Человек — писатель — искусство




VII - VIII классы

VII - VIII классы - время перехода учеников от старшего подросткового возраста к ранней юности. Этот возраст в отно­шении к словесному искусству характерен обостренным вни­манием к нравственному содержанию литературы. Вопросы этические глубоко интересуют складывающуюся личность, в которой формируется самосознание. Подвиг и предательство, счастье и долг, желание и закон, человек и природа, личность и общество, взаимоотношения людей, связи и конфликты по­колений, человек и его поведение в различных ситуациях от быта до войны, в разные исторические эпохи, в разных стра­нах - эти и другие проблемы нравственно-социального харак­тера оказываются первостепенными и акцентируются читате­лем-школьником при знакомстве с литературными произведе­ниями. Разумеется, и раньше учеников интересовали этиче­ские аспекты произведения искусства. Вопрос «Что такое хо­рошо и что такое плохо?» начинают решать с дошкольного возраста. Ученики начальной школы задумываются над нравственной оценкой поступков.

В V - VI классах учеников уже начинают интересовать мотивы поступков героев, появляются попытки связать характер героя и его судьбу, оценить влияние событий на характер героя, оправдать поступок характером.

Ученики VII — VIII классов, продолжая все эти нравствен­ные искания на материале искусства, делают этический во­прос проблемой, придают ему всеобщий характер, стремятся сравнить открытые искусством явления и определить, что та­кое добро и зло. Вместе с тем сосредоточение на психологиче­ской, актуальной для ученика проблематике литературного произведения приводит к субъективизации художественного текста, переакцентировке авторского смысла произведения в сознании читателя. Стремительное развитие читательского воображения в этот период, который можно было бы назвать эпохой «нравственного эгоцентризма» в отношении к литера­туре, часто приводит к появлению произвольных читатель­ских образов, внеконтекстных ассоциаций. Обучение призва­но опираться на сильные стороны читательского развития и сдерживать, помогать преодолевать слабые. Поэтому изучение в этих классах теории литературы, проявляющее эстетиче­скую природу произведения, способно уравновесить крайно­сти возрастного развития. Если в V - VI классах в центре теоретико-художественного изучения лишь элементы образной структуры текста (эпизод, сюжет, композиция, конфликт, портрет, пейзаж, тропы), то в VII - VIII классах основой теоретического курса становится изучение родов и жанров ли­тературы.

Новый этап литературного развития школьников будет плодо­творным при условии совершенствования их читательской дея­тельности, освоения эстетических законов искусства и приближе­ния к исторической его оценке. В этом отношении первостепен­ная задача уроков литературы в VII - VIII классах не только формировать взгляд на литературу через призму личности и ху­дожественного мира писателя, как это было в V - VI классах, но и освоить законы эстетического постижения литературных родов и жанров.

Программа по литературе самим составом произведений, их проблематикой должна отвечать на нравственные искания учени­ка и давать возможность в процессе анализа произведений в школе решать жизненно важные для этического и эстетического воспитания в целом проблемы.

VII класс

VII класс как начало нового этапа литературного образова­ния, предполагает переход от изучения отдельного произведения к осознанию своеобразия идейно-художественной позиции писа­теля. Сопоставление произведений разных писателей в пределах каждого литературного рода (эпос, лирика, драма) подчеркивает связи и отличия художественных индивидуальностей.

Напряженность нравственных конфликтов, возникающих при чтении произведения в сознании читателя, побуждает в процессе анализа постоянно обращаться к проблемным ситуациям, специфика которых в данном классе состоит в сопряжении эстетиче­ского и этического, литературного произведения в его историче­ской и художественной конкретике и острейших нравственных проблем времени, которыми живут подростки.

Преодолевая однолинейность мышления и нравственный мак­симализм, свойственные возрасту, следует особое внимание обра­щать на противоречивость, многомерность оценки писателем ге­роев и событий, учить воспринимать позицию художника целост­но, в сложном диалектическом единстве. Для этого особенно важно добиваться аргументации оценки героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и после­довательно прослеживать его развитие на всех уровнях художе­ственной системы. Для более объективного представления о по­зиции автора важно показать учащимся движение поэтической мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению.

Система творческих работ строится на идее переноса вырабо­танных в процессе изучения литературных произведений спосо­бов диалектической интерпретации героев и ситуаций на реаль­ную жизнь современного школьника с целью формирования сво­бодного от догмы мышления и многомерного восприятия дейст­вительности.

VIII класс

В VII классе учащиеся получают представление о личности писателя и ее выражении в произведениях различных родов, жанров и стилей

В VIII классе совершается новый шаг — изучается биография писателя, следовательно, возникает представление о некоторых этапах его жизненного и творческого пути. Сквозными доми­нантными проблемами курса литературы VIII класса являются проблемы «Герой и время» (социально-нравственное содержание) и «Жанры литературных произведений» (теоретико-литера­турный аспект).

Программа составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам смену эпох общественного разви­тия, познакомить с характерными для каждой из них типами ли­тературных героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества, подчеркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.

Таким образом, VIII класс, завершая определенный этап в развитии школьников, дает возможность закончить неполную среднюю школу решением ряда ключевых нравственных про­блем, важных как для понимания эволюции литературы, так и для формирования личности подростка.

Выделение проблемы «Герой и время» в качестве домини­рующей помогает проследить развитие русской литературы от XVII в до наших дней в одном только, но этически и соци­ально наиболее важном аспекте и готовит ученика к воспри­ятию курса литературы старших классов

Жанровое разнообразие изученных произведений и возмож­ность сопоставления в пределах одного жанра романа, повести, поэмы, рассказа, элегии и т д. разных писательских позиций, художественных индивидуальностей подготавливает учеников к самостоятельной оценке литературных явлений

Литературное творчество, кроме сочинений, связанных с изу­чением программных произведений, предполагает овладение раз­ными жанрами, от эпиграммы до оды, умением написать биогра­фию, законченный отзыв о произведении искусства, испытать свои силы в переводе иноязычного текста или сравнить и оце­нить поэтические переводы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: