Что такое «гуманизм» и кто такие «гуманисты». (Уведите от экранов детей)




Сегодня слово «гуманизм» употребляется в значении «абстрактное добро и милосердие». Предполагается, что гуманист — это очень хороший человек, который помогает голодающим детям Африки и решительно выступает против стран-агрессоров и недемократических режимов.

Однако, человек с развитым историческим мышлением без труда обнаружит за гуманистической риторикой очевидную сектантскую логику. Все люди, называющие себя гуманистами, как будто противопоставляют себя некоему «негуманизму», с которым необходимо бороться, и который, пожалуй, представляет собою естественное «догуманное» состояние человека. Т. е. в основе гуманизма (как и в основе христианства, впрочем, но об этом чуть позже) лежит какая-то сектантская идеология, которая вышла за рамки своей секты и пошла гулять по миру.

Так оно и есть. «Идея гуманизма» — это наследие предпротестантских еретиков и смутьянов, которые начали расти, как грибы после дождя приблизительно в середине XV века. «Дождем» в этом смысле нужно считать: а) падение Византийской империи в 1453 году, благодаря чему на Запад попали ценные греческие рукописи; б) изобретение Гутенбергом матрицы, т. е. книгопечатного станка, что случилось тогда же, в 1450-х гг.

 

В этой небольшой статье мы расскажем о том, как идеология гуманизма зародилась, как она эволюционировала и как она пришла к нынешнему печальному состоянию, сделавшись всего лишь составной частью ультралиберального тоталитаризма, ныне победившего в западных странах.

Проще говоря, гуманизм — это квазирелигиозное направление. Мы уже несколько раз употребляли этот термин, когда говорили о масонстве или коммунизме. Что это значит? Квазирелигия — это характерный для Нового времени тип построения интеллектуальных систем. Люди берут привычные религиозные постулаты, но выбрасывают из них слова «Бог» и «церковь». Эти понятия заменяются какими-нибудь другими, очень похожими: «общечеловеческие идеалы», «нравственный закон», «единство всех прогрессивных людей» и т. д. Кроме того, меняется знак, политический заряд, вектор. Обычно такая идеология направлена против чего-то. Гуманизм изначально был направлен против Римско-католической церкви, а в более поздние времена гуманистическая риторика была использована коммунистами и либералами в их борьбе с правыми движениями, зародившимися как раз на традиционной католической почве (самый известный пример — фашизм).

Но давайте по порядку, с самого начала.

Гуманисты и гуманитарии

Любой образованный человек (даже школьник) также обратит внимание на странное созвучие «гуманизма» и «гуманитарных наук»: истории, филологии, культурологии и проч. И будет прав! Это действительно однокоренные явления. Объясним, почему.

В XII—XIII вв западнохристианский мир трясла борьба с катарами — провансальскими манихеями. Манихеи были мистиками и были достаточно популярны среди неграмотных крестьян и ремесленников, которые в феодальном мире считались людьми второго сорта по сравнению с рыцарями, католическими монахами и парижскими студентами (т. е. «элитой» тех времен). Соответственно, в качестве альтернативы этим мистическому манихейскому учению был выдвинут рационализм, точнее, томизм (от имени Фомы Аквинского).

 
 

Когда мы говорим «борьба с катарами», мы имеем в виду, прежде всего, непосредственную войну с ними на юге Франции, которая началась в 1209 году, а закончилась 16 марта 1250 года.

Именно в этот день крестоносцы захватили катарский замок Монсегюр в Лангедоке.

В этом замке, по преданию, хранилась какая-то манихейская реликвия. Многие, начитавшись про Аненербе и насмотревшись голливудских фильмов про Индиану Джонса, ошибочно полагают, что там был Грааль. (О нет, там была штука помощнее! К сожалению, мы не можем сейчас раскрывать всех секретов, простите, наши уста связаны ужасной клятвой...)

Если хотите посмотреть одним глазком, то вот: "О чём на самом деле роман "Мастер и Маргарита". Но чур, мы вам ничего не советовали.

Альбигойскрй крестовый поход. Копия средневекового барельефа

Так вот. А Фома Аквинский воевал с катарами, как мы сказали бы сейчас, «на информационном фронте». Аквинат прославился среди всего прочего тем, что однажды на высокосветском приеме у французского короля спокойно-тихо сидел в углу на каком-то диване или стульчике, никто его не замечал: подумаешь, мол, пришел какой-то поп, ну пришел и пришел, пусть сидит и перебирает свои четки. Фома, действительно, перебирал четки и думал о чем-то своем. А потом вдруг ка-ак вдарит кулаком по столу и заорет: «А все-таки мы расправимся с манихеями!».

Альбигойский крестовый поход. Средневековая миниатюра

Мы можем сказать точно, о чем думал Фома Аквинский. Фома думал об Аристотеле. Взяв за основу аристотелевское учение о Перводвигателе как причине всего сущего, Аквинат соорудил пять доказательств бытия Божьего, которые, как мы знаем из романа Булгакова, были впоследствии разгромлены Кантом, но и Канта Воланд высмеял за завтраком. Тем не менее, католики всего мира (а это 1,3 млрд человек) до сих пор верят в эти якобы логичные доказательства (они и в самом деле ложны, ибо подменяют естественную системную упорядоченность звездного или животного мира, «исторически сложившуюся» за 13,8 млрд лет, неким «архитектурным» замыслом, согласно которому эта упорядоченность сложилась: отсюда и любовь католиков к строительству готических соборов, как бы символизирующих построение Вселенной Господом). А философ Аристотель в католицизме до сих пор считается «божественным», хотя он жил задолго до Христа.

Карло Кривелли. "Фома Аквинский"

Соответственно, первые гуманисты появились как альтернатива томизму – то есть победившему в XIII веке учению Фомы Аквинского.

Гуманисты совершенно справедливо предположили, что на обожествленном Римско-католической церковью Аристотеле свет клином не сошелся и что существует огромное число древних книг, которые можно читать и находить в них какие-нибудь полезные знания. Например, Платон. Или Пифагор. Или Птолемей. Короче, в пику «божественной» науке — богословию (которое изучало только Библию и Аристотеля, тем самым существенно ограничивая свои возможности), в XV веке возникла «человеческая», т. е. гуманитарная наука, которая начала изучать все неканонические тексты. Эту науку мы теперь называем филологией, но в Средние века говорили просто: studia humanitatis, т. е. что-то такое низкое, вульгарное, «человеческое» что нужно отличать от высоких занятий богословием — studia theologica.

Средневековый студент штудирует гуманистику

Это порочное классовое деление сохранилось и по сей день и хорошо заметно по снобизму, которые отличает разных философов, физиков и математиков от ничтожных, по их мнению, «гуманитариев», которые ни черта не понимают в колбасных обрезках (этот снобизм хорошо спародирован в знаменитом телесериале про Шелдона Купера).

Секта для умников

Первым филологом в этом смысле нужно считать гуманиста Лоренцо Валлу (1407—57), который доказал подложность «Константинова дара» — документа, на котором держалась вся власть римских пап. Валла проанализировал язык сего документа и обнаружил, что он написан не на классической латыни, на которой должен был бы, по идее, писать император Константин, живший в IV веке, а на гораздо более позднем изводе, характерном для VIII—IX вв. Следовательно, сделал вывод Валла, этот документ — фейк, подлог, сделанный по той же схеме, по которой впоследствии будут созданы «Завещание Петра Великого», «Протоколы сионских мудрецов» или «Велесова книга».

Лоренцо Валла (гуманитарий)

Т. е. гуманисты были не просто «первыми филологами», они были еще и первыми «частными следователями», которые начали нападать на господствующий в Европе католический режим. А нападать было на что! Римские папы в XV веке менее всего были похожи на смиренных пастырей стада Христова. Это были типичные позднесредневековые феодалы, которые жили в роскоши во дворцах, открыто содержали любовниц, а своих незаконных детей делали кардиналами. Причем все это видели, но молчали.

А гуманисты как бы начали роптать. При этом они, как и все предпротестантские деятели, не выступали против самой идеи церкви, а только рассуждали в том духе, что нужны реформы, решительные перемены, борьба с коррупцией и непотизмом, которые привели католическую церковь на край исторической пропасти. Но если непосредственные предпротестанты и протестанты говорили, что вся проблема-то как раз в неправильной организации, нужно поменять церковные институты, то гуманисты считали, что нужно идти путем самосовершенствования, развивать благородное в самом человеке, читать умные книжки, общаться с такими же образованными людьми и проч. В общем, это была идеология для интеллектуалов и таких вот «гуