Тема № 24. Специфика технологий социальной работы в сфере трудовой занятости населения и с безработными




Аннотация. Тема посвящена изучению специфики технологий соци­альной работы в сфере трудовой занятости населения и с безработными. Сфера занятости населения и борьба с безработицей относятся к важнейшим направлением социальной работы. Государственная политика в отношении трудовой занятости населения представлена двумя основными направлениями: 1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание им помощи в профессиональной подготовке и переподготовке; 2) стимулирование образования гибкого рынка труда. Государственная программа предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

Цель: познакомить студентов со спецификой технологий социальной работы с безработными, особенностями деятельности специальных со­циальных структур по решению проблем трудоустройства безработных и содействия им в нахождении самостоятельного решения проблемы в сов­ременных условиях социально-экономической ситуации.

Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) – явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, например, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

Переход к рынку имеет положительные и отрицательные стороны. Рынок – один из регуляторов общественных отношений, и без него не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги. Все это не способствует всеобщей занятости населения.

Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает. Безработица тесно связана с понятиями «занятость» и «занятый». Данная формулировка содержится в Законе Российской Федерации о занятости населения, на основании положений которого безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости с целью поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не берутся во внимание оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, выплата выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с ликвидацией, реорганизацией или сокращением численности их штата.

Появление безработицы предопределяют различные объективные факторы: научно-технический прогресс обусловливает сокращение прежде всего работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых кадров; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических проблем закрываются некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Эти факторы имеют место во всех странах независимо от их социально-экономической системы.

Однако в переходный период на первый план выступают факторы, обусловленные уровнем и характером складывающихся рыночных отношений, например в России. Среди них: приватизация, акционирование предприятий, аренда и т.д., ведущие к оптимизации численности занятых; ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий и др. В условиях системного кризиса проблемы безработицы обостряются из-за резкого падения производства (до 50% и более в разных отраслях) и дестабилизации экономики (вследствие межнациональных конфликтов) в результате конверсии военного производства и сокращения вооруженных сил. Кроме того, к обострению ведет такая социальная политика государства, которая защищает интересы прежде всего зажиточных, разбогатевших слоев населения. Выделяют различные виды и формы безработицы:

1. Текущая безработица – незанятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое (фрикционная незанятость).

2. Структурная безработица – результат дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, изменений в технологиях, структуре конечного потребления, географического размещения производительных сил, технической отсталости ряда отраслей и производств и т.д.

3. Скрытая (латентная) безработица имеет место в России не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Это – избыточная занятость, обусловленная разными причинами: стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную поддержку людям и т. д.

4. Массовая безработица означает состояние, когда большое число членов общества, способных к труду, остается без работы.

5. Застойная форма безработицы характерна, как правило, для люмпенизированных слоев населения (бомжей, тунеядцев и т.д.), т. е. людей, которые крайне нерегулярно работают.

Вопрос о численности безработных непростой. В разных странах эти цифры неодинаковы. Это объясняется различием трактовок понятия «безработный» официальными и неофициальными институтами общества. Официальные данные, как правило, занижены по сравнению с данными профсоюзов и других организаций. Это касается и России. Так, Законом РФ о занятости предусмотрено, что гражданин России может считаться безработным, если он потерял работу или не имеет доходов по причине невозможности получить постоянную работу в данной местности, зарегистрировался в службе занятости как способный и готовый трудиться и пройти переподготовку. Но служба не предоставляет предложений для постоянного трудоустройства в течение первой недели с момента его регистрации.

В числе безработных в России оказываются неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Таких в числе безработных 70% и более.

Для решения проблем безработных применяется комплекс технологий, например политических. В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

Государственная политика в отношении занятости представлена основными направлениями: 1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке; 2) стимулирование образования гибкого рынка труда, что зафиксировано в нормативных актах Российской Федерации, проводя меры по осуществлению трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействию развитию их способностей к производительному и творческому труду, соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечению социальной защиты в сфере занятости. Например, Законом «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривается создание специализированных предприятий и организаций, дополнительных рабочих мест, особого режима труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятого населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

В соответствии с указанным выше законом к числу занятых граждан относятся: работающие по найму или имеющие иную оплачиваемую работу, временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства; предприниматели, фермеры, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразо­вательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения.

«Занятость, согласно указанному Закону, – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)». Приведенное толкование занятости имеет позитивное значение не только для решения проблем рынка труда, но и для адресной разработки социальной политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования и формирования как на федеральном, так и на местном уровнях.

Важным направлением деятельности государства по уменьшению тяжести безработицы является (т.е. должно быть) стабилизация экономической ситуации в стране, борьба с инфляцией. Значение данных шагов огромно, так как в условиях нынешнего состояния экономики и России пособие по безработице установлено в размере 70% от минимальной оплаты труда, а она из-за инфляции значительно ниже уровня бедности.

Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую. Среди этих последствий – увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.

Выделяются основные психологические характеристики безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформизм, пессимизм, осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое эмоциональное состояние маргинала. Поэтому основным в социальной работе является профилактика массовой безработицы. Допустимой считается незанятость в пределах 2-5%, хотя и в этом случае общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяется количество программ социальной защиты и т.д. Однако массовая безработица, которая превосходит нормативную в 2-4 раза и более, может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях.

Формами профилактической помощи являются: отпуск без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, введение квоты на рабочие места для отдельных категорий населения (сирот, инвалидов и т.д.). Важна такая мера, как введение льготного налогообложения и кредитов предприятиям, созда­ющим дополнительные рабочие места для женщин и молодежи, других категорий граждан.

Органам службы занятости различных уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности и условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширение сети учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Еще слабо используются общественные работы с участием отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей и т. д.). Как правило, такие работы не требуют специальной профессиональной подготовки. К числу работ относятся – уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, благоустройство и уборка территорий, погрузочно-разгрузочные работы и т.д. Они финансируются предприятиями, для которых выполняются эти работы, а также привлекаются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.

В настоящее время активно функционируют службы занятости, которые занимают все более важное место в трудоустройстве граждан, потерявших работу. Служба занятости имеет разветвленную сеть. Ее организует и возглавляет Государственный комитет Российской Федерации по занятости. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные вышестоящим органам и финансируемые за счет средств фонда занятости на основании соответствующих законов и нормативных актов Российской Федерации.

Другие органы – центры занятости всех уровней (типов), решают следующие основные задачи:

– сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

– консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

– профессиональная ориентация всех групп населения;

– выплата пособий по временной незанятости;

– консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;

– оказание помощи в кадровом планировании предприятий;

– организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

Практика показывает, что важнейшим направлением в деятельности служб занятости является социально-психологическая работа с клиентами. Например, готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определенное место работы.

Социальный работник должен понимать термин «подходящая работа». Закон признает подходящей такую работу, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы, протекать в условиях, соответствующих правилам и нормам охраны труда.

Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы. Службой занятости не могут быть признаны безработными:

– граждане, не достигшие 16-летнего возраста;

– лица, которым назначена (в соответствии с законодательством) пенсия, исключая инвалидов III группы;

– отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;

– впервые ищущие работу;

– не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: