Социальная педагогика. - 2020. - № 4
Оглавление номера
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
Бажутина С.Б. Особенности самоопределения личности
Проблема самоопределения личности через призму развивающегося самосознания подростка и юноши. Взаимосвязь самосознания подростка и юноши. Сравнительный анализ показателей развития самосознания подростков и юношей.
Барышева Е.И. Семейные факторы суицидальности молодёжи
Предикторы суицидальности, связанные с детско-родительскими отношениями и деструктивными формами воспитания в семье. Факторы, определяющие суицидальность молодых людей студенческого возраста: несформированность системы ценностей и смыслов; деформации в целеполагании; отсутствие критического мышления; наличие акцентуаций или патологических проявлений характера; отягощённость посттравматическим стрессовым расстройством.
Черемисова И.В. Супружеские взаимоотношения родителей в полной семье и духовное развитие личности ребёнка
Духовность как сложное интегративное качество личности. В результате теоретико-эмпирического исследования были сделаны выводы о наличии статистически значимой взаимосвязи характеристик взаимоотношений родителей в конфликтной ситуации, степени их удовлетворённости браком и уровня духовного развития их детей.
Барабан Е.В. Психологические особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребёнка с особыми образовательными потребностями
В статье раскрываются особенности детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребёнка с особыми образовательными потребностями, в частности в эмоциональной сфере. Дано описание форм психологической поддержки детей с ООП.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
Алхатова Т.С. О взаимодействии ПМПК с общеобразовательными и специальными организациями по образованию детей с особыми образовательными потребностями
В статье раскрывают роль ПМПК в оказании государственной услуги с целью определения индивидуального образовательного маршрута детей с особыми образовательными потребностями, взаимодействие организаций образования с родителями детей с ООП.
Исраилова Н.А. Позитивная среда в семье как фактор профилактики асоциальности детей группы риска
В статье обосновывается ключевая роль общения в организации семейного досуга детей, на материале анкетного опроса, проведённого среди семей и детей группы риска. Приводятся результаты исследований, характеризующие особенности общения и организации семейного досуга в семьях детей группы риска.
Бодак К.В., Евсюкова Т.А. Применение обучающих мультипликационных роликов для развития коммуникативных навыков детей с ООП
Особенности развития детей с нарушениями в развитии интеллекта. Проект развития коммуникативных навыков таких детей, разработанный и действующий в специальной общеобразовательной школе города Павлодара. В качестве одного из действенных инструментов предлагается разработка и использование мультипликационных роликов.
Белевич Н.А. Образовательная кинезиология в работе с дезадаптивными детьми
Дезадаптивные дети. Поведенческие нарушения, приобретающие по мере взросления достаточно устойчивый характер. Образовательная кинезиология позволяет более успешно реализовывать коррекционные программы за счёт активизации деятельности головного мозга.
Чижова И.В., Назарова Н.И. Восприятие подростками качеств мужчины и женщины в контексте детско-родительских отношений
В статье описываются особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте. Восприятие подростками качеств мужчины и женщины взаимосвязано с характером детско-родительских отношений, восприятием подростками качеств родителей.
ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЯ
Алексеева ЕМ., Барабанова В.В., Егорова М.А. Психологическое благополучие матери и адаптация ребёнка старшего дошкольного возраста в замещающей семье
Психологическая адаптация ребёнка старшего дошкольного возраста, оставшегося без попечения родителей в замещающей семье. Связь психологической адаптированности ребёнка и показателей психологического благополучия матери.
У зунова В.К. Эмоциональное состояние ребёнка в семье как аспект эмоциональной интеллигентности
Анализ с помощью теста Эйдемиллера и Юстицкого самооценки 12-14-летних учащихся их эмоционального состояния в семье и соответствующие оценки их родителей. Исследование проводилось до и после применения экспериментальной модели повышения эмоциональной интеллигентности.
Аликин И.А., Аликин М.И., Лукьянченко Н.В. Связь отношений с родительской семьей и жизнестойкости юношей и девушек студенческого возраста
Факторы жизнестойкости и период вступления во взрослую жизнь, делая акцент на роли отношений с родителями. Жизнестойкость респондентов обоего пола более тесно связана с характером субъективного образа семьи в период детства, чем с актуальным отношением к ним родителей.
ПРОБЛЕМЫИ ДИСКУССИИ
Баранов А.А., Баранова З.Я. Неблагополучная семья как предиктор агрессивного поведения подростка
Гипотеза о более высокой частоте обращения подростков из неблагополучных семей к деструктивно-агрессивному реагированию в сложных ситуациях межличностного взаимодействия. Сравнительный анализ количественных и качественных характеристик проявлений агрессивности между подростками, имеющими алкогольно-зависимых родителей и их сверстниками, проживающими в благополучных семьях, подтвердил выдвинутое предположение.
Ефремова М.В., Иванов А. В., Старков С.Э., Терещенко Н.Г. Проблема вовлечённости подростков в криминальные субкультуры
Проблема вовлечённости подростков в криминальные субкультуры рассматривается в контексте психологии безопасности. Выделяются свойства личности как внутренние ресурсы устойчивости личности к внешним негативным влияниям.
Батеева А.А. Кибервиктимизация как проблема безопасности детей и подростков в современном социуме
Конструктивные и деструктивные факторы использования Интернет-ресурсов. Понятия «кибервиктимизация», «кибервиктимность», «киберагрессия» (троллинг, кибербуллинг и астротурфинг).
Ганузин В.М., Маскова Г.С. Задачи полипрофильной помощи несовершеннолетним, находящимся в воспитательных колониях
В статье освещаются вопросы полипрофильной помощи несовершеннолетним подросткам, находящимся в воспитательных колониях.