Направление, школа | Философ, годы жизни | Основные труды | Основные проблемы, понятия и принципы | Сущность главных идей | |
Марксизм | К.Маркс, (1818 - 1883) | "К критике гегелевской философии права. Введение","К еврейскому вопросу","Исторический материализм","Капитал". | Проблема поиска и обретения человеческим сообществом самого себя через создание неантагонистического социального строя. Деятельностный подход.Всеобщая теория общества. | Противоречия между предпринимателем и рабочим являются центральными в социуме, более того, ведущим фактором социальных изменений. Человеческая история - это история борьбы между собой больших общественных групп. Идея революции большинства для всех, а не меньшинства ради себя самого. Ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. | |
Марксизм | Ф.Энгельс, (1820 - 1895) | "Положение рабочего класса в Англии","Манифест Коммунистической партии"(совместно с Марксом), "Диалектика природы". | Полемика и прогнозирование метода и пафоса марксовой доктрины к событиям реальной истории. Диалектический материализм. | Социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество. Экономическая основа общества лишь "в конечном счете" обусловливает явления духовной жизни. Любое историческое событие являет собой результат ("равнодействующую")столкновения значительной совокупности разно-векторных людских хотений и воль. | |
Позитивизм | О.Конт, (1798 - 1857) | "Курс позитивной философии", "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества". | Общая теория гомогенности. Суть"позитивного":1)реальность;2)полезность;3)достоверность;4)точность. Три стадии развития человеческого духа:1)теологическая;2)метафизическая;3)научная(позитивная). | Позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом). Эволюционная теория социального развития в противовес революционной,опирается на четыре принципа: принцип условий существования,принцип единообразия человеческой природы, принцип консенсуса, принцип эволюции. | |
Позитивизм | Дж.С.Милль, (1806 - 1873) | "Система логики", "Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии". | Законы производства, законы распределения. Концепция нейтральности денег. Теория стоимости. | Богатство - это сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ. Противопоставление законов производства и законов распределения. | |
Позитивизм | Э.Мах, (1838 - 1916) | "Принцип сохранения работы,история и корень его", "Анализ ощущений и отношение физического к психическому","Познание и заблуждение". | Проблемы научного познания. Идея относительности. Анализ формально-логических структур научных теорий. | Наука суть попытка экономного обращения с опытом. Задача науки - искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимозависимости. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении. Познание - всего лишь процесс прогрессивной адаптации человека к среде. Природа не содержит "причин" и "следствий",в ней все просто "случается" - и это может быть зафиксировано формулами функциональных взаимоотношений. | |
Позитивизм | Р.Авенариус, (1843 - 1896) | "Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта","Человеческое понятие о мире". | Эмпириокритицизм-"надпартийный" философский подход,критически рассматривающий все, якобы проверенные,истины. Учение об "эмпириокритической принципиальной координации". | Философия как строгая наука наподобие позитивных природоведческих дисциплин. Преодоление дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрытие эффекта воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. Индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту. | |
Неопозитивизм | Б.Рассел, (1872 - 1970) | "Критическое исследование философии Лейбница", "Принципы математики", "О истории", "Философские очерки", "Философия Уильяма Джеймса", "Проблемы философии", "Сущность религии","Научный метод в философии". | История философии.Плюрализм как философско-исторический принцип. "Логический атомизм". Проблемы интеллектуальных пределов эмпиризма и вопросы доминирующих ценностей процесса познания. Нейтральный монизм. | История философии суть история оригинальных концепций выдающихся мыслителей. Философствование есть субъективированное выявление смысла той жизненной ситуации, из которой и вырастает соответствующее философское направление. Философия - это средство логического анализа и постижения всех форм дискурса. Предметом философии выступает логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материала в виде атомарных фактов, образующих элементарные предложения. В основании всего сущего лежит не материя, а "нейтральный материал", в котором материя стала больше похожа на разум. | |
Неопозитивизм | Л.Витгенштейн, (1889 - 1951) | "Логико-философский трактат" (1921), "Философские исследования". | Логический и лингвистический этапы в становлении аналитической философии. Термин: "картина мира". | Принципы философского творчества: 1) противопоставление этического и логического;2) отказ от сомнения в тех областях, где "нельзя спрашивать";3) идея, что "вопросы, которые мы ставим, и наши сомнения основываются на том, что определенные предложения освобождены от сомнения, что они, словно петли, на которых вращаются эти вопросы и сомнения..." | |
Неопозитивизм | Р.Карнап, (1891 - 1970) | "Логическое построение мира","Мнимые проблемы в философии", "Преодоление метафизики логическим анализом языка","Физикалистский язык как универсальный язык науки". | Теория познания. Научная философия. Неопозитивистская модель организации научного знания. "Принцип терпимости" (один из основных в системе постулатов неопозитивистского конвенционализма). | Идея о возможной основе единства знания. Предметом философии науки является анализ структуры естественно-научных дисциплин с целью уточнения основных понятий науки при помощи аппарата математической логики. "Наука представляет собой единство... все эмпирические предложения выразимы в едином языке, а все положения дел относятся к одному виду и познаются с помощью одного метода". | |
Неопозитивизм | М.Шлик, (1882 - 1936) | "Всеобщая теория познания", "Вопросы этики","Позитивизм и реализм", "Природа и культура". | Логический позитивизм. Последовательный эмпиризм. Понятия:"чувственно данное", чувственный опыт. Концепция "понятийных функций". | Между логикой и опытом нет никакого антагонизма. Проблема познания сущности бытия бессмысленна, ибо предмет философии - не искание истины, но "исследование значения". Перспективная основа общей теории познания - общая теория знаков. | |
Постпозитивизм | К.Поппер, (1902 - 1994) | "Логика научного исследования", "Открытое общество и его враги", "Нищета историцизма","Объективное знание. Эволюционный подход". | Школа критического рационализма. Изучение роста научного знания. Научная космология. Проблема познания мира, включая нас самих и наше познание как частей этого мира. | Метафизические идеи - а поэтому идеи философские - имели величайшее значение для космологии. Принцип фальсификации (принципиальной опровержимости любого утверждения) в противовес принципу верификации. Принцип "фаллибилизма" - гипотетический характер знания и подверженность ошибкам. История научного познания - это история смелых предположений и их перманентных опровержений. | |
Постпозитивизм | Т.Кун, (1922 - 1996) | "Коперниканская революция", "Структура научных революций", "Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912". | История естествознания как единственного источника подлинной философии науки. Историко-эволюционистский подход,антикумулятивизм, идея о социокультурной обусловленности научного познания (экстернализм). | Стадии развития науки: допарадигмальная наука, нормальная наука(парадигмальная),экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция). Парадигма (дисциплинарная матрица) выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. | |
Философия жизни | А.Шопенгауэр, (1788 - 1860) | "Мир как воля и представление", "О свободе человеческой воли". | Оригинальное учение о человеке, этике, эстетике. Этика пессимизма. Волюнтаризм, иррационализм. Тезисы: "мир есть мое представление", о единстве воли и движения. | Мир, являющийся нам в представлениях, выступает в форме, зависящей от познающей способности субъекта. Судя по проявлениям в видимом мире, мир сам по себе есть не что иное, как мировая воля. Волевой акт субъекта и действие его тела - это не два различных состояния, находящихся между собой в отношении причины и следствия, а одно и то же действие. Мировая воля едина, хотя ее проявления во времени и пространстве бесчисленны, хотя в материи она проявляет себя как множественность отдельных воль, ведущих нескончаемую борьбу друг с другом. | |
Философия жизни | Ф.Ницше, (1844 - 1900) | "Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм", "Человеческое, слишком человеческое". | Философия жизни. Проблемы культуры, человеческой жизни. Учение о сверхчеловеке и "вечном возвращении". Противопоставление аполлоновского и дионисийского начал. | Культурно-этический идеал человека - образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа - ориентированного на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения, овладения пробужденными им собственными, иррациональными силами. Высший смысл жизнь приобретает исключительно благодаря тому, что она вновь и вновь возвращается, налагая при этом колоссальную ответственность на человека, | |
Философия жизни | О.Шпенглер, (1880 - 1936) | "Закат Европы", "Человек и техника" | Философия культуры. Критика классического историзма. Понятия: душа. Теория рождения, развития и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. | Душа - субстанциональное начало всех начал или иррациональная совокупность возможностей, которые необходимо осуществить. История (совокупность образов, наглядных картин, разнообразных символов - плодов "глубинного переживания") и природа (система законов, формул и жестких определений) являют собой два различных вида отображения действительности в картине мироздания. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием ее "души". Культуры уникальны, сменяемы (не преемственны). | |
Экзистенциализм | М.Хайдеггер, (1889 - 1976) | "Бытие и время", "Доклады по философии. О событии", "Основные проблемы феноменологии", "Сущность истины" и др. | Критика метафизики. Тема метафизики как судьбы европейской философии, темы Ничто, европейского нигилизма, элементы почвенничества, провинциализма, популизма. Проблемы техники, науки, языка. Понятия мифологически-космического порядка:"б |