VII - VIII классы
VII - VIII классы - время перехода учеников от старшего подросткового возраста к ранней юности. Этот возраст в отношении к словесному искусству характерен обостренным вниманием к нравственному содержанию литературы. Вопросы этические глубоко интересуют складывающуюся личность, в которой формируется самосознание. Подвиг и предательство, счастье и долг, желание и закон, человек и природа, личность и общество, взаимоотношения людей, связи и конфликты поколений, человек и его поведение в различных ситуациях от быта до войны, в разные исторические эпохи, в разных странах - эти и другие проблемы нравственно-социального характера оказываются первостепенными и акцентируются читателем-школьником при знакомстве с литературными произведениями. Разумеется, и раньше учеников интересовали этические аспекты произведения искусства. Вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» начинают решать с дошкольного возраста. Ученики начальной школы задумываются над нравственной оценкой поступков.
В V - VI классах учеников уже начинают интересовать мотивы поступков героев, появляются попытки связать характер героя и его судьбу, оценить влияние событий на характер героя, оправдать поступок характером.
Ученики VII — VIII классов, продолжая все эти нравственные искания на материале искусства, делают этический вопрос проблемой, придают ему всеобщий характер, стремятся сравнить открытые искусством явления и определить, что такое добро и зло. Вместе с тем сосредоточение на психологической, актуальной для ученика проблематике литературного произведения приводит к субъективизации художественного текста, переакцентировке авторского смысла произведения в сознании читателя. Стремительное развитие читательского воображения в этот период, который можно было бы назвать эпохой «нравственного эгоцентризма» в отношении к литературе, часто приводит к появлению произвольных читательских образов, внеконтекстных ассоциаций. Обучение призвано опираться на сильные стороны читательского развития и сдерживать, помогать преодолевать слабые. Поэтому изучение в этих классах теории литературы, проявляющее эстетическую природу произведения, способно уравновесить крайности возрастного развития. Если в V - VI классах в центре теоретико-художественного изучения лишь элементы образной структуры текста (эпизод, сюжет, композиция, конфликт, портрет, пейзаж, тропы), то в VII - VIII классах основой теоретического курса становится изучение родов и жанров литературы.
|
Новый этап литературного развития школьников будет плодотворным при условии совершенствования их читательской деятельности, освоения эстетических законов искусства и приближения к исторической его оценке. В этом отношении первостепенная задача уроков литературы в VII - VIII классах не только формировать взгляд на литературу через призму личности и художественного мира писателя, как это было в V - VI классах, но и освоить законы эстетического постижения литературных родов и жанров.
Программа по литературе самим составом произведений, их проблематикой должна отвечать на нравственные искания ученика и давать возможность в процессе анализа произведений в школе решать жизненно важные для этического и эстетического воспитания в целом проблемы.
|
VII класс
VII класс как начало нового этапа литературного образования, предполагает переход от изучения отдельного произведения к осознанию своеобразия идейно-художественной позиции писателя. Сопоставление произведений разных писателей в пределах каждого литературного рода (эпос, лирика, драма) подчеркивает связи и отличия художественных индивидуальностей.
Напряженность нравственных конфликтов, возникающих при чтении произведения в сознании читателя, побуждает в процессе анализа постоянно обращаться к проблемным ситуациям, специфика которых в данном классе состоит в сопряжении эстетического и этического, литературного произведения в его исторической и художественной конкретике и острейших нравственных проблем времени, которыми живут подростки.
Преодолевая однолинейность мышления и нравственный максимализм, свойственные возрасту, следует особое внимание обращать на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учить воспринимать позицию художника целостно, в сложном диалектическом единстве. Для этого особенно важно добиваться аргументации оценки героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и последовательно прослеживать его развитие на всех уровнях художественной системы. Для более объективного представления о позиции автора важно показать учащимся движение поэтической мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению.
|
Система творческих работ строится на идее переноса выработанных в процессе изучения литературных произведений способов диалектической интерпретации героев и ситуаций на реальную жизнь современного школьника с целью формирования свободного от догмы мышления и многомерного восприятия действительности.
VIII класс
В VII классе учащиеся получают представление о личности писателя и ее выражении в произведениях различных родов, жанров и стилей
В VIII классе совершается новый шаг — изучается биография писателя, следовательно, возникает представление о некоторых этапах его жизненного и творческого пути. Сквозными доминантными проблемами курса литературы VIII класса являются проблемы «Герой и время» (социально-нравственное содержание) и «Жанры литературных произведений» (теоретико-литературный аспект).
Программа составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам смену эпох общественного развития, познакомить с характерными для каждой из них типами литературных героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества, подчеркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.
Таким образом, VIII класс, завершая определенный этап в развитии школьников, дает возможность закончить неполную среднюю школу решением ряда ключевых нравственных проблем, важных как для понимания эволюции литературы, так и для формирования личности подростка.
Выделение проблемы «Герой и время» в качестве доминирующей помогает проследить развитие русской литературы от XVII в до наших дней в одном только, но этически и социально наиболее важном аспекте и готовит ученика к восприятию курса литературы старших классов
Жанровое разнообразие изученных произведений и возможность сопоставления в пределах одного жанра романа, повести, поэмы, рассказа, элегии и т д. разных писательских позиций, художественных индивидуальностей подготавливает учеников к самостоятельной оценке литературных явлений
Литературное творчество, кроме сочинений, связанных с изучением программных произведений, предполагает овладение разными жанрами, от эпиграммы до оды, умением написать биографию, законченный отзыв о произведении искусства, испытать свои силы в переводе иноязычного текста или сравнить и оценить поэтические переводы.