МОДУЛЬ 1
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА №1
Урок: | «Подготовка первозимников» |
Тема: | Общие сведения о работе хозяйства в зимний период |
Цель урока: | Познавательная: Ознакомить обучающихся с общими сведениями о подготовке и работе ОАО «РЖД» и локомотивного хозяйства в зимний период. Развивающая:научить проводить обобщение изученного материала и объяснять процесс подготовки Локомотивного хозяйства в зимних условиях. |
Материально – техническое обеспечение: | Оборудование: 1. Интерактивная доска 2. Компьютер 3. Проектор Видеофильмы: 4. «Первозимник» ОАО «РЖД», 2014. Электронная презентация урока Раздаточный и дидактический материал: учебное пособие для обучающихся по модулю №1 |
Тип урока: | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Метод: | Исследовательский |
Приемы: | Краткий анализ учебного материала, изучение обучающимися учебного пособия, тестирование по пройденному материалу |
Ход урока:
1. Организационная часть Приветствие, мотивация, проверка присутствующих учащихся. | 3 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изложение нового материала
Вид деятельности преподавателя: рассказ нового материала с использованием презентации. Работа обучающихся с учебным пособием по модулю №1.
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Своевременное осуществление мер по надежной защите пути от снежных заносов, эффективное использование снегоочистителей и снегоуборочной техники направлено на обеспечение четкой работы железнодорожного транспорта в зимний период.
Общее руководство подготовкой хозяйств и кадров к работе в зимних условиях и организацией снегоборьбы в границах железных дорог, осуществляет оперативный штаб ОАО "РЖД".
Оперативный штаб ОАО "РЖД" возглавляет руководитель штаба - первый вице-президент.
Руководителя штаба назначает президент ОАО "РЖД".
В состав оперативного штаба ОАО "РЖД" включаются вице-президенты, руководители подразделений аппарата управления, функциональных филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", а также его ДЗО и представитель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (по согласованию), участвующих в обеспечении устойчивой работы железнодорожного транспорта в зимний период.
На железных дорогах руководство подготовкой хозяйств и кадров к работе в зимних условиях и организацией снегоборьбы осуществляет оперативный штаб железной дороги, возглавляемый начальником железной дороги.
Состав оперативного штаба железной дороги определяется ежегодно, в соответствии с приказом начальника железной дороги.
В структурных подразделениях под председательством руководителей создаются рабочие группы по подготовке подразделений к работе в зимних условиях, организации работ в зимних условиях, в особо сложных погодных условиях и по снегоборьбе.
На важнейших железнодорожных станциях под председательством начальника станции создаются рабочие группы для координации работ по подготовке к работе в зимних условиях и организации работ по снегоборьбе в пределах станции, перечень таких станций определяется в приказе начальника железной дороги.
В состав рабочих групп на станции входят: руководители дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения, эксплуатационного вагонного депо (пункта опробования тормозов) и структурных подразделений всех филиалов, расположенных в границах станции.
Организация подготовки персонала к работе в зимних условиях
Подготовка "первозимников" осуществляется всеми структурными подразделениями ОАО "РЖД" в соответствии с утвержденной учебной программой подготовки "первозимников" и Методическими указаниями по организации подготовки в ОАО "РЖД" персонала к работе в зимних условиях, утвержденными в установленном ОАО "РЖД" порядке.
Продолжительность обучения работников основных профессий - "первозимников" составляет от 24 до 32 часов; руководителей, специалистов и работников остальных хозяйств - от 8 до 32 часов в зависимости от особенностей организации производства работ в зимних условиях по хозяйствам и профессиям (должностям) в соответствии с компетенциями "первозимников", утверждаемыми филиалами ОАО "РЖД".
За "первозимником" приказом по структурному подразделению закрепляется наставник из числа специалистов или квалифицированных рабочих.
Подготовка к зиме локомотивного комплекса
Детальный перечень работ по подготовке локомотивного комплекса к работе в зимний период и сроки их выполнения изложены в Инструкции по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях.
Начальники дирекций тяги и по ремонту тягового подвижного состава (по кругу ведения) организуют:
до 15 мая обобщение результатов работы за прошедший зимний период и, с учетом местных условий, разработку мероприятий по подготовке к работе в предстоящий зимний период;
до 1 июля разработку и утверждение программы подготовки "первозимников", изучение работниками депо норм технического обслуживания и ремонта локомотивов, устройств локомотивного хозяйства, оборудования, особенностей работы в сложных метеорологических условиях, методов по выходу из нестандартных ситуаций;
в августе-октябре осуществление контроля за выполнением эксплуатационными и ремонтными локомотивными депо организационно-технических мероприятий с выездом работников дирекций в структурные подразделения;
с 1 сентября по 30 октября проведение осеннего комиссионного осмотра тягового подвижного состава. По решению вице-президента ОАО "РЖД", курирующего локомотивное хозяйство, допускается изменение сроков в соответствии с Методическими указаниями по внедрению системных мер, направленных на обеспечение высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов для филиалов ОАО "РЖД", участвующих в перевозочном процессе;
до 1 октября совместно с дирекцией по эксплуатации зданий и сооружений проведение комиссионного осмотра зданий эксплуатируемых подразделений, домов отдыха локомотивных бригад и оздоровительных центров. По результатам осмотра составить акт о готовности зданий к работе в зимний период;
до 1 сентября согласование со службой электрификации и электроснабжения дирекции инфраструктуры участков работы электроподвижного состава с вибропантографами и пневмобарабанами.
Приказом начальника дирекции тяги на весь зимний период закрепляются локомотивы и постоянные локомотивные бригады, прошедшие подготовку по установленной программе, для работы со снегоуборочной техникой.
Начальники эксплуатационного и ремонтного локомотивных депо, руководствуются:
- Инструкцией по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях,
- Техническими указаниями по подготовке, эксплуатации и обслуживанию тепловозов и дизель-поездов в зимних условиях,
- временным Положением о порядке проведения комиссионного осмотра локомотивов
- Методическими указаниями по внедрению системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов для филиалов ОАО "РЖД", участвующих в перевозочном процессе.
Начальник эксплуатационного локомотивного депо организует:
до 1 сентября на основе оперативного плана железной дороги с учетом местных условий разработку оперативного плана действий эксплуатационного персонала эксплуатационного локомотивного депо, который утверждается заместителем начальника железной дороги (по территориальному управлению);
до 1 октября проведение подготовки "первозимников";
до 1 октября совместно с начальником дистанции пути комиссионную проверку деповских путей, состояния путевого хозяйства, баз запаса локомотивов, поворотных кругов и путей для разворота локомотивов, при необходимости, производство ремонта;
до 1 ноября проверку наличия локомотивов в оперативном резерве локомотивов Центральной дирекции управления движением и запасе ОАО "РЖД" и при необходимости принятие мер по укомплектованию его до установленных норм;
определение места отстоя локомотивов, назначение работника, ответственного за прогрев, сохранность и исправное состояние локомотивов, а также инструмента и инвентаря. Отстой локомотивов на станциях без локомотивных бригад или лиц, ответственных за сохранность локомотива, не допускается;
пономерное закрепление за каждым снегоуборочным поездом (машиной) и снегоочистителем исправных, оборудованных выводами рукавов тормозной и питательной магистралей на обоих буферных брусьях, радиосвязью локомотивов с постоянными локомотивными бригадами;
до 1 октября проверку локомотивов, предназначенных для работы со снегоуборочной и снегоочистительной техникой, роторными снегоочистителями, их оздоровление и совместные испытания. Обучение локомотивных бригад работе с этой техникой, их инструктаж с проверкой знаний;
до 1 ноября проведение осеннего комиссионного осмотра локомотивов с выполнением всех работ по подготовке их к работе в зимних условиях, с устранением выявленных недостатков.
Метеорологические явления – это явления погоды, которые интенсивностью, продолжительностью и временем возникновения представляют угрозу безопасности людей, а также могут нанести значительный урон.
Опасные метеорологические явления – это явления погоды, которые интенсивностью, продолжительностью и временем возникновения представляют угрозу безопасности людей, а также могут нанести значительный ущерб.
Особо сложные погодные условия для железнодорожного транспорта – понижение температуры воздуха до 300С и ниже; усиление ветра до скорости 25 м/с и более; снегопад; метель; гололедно-изморозевые отложения; дождь (ледяной дождь) и т.п.;
Снегопады подразделяются на умеренные, сопровождающиеся высотой снегоотложения h = 5-9 см снега за сутки (для мокрого снега – 3-7 см в сутки), значительные с h = 10-19 см в сутки (мокрого снега – 7-14 см в сут) и сильные с h более 20 см в сутки (для мокрого снега более 15 см в сутки).
По опасности как метеорологические явления снегопады подразделяют на:
- умеренные, относимые к опасным явлениям (ОЯ), особенно для крупных станций и узлов в ночное время;
- значительные, особо опасные явления (ООЯ);
- сильные, сверхопасные явления (СОЯ).
При этом различают метели: умеренные, продолжительностью до 3-х ч и при скоростях ветра не более 10 м/с,значительные, продолжительностью от 3-х до 12 ч при скорости ветра 10-14 м/с, сильные, продолжительностью 12 ч и более, при скорости ветра 15 м/с и более.
Таблица 1. Перечень опасных метеорологических явлений
Большую опасность для движения поездов представляют метели, при которых образуются заносы пути и плотные снегоотложения. При отложениях снега, даже при спокойном снегопаде, более 20 см выше головки рельса создается опасность схода подвижного состава с рельсов; из-за попадания снега между остряками и рамными рельсами затрудняется перевод стрелок; образование уплотненного слоя снега в области контакта подошвы рельса и подкладки (явление «напрессовки») может привести к аварии поезда; снег на пути увеличивает сопротивление движению, что приводит к повышенному расходу электроэнергии или топлива, снижает скорость движения, а глубокие заносы могут вызвать даже прекращение движения поездов. Инструкцией по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации в зависимости от интенсивности снегоотложения при снегопадах и метелях повторяемостью не реже 1 раза в 2 года различаются следующие территории (табл.2): Таблица 2. Характеристика территорий в зависимости от интенсивности снегопадов и метелей.
Выбор средств и осуществление тех или иных мероприятий по снегоборьбе, а также очередность их выполнения на конкретных участках пути и станциях производится на основании учета двух основных признаков: категории и степени снегозаносимости. Категория снегозаносимости зависит от поперечного профиля земляного полотна и характеризует уровень опасности заноса того или иного участка пути и угрозы движению поездов и поэтому определяет очередность по времени защиты пути от заносов. Категория снегозаносимости участков и очередность их защиты приведены в табл. 3. Степень снегозаносимости определяется расчетным годовым объемом в м3 метелевого снега, приносимого к 1 м пути с вероятностью повторения один раз в 15—20 лет. По степени снегозаносимости участки пути подразделяются на слабозаносимые с объемом приносимого снега за наиболее снежную (не менее чем из 10 зим) до 100 м3/м, среднезаносимые 101—300 м3/м, сильнозаносимые 301—600 м3/м и особосильнозаносимые более 600 м3/м. Таблица 3. Категории снегозаносимости участков и очередность их защиты
Особо сильнозаносимой является Западно-Сибирская железная дорога, на территории которой в течении зимы наблюдаются снегопады и метели с очень сильной интенсивностью. К сильнозаносимым относятся Южно-Уральская, Свердловская, Куйбышевская, Красноярская, Северная (выше Сыктывкара), Октябрьская (выше станции Беломорск) и Сахалинская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с очень сильной интенсивностью, а метели с сильной интенсивностью (или наоборот). К заносимым относятся Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Горьковская железные дороги, а также южные части Северной и Октябрьской железных дорог, на территории которых наблюдаются снегопады и метели с сильной интенсивностью. К среднезаносимым относятся Юго-Восточная, Приволжская, Московская, Северо-Кавказская и Калининградская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с сильной интенсивностью снегоотложения и метели со значительной интенсивностью (или наоборот). Слабозаносимой является Забайкальская железная дорога, на территории которой наблюдаются снегопады и метели с умеренной интенсивностью. | 30 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление пройденного материала: Работа со сборником контрольно-измерительных материалов. Тестирование обучающихся по сборнику КИМ, тест №1 по модулю №1. Заполнение бланков ответов каждым обучающимся. Обобщение пройденного материала и организация обратной связи с обучающимися | 5 мин. 7 мин. |
Перечень наглядных пособий и дидактического материала
Учебные пособия:
1. Егоров Н.В. «Учебное пособие по модулю №1 для подготовки первозимников по профессии Машинист электровоза», 2015.-91с.