Перечень наглядных пособий и дидактического материала




МОДУЛЬ 1

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА №1

 

Урок: «Подготовка первозимников»
Тема: Общие сведения о работе хозяйства в зимний период
Цель урока: Познавательная: Ознакомить обучающихся с общими сведениями о подготовке и работе ОАО «РЖД» и локомотивного хозяйства в зимний период. Развивающая:научить проводить обобщение изученного материала и объяснять процесс подготовки Локомотивного хозяйства в зимних условиях.
Материально – техническое обеспечение: Оборудование: 1. Интерактивная доска 2. Компьютер 3. Проектор Видеофильмы: 4. «Первозимник» ОАО «РЖД», 2014. Электронная презентация урока Раздаточный и дидактический материал: учебное пособие для обучающихся по модулю №1
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Метод: Исследовательский
Приемы: Краткий анализ учебного материала, изучение обучающимися учебного пособия, тестирование по пройденному материалу

Ход урока:

1. Организационная часть Приветствие, мотивация, проверка присутствующих учащихся. 3 мин.
3. Изложение нового материала Вид деятельности преподавателя: рассказ нового материала с использованием презентации. Работа обучающихся с учебным пособием по модулю №1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ Своевременное осуществление мер по надежной защите пути от снежных заносов, эффективное использование снегоочистите­лей и снегоуборочной техники направлено на обеспечение четкой работы железнодорожного транспорта в зимний период. Общее руководство подготовкой хозяйств и кадров к работе в зимних условиях и организацией снегоборьбы в границах железных дорог, осуществляет оперативный штаб ОАО "РЖД". Оперативный штаб ОАО "РЖД" возглавляет руководитель штаба - первый вице-президент. Руководителя штаба назначает президент ОАО "РЖД". В состав оперативного штаба ОАО "РЖД" включаются вице-президенты, руководители подразделений аппарата управления, функциональных филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", а также его ДЗО и представитель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (по согласованию), участвующих в обеспечении устойчивой работы железнодорожного транспорта в зимний период. На железных дорогах руководство подготовкой хозяйств и кадров к работе в зимних условиях и организацией снегоборьбы осуществляет оперативный штаб железной дороги, возглавляемый начальником железной дороги. Состав оперативного штаба железной дороги определяется ежегодно, в соответствии с приказом начальника железной дороги. В структурных подразделениях под председательством руководителей создаются рабочие группы по подготовке подразделений к работе в зимних условиях, организации работ в зимних условиях, в особо сложных погодных условиях и по снегоборьбе. На важнейших железнодорожных станциях под председательством начальника станции создаются рабочие группы для координации работ по подготовке к работе в зимних условиях и организации работ по снегоборьбе в пределах станции, перечень таких станций определяется в приказе начальника железной дороги. В состав рабочих групп на станции входят: руководители дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения, эксплуатационного вагонного депо (пункта опробования тормозов) и структурных подразделений всех филиалов, расположенных в границах станции. Организация подготовки персонала к работе в зимних условиях Подготовка "первозимников" осуществляется всеми структурными подразделениями ОАО "РЖД" в соответствии с утвержденной учебной программой подготовки "первозимников" и Методическими указаниями по организации подготовки в ОАО "РЖД" персонала к работе в зимних условиях, утвержденными в установленном ОАО "РЖД" порядке. Продолжительность обучения работников основных профессий - "первозимников" составляет от 24 до 32 часов; руководителей, специалистов и работников остальных хозяйств - от 8 до 32 часов в зависимости от особенностей организации производства работ в зимних условиях по хозяйствам и профессиям (должностям) в соответствии с компетенциями "первозимников", утверждаемыми филиалами ОАО "РЖД". За "первозимником" приказом по структурному подразделению закрепляется наставник из числа специалистов или квалифицированных рабочих. Подготовка к зиме локомотивного комплекса Детальный перечень работ по подготовке локомотивного комплекса к работе в зимний период и сроки их выполнения изложены в Инструкции по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях. Начальники дирекций тяги и по ремонту тягового подвижного состава (по кругу ведения) организуют: до 15 мая обобщение результатов работы за прошедший зимний период и, с учетом местных условий, разработку мероприятий по подготовке к работе в предстоящий зимний период; до 1 июля разработку и утверждение программы подготовки "первозимников", изучение работниками депо норм технического обслуживания и ремонта локомотивов, устройств локомотивного хозяйства, оборудования, особенностей работы в сложных метеорологических условиях, методов по выходу из нестандартных ситуаций; в августе-октябре осуществление контроля за выполнением эксплуатационными и ремонтными локомотивными депо организационно-технических мероприятий с выездом работников дирекций в структурные подразделения; с 1 сентября по 30 октября проведение осеннего комиссионного осмотра тягового подвижного состава. По решению вице-президента ОАО "РЖД", курирующего локомотивное хозяйство, допускается изменение сроков в соответствии с Методическими указаниями по внедрению системных мер, направленных на обеспечение высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов для филиалов ОАО "РЖД", участвующих в перевозочном процессе; до 1 октября совместно с дирекцией по эксплуатации зданий и сооружений проведение комиссионного осмотра зданий эксплуатируемых подразделений, домов отдыха локомотивных бригад и оздоровительных центров. По результатам осмотра составить акт о готовности зданий к работе в зимний период; до 1 сентября согласование со службой электрификации и электроснабжения дирекции инфраструктуры участков работы электроподвижного состава с вибропантографами и пневмобарабанами. Приказом начальника дирекции тяги на весь зимний период закрепляются локомотивы и постоянные локомотивные бригады, прошедшие подготовку по установленной программе, для работы со снегоуборочной техникой. Начальники эксплуатационного и ремонтного локомотивных депо, руководствуются: - Инструкцией по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях, - Техническими указаниями по подготовке, эксплуатации и обслуживанию тепловозов и дизель-поездов в зимних условиях, - временным Положением о порядке проведения комиссионного осмотра локомотивов - Методическими указаниями по внедрению системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов для филиалов ОАО "РЖД", участвующих в перевозочном процессе. Начальник эксплуатационного локомотивного депо организует: до 1 сентября на основе оперативного плана железной дороги с учетом местных условий разработку оперативного плана действий эксплуатационного персонала эксплуатационного локомотивного депо, который утверждается заместителем начальника железной дороги (по территориальному управлению); до 1 октября проведение подготовки "первозимников"; до 1 октября совместно с начальником дистанции пути комиссионную проверку деповских путей, состояния путевого хозяйства, баз запаса локомотивов, поворотных кругов и путей для разворота локомотивов, при необходимости, производство ремонта; до 1 ноября проверку наличия локомотивов в оперативном резерве локомотивов Центральной дирекции управления движением и запасе ОАО "РЖД" и при необходимости принятие мер по укомплектованию его до установленных норм; определение места отстоя локомотивов, назначение работника, ответственного за прогрев, сохранность и исправное состояние локомотивов, а также инструмента и инвентаря. Отстой локомотивов на станциях без локомотивных бригад или лиц, ответственных за сохранность локомотива, не допускается; пономерное закрепление за каждым снегоуборочным поездом (машиной) и снегоочистителем исправных, оборудованных выводами рукавов тормозной и питательной магистралей на обоих буферных брусьях, радиосвязью локомотивов с постоянными локомотивными бригадами; до 1 октября проверку локомотивов, предназначенных для работы со снегоуборочной и снегоочистительной техникой, роторными снегоочистителями, их оздоровление и совместные испытания. Обучение локомотивных бригад работе с этой техникой, их инструктаж с проверкой знаний; до 1 ноября проведение осеннего комиссионного осмотра локомотивов с выполнением всех работ по подготовке их к работе в зимних условиях, с устранением выявленных недостатков. Метеорологические явления – это явления погоды, которые интенсивностью, продолжительностью и временем возникновения представляют угрозу безопасности людей, а также могут нанести значительный урон. Опасные метеорологические явления – это явления погоды, которые интенсивностью, продолжительностью и временем возникновения представляют угрозу безопасности людей, а также могут нанести значительный ущерб. Особо сложные погодные условия для железнодорожного транспорта – понижение температуры воздуха до 300С и ниже; усиление ветра до скорости 25 м/с и более; снегопад; метель; гололедно-изморозевые отложения; дождь (ледяной дождь) и т.п.; Снегопады подразделяются на умеренные, сопровождающиеся высотой снегоотложения h = 5-9 см снега за сутки (для мокрого снега – 3-7 см в сутки), значительные с h = 10-19 см в сутки (мок­рого снега – 7-14 см в сут) и сильные с h более 20 см в сутки (для мокрого снега более 15 см в сутки). По опасности как метеорологические явления снегопады подразделяют на: - умеренные, относимые к опасным явлениям (ОЯ), особенно для крупных станций и узлов в ночное время; - значительные, особо опасные явления (ООЯ); - сильные, сверхопасные явления (СОЯ). При этом различают метели: умеренные, продолжительностью до 3-х ч и при скоростях ветра не более 10 м/с,значительные, продолжительностью от 3-х до 12 ч при скорости ветра 10-14 м/с, сильные, продолжительностью 12 ч и более, при скорости ветра 15 м/с и более. Таблица 1. Перечень опасных метеорологических явлений
