование в социологии находит применение общенаучных методов. Чаще всего в социологии используются методы системного и комплексного подхода к изучаемым объектам. На рубеже XX – XXI столетий в социологии все чаще используется общенаучный метод моделирования, который представляет собой исследование явлений и процессов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов. Часто в социологических исследованиях наряду с моделированием применяется метод типологизации, т.е. вычленение из определенной совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов на основе определения их сходства и различия, надежных способов установления общности их наиболее существенных, типических признаков.
Общефилософские и общенаучные методы составляют тот фундамент, на котором строится система более конкретных, специфических методов, применяемых в социологических исследованиях. Они, в свою очередь, подразделяются на две группы: методы общей социологической теории и методы прикладных социологических исследований.
Наиболее широко используемым в общей теоретической социологии методом является структурно‑функциональный анализ, основная цель которого заключается в количественной и качественной оценке тех изменений, к которым данная социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям. На протяжении последних десятилетий широкое применение получил компаративный (сравнительный) метод, который ориентирован на раскрытие общих черт, особенностей и тенденций развития различных социальных систем – цивилизаций, культур, стран, народов, эпох. Наряду со сравнительным методом в социологических исследованиях все шире начинает применяться его своеобразная разновидность – метод кросскультурного анализа, который ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур, причем различных не только в пространственном, но и во временном отношениях. В социологической теории применяется и корреляционно‑каузальный метод, при этом причинность не может быть напрямую выведена из отношений корреляции. Под корреляцией понимается устойчивая связь между двумя наборами явлений или событий, которые называются переменными. Таковыми могут быть возраст, уровень доходов, квалификация, религиозность и т.д. Однако необходимо помнить, что не всегда наблюдаемая корреляция выражает причинную связь. В современной теоретической социологии находит достаточно широкое применение метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных измерениях.
На уровне прикладной социологии наряду с названными методами используются специфические методы эмпирического исследования: наблюдение; анализ документов; выборочный метод; метод опроса; социальный эксперимент; анализ и обобщение социологической информации.
Все охарактеризованные методы применяются во взаимодействии друг с другом, а их совокупность составляет систему методологии социологического исследования.
4 История становления и современное состояние западной социологии
Социология – явление сложное, многоплановое, имеющее долгую и богатую историю. Эволюция социологии – это та последовательность этапов ее развития, в которой проявляется общая тенденция, связывающая прошлые и современные научные идеи и исследовательские работы.
Современные исследователи, отвечая на вопрос «Когда появилась социология?» придерживаются одной из двух точек зрения:
1. Социология существует столько же, сколько и само общество. Идеи Платона, Аристотеля, Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли, Томаса Гоббса и др. мыслителей рассматриваются как социологические теории наряду с работами исследователей ХIХ – ХХ вв.
2. Социология сформировалась в середине – конце ХIХ века, когда Огюст Конт, Карл Маркс, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и др. ученые стали разрабатывать науку об обществе, противопоставляя ее традиционной философии, истории, психологии.
Согласно второй точке зрения критерием выделения этапов эволюции социологии является изменение в характере (проблематика, подходы, полученные результаты) основных работ представителей, чьи идеи сегодня оказывают наибольшее влияние. На основе данного критерия можно выделить пять основных этапов: протосоциология, классическая, неоклассическая, постклассическая, постмодернистская социология. Рассмотрим каждый из названных этапов.
Этап протосоциологии. Первым проект создания новой науки об обществе сформулировал французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857). В своем главном произведении «Курс позитивной философии» мыслитель предложил назвать новую науку об обществе социологией. Возможность и необходимость такой науки Конт обосновал, сформулировав закон трех стадий интеллектуальной и социальной эволюции, согласно которому интеллектуальное развитие человечества проходит три этапа:
– теологическая стадия (охватывает период с древности до конца XIII века), когда человек объяснял все явления антропоморфно, населяя мир богами, духами и т. д.;
– метафизическая стадия (период с XIV до конца XVIII века), когда объяснение окружающего мира достигалось за счет вымышленных абстрактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями;
– позитивная стадия (начинается в XIX веке), которая характеризуется отказом от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей и переходом к научному познанию на основе опыта, к наблюдению и описанию явлений.
На позитивной стадии эволюции человеческого знания возникает действительное знание об обществе. Социологию Конт рассматривал в качестве завершающей части целостной системы позитивного знания, представленной в виде иерархии основных наук: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология.
Социология, согласно О.Конту, включает политэкономию и часть психологии и подразделяется на социальную статику (изучение постоянных условий существования общества) и социальную динамику (изучение законов прогрессивного развития).
Второй после Конта крупнейший представитель позитивизма в социологии – английский ученый Герберт Спенсер (1820 – 1903). Мыслитель признавал контовский проект создания системы позитивного знания, включающего социологию. Основными его работами являются «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Социология как предмет изучения» и др.
Идеей, объединяющей все эти произведения в целостную систему знания, является концепция эволюционизма. Спенсер исследовал эволюцию как всеобщую тенденцию развития, проявляющуюся в росте и усложнении объектов путем дифференциации их частей, выполняющих различные функции, и интеграции этих частей в единое целое. Согласно Г.Спенсеру, эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую, надорганическую, которая и является предметом социологии.
Мыслитель считал, что эволюция – универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения, как природы, так и социальных и личностных феноменов. Однако в отличие от своих последователей, Спенсер указывал на различия общества и организма. В организме часть существует ради целого, а в обществе наоборот – оно существует для блага своих членов. Аналогия общества с организмом позволила Спенсеру выделить внутри общества три различные подсистемы: поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика), распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и покоящуюся на разделении труда, и регулирующую, обеспечивающую взаимосвязь отдельных частей в целом (государственная власть).
Социология в понимании ученого – это исторически ориентированная наука – «генетическая социология». Задача социологии – изучение типичных массовых явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.
Альтернативой позитивистскому проекту науки об обществе в середине XIX века была концепция материалистического понимания истории, сформулированная немецким мыслителем Карлом Марксом (1818 – 1883). Ранние работы Маркса «Тезисы о Фейербахе» и «Немецкая идеология» отличает стремление создать науку об обществе, основанную на изучении практической деятельности людей и отвергающую философские рассуждения. В этом отношении проект Маркса похож на позитивистский проект Конта, но, в отличие от Конта, Маркс полагал, что «не идеи управляют миром», а материальные интересы, обусловленные участием людей в производстве и распределении благ.
Знание закономерности социально‑исторического развития было необходимо Марксу для обоснования программы политической борьбы и преобразования общества на принципах ликвидации собственности, неравенства, государственной власти. Концепция такого преобразования изложена в «Манифесте коммунистической партии», соавтором которого был Энгельс Фридрих – немецкий философ, социолог, автор работ «Революция в науке господина Евгения Дюринга», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы» и др.
В основе социологии марксизма – объективные законы развития общества, которые позволили представить развитие человечества как объективный и закономерный естественноисторический процесс, в котором одна общественно‑экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной (первобытнообщинная – рабовладельческая – феодальная – капиталистическая – коммунистическая). Каждая из них отличается присущим ей способом производства и системой производственно-экономических отношений, которые определяют особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни в каждой формации. В результате несоответствия производительных сил производственным отношениям происходит смена общественно‑экономических формаций. По своей сути это революционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим.
Труды Конта, Спенсера, Маркса, Энгельса объединяет общая идея разработки не философского, а собственно научного подхода к изучению социальных явлений и процессов.
Таким образом, протосоциология – это совокупность созданных в середине – конце XIX века проектов науки об обществе, заложивших концептуальные основы развития социологии, но оставшихся органичной частью философских и мировоззренческих доктрин.
Классическая социология. На рубеже ХIХ и ХХ веков наиболее актуальной проблематикой для социологов стало определение предмета и метода науки.
Решающую роль в развитии представлений о предмете и методе социологии сыграла концепция социологизма, разработанная французским ученым Эмилем Дюркгеймом (1858 – 1917). В работе «Правила социологического метода» социолог выдвинул тезис о том, что социология возникает и должна развиваться как самостоятельная наука, т.к. существует реальность особого рода, не исследуемая ни одной другой наукой. Основу социологической теории Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Он считал, что главной задачей социологии является определение природы социальных связей и механизмов, обеспечивающих социальную интеграцию.
Еще одним представителем классической социологии является Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии, который полагал, что социология – это наука, стремящаяся понять социальные действия и взаимодействия и тем самым причинно объяснить социальные процессы. Социальными действиями он называет такие действия, которые заключают в себе субъективный смысл и ориентированы на действия других людей, т.е. предполагают взаимодействие субъектов социального действия.
Согласно ученому, сущность понимающей социологии заключается в том, что если действия человека осмысленны и внутренне ориентированны на что-либо, то социолог должен разобраться не только в их содержании и в их возможных последствиях для других людей, но и в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Иными словами, надо осмыслить и понять содержание духовного мира субъекта социального действия.
М.Вебер считается классиком не только немецкой, но и мировой социологии. Большой вклад в развитие теоретической социологии внесли современники и соотечественники М.Вебера – Фердинанд Теннис, Георг Зиммель, Вернер Зомбарт – и надолго определили ее проблематику.
В конце ХIХ века внутри социологии возникла дифференциация на теоретически и эмпирически ориентированные исследования. Американский социолог Албион Смолл (1854 – 1926) – организатор чикагской школы социологии, отстаивал идею о том, что предметом социологии должны быть конкретные социальные проблемы, а результатом – программа практических действий по решению этих проблем. В целом, «Чикагская школа» – сообщество исследователей, которые в начале ХХ века сформировали традиции эмпирического изучения ценностных ориентаций и образа жизни представителей различных этнических и религиозных общностей, структуры социальных групп и форм взаимодействия их членов, конфликтов и проблем адаптации индивидов и групп в городской среде (Уильям Томас, Флориан Знанецкий, Роберт Парк, Эрнст Берджес и др.). К числу классических теорий можно отнести работы американского социолога Ф.Гиддингса, австро-венгерского социолога Л.Гумпловича, итальянского социолога В.Парето.
Этап классической социологии ознаменовался началом институциализации социологии, т.е. превращение ее в социальный институт – систему формальных правил и неформальных норм, выражающих признание общественной значимости данного вида деятельности и организующих ее в рамках специализированных учреждений.
Таким образом, классическая социология – совокупность исследований, созданных в конце ХIХ – начале ХХ века и предопределивших развитие социологии как научной дисциплины, имеющей собственную предметную область и собственные методы исследовательской работы.
Неоклассическая социология. В середине 20‑х гг. ХХ века в социологии актуальной стала проблематика теоретического синтеза, или создания общесоциологической теории, которая синтезировала бы теоретические достижения предшествующего периода (идеи классиков) и смогла бы обобщить результаты, полученные эмпирической социологией. Эта проблематика доминировала на протяжении 1920 – 1950‑х гг. и определила направленность работ социологов, получивших признание в качестве новых классиков социологии.
Первым, кто стал разрабатывать новую проблематику, был эмигрировавший из России в Европу, а затем в США Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968). В его работе «Современные социологические теории» дана систематизация всех классических концепций, и современная социология представлена как интегральный синтез идей и методов, разработанных в ХIХ – начале ХХ века. Сорокин настаивал на соединении теоретической и эмпирической социологии, критикуя отвлеченное теоретизирование и бессмысленный сбор фактов. Свой подход, позднее названный им интегрализмом, Сорокин применил при разработке теории социальной стратификации и мобильности и теории социокультурной динамики.
С середины 30‑х гг. ХХ века свою версию общесоциологической теории развивал Талкотт Парсонс (1902 – 1979) и создал общую теорию социального действия и методологию структурно-функционального анализа.
Социальное действие человека, по Т.Парсонсу, имеет рациональный, целенаправленный, избирательный характер. На него оказывают влияние четыре относительно независимые системы действия (биологическая, культурная, социальная и личная), каждая из которых выполняет определенную функцию. Формирование этих систем и влияние их друг на друга Т.Парсонс назвал процессом институционализации, т.е. созданием такой социальной системы, которая действует сама по себе, вне зависимости от того, кто конкретно из людей участвует во взаимодействии. Ученым была создана универсальная схема структурно‑функционального анализа, призванная описывать и объяснять социальные системы любого уровня и любой эпохи.
В русле структурно‑функционального анализа учениками и последователями Парсонса в 1940 – 1950‑х гг. были разработаны частные социологические теории: теория социальной группы Дж.Хоманса; теория социальной стратификации К.Дэвиса и У.Мура; теория социального конфликта Л.Козера; теория общества Э.Шилза. Все теории структурно-функционального анализа строились на основе традиционного понимания теории как системы утверждений, которая должна исчерпывающим образом описывать и объяснять факты.
Такое понимание теории было подвергнуто критике Максом Хоркхаймером (1895 – 1973) в работе «Традиционная и критическая теория». Мыслитель призывал исследователей обращаться не к видимости – совокупности разрозненных фактов, а к сущности – реальности общества как целостности. Хоркхаймер выдвинул идею критической теории, которая должна была систематизировать прошлые теоретические достижения и интегрировать теоретические построения с эмпирическими исследованиями. Концепция критической теории стала основой исследовательской деятельности сформированной усилиями Хоркхаймера, Маркузе и Адорно Франкфрутской школы – сообщества германских ученых, которое на протяжении 1920 – 1970‑х гг. вело исследования социальных процессов, руководствуясь идеей обновления марксизма.
С конца 1920‑х гг. сначала в США, а затем в Европе стала развиваться прикладная социология. Правительство и предприниматели рассматривали социологию как важный инструмент для преодоления социальных конфликтов и совершенствования социального управления. Благодаря разработке специальной методики проведения социологических исследований, использованию математического и статистического аппарата моделирования и социального эксперимента социология из доктрины быстро стала превращаться в полноценную практическую науку, пройдя в США все стадии институционализации.
Период с середины 1920‑х до конца 1950‑х гг. стал периодом неоклассической социологии. Сорокин, Парсонс, Маркузе, Адорно и др. продолжили и развили концептуальную традицию, идущую от Конта, Спенсера, Макса и др. основоположников социологии, но стремились избегать традиционных дебатов о предназначении социологии и сделали ее научной дисциплиной, отвечающей современным требованиям систематичности теоретических построений и практической полезности исследовательской работы.
Постклассическая социология. Период 1960 – 1970‑х гг. для социологии стал периодом парадигмального кризиса, который выразился в критике господствовавших макросоциологических, позитивистских и объективистских представлений о предмете, методах и предназначении социологии, а также в создании множества альтернативных концепций, претендующих на статус парадигмы.
Наряду с уже утвердившимися в социологии подходами, которые предлагали структурный функционализм, марксизм и неомарксизм, характер парадигмы приобрели концепции, разрабатывавшиеся как исследовательские подходы, ориентированные на межиндивидуальные взаимодействия и поэтому альтернативные традиционным макросоциологическим парадигмам.
С выходом в 1961 г. работы Дж. Хоманса «Социальное поведение» и в 1964 г. – П.Блау «Обмен и власть в общественной жизни» становится образцом для исследователей концепция социального обмена, ориентирующая социологов на изучение социального взаимодействия как процесса обмена.
Вышедшая в 1966 г. книга П.Бергера и Т.Лукмана «Социальное конструирование реальности» привлекла значительную часть социологического сообщества и идеям феноменологической социологии, предметом которой является социальное взаимодействие как процесс координации поступков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизненного мира, т.е. мира повседневного опыта.
Г.Блумер в работе «Символический интеракционизм» в качестве предмета социологии представил социальное взаимодействие как процесс согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков.
Вокруг множества концепций организовались небольшие сообщества радикально настроенных исследователей. Так, например, во Франции на основе идей, сформулированных А.Туреном в работах «Социология действия» и «Производство общества», сформировалась парадигма социального акционализма. Ее сторонники активно участвовали в деятельности социальных движений, в том числе экстремистских, применяя тем самым метод социологической интервенции – вмешательства в социальные процессы с целью раскрыть и сформулировать «исторические» цели движения.
Парадигмальный кризис прервал поступательное развитие социологии, прошедшей через стадии: создания проектов науки об обществе; рассуждений о предмете и методе; построения масштабных теоретических концепций и изощренных эмпирических методик.
В результате парадигмального кризиса исследовательская деятельность социологов стала развиваться не в направлении теоретико‑методологического консенсуса, а в направлении плюрализма. Поэтому исследования 1960 – 1970‑х гг. могут быть обозначены как постклассическая социология.
Постмодернистская социология. На развитие социологии в последние десятилетия существенно сказалось осознание того, что во второй половине ХХ века характер социальных процессов существенно изменился по сравнению с периодом возникновения и первоначального развития социологии. Здесь можно выделить три основные тенденции:
· сформировалась постиндустриальная экономика, где выше ценятся навыки создания символического продукта, т.е. навыки обработки информации и налаживания коммуникации – целенаправленного и эффективного общения с людьми;
· стала развиваться постидеологическая политика;
· возникла постмодернистская культура.
К концу 1970‑х гг. в самой социологии возобладали постмодернистские тенденции, что выразилось в ослаблении стремления к поиску новой парадигмы социологического знания и распространении идеи согласования между собой уже существующих и конкурирующих парадигм, а также идеи возвращения к наследию классиков.
Стремлением к интеграции исследовательских подходов, ранее считавшихся взаимоисключающими, отмечены наиболее значительные теоретические разработки 1980‑х гг.:
1) конструктивистский структурализм П.Бурдье;
2) теория структурации Э.Гидденса, в которой ученый указывает на двойственность структуры, подразумевая, что структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие, в свою очередь, создает эти структуры;
3) теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса, в которой мыслитель делает акцент на дифференциации между «жизненным миром» и более крупномасштабными социальными системами и подсистемами. Он утверждает, что в современном мире рационализация (как действия, так и системы) происходит неравномерно, т.е. социальная система рационализируется реже, чем жизненный мир, и в результате возникает социальное противоречие. Решение проблемы, по мнению ученого, состоит в социальной «деколонизации» жизненного мира, открывающей возможность рационализации в форме свободного коммуникативного согласия.
Говоря о современном состоянии современной западной социологии, необходимо указать на следующие достижения:
– создана академическая социология, ориентированная на решение познавательных и практических проблем и опирающаяся на эмпирические факты;
– произошло окончательное утверждение и общественное признание социологии;
– социология является равноправной университетской дисциплиной наряду с другими науками;
– в большинстве стран Западной Европы и США открываются социологические факультеты, на которых ведется подготовка дипломированных социологов;
– социологов приглашают в качестве советников-консультантов при разработке правительственных проектов и крупных социальных программ национального и международного уровня.
Современная западная социология – чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представляющее множество различных школ и течений. Они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью и политической ориентацией.
Согласно шведскому социологу М.Монсону, в современной западно-социологической мысли выделяются четыре основных направления:
1) изучение закономерностей «высокого» порядка, т.е. общества в целом (школа структурно-функционального анализа Т.Парсонса, теория конфликта Л.Козера, Р.Дарендорфа);
2) изучение личности, внутреннего мира человека, его побудительных мотивов (символический интеракционизм Г.Блумера, феноменология А.Шюца, Т.Лукмана, этнометодология Г.Гарфинкеля, А.Сикурела);
3) изучение механизма процесса взаимодействия общества и индивида (теория действия, или теория обмена Дж. Хоманса);
4) марксистское направление, отличительная особенность которого состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира (неомарксизм Г.Маркузе).