IX — XI классы
IX, X, XI классы в возрастном развитии школьников принадлежат к ранней юности. Исследования по педагогике и психологии подчеркивают, что это качественно новый период развития человека, в котором центральное место занимает проблема взаимоотношения личности и общества. Для литературного развития школьников в этот период становятся актуальными проблемы исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи. Характерными сторонами читательского восприятия становятся концепционность и внимание к художественной форме произведения при некотором ослаблении способности читателя к эмоциональной и образной конкретизации литературного образа.
Основываясь на сдвигах в литературном развитии школьников, мы вправе развернуть перед учениками картину литературного процесса в его историческом движении, смене литературных направлений, эволюции художественных методов. Доступными становятся для учеников систематизация всех фактов, усвоенных в предшествующих классах, целостное представление об историко-литературном процессе и творческом пути отдельных писателей.
Невозможно осознать своеобразие национальной культуры вне сопоставления русской и мировой литературы. И поэтому необходимо представить основные вехи развития литературы в ее лучших образцах (фольклор, античность, средневековье, Возрождение, Просвещение и т.д.).
Курс старших классов (IX — XI) необходимо подчинить задаче исторической систематизации представлений о развитии искусства слова, показать школьникам основные периоды истории литературы в постоянном соотнесении с современным литературным процессом Сравнение литературы прошлых эпох с литературой XX века, представленной в круге внеклассного чтения, откроет школьнику живое значение исторических традиций в искусстве и новаторство, своеобразие современной литературы.
|
Предлагаемый вариант программы историко-литературного курса в старших классах школ исходит из необходимости последовательного рассмотрения развития литературы в "её социально-исторической обусловленности Обзоры, представляющие литературу определенной исторической эпохи, чередуются с текстуальным изучением отдельных произведений, а в области русской литературы - с монографическим изучением творчества крупнейших писателей. При этом параллельно и во взаимодействии с основным содержанием курса, побуждаемые рекомендациями к самообразованию, обращены к современной литературе (XX век), которая в предполагаемом варианте становится не одним из разделов истории литературы, а постоянным фоном, актуализирующим восприятие исторически отдаленных от современного читателя-школьника явлений.
Обращение к древним пластам литературы в школьных условиях требует актуализации художественного материала в сознании учеников. Этому способствует современное прочте^ ние произведений классики в школе, вычленение в тексте жизненно важных для нынешнего поколения идеологических и эстетических проблем, а также прослеживание традиций классической литературы в современном искусстве. Рекомендации к самообразованию в этих целях строятся так, чтобы ученики смогли реально услышать эхо далеких эпох в современном литературном процессе, осознать немеркнущее значение искусства прошлого.
|
Эта задача может стать темой самостоятельного факультатива «Классика и современность» в IX - XI классах. Таким образом, предлагаемая программа в круге самообразования намечает изучение литературы вне рамок урока
Самообразование учеников до IX класса стимулируется рекомендациями учителя, а намеченное списком произведений для чтения на перспективу литературное образование в IX -XI классах получит новый характер. История литературы в ее широком движении побуждает учеников самостоятельно составить программу самообразования в связи с избранной учениками проблемой, наметить круг художественных, публицистических, критических, литературоведческих работ, организует библиографический поиск. Работа по самообразованию в связи с ростом возможностей старшеклассников, усилением личностного начала в интересах носит более индивидуальный характер.
IX класс
Трудность перехода ученика от нравственно-проблемного к историко-эстетическому подходу к явлениям искусства несомненная и требует особых усилий ученика и учителя для решения этой задачи. Курс IX класса построен на смене эпох развития литературы, представленных общим планом обзора и крупным планом изучения монографической темы. Обилие зарубежного материала объясняется тем, что некоторые эпохи — античность, Возрождение - русская литература или миновала, или переживала в иных формах и позднее, чем Европа. Однако везде, где это возможно, мы стараемся сопрягать русское и европейское литературное развитие, дабы показать и общие тенденции, и самобытность русского искусства. Новой задачей IX класса оказывается освоение таких явлении, как литературное направление и творческий путь писателя. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм предстают перед учениками как наследники и антиподы. При этом можно показать, что система «правил» каждого направления неизбежно сдвигается и варьирует индивидуальным творчеством писателя.
|
Рассмотрение творческого пути писателя возможно в какой-то степени в рамках разных монографических тем, но наиболее законченно предстает в теме «А. С. Пушкин». Здесь уроки творческой эволюции писателя наиболее поучительны и открыты ученикам, здесь стремительность взлета русского искусства от замкнуто-отечественного своеобразия к общественному уровню особенно заметна. Труднее всего, однако, показать нравственное и художественное движение поэта в органическом единстве.
IX класс может быть для многих учащихся завершением их школьного литературного образования.
X класс
Программа литературы X класса является логическим продолжением историко-литературного курса, но, в отличие от программы IX класса, насыщенной произведениями зарубежной литературы, в основном ряду представлены только произведения литературы отечественной, что обусловлено изменением роли и значения русской литературы в контексте во второй половине XIX века. Особенностью литературы этого периода является тот факт, что ее развитие идет в рамках одного художественного метода - реализма - и различия в творчестве писателей во многом зависят от их общественной позиции. В связи с этим представляется важным, прослеживая путь писателя, эволюцию художественных принципов, нравственные и философские искания, выявить, как они отражают основные идеи и проблемы эпохи. Образ времени создается при соотнесении творчества писателей, по-разному оценивающих пути развития России и общества (Л.Н Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасов), представляющих героя времени (И.С.Тургенев, Н.Г.Чернышевский) и идеал человека (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасов).
Необходимо отметить, что возникающие в рамках одного художественного метода направления и эволюция жанров также обусловлены различием позиций, занимаемых писателем, поэтому при изучении творчества каждого из них важно показать своеобразие воплощения идей в произведении, многообразие стилей и способов художественного мышления («тайная психология» Тургенева, полифонизм Достоевского, «диалектика души» Л.Толстого, художественная сдержанность Чехова и т.д.).
Главной задачей курса литературы X класса является изучение творческого пути писателя как развития его личности и реакции на историческое и эстетическое движение эпохи.
XI класс
Завершающее звено литературного образования в школе призвано сформировать у учеников способность самостоятельной оценки нынешних явлений художественной литературы Курс литературы. XX века в предлагаемом варианте строится на исторической основе Последовательно рассматриваются эпохи развития литературы. В обзорах, посвященных отдельным десятилетиям XX века, выделяются характерные линии развития литературы, эстетические позиции различных литературных групп, проблемы литературной борьбы и основные темы художественной литературы Монографические темы в каждой эпохе представляют разные идейно-художественные явления.
Ключевые исторические события времени при таком подходе получают разноплановое, объемное освещение. Творческий путь представляется возможным изучить лишь в нескольких случаях: А.Блок, М.Горький, В.Маяковский, М А.Шолохов, М.А.Булгаков, А Твардовский
Подбор материала в программе строится на принципе диалога писателей внутри каждой эпохи («Как относились к революции Горький, Блок, Маяковский? В чем несходны картины гражданской войны в произведениях Фадеева и Шолохова?» и т.д.). Но в процессе изучения литературы прежних десятилетий важно посмотреть на них глазами наших современников. И здесь возникает диалог разных времен («Как события революции и гражданской войны рассматриваются в романах Б.Пастернака «Доктор Живаго» и С.Залыгина «Соленая пядь»? Как время сталинщины оценено в «Знаке беды» В.Быкова и «Детях Арбата» А.Рыбакова» и т.д.). Диалог писателей внутри каждой эпохи и диалог меж временами помогает состояться важнейшему для школы диалогу писателя и современного читателя-ученика.
Курс литературы XX века сопровождается проблемным повторением литературы XIX века, создающим ретроспективу развития искусства. Традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Л.Толстого, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Чехова осмысляются при изучении писателей XX века - тех, которые опирались на их творчество.
Учитель вправе сокращать количество монографических тем в пределах каждого десятилетия, увеличивая число часов на изучение авторов, наиболее близких ему и школьникам. Подбор стихотворений также может быть индивидуален для каждого класса.
В программе XI класса почти по каждой теме учащимся предлагается широкий выбор различных жанров литературного творчества: художественных, критико-публицистических, литературоведческих. Количество таких работ в году, равно как и выбор того или иного жанра или рода творческих работ, устных и письменных, коллективных и индивидуальных, всецело принадлежит ученику, который, таким образом, получает возможность определить, какой тип литературно-творческой деятельности - художественный, критико-публицистический или литературоведческий - он предпочитает. Определение учеником своих склонностей при условии овладения как устными, так и письменными, как коллективными, так и индивидуальными формами работ учитывается при оценке знаний, умений и уровня литературного развития школьника; при этом требования к каждому ученику в ходе учебного года и на экзамене дифференцируются и индивидуализируются. Каждая письменная творческая работа, независимо от типа и жанра, может быть зачтена как сочинение или несколько сочинений. На экзамене ученик по рекомендации учителя может устно защищать одну из своих лучших творческих работ вместо ответа на один из вопросов билета.
В XI классе завершается формирование всей системы умений, необходимых для послешкольного литературного самообразования При этом продолжают развиваться умения, связанные с художественной интерпретацией, критико-публицистической оценкой и литературоведческим анализом отдельных произведений, а также умения, нужные для монографического осмысления творчества писателя и обзоров
Таким образом, программа создает перспективы поступательного движения в литературном развитии школьников, формируя на каждой стадии новые умения, необходимые для общения читателя с литературой. Предложенный вариант программы лишь одно из возможных воплощений содержания литературного образования в школе. Сегодня каждый учитель - творец своей программы. Но, приспосабливая содержание литературного образования к условиям места и времени, к личностному своеобразию учителя и учеников, мы не можем обойти некие общие основы, складывающиеся из законов возраста и искусства. В программе может меняться состав произведений, выбор которых подсказан вкусами поколения, но инвариантными остаются задачи литературного образования на каждом этапе развития ученика.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Чем отличаются программы V - VI, VII - VIII и IX - XI классов?
Какие произведения вы бы заменили в предложенной программе или переставили в другой класс?
Какие задания по литературному творчеству вы могли бы предложить, кроме или взамен намеченных программой?
Литература
Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. М., 1971.
Изучение литературы в вечерней школе / Под ред. Т. Г. Браже. М., 1977.
ГЛАВА IV
МЕТОДЫИ ПРИЕМЫИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫВ ШКОЛЕ
МЕТОДЫИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫВ ШКОЛЕ
В греческом языке слово methods означало путь к чему-либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы каждой науки специфичны и зависят от ее содержания и целей. Методика преподавания литературы настойчиво ищет присущие именно ей методы изучения литературы в школе. Подчиненность методики литературоведению и педагогике в известной мере тормозит этот процесс. В современной методической науке существует несколько подходов к решению проблемы методов. В.В.Голубков выделял методы изучения литературы по источнику знаний лекция учителя, беседа, самостоятельная работа учеников. Н.И.Кудряшев, следуя новой классификации методов обучения, представленной в работах М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера, определяет метод как вид деятельности учащихся: творческое чтение, репродуктивный, эвристический, исследовательский. В.А.Никольский выделяет методы и приемы эмоционально-образного постижения художественного текста и методы и приемы истолкования литературных произведений.