Наименование опасного явления Количественная характеристика метеорологического явления Меры, принимаемые в соответствии с оперативными планами снегоборьбы
Снегопад умеренный Выпавший снег, ливневый снег с количеством 5 – 8 см за период времени 24 ч. Задействуются стационарные устройства для очистки стрелочных переводов и рабочая сила 1 очереди, при необходимости снегоуборочная техника.
Снегопад значительный Выпавший снег, ливневый снег с количеством 10 - 19 см за период времени 24 ч. Необходимо задействовать снегоочистительную и снегоуборочную технику, стационарные устройства для очистки стрелок. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди на очистку стрелочных переводов.
Снегопад сильный Выпавший снег, ливневый снег с количеством не менее 20 см за период времени не более 12ч. Необходимо задействовать всю снегоочистительную и снегоуборочную технику. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, а при необходимости и 3 очереди на очистку стрелочных переводов.
Снегопад с мокрым снегом умеренный Выпавший снег, ливневый снег с количеством 3 - 7 см за период времени 24 ч. Задействуются стационарные устройства для очистки стрелочных переводов и рабочая сила 1 очереди, при необходимости снегоуборочная техника.
Снегопад с мокрым снегом значительный Выпавший снег, ливневый снег с количеством 7 - 14 см за период времени 24 ч. Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда, все стационарные устройства для очистки стрелок. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди на очистку стрелочных переводов, внеочередные осмотры устройств контактной сети и воздушных линий. Организуется очистка проводов воздушных линий от снега.
Снегопад с мокрым снегом сильный Выпавший снег, ливневый снег с количеством 15 см и более за период времени 24 ч. Необходимо задействовать всю снегоочистительную и снегоуборочную технику. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, а при необходимости и 3 очереди на очистку стрелочных переводов, внеочередные осмотры устройств контактной сети и воздушных линий. Организуется очистка проводов воздушных линий от снега.
Метель умеренная Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) со средней скоростью ветра до 10 м/с. Продолжительность менее 3 ч. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди на очистку стрелочных переводов.
Метель значительная Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) со средней скоростью ветра до 10 - 14 м/с. Продолжительность от 3 до 12 ч. Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда, все стационарные устройства для очистки стрелок. Привлекается рабочая сила 1 и 2 очереди, а при необходимости и 3 очереди на очистку стрелочных переводов.
Метель сильная Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) со средней скоростью ветра не менее 15 м/с и с метеорологической дальностью видимости не более 500 м, продолжительностью не менее 12ч. Требуется принятие экстренных мер по обеспечению снегоуборочных работ. Привлекается рабочая сила 1, 2 и 3 очереди на очистку стрелочных переводов.
Гололед и изморозь Диаметр отложения на проводах: гололеда – диаметром не менее 5 мм; изморози – диаметр отложения до 20 мм. Назначаются осмотры воздушных линий и контактной сети, при необходимости, задействуются электровозы с вибропантографами, установки механической очистки гололеда, включаются схемы профилактического подогрева контактной сети.
Диаметр отложения на проводах: гололеда – диаметром 6 – 9 мм; изморози – диаметр отложения 20 – 49 мм. Назначаются осмотры воздушных линий и контактной сети, задействуются электровозы с вибропантографами, установки механической очистки гололеда, включаются схемы профилактического подогрева контактной сети. Организуются дополнительные проверки контактной сети ВИКС.
Диаметр отложения на проводах: гололеда – диаметром не менее 20 мм; сложного отложения или мокрого (замерзающего) снега – диаметром не менее 35 мм; изморози – диаметр отложения не менее 50 мм. Назначаются осмотры воздушных линий, на линиях связи организуется обивка наледи с проводов, задействуются электровозы с вибропантографами, установки механической очистки гололеда, включаются схемы профилактического подогрева контактной сети. Организуются дополнительные проверки контактной сети ВИКС.
Низкая температура нар. воздуха В период с ноября по март значение минимальной температуры воздуха достигает установленного для данной территории опасного значения или ниже его. Организуются дополнительные обходы и объезды, задействуются мобильные средства контроля состояния рельсов, линий связи, контактной сети. Возможно ограничение весовой нормы грузовых поездов.
Сильный ветер Ветер при достижении скорости при порывах не менее 25 м/с, или средней скорости не менее 20 м/с; на побережьях морей и в горных районах 35 м/с или средней скорости не менее 30 м/с. Прекращаются погрузо-разгрузочные работы. Ограничивается скорость движения электроподвижного состава при автоколебаниях проводов контактной сети.
   

Большую опасность для движения поездов представляют метели, при которых образуются заносы пути и плотные снегоотложения. При отложениях снега, даже при спокойном снегопаде, более 20 см выше головки рельса создается опасность схода подвижного состава с рель­сов; из-за попадания снега между остряками и рамными рельсами затрудняется перевод стрелок; образование уплотненного слоя снега в области контакта подошвы рельса и подкладки (явление «напрессовки») может привести к аварии поезда; снег на пути увеличивает сопротивление движению, что приводит к повышенному расходу элек­троэнергии или топлива, снижает скорость движения, а глубокие за­носы могут вызвать даже прекращение движения поездов.

Инструкцией по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации в зависимости от интенсивности снегоотложения при снегопадах и метелях повторяемостью не реже 1 раза в 2 года раз­личаются следующие территории (табл.2):

Таблица 2. Характеристика территорий в зависимости от интенсивности снегопадов и метелей.

Интенсивность Характеристика интенсивности
Умеренная Снегоотложения до 10 см за случай; Метели со скоростью до 10 м\с
Значительная Снегоотложения до 10-19 см за случай; Метели со скоростью до 10-19 м\с
Сильная Снегоотложения до 20-25 см за случай; Метели со скоростью до 20-30 м\с
Очень сильная Снегоотложения более 25 см за случай; Метели со скоростью более 30 м\с

Выбор средств и осуществление тех или иных мероприятий по снегоборьбе, а также очередность их выполнения на конкретных участках пути и станциях производится на основании учета двух основных признаков: категории и степени снегозаносимости. Категория снегозаносимости зависит от поперечного профиля зем­ляного полотна и характеризует уровень опасности заноса того или иного участка пути и угрозы движению поездов и поэтому определяет очередность по времени защиты пути от заносов. Категория снегозаносимости участков и очередность их защиты приведены в табл. 3.

Степень снегозаносимости определяется расчетным годовым объемом в м3 метелевого снега, приносимого к 1 м пути с вероятностью повторения один раз в 15—20 лет. По степени снегозаносимости участки пути подразделяются на слабозаносимые с объемом приносимого снега за наиболее снежную (не менее чем из 10 зим) до 100 м3/м, среднезаносимые 101—300 м3/м, сильнозаносимые 301—600 м3/м и особосильнозаносимые более 600 м3/м.

Таблица 3. Категории снегозаносимости участков и очередность их защиты

 

Категория снего­заносимости Характеристика участков по категориям снегозаносимости Очередность защиты
  Выемки глубиной от 0,4 до 8,5 м и более; Нулевые места на косогорах; Участки на перегонах с путями в разных уровнях; Территории станций и узлов Первая очередь
  Выемки глубиной до 0,4 м и нулевые места Вторая очередь
  Насыпи высотой до 0,7 м в равнинной местности и до 1 м на косогорах Третья очередь

Особо сильнозаносимой является Западно-Сибирская железная дорога, на территории которой в течении зимы наблюдаются снего­пады и метели с очень сильной интенсивностью. К сильнозаносимым относятся Южно-Уральская, Свердловская, Куйбышевская, Красноярская, Северная (выше Сыктывкара), Октябрьская (выше станции Беломорск) и Сахалинская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с очень сильной интенсивностью, а метели с сильной интенсивностью (или наоборот).

К заносимым относятся Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Горьковская железные дороги, а также южные части Северной и Октябрьской железных дорог, на территории которых наблюдаются снегопады и метели с силь­ной интенсивностью.

К среднезаносимым относятся Юго-Восточная, Приволжская, Московская, Северо-Кавказская и Калининградская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с сильной интенсивностью снегоотложения и метели со значительной интенсивностью (или наоборот).

Слабозаносимой является Забайкальская железная дорога, на территории которой наблюдаются сне­гопады и метели с умеренной интенсивностью.

30 мин.  
4. Закрепление пройденного материала: Работа со сборником контрольно-измерительных материалов. Тестирование обучающихся по сборнику КИМ, тест №1 по модулю №1. Заполнение бланков ответов каждым обучающимся.   Обобщение пройденного материала и организация обратной связи с обучающимися 5 мин.   7 мин.

Перечень наглядных пособий и дидактического материала

Учебные пособия:

1. Егоров Н.В. «Учебное пособие по модулю №1 для подготовки первозимников по профессии Машинист электровоза», 2015.-91с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: