Западной и Северной Европы в конце XX - начале XXI века.




Политическая карта мира и место на ней стран

Политическая карта мира и место на ней стран Западной и Северной Европы.

Европа - часть света, имеющая площадь около 10 млн. км² (из них на Зарубежную Европу, по отношению к странам СНГ, приходится 5,1 млн. км²) и население 740 миллионов человек (порядка 10-11% населения Земли). Территория региона имеет разделение на четыре части — Западная, Северная, Восточная, Южная Европа. Формирование этого разделения началось уже давно и было обусловлено географическими, культурными и экономическими различиями. Политическая карта Зарубежной Европы образована из 40 государств(Россия, Германия, Франция, Италия, Греция, Белоруссия, Австрия, Грузия, Финляндия, Великобритания и т.д), имеющих границы между собой и другими регионами. Страны обладают сухопутными и морскими границами. По форме государственного правления преобладают республики с унитарной организацией территории.

Между странами-членами Европейского союза наблюдается высокая степень интеграции, однако пока ещё внешняя политика имеет межгосударственный характер. Все 27 стран-членов контролируют свои международные отношения в значительной степени. Однако Союз приобретает всё больший политический вес в качестве единого политического блока, и существуют попытки единогласно выступать по разным политическим вопросам, особенно в области торговли и энергетики. Появление Содружества Независимых Государств было основано главами России, Белоруссии и Украины путём подписания 7−8 декабря 1991 года в резиденции Вискулях (в Беловежской пуще) «Соглашения о создании Союза Славянских Государств» (ССГ), в последствии изменённое на «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежские соглашения). В СНГ входят – Азербайджан, Россия, Белоруссия, Таджикистан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Молдавия, Кергизия.

Экономика, социальная жизнь, политическое устройство стран Западной и Северной Европы.

Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, возрастала и их зарплата. В ФРГ на протяжении 50-х гг. заработная плата выросла в 2 раза. В некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. Правительства периодически «замораживали» зарплату. Это вызывало протесты и забастовки рабочих. Экономический подъем в ФРГ и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949—1963 гг., связывали с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство, а с 1969 г. уже сами формировали правительство. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые — социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны. При различии ситуаций в разных странах политика социал-демократов имела некоторые общие черты. Своей главной, они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Ключевым положением их программ являлся тезис о государственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция — насколько возможно, планирование — насколько необходимо».

В середине 70-х гг. значительные политические перемены произошли в государствах Юго-Западной и Южной Европы. В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Первые послереволюционные правительства (1974—1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах: дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979—1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983—1985). Кризис 1974—1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство. В конце 70-х — начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г. В 1982 г. в ФРГ пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

Проблемы региона и пути их решения. Внешнеполитические связи стран Западной и Северной Европы.

Проблема старения населения. Проведение демографической политики, направленной на увеличение численности населения Европы. Проблема экологической ситуации. Разумное использование природных ресурсов, создание безотходных производств, создание очистных сооружений на производствах. Проблема здоровья населения. Эта проблема тесно связана с экологической. Поэтому пути решения её пересекаются с путями решения второй проблемы. Плюс повышение уровня медицинского обслуживания, контроль за качеством воды и продуктов питания, охрана окружающей среды. Проблема миграции (мигрантов). Усиление контроля по борьбе с незаконной миграцией населения в европейские страны.

Интеграционные процессы, их цель и формы стран Западной и Северной Европы.

Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации – ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 Европейское экономическое сообщество переименовали в Европейский Союз (ЕС), отразив в изменении названия повышение степени интегрированности стран-участниц.

На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).

Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания.

Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным – с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.

Успехи ЕЭС сделали его центром притяжения для других западноевропейских стран. Важно отметить, что большинство стран ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания, затем Португалия, в 1995 сразу 3 страны) «переметнулись» в ЕЭС из ЕАСТ, доказав тем самым преимущества первой группировки перед второй. По существу, ЕАСТ оказался для большинства его участников своего рода стартовой площадкой для вступления в ЕЭС/ЕС.

Третий этап западноевропейской интеграции, 1987–1992, ознаменовался созданием общего рынка. Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, провести взаимное признание образовательных сертификатов. Поскольку мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить довольно быстро.

Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» – приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25. Членство в АТЭС в эти годы тоже расширялось: к 1997 там состояла уже 21 страна, включая Россию.

Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия). Можно не сомневаться, что вскоре ЕАСТ полностью сольется с ЕС.

 

Помимо ЕС и «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).

Когда существовал социалистический лагерь, то была предпринята попытка объединить их в единый блок не только политически, но и экономически. Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, стал созданный в 1949 Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Его следует признать первым послевоенным интеграционным блоком, опередившим появление ЕЭС. Первоначально он создавался как организация социалистических стран только Восточной Европы, но позже в него вошли Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978).

в 1991 СЭВ распался. Главной причиной распада СЭВ стало: ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Социалистические страны Восточной Европы свое участие в СЭВ использовали для стимулирования своего экономического развития в основном за счет материальной помощи СССР – в частности, через поставки дешевого (в сравнении с мировыми ценами) сырья. Когда же правительство СССР попыталось ввести в СЭВ оплату товаров не по условным, а по реальным мировым ценам, то в условиях ослабевшего политического диктата бывшие советские сателлиты предпочли отказаться от участия в СЭВ. Они создали в 1992 собственный экономический союз, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), и начали переговоры о вступлении в ЕС.

Первой попыткой создания на постсоветском экономическом пространстве нового жизнеспособного экономического блока был Союз независимых государств (СНГ), объединивший 12 государств – все экс-советские республики, кроме стран Балтии. В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза для формирования на рыночных основах единого экономического пространства. Однако когда в 1994 была предпринята попытка перейти к практическим действиям, создав зону свободной торговли, то половина стран-участниц (включая Россию) посчитали это преждевременным. Многие экономисты полагают, что СНГ и в начале 2000-х выполняет главным образом политические, а не экономические функции. На неудачу этого опыта повлияло во многом то обстоятельство, что интеграционный блок попытались создать в разгар затяжного экономического спада, длившегося почти во всех странах СНГ до конца 1990-х, когда преобладали настроения «каждый сам за себя». Начало экономического подъема создало более благоприятные условия для интеграционных экспериментов.

Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» оказалось не слишком плодотворным – по мнению многих экспертов, Союзное государство России и Белоруссии существует впервые годы 21 века скорее на бумаге, чем в реальной жизни. Его выживание в принципе возможно, но необходимо подвести под него прочную основу – пройти последовательно все «пропущенные» ступени экономической интеграции.

Отношения с Россией стран Западной и Северной Европы.

В начале XXI в. периоды улучшения отношений России с одной из североевропейских стран сопровождались ухудшением — с другой, что особенно заметно на примере отношений России с Данией и Швецией в 2000–2014 гг. Это дало отдельным экспертам повод говорить о том, что Россия строит свои отношения со странами региона, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй». Североевропейские исследователи склонны объяснять подобные резкие изменения внешнеполитического курса в отношении России, произошедшие в 2002 г. и 2008 г., основываясь на концепции «уроков прошлого» — на индивидуальной интерпретации отдельных политиков исторического опыта соответствующей страны [3]. Подобные изменения, как отмечают специалисты, выглядят ещё более парадоксально, если принять во внимание, что для российского направления внешней политики европейских государств в целом характерна стабильность. Одни и те же государства традиционно выступают в качестве условных «застрельщиков» или «русофобов» или условных «прагматиков» и «сторонников сотрудничества» с Россией.

2000-е гг. обещали стать началом продуктивного двустороннего сотрудничества между Россией и Данией — в 2002 г. должен был состояться первый с 1964 г. официальный визит президента России в Данию, который приходился на период председательства последней в Совете ЕС.

Во время «оранжевой революции на Украине (2004–2005 гг.) Дания выступила с критикой избрания В. Януковича на пост президента, обосновав это тем, что демократические процедуры были проигнорированы в ходе выборов. В ответ на это Россия ещё в 2002 г. отменила встречи в рамках Межправительственного Российско-Датского Совета экономического сотрудничества вплоть до 2006 г. и по большей части заморозила все дипломатические и правительственные контакты. Однако в деле практической поддержки «оранжевой революции» Дания в целом заняла более сдержанную позицию, чем США, Польша и Литва, которые выступали с намного более жёсткой критикой и открыто обвиняли Россию во вмешательстве в выборы.

2008 г. между Данией и Швецией произошла «смена ролей» — Дания взяла курс на нормализацию отношений с Россией, в то время как Швеция начала их обострять. Так, например, министр иностранных дел последней Карл Бильдт сравнил интервенцию России в Грузии с аннексией Чехословакии в 1938–1939 гг. Ранее, посещая Тбилиси в качестве председателя комитета министров, он заявлял, что целью России, возможно, является смена режима в Тбилиси и что нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан находился под угрозой вследствие наступления российских войск. Вскоре после этого Карл Бильдт был объявлен персоной нон грата в России, а политические контакты между Москвой и Стокгольмом резко ухудшились. Бывший министр иностранных дел Швеции Ханс Бликс и министры иностранных дел Франции, Германии и Финляндии раскритиковали проведённую К. Бильдтом историческую аналогию.

В свете Украинского кризиса Дания и Швеция присоединились к санкциям против России. Диалог с Норвегией также ухудшился после 2014 г., когда последняя присоединилась к антироссийским санкциям, распространявшимся и на Шпицберген (территорию с особым международным статусом) [5]. Примеру североевропейских коллег последовали Финляндия и Исландия. Таким образом, формально лишь автономные территории Дании — Гренландия и Фарерские острова — не подключились к антироссийскому санкционному режиму.

У каждой из североевропейских стран есть по-своему обоснованный повод рассматривать Россию в качестве угрозы. Так, Швеция опасается захвата острова Готланд, Норвегия граничит с Россией на Кольском полуострове (место дислокации Северного флота России), у Финляндии есть протяженная граница с Россией, а для Дании опасность представляет остров Борнхольм и ракетные комплексы «Искандер» в Калининградской области. Несмотря на возникшую общность в восприятии военно-политических угроз и сомнения в гарантиях НАТО в связи с «неудобным» президентом США, значительного сближения и расширения военно-политического сотрудничества между членами НАТО (Данией и Норвегией) и неприсоединившейся к Альянсу Швецией не произошло. Повышение военных расходов и дальнейшая милитаризация может лишь стать дополнительным фактором ухудшения отношений между странами региона и Россией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: