Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю.Богдановой, В. Г. Маранцмана: В 2 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 110.
ГЛАВА III
СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Школа призвана ориентировать растущего человека в культуре, накопленной обществом за тысячелетия цивилизации и постоянно творимой им. Вместе с тем школа может и должна способствовать самоопределению преобладающих способностей ученика, подготовке к реальному участию в жизни общества и осознанному выбору профессии.
Для этого необходимо определить цели каждого периода школьного литературного образования с опорой на возрастные возможности ученика и ведущий тип деятельности. Отметим при этом, что этапы литературного развития не совпадают с периодами обучения в современной школе.
Задачей начальной школы, с нашей точки зрения, является формирование способов общения с культурой и постепенное расширение горизонта видения ребенка от непосредственного окружения (семья, улица, школа, город) до общих социальных и природных понятий (страна, общество, мир, Земля, космос). Основной педагогический инструмент развития – игра.
Задачей среднего звена школы (V - VIII классы) становится формирование способов общения в деятельности (учебной, игровой, производственной) и потребности в самопознании личности. Результатом этого периода обучения должно явиться выделение общей направленности интересов и способностей личности (что далеко не всегда совпадает). Поэтому материал обучения - основные формы человеческой культуры, от материального производства до искусства, представленные как особые явления, но данные в этом периоде развития вне их исторического движения. Объективная диагностика способностей и самонаблюдение школьника по результатам четырех лет обучения в среднем звене помогают осознанно выбрать направление дальнейшего обучения в гуманитарной или естественно-научной школе, производственном училище.
|
Старшие классы (IX - ХI) должны еще более конкретно определить уровень и направленность способностей ученика для оправданного выбора вуза. Дифференцирование школы в старшем звене, на наш взгляд, не должно быть слишком дробным (физические, химические, математические и т. д.). Такая специализация - задача вуза. Старшее звено школы должно выявить преимущественные склонности к определенной профессии, но не закреплять их фатально до поступления в институт. В пределах гуманитарной школы могут выявиться склонности к занятиям историей или языками, журналистикой или педагогикой, искусствоведением или художественным творчеством. И программы должны быть построены так, чтобы ученик в системе обязательных курсов и разнообразных факультативов постоянно совершал свой выбор. В этот период обучения познавательная деятельность школьников позволяет следить за историческим развитием каждой области знания и пробовать свои силы в исследовании, творческом обогащении культуры.
Нравственный и эстетический потенциал литературы раскрывается лишь при определенном эстетическом уровне восприятия искусства. Если мы хотим, чтобы русская и мировая культура действительно влияла на развитие ученика как человека и гражданина, необходимо в процессе школьного изучения литературы создать систему роста и постепенного усложнения эстетической деятельности, конкретно определить пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи. Необходимость создания новой программы по литературе диктуется современными задачами образования, связанными с социальным развитием нашего общества. В основе новой программы, на наш взгляд, могут лежать четыре принципа, определяющих ее структуру.
|
- Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста, что определяет отношение к предмету.
- Ориентация содержания программы и характера работы по литературе и развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.
- Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения, системного взгляда на жизнь.
- Ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколения.
Сегодня мы все озабочены тем, чтобы духовные богатства русской культуры, напряженные нравственные искания литературы активно участвовали в воспитании современного школьника. Для осуществления этих высоких целей само содержание, материал программы по литературе необходимо сделать посильным и значительным для ученика. Поэтому идея соответствия школьного курса литературы возрастным этапам развития читателя школьника становится основой программы по литературе.
Однако во многих программах этот принцип лишь декларируется. Многочисленные варианты программ, составленные литературоведами, предлагают V класс отвести фольклору, VI класс - древнерусской литературе, VII класс - XVIII веку. Такое опускание истории литературы на возраст, не расположенный к длительным научным штудиям, способно лишь отлучить ребенка от литературы. С другой стороны, история литературы в некоторых из современных программ предстает в усеченном виде, когда ни эпохи развития литературы, ни литературные направления не изучаются даже в старших классах. Выбор шедевров русской и мировой культуры для программы старших классов не дает целостной картины движения искусства и, в сущности, тормозит литературное развитие ученика, перенося на последнюю ступень литературного образования принцип литературного чтения отдельных произведений в V - VIII классах.
|
Появляются теперь и программы, подчиненные чисто эстетическому рассмотрению литературных явлений. Такие программы, отвлекаясь от исторического содержания литературы во имя вечных истин, естественно возникли как реакция на вульгарный социологизм старых программ.
Рассмотрение литературы под углом зрения эстетических категорий или поэтики, несомненно, имеет право на существование и имеет давние традиции в практике школ (например, во Франции). Однако и при таком подходе попадание на волну возраста необходимо, а пока, к сожалению, ни в методике, ни в психологии не исследована возрастная последовательность освоения эстетических категорий и теоретико-литературных понятий. Выделенные периоды развития читателя-школьника не могут рассматриваться как фатально заданные природой восприятия искусства. В зависимости от социальной ситуации развития читатель может проходить эти периоды ускоренно или задерживаться на том или ином из них. Однако миновать какой-либо период он не может Его эволюция не означает поступательное развитие сразу всех элементов восприятия художественных текстов. Напротив, в определенный период воздвигаются одни качества и тормозятся другие. Так, в период наивного реализма сопереживание, эмоциональная захваченность художественным произведением настолько сильны, что почти не оставляют места для осознания условности искусства, эстетической реакции на художественную форму. У восьмиклассников вместе с бурным прогрессом в развитии читательского воображения происходит частое отклонение от авторского смысла произведения. В следующий период сильным элементом читательского восприятия оказывается логическое понимание текста. Однако учащиеся IX - XI классов больше заняты поисками идеи, чем последовательным переживанием текста.
Почти все участники дискуссий о перестройке школьной программы отмечают необходимость внутренней преемственности между различными этапами школьного литературного образования. Преемственность эта видится в разработке сквозных линий углубления идеологических, нравственных, эстетических проблем, в постепенном, восходящем по кругам каждого класса освоении творчества великих писателей, в развитии читательских умений, необходимых для общения с художественным произведением.
Литературное развитие ученика непосредственно связано с общим развитием, с формированием мировоззрения, эволюции нравственных оценок и представлений Поэтому задача курса литературы в школе — опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности.
Литературоведы, настаивая на сохранении объема литературного образования школьников, в сущности, в онтогенезе стремятся буквально повторить филогенез. Однако тождество онтогенеза и филогенеза невозможно и бессмысленно, так как оно означало бы полную изоляцию человеческой личности от истории общества. Реально развитие каждой личности опирается на опыт предшествующих поколений и учитывает его. Поэтому буквальное повторение личностью пути общественного развития не оказывается необходимым. Однако, для того чтобы растущий человек стал вровень с общественным развитием, индивид должен освоить последовательно стадии развития культуры, которые до его рождения пройдены человечеством. В этом смысле курс истории литературы оказывается обязательным, но он становится доступным школьникам лишь на завершающем этапе литературного образования (IX - XI классы), где и необходимо увеличить число часов на изучение литературы.
Цель литературного образования не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства, освоение эстетических и психологических способов общения человека с искусством. Без решения этой задачи искусство не влияет на ценностные ориентации личности и тем более не направляет реальное поведение человека.
Начальные классы (I - IV) отрабатывают элементарные способы общения ученика с литературным текстом, стимулируя эмоциональную отзывчивость на художественное слово, способность в читательском воображении реализовать слово писателя, охватить единым взглядом содержание литературного произведения, оценить некоторые элементы его форм.
На втором этапе литературного образования (V-VI классы) основной задачей обучения становится формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения.
На третьем этапе литературного образования (VII - VIII классы) необходимо открыть ученикам законы литературы как особого вида искусства Поэтому теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигается здесь на первый план, и настоятельно необходимым становится система сопоставления литературы с другими видами искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино)
Согласование с возрастными особенностями развития, задачи обучения подготавливают изучение исторических эпох развития искусства в IX - XI классах. Суммарное представление о каждой из них, поддержанное подробным изучением одного-двух текстов, создает системный взгляд на развитие искусства в исторически далекие эпохи античности, средневековья, Возрождения, Просвещения и т. д.
Таковы общие контуры программы, которая опирается на периоды возрастного развития читателя-школьника и может способствовать прогрессу в литературном образовании ученика.
Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это не фон, а основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта. Этим объясняется частое опережение внеклассным чтением уроков литературы. В то же время внеклассное чтение стимулируется и направляется уроками литературы. Однако общие импульсы во внеклассном чтении не должны приводить к нивелированию, стандартизации читательского вкуса и опыта. Их нетождественность - залог заинтересованного обмена впечатлениями на уроках внеклассного чтения. Свобода выбора книги для внеклассного чтения отражает реальное различие литературного развития и индивидуального своеобразия личности ученика. Для учителя внеклассное чтение - лучший способ проверки эффективности обучения, способности переноса знаний и умений, полученных на уроках, в сферу свободного общения с искусством.
Принцип подбора книг для внеклассного чтения меняется от средних к старшим классам. В V - VI классах выбор определяется близкой темой или проблемой, в VII - VIII классах — углублением в творчество изученного на уроках писателя. В IX - XI классах основой внеклассного чтения становится ассоциативный контрапункт, позволяющий ученику сопрягать исторически далекие и современные пласты культуры. Теория литературы в программе сопряжена с конкретным изучением художественных явлений. Последовательность освоения теоретико-литературных понятий определяется индукцией. От микроэлементов текста (тропы) - к освоению структуры художественного произведения - таков круг теории литературы в V - VI классах. В VII - VIII классах основой теоретико-литературного образования становятся роды и жанры литературы и повторение на новом витке, в пределах рода и жанра, наблюдений над микро- и макроструктурой художественного произведения. В IX классе основной задачей теоретико-литературного образования становится связь жанров литературного направления, в X классе - проблема жанра и художественной индивидуальности писателя. В XI классе становится доступной историческая поэтика.
Таким образом, во всех сферах литературного образования (чтение и анализ произведения, теория литературы, внеклассное чтение, литературное творчество) авторы программы стремятся избежать на разных ступенях развития аналогичных операций и стимулировать поступательное движение ученика.
Программа не должна сковывать творческую инициативу учителя, которая может проявиться и в перенесении книг из круга внеклассного чтения в основной ряд текстуально изучаемых произведений, и наоборот, в расширении круга внеклассного чтения соответственно читательским устремлениям учеников, в перестановке, сжатии и расширении отдельных тем программы, изменении количества часов на изучение текста.
Задания по литературному творчеству не могут быть скопированы в классах разного уровня, обязательны для учеников с несходным индивидуальным типом литературного развития. Выбор варианта творческого задания зависит от лейтмотива изучения произведения в данном классе.
Искусство учителя состоит в нахождении того варианта методической разработки темы, того задания, которое посильно и необходимо конкретным ученикам. И важна в программе не сама формулировка тем, а характер задания. Однако последовательность, общая направленность творческих заданий должны быть сохранены, ибо умения читателя формируются многократными действиями.
Таковы общие положения, определяющие основные разделы программы. Теперь познакомимся более конкретно с содержанием программы, предложенной кафедрой методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им А. И. Герцена.
Жизнь - литературное произведение - писатель
V - VI классы
Основной задачей изучения литературы в V - VI классах является решением проблемы «писатель и действительность». Наивный реализм читателя-школьника побуждает его в этот период развития видеть в искусстве копию жизни. Поэтому в обучении важно сделать акцент на освещение событий, характеров, пластов действительности разными художниками, на несходстве их позиций, мироощущений, стиля.
Основным предметом изучения является художественное произведение во взаимосвязи с теми явлениями жизни, которые в нем отражены. Этот реальный фон искусства играет роль установки на чтение и анализ художественных текстов. Чтение «по объему», характерное для школьников в этот период литературного развития, побуждает выделить тематические лейтмотивы каждого класса. Для V класса лейтмотив - «Времена жизни, времена года, времена истории».
Движение времени в жизни человека, эпохи его развития от детства до старости, постоянный и изменчивый круговорот жизни природы, наконец, разность исторических периодов жизни общества, пока данная не как мотивированный процесс, а как контрастные фрагменты, - все эти сюжеты привлекают пятиклассников динамизмом, коренной особенностью их мышления.
В VI классе тема становится социально более конкретной и общечеловеческий план обогащается общественно-историческим. Человек и его поступок, героическое и обыденное, человек и Родина - таков круг вопросов, важных для нравственного воспитания школьников.
Таким образом, литературный материал каждого класса опирается на интересы учеников, актуальную для них нравственную проблематику искусства, а эстетическая задача обучения становится способом разрешения конфликтов между писателем и читателем, способом преодоления ограниченных сторон читательского восприятия, свойственного возрасту.
V класс
V класс является переходным от начальной школы к средним классам. Поэтому представляется целесообразным сохранить привычный детям по младшим классам принцип тематического построения курса.
Времена года, времена жизни, времена истории — лейтмотив курса, определивший его построение. Основная проблема курса, развиваясь, решается на четырех тематических циклах сказки, эпохи жизни, времена года, страницы истории.
В первом цикле изучаются сказки разных народов с целью показать ребятам, как художественное своеобразие разных фольклорных миров, так и их единство, подсказанное близостью общечеловеческих нравственных ценностей. Сказки фольклорные сменяются литературными, чтобы ребята могли почувствовать единство писателя и народа и осознать творчество писателя как особое, индивидуальное сознание. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина в сопоставлении с народной русской сказкой и греческим мифом, своеобразие на этом фоне сказки Андерсена и завершающая первый цикл сказочная повесть Н. В. Гоголя наиболее ярко раскрывают особенность фольклора и авторской литературы.
Второй цикл, хронологически продолжающий первый, посвящен детству, старости человека в самых разных проявлениях. Здесь особенно важно избегать прямолинейности и помочь увидеть мир детства (а значит, и понять собственный) во всей его диалектической сложности и неоднозначности: темные и светлые стороны жизни детей в изображении Н.А.Некрасова, одиночество по видимости благополучного героя повести В.Г.Короленко и теплота взаимоотношений с отцом его социально обездоленных друзей, парадокс свободы и заданности поведения, с которыми сталкиваются поменявшиеся ролями социальными герои М.Твена (внеклассное чтение), или рассказы А.Платонова, В.Шукшина, Ю.Казакова, повесть Ч.Айтматова и стихотворения Д.Хармса и Ж.Превера дают представления о соотношении детства и других эпох жизни человека.
В следующем цикле происходит погружение в волшебный мир природы поэзии. Главная задача, стоящая здесь перед учителем, - научить ребят видеть необычайное в обыденном, привычном, чувствовать прекрасное, растворенное в мире, подвести их к мысли о единстве всего живого, научить видеть, чувствовать и понимать художественный образ, радоваться точному и неожиданному слову писателя.
Четвертый цикл знакомит ребят с миром реальной истории. Очень важно показать им разные способы, разные приемы изображения реальности. Поэтому в программе соседствуют три разных произведения о войне 1812 года басня Крылова «Волк на псарне» и два совершенно несхожих стихотворения Лермонтова на ту же тему - «Бородино» и «Два великана».
У пятиклассников удивительно сочетаются «наивный реализм» и чуткость к художественному образу. Поэтому особенно важно соединить содержание с эстетическим вниманием к автору, слову, приемам, которыми пользуется художник, создавая мир заново и видя его своеобразие.
Осуществление этих целей должно быть неразрывно связано с собственным литературным творчеством учащихся. Не просто запомнить, что называется эпитетом или сравнением, не только научиться находить и объяснять их в произведении, но обязательно попытаться самому посмотреть на мир (цветок, дерево, небо, реку) глазами художника, передать другим свое видение - такую задачу должен ставить учитель перед детьми, соединяя в единый процесс изучение произведения, теоретико-литературных понятий, собственное литературное творчество школьников.
VI класс
Построение программы VI класса в основном подчинено «хронологическому принципу» - от мифов и библейских сказаний до произведений современных писателей. Однако в ряде случаев хронология уступает место тематическим связям. В курсе соседствуют произведения русской и европейской литературы - с целью создать у ребят начальное представление о своеобразии индивидуального художественного мира в близких по теме и проблематике произведениях.
Главным критерием отбора изучаемых произведений стало их соответствие известным психологическим особенностям младших подростков их стремлению к героическому, необычайному, желанию идентифицировать себя с яркими, сильными личностями. Нравственные категории чести, долга, верности и самоотверженности находят отражение во всех произведениях для изучения и внеклассного чтения учащихся.
Лейтмотив класса — человек и его поступок в разных аспектах человек и родина, человек и другие люди, во имя которых он совершает самоотверженный поступок, наконец, человек в сложных взаимоотношениях с самим собой.
Идея единства культуры общечеловеческих ценностей, заявленная в курсе V класса, развивается на материале VI класса, обнаруживая многоголосый диалог писателей разных стран и эпох. С этой целью в программе соседствуют английские баллады о Робине Гуде и немецкие (Ф Шиллер) в переводе Жуковского и Лермонтова, а за изучением поэмы «Полтава» и повести «Выстрел» следуют уроки по «Песне о купце Калашникове» Лермонтова. Соседство «Тараса Бульбы» Гоголя и внеклассного чтения «Айвенго» на разном историческом и литературном материале ставят проблемы чести, долга, самореализации личности через поступок.
Авторы ставили своей целью создать объемное, полифоническое представление о теме и проблеме. Тема народа представлена разножанровыми и контрастными по авторской позиции и манере произведениями Тургенева, Щедрина, Лескова и Чехова.
VI класс - время приобщения к приключенческой и научно фантастической литературе. Задача учителя - научить ребят читать произведения этих жанров, помочь им увидеть за стремительным развитием сюжета повести Гоголя или романа Дюма кодекс чести его героев, приобщить их к романтике познания и преображения мира, отразившейся в фантастических романах Беляева и Жюля Верна. Высокой эстетической задачей курса в то же время оказывается разграничение беллетристики и подлинно художественной литературы.
Продолжается период «наивного реализма», углубляется работа учителя по развитию художественного восприятия. Преодолению «наивного реализма» способствует выявление индивидуального отношения разных писателей к близким темам и проблемам. Поэтому в программе соседствует «Детство» Л. Толстого и «Мальчики» Ф. Достоевского. В связи с этой задачей в курсе VI класса возникает мотив творческого дара художника, его судьбы и его поступки - создание произведения искусства. Этот мотив начинается знакомством с мифом об Орфее, продолжается изучением баллады Жуковского - Шиллера «Ивиковы журавли», завершается «Золотой розой» К Паустовского.
В анализе произведений становятся неразрывными нравственный и теоретико-литературный аспекты вводятся представления о лирике и эпосе, происходит знакомство с основными понятиями, характеризующими структуру и стиль литературного произведения. Каждое из предложенных произведений изучается именно как произведение литературы с подчеркиванием его художественного своеобразия. Поэтому особенно рекомендуются такие виды работ, как сопоставление различных произведений и художественных систем (мифы Древней Греции - библейские сказания - древнерусский эпос и эпос народов мира), сопоставительный анализ произведений одного автора («Парус» и «Сосна» Лермонтова, «Тарас Бульба» и «Повесть о двух Иванах» Гоголя) или близких по жанру (баллады Шиллера, Жуковского, Светлова).
Виды литературного творчества учащихся также объединяются направленностью на восприятие художественной природы произведения (сочинения и изложения в заданной стилистике), выявление специфики литературы в сопоставлении с другими искусствами (живопись, кино, театр, телевидение).
Содержание раздела «Литературное творчество» (VI Кл.) определялось по критериям:
- связь с программой по развитию связной речи (отработка типов речи),
- систематическая работа над формированием индивидуального литературного стиля школьника (через подражание авторскому стилю),
- акцентирование внимания ребят на приемах литературного творчества,
- решение конкретных задач литературного творчества «перевод» литературного текста на язык другого искусства, обогащение индивидуальной стилистики школьника, создание речевого произведения с опорой на литературные впечатления и др.
Круг внеклассного чтения, намеченный в программе, вовсе не обязателен для всеобщего исполнения классом. Ученики живут в разном читательском ритме, и у каждого из них свои интересы. Выбор круга чтения остается за учеником, как и выбор задания по литературному творчеству. Было бы просчетом делать все эти задания обязательными. Творчество не существует под диктовку. И по тому, сколько учеников из класса и сколь охотно взялись выполнять задание или читать дополнительно, учитель может судить об успехе той работы, которая протекала на уроке.
Напряженный ритм программы не для любого класса. Поэтому учитель, зная уровень литературного развития своих учеников, может опустить тот или иной материал (скажем, «Мальчики» Достоевского или «Детство» Горького), увеличив число часов на другую тему. Важно лишь сохранить общий ход программы и систему действий, которые осваивает ученик как читатель.