Умение читать
Надо уметь читать в разном темпе. Быстрое чтение надо для знакомства с информацией, для экономии времени. Отыскивая в книге нужное место, мы скользим беглым взглядом по середине строк. Широкое поле зрения позволяет вовремя заметить нужную информацию. Всё остальное практически не осмысливается и не запоминается.
Правила быстрого чтения
· используйте только зрение, не повторяя про себя текст;
· воспринимайте слово не по буквам, а как отдельный знак;
· старайтесь воспринимать одновременно несколько слов или фраз;
· двигайтесь взглядом не по строчкам, а по середине страницы сверху вниз, используя так называемое периферическое зрение;
· не возвращайтесь к уже прочитанному во время чтения.
Однако у быстрого чтения есть свои минусы: например, снижается критическое отношение к материалу, отсутствуют ассоциации. Кроме того, если не позаботиться о развитии творческого начала, такое чтение способствует догматическому мышлению. Поэтому наряду с быстрым чтением, полезно осваивать умение читать медленно.
Для этого нужно определить практическую ценность нового материала, выявить его связи, как внутренние, так и с ранее известным, и затем превратить в часть собственных знаний. А для этого уже надо работать, как говорится «с карандашом в руке».
Глоссарий
Слово «глоссарий» произошло от «глосса», которое означает перевод или толкование непонятного слова или выражения преимущественно в древних памятниках письменности. Греческое слово glossa означает устаревшее или диалектное слово или выражение. В наше время глоссарий – это комплексное введение в какую-либо тему, словарь терминов с переводом и толкованием, комментариями и примерами. Глоссарий – это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.
Каково назначение глоссария? Глоссарий необходим для того, чтобы изучая какую-то тему или читая незнакомый текст без труда для себя найти объяснение мудреных слов и сложных терминов.
Как составить глоссарий? Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь с текстом. Наверняка, вы встретите в нем много различных терминов, которые имеются по данной теме. После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов. После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:
1) точная формулировка термина в именительном падеже;
2) содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.
Правила составления глоссария
- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;
- старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;
- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;
- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.
Умение делать выписки и составлять тезисы
Выписки делают для того, чтобы собрать во время чтения интересные выражения, выводы и их доказательства, статистические данные, факты и примеры, имеющие отношение к изучаемому вопросу. К выпискам прибегают в тех случаях, когда почти невозможно передать мысль автора своими словами.
Внимательно читайте текст и по ходу чтения коротко выписывайте основные мысли. Стремитесь к краткости записи.
Выписки лучше делать на отдельных листочках (карточках). Выписывая цитату, желательно указать название книги, фамилию автора, год издания, страницу.
Тезисы — кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д. К тезисам, как и к любому другому профессионально написанному тексту, есть единые требования. Несмотря на то, что некоторые пункты роднят их с сочинением, не следует забывать: прежде всего, это не литературное, а научное произведение со всеми вытекающими отсюда выводами.
- Заголовок должен соответствовать главной теме. Лучше выбирать название уже после написания основной части – тогда оно будет точнее.
- Тема выбирается четкой и достаточно узкой: лаконичный формат тезисов не позволяет слишком уходить от сути.
- Даже в кратком формате должны органично присутствовать примеры.
- Небольшое вступление отвечает на главный вопрос всего материала. Размер вступления – 1 небольшой абзац.
- Основная часть тоже должна быть структурированной: несколько утверждений – несколько подразделов. Каждое утверждение подтверждается примером, особенно если речь идет об исследовательской работе.
- Заключение подводит итог всего вышесказанного и дает подсказку, где искать более развернутую информацию. Оно тоже небольшое по размеру, как и вступление.
- В научных тезисах еще обязательно следует уделить внимание цитатам, сноскам и ссылкам, а также иллюстративному материалу.
Тезисы дадут вам возможность представлять свою работу на любой конференции: теперь вы не забудете, о чем должны сказать, и сделаете это профессионально.
Читая, старайтесь понять смысл. Чаще ставьте перед собой вопросы. Существуют вопросы различных видов:
· простые (что? где? когда? зачем?);
· уточняющие (правильно ли я понял?);
· интерпретационные (почему?);
· оценочные (что хорошо? что плохо?);
· практические (для чего?);
· творческие (что было бы?).
Тонкие вопросы – это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Толстые вопросы – это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения погружаться в текст, умения анализировать.
Таблица 7. Тонкие и толстые вопросы
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто? | Почему? |
Что? | В чем различие...? |
Когда? | Что будет, если…? |
Согласны ли Вы...? | Как вы думаете? |
Верно ли...? | Предположите, что произойдет (произошло бы)… |
Мог ли...? | С чем связано…? |
Перечислите… | Дайте объяснение… |
Данный прием помогает анализировать информацию в контексте личного опыта и развивает навык работать в малых и больших группах, позволяя выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.
Умение составлять план текста
План текста – это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость. Выделяя основную мысль, вы формируете пункт плана. Составление плана способствует лучшему пониманию текста:
· раскрывает содержание текста;
· отражает последовательность развития авторской мысли;
· восстанавливает в памяти содержание текста;
· ускоряет работу над текстом сжатого изложения;
· помогает сохранить авторский стиль;
· организует самоконтроль;
· сосредотачивает внимание.
Принципы составления плана:
1 Прочитайте произведение.
2 Определите идею, то есть главную мысль.
3 Сформулируйте идею в нескольких предложениях.
4 Выразите идею в одном предложении.
5 Разделите произведение на части.
6 Озаглавьте каждую часть.
7 Прочитай название частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.[12,с.45]
Виды планов
1 Вопросный
План записывают в форме вопросов к каждой смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстанавливать содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова «как», «сколько», «когда», «почему», и т.д., а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли» и т.п.).
2 Назывной
План записывается в виде названий каждого абзаца.
3 Тезисный
План записывается в виде тезисов. Тезис - это кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
4 План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов или словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей вашей памяти, целей и задач, которые вы ставите. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею пользоваться.