Установление рационального количества уровней управления




 

Необходимость в иерархическом (многоступенчатом) управлении возникает, когда количество привлекаемых для выполнения какой-либо работы людей превышает управленческие возможности одного руководителя. Это знали еще в Древнем Египте. Там считали, что один чело­век может успешно руководить не более чем десятью ра­ботниками, т. е. норму управляемости принимали равной десяти и одинаковой для всех уровней управления. При строительстве египетских пирамид каждыми десятью ра­бами руководил десятник, на десять десятников (сотню рабов) назначался сотник, на десять сотников (тысячу рабов) ставился тысячник и т. д. Для того чтобы управлять сотней тысяч рабов требовалось создать пять уровней управления. Аналогично поступали и римляне, однако они сократили норму управляемости до шести. В армиях На­полеона норма управляемости принималась равной трем. В настоящее время, в зависимости от конкретных условий, нормы управляемости колеблются в пределах от трех до восьми человек и более.

На выполнение функций управления оказывают влия­ние личные качества и способности руководителя, уро­вень его квалификации, методы и стиль руководства, ха­рактер выполняемой работы, личные и профессиональные качества подчиненных, техника управления. Уровень управляемости повышается с ростом квалификации и мо­рально-политической зрелости коллектива, сознательности и дисциплинированности его членов, с улучшением мо­рально-психологического климата. Большое значение имеет техническая оснащенность руководителя средства­ми обработки информации, ее хранения, поиска, средст­вами связи, улучшение условии труда. Ряд факторов оказывает отрицательное влияние на управляемость кол­лектива. Это повышение сложности выполняемых работ, их территориальная рассредоточенность, увеличение раз­нородности задач, решаемых каждым исполнителем, воз­растание потребности в координации деятельности испол­нителей, повышение значимости и ответственности выпол­няемой работы (например, вместо отрывки ям – проведение взрывных работ, вместо обычного монтажа нагревательных приборов – пристрелка кронштейнов), повышение технической оснащенности труда (использование труда экскаваторщиков вместо землекопов, использование спецнасоса для малярных работ).

Возможности руководителя по выполнению функций управления можно повысить, если выделить в его распоряжение вспомогательный персонал (секретаря, референта) назначить одного или нескольких заместителей. Однако в условиях непрерывного повышения сложности работ эти меры позволяют лишь компенсировать прирост сложности, не оказывая в большинстве случаев существенного влияния на нормы управляемости.

Норма управляемости может быть выражена количеством подразделений, находящихся в подчинении органа управления (при условии обеспечения эффективного управления). На величину этой нормы оказывают влияние также техническая оснащенность труда, структура, уровень организованности и численность управленческого персонала; степень сложности и технологической связи работ, их ответственность и территориальная компактность; дисциплинированность, организованность, техни­ческая оснащенность подчиненных руководителю под­разделений.

Существенного расширения возможностей органа управления по выполнению возложенных на него функ­ций можно достигнуть путем введения внутреннего уров­ня управления с соответствующим увеличением численности управленческого персонала. Например, в некоторых крупных ремонтно-строительных фирмах, ведущих работы в условиях сосредоточенного обслуживания жилищного фонда (ЖФ), которым было подчинено по 10–15 РСУ, вводились производственно-распорядительные отделы, каждый из которых осуществлял оперативное управление четырьмя-пятью РСУ. В крупных территориальных министерствах с аналогичной целью создают Главные отраслевые управления (по энергетике, ЖКХ). Однако использование внутренних ступеней управления в ЖКК не всегда дает по­ложительные результаты.

Нормы управляемости в отрасли устанавлива­ются в каждом конкретном случае в процессе проектиро­вания, на основе экспертных оценок, с учетом реальных условий и опыта. Так, например, в зависимости от характера и условий работы РСУ, мастеру подчиняют от 0 до 35, а иногда и более рабочих, прорабу – 2–3 мастера, начальнику ремонтно-строительного участка – 2–3 прораба, ремонтно-строительному управлению – 4–5 ремонтно-строительных участков, организации (предприятию) в целом – 5–7 ремонтно-строительных управлений. Минимальная численность бригады, при которой бригадирам производится доплата за руководство, установлена: на общестроительных рабо­тах – не менее 10 человек, на специальных и монтажных работах — не менее 6 человек. Крупные бригады делятся на постоянные звенья численностью от 5 до 10 человек. Так, бригада на общестроительных работах в 30 человек может состоять из трех звеньев по 10 человек.

Если нормы управляемости установлены правильно, то задача нахождения рационального количества ступе­ней сводится к несложным расчетам.

Для случая, когда норма управляемости одинакова для всех уровней управления, количество исполнителей Pm которыми можно управлять, имея m ступеней, опреде­ляется по формуле

где Hm – норма управляемости.

Обратная задача – нахождение количества ступеней управления при заданном количестве исполнителей реша­ется по формуле

В условиях, когда нормы управляемости для каждого уровня управления различны, количество исполнителей, которыми можно управлять, имея m уровней, Pm опреде­ляется путем последовательного перемножения норм управляемости

где Hi - нормы управляемости (i = 1, 2…, m).

Пример. Определить, каким количеством рабочих можно управлять в РСУ, имея четыре уровня управления: мастер, прораб, начальник участка, РСУ. Нормы управляемости приняты следующие: для мас­тера Н1 = 25 рабочих, для прораба H2 – 2 мастера, для начальника уча­стка Н3 = 3 прораба, для РСУ Н4 = 4 участка,. Тогда P4 = 25 · 2 · 3 · 4 = 600 чел.

Если принять, что выработка на одного рабочего равна

10 млн. руб./год, то такая организация сможет выполнить годовой объем СМР, равный 6 млрд. руб.

Неправильное определение норм управляемости (их завышение или занижение) приводит к установлению из­лишнего либо недостаточного количества уровней управ­ления. При излишнем количестве ступеней управления увеличивается аппарат и расходы на управление, при не­достаточном количестве уровней управления снижается управляемость и соответственно эффективность производства. Это подтверждается опытом и специальными иссле­дованиями. Так, попытки создания производственных строительно-монтажных объединений с большим коли­чеством подчиненных подразделений, превышающим нормы управляемости, привели к тому, что ряд таких объединений оказался недостаточно эффективным.

 

4.3. Распределение функций, прав и ответственности по уровням управления

 

При распределении функций, прав и ответственности между участками, РСУ, организациями и т. д. необходимо руко­водствоваться принципом демократического централизма. Вышестоящие органы управления должны быть наделе­ны такими правами, которые позволяли бы им направлять деятельность подчиненных подразделений с позиций обеспечения государственных интересов. Нижестоящим орга­нам управления должны предоставляться права, дающие им возможность самостоятельно решать вопросы своей деятельности с учетом местных условий, выявить резервы, – изыскивать пути их использования, проявлять инициати­ву и предприимчивость при выполне­нии поставленных перед ними задач. Недостаточный объем прав, предоставляемых органу управления, ограничивает его возможности, сковывает инициативу, и, напротив, при излишне широких правах порождаются местничество, пренебрежение государственными интересами.

На всех уровнях управления важно сбалансировать права с функциями и ответственностью. Большие права при малой ответственности могут привести к администра­тивному произволу, субъективизму и необдуманным ре­шениям. Малые права при большой ответственности де­лают орган управления (руководителя) бессильным перед поставленными задачами. Таким образом, права, которы­ми наделяют орган управления, должны быть достаточ­ными для реализации возложенных функций, а ответст­венность соответствовать правам.

Формальное право руководителя более высокого уров­ня принимать самостоятельно решение по тому или иному вопросу, освобождая от этого своих подчиненных, порож­дает тенденцию к централизации. С одной стороны, это объясняется стремлением руководителя принимать реше­ния за подчиненных из-за неверия в их способности, с другой, – стремлением подчиненных переложить свою от­ветственность на вышестоящих руководителей. Поэтому необходимо строго соблюдать принцип невозвратности передаваемых прав. Передав права, руководитель не дол­жен принимать решение за подчиненных ни по своей, ни по их инициативе. Лучше учить подчиненных самим при­нимать правильные решения, чем решать за них.

Следует добиваться оптимального распределения функций по ступеням. На каждой ступени управления должны выполняться только такие функции, которые здесь могут быть реализованы наилучшим образом. Надо стре­миться к тому, чтобы решения принимались на наиболее низких уровнях управления. Ведь именно они располагают наиболее полной и достоверной информацией, могут быстро реализовать решение и лучше осуществлять контроль. При чрезмерной централизации функций более высокие уровни управления перегружаются массой мел­ких дел, теряют возможность вдумчиво решать главные вопросы и лишают подчиненных инициативы и самостоя­тельности.

Надо учитывать, что по мере перехода от низших уров­ней управления к высшим расширяются функции, свя­занные с ростом масштаба производства, увеличением территориального диапазона и перспективой развития управления, а также с развитием производства. И, наобо­рот, по мере перехода от высших уровней управления к низшим увеличиваются функции, связанные с функциони­рованием производства, оперативным его управлением.

Для распределения функций, прав и ответственности используются матрицы, в заголовках строк которых пере­числяются уровни управления, а в заголовках столбцов – соответственно виды функций, права, ответственность. На пересечении каждой строки и столбца дается конкрет­ное решение.

При решении вопросов о распределении прав в отноше­нии каждого органа управления устанавливается, кому он подчинен, и кто подчинен ему, а также вид подчинения. Подчинение может быть линейным и функциональным, одинарным и двойным. Например, субподрядные органи­зации подчинены генеральному подрядчику по функции координации. Решения генерального подрядчика по воп­росам, связанным с выполнением утвержденных планов и графиков работ, для субподрядчиков обязательны. У предприятий и организаций ЖКК в оперативном подчинении могут быть специализированные организации по транспорту и механизации, которые таким образом оказываются в двойном подчинении: линейно – вышестоящей организации по своей специализации и оперативно – генподрядному предприятию (организации).

 

4.4. Формирование структуры органов управления

 

После того как определены цели, функции, права и ответственность органа управления, приступают к формированию его внутренней структуры. Для этого состав­ляют схему структуры, распределяют функции, права и ответственность по элементам структуры, устанавливают формы их взаимосвязи, определяют профессионально-квалификационный и должностной состав подразделений, разрабатывают регламентирующие документы. При составлении схемы структуры руководствуются типовыми и существующими структурами. При этом устра­няют отжившие элементы структуры исключают новые, что обусловлено развитием производства и конкретными условиями. При разработке схемы используют также нормы управляемости, нормы численности управленче­ского персонала и другие имеющиеся нормативы.

Основными структурными элементами (звеньями) для среднего уровня управления (МУП «Водоканал», ЗАО или ООО «Управляющая жилищная компания», РСУ) являются: руко­водитель, его заместители, подразделения (рис. 4.1). Прежде всего определяется количество заместителей, рас­пределяются функции между руководителем и его замес­тителями, определяются наименование и количество от­делов и распределяются между ними функции, права и ответственность; организуются службы управления. Число заместителей зависит от объема работ, выполняемых организацией, и конкретных условий. У руководителя организации (управляющего) обычно три – пять заместителей, у начальника ремонтно-строительного управления – два–три замес­тителя. Необходимо добиваться, чтобы руководителям и их заместителям непосредственно подчинялось, как пра­вило, не более 8–10 человек. Например, целесообразна такая схема: управляющему организации непосредственно подчинено четыре заместителя и шесть руководителей производственных подразделений, заместителям – по три–четыре отдела и функционально подчинено пять–шесть подразделений.

 

 

Рис. 4.1. Элементы структуры органов управления

 

Отделы создаются при наличии пяти–семи сотрудни­ков, но могут быть и более крупные отделы с двухступенчатой структурой, внутри которых создаются группы по три–пять человек. Отдел как элемент структуры управле­ния выделяется для реализации группы однородных функций управления; служба управления может состоять из одного или группы подразделений, или даже одного сотрудника. Например, юридическая служба может быть представлена одним юрисконсультом. Службы могут ор­ганизовываться на основе матричной структуры. Напри­мер, плановая служба включает плановый отдел и груп­пы, занимающиеся планированием в других отделах (труда и заработной платы, финансов, кадров и т. п.). В этой службе плановый отдел является головным, ему предоставлено право координировать плановую работу других отделов.

В крупном организации, где директор (управляющий) имеет пять замес­тителей, функции между ними могут быть распределены следующим образом:

а) главный инженер (технический директор) – управление технической под­системой производства для поддержания ее в работоспо­собном состоянии и развития (включая управление тех­нической эксплуатацией и ремонтом машин, оборудова­ния, инструмента, зданий и сооружений); управление ин­женерной подготовкой производства, качеством выполняемых работ, охраной труда; обеспечение проектной докумен­тацией;

б) заместитель по производству – оперативное плани­рование и регулирование производства, координация деятельности производственных подразделений (субподрядных организаций);

в) заместитель по экономике и организации – управ­ление функционированием и развитием экономической и организационной подсистем производства и управления, включаяпланирование, учет, контроль, организацию трудаи управления;

г) заместитель по материально-техническому обеспе­чению – управление материально-техническим снабжением, комплектацией, производством полуфабрикатов и деталей, транспортом;

д) заместитель по кадрам и социальным вопросам – управление кадрами, жилищным и коммунальным хозяй­ством, культурно-бытовыми и медико-санитарными и дру­гими видами обслуживания, управление социальным раз­витием коллектива.

Возможнои другое распределение функций.

 

4.5. Регламентирование деятельности аппарата управления

Регламентирование – процесс установления правил, порядка, границ деятельности органов управления, их подразделений, должностных лиц на каждом уровне управления, а также порядка и способов выполнения управленческих процессов (операций, процедур). Регла­ментирование позволяет повысить культуру, надежность, качество управления.

Регламентирование управленческих процессов. Регламентирующие процессы – документы оформляются в виде текстов, сетевых и матричных схем. В виде текстов оформляются инструкции, методические указания, памятки по выполнению тех или иных работ и процедур (например, методические указания по разработ­ке оперативных планов, инструкция по учету материа­лов, памятка диспетчеру и т. п.).

 

Сетевые и матричные схемыболее наглядны, имеют большую информационную емкость. Если на схеме отра­жена организация процесса, то такие схемы называют оргаграммами, если отражена технология – технограммами, или технологическими картами. Разрабатываются такжеоперационные карты, устанавливающие порядок и способы выполнения отдельных операций. Сетевые схемы могут быть выражены в терминах событий и в терминах работ. В первом случае стрелками обозначается работа, а кружками – результат одной или нескольких работ.

Такие схемы используются для составления типовых гра­фиков, больших взаимосвязанных комплексов операций, например, для составления типового сетевого графика годового производственного и финансового плана жилищно-коммунальной организации. Во втором случае внутри геометри­ческой фигуры (прямоугольника, ромба, трапеции и т. п.) пишется выполняемая операция, а стрелками указыва­ется их последовательность. Если определенной геометри­ческой фигурой обозначить вид операции, а рядом по­ставить условный знак вида документа (носителя инфор­мации) и оборудования, которое используется для вы­полнения операции, то схема станет еще более информа­ционно емкой и наглядной. На рис. 4.2 показана схема процедуры разработки документа.

 

 

Рис. 4.2. Схема процедуры подготовки документа

Матричные схемы представляют собой таблицы, в за­головках строк которых пишутся наименования операций, а в заголовках столбцов — исполнители. На пересечении каждой операции с ее исполнителем ставятся кружки, которые затем соединяются стрелками, указывающими последовательность выполнения операций. Если вместо кружков проставить условные знаки, обозначающие спо­соб выполнения операции, то информационная емкость матричной схемы повышается. На рис. 4.3 показана в качестве примера технологическая карта составления от­чета о выполнении плана по труду в виде матричной схемы на примере РСУ (СМУ).

 

 

Рис. 4.3. Технологическая схема составления отчета о выполнении плана по труду

 

Регламентирование деятельности подразделений и должностей аппа­рата у п р а в л е н и я. Этот вид регламентации осу­ществляется путем разработки положений о подразделе­ниях и должностях аппарата управления, являющихся нормативно-правовыми актами, устанавливающими сфе­ру, порядок, форму их деятельности, права и ответст­венность.

Положение о подразделении должно разрабатываться в строгом соответствии с действующим законодательством, положениями, приказами, инструк­циями и другими нормативными актами. Может быть предложена следующая структура Положения о подраз­делении:

1. Общая часть;

2. Цели (основные задачи);

3. Функции подразделения;

4. Результаты работы (разра­батываемые документы);

5. Структура подразделения;

6. Взаимоотношения с другими подразделениями;

7. Права подразделения;

8. Ответственность подразде­ления;

9. Критерии для оценки деятельности подразделения, стимулирование;

10. Заключение.

В конкретных условиях в зависимости от специфики подразделения некоторые разделы могут не разрабатываться, изменяться объем и значение разделов. С учетом конкретных условий работы отдельные из названных разделов могут быть исключены либо заменены другими.

В разделе «Общая часть» определяется место и назначение данного подразделения в структуре органа управления. В нем указывается, кому отдел подчинен, кто непосредственно руководит подразделением, порядок на­значения и освобождения от работы руководителя, перечень основных правовых, нормативных и инструктивных материалов, которыми подразделение руководствуется в своей работе.

В разделе «Цели» содержится основная задача подразделения, которой оно должно подчинять свою деятельность, имея в виду внесение максимального вклада в повышение эффективности управления и производства.

В разделе «Функции подразделения» устанавливается содержание работы этого подразделения (отдела). Важ­но определить полный перечень функций, реализация которых возложена на отдел. Прежде всего необходимо указать общие функции, выполняемые данным подразде­лением: принятие решений, учет, контроль, планирование, регулирование, анализ и оценка результатов. Затем кон­кретизировать эти функции во времени (перспективные, текущие, оперативные и т. п.) и указать специальные функции. Необходимо также рассмотреть, в какой мере данное подразделение участвует в реализации каждой функции. Например, подготавливает проекты решений, согласовывает, утверждает.

Введение в положение раздела «Результаты работы» позволяет сконцентрировать внимание на непосредствен­ных итогах работы подразделения. В разделе должны быть перечислены разрабатываемые подразделением планы, отчеты, приказы, инструкции и сроки их предо­ставления. Раздел может быть оформлен в виде таблицы, содержащей наименования разрабатываемых документов и сроки их представления, а также адресат представ­ления.

Раздел «Структура подразделения» должен содержать следующие сведения: перечень наименований структур­ных подразделений отдела (управления), если они име­ются, кто ими руководит.

Раздел «Взаимоотношения с другими подразделения­ми» включается в положения для повышения оператив­ности, надежности аппарата управления и ответственно­сти одного подразделения перед другими. Включение этого раздела в положение призвано разгрузить руково­дителей подразделений и вышестоящее руководство от многократно повторяющихся взаимных контактов для ре­шения вопросов получения и передачи документов из под­разделения в подразделение. Раздел представляет собой таблицу, содержащую наименование подразделений, с которыми осуществляется взаимосвязь, перечень полу­чаемой от них и выдаваемой ими информации, сроки по­лучения и выдачи информации.

В разделе «Права подразделения» перечисляются пре­доставляемые подразделению в лице его руководителя и отдельных сотрудников по его поручению права для реа­лизации возложенных на подразделение функций. Эти права: принимать, подготавливать, согласовывать, пред­ставлять к утверждению решения; распоряжаться трудо­выми, материальными и денежными ресурсами; давать указания методического характера; контролировать и оценивать деятельность подчиненных подразделений по вопросам своей компетенции; требовать представления той или иной информации и др.

В разделе «Ответственность подразделения» перечис­ляются виды ответственности, которую несет подразде­ление перед вышестоящей организацией. Ответственность может быть дисциплинарная, административная и уголов­ная – в зависимости от характера допущенных наруше­ний. Установлена ответственность за ненадлежащее испол­нение возложенных на подразделение функций; за состоя­ние трудовой дисциплины; за сохранность и экономное использование предоставляемых в распоряжение под­разделения материальных и финансовых ресурсов; за пра­вильное и рациональное использование рабочего времени сотрудников; за достоверность представляемой отчетной информации и правильность разрабатываемых докумен­тов.

В каждом конкретном случае этот перечень может изменяться и дополняться.

В разделе «Критерии для оценки деятельности под­разделения» должен найти отражение его вклад в повышение эффективности производства. В качестве критериев могут быть использованы один или несколько показателей, характеризующих деятельность производства в целом или непосредственно данного подразделения.

В «Заключении» указывается срок действия и порядок пересмотра положения.

Положения о должностях (должностные инструкции) в жилищных организациях и на коммунальных предприятиях составляются на основе квалификационных характеристик, имеющихся в Квалификационном справочнике должностей служащих, а в настоящее время в Профессиональных стандартах. Их назначение – определение круга обязанностей, прав и ответственности применительно к конкретным условиям.

 

 

 

 
 

Рис. 6.2. Схема процедуры подготовки документа

 

 

№№ П.п. Наименование операций Отделы треста (объединения, предприятия) Внешние организации
Управляющий Секретарь Начальник отдела Старший экономист Экономист Начальник ОТИЗ Гл. бухгалтер Машбюро СМУ Главк ЦСУ МГК Стройбанка  
  Получение отчетов От СМУ                    
  Определение исполнителя                      
  Направление исполнителям                      
  Проверка правильности составления отчета                      
5 Заполнение сводной таблицы по показателям отчета                      
  Расчет итоговых показателей                      
  Перенос показателей в форму отчета                      
  Печатание                    
  Согласование                    
  Подписание                  
  Передача на подпись руководителю                    
  Утверждение                      
  Отправка                

 

Рис. 6.3.Технологическая схема составления отчета о выполнении плана по труду

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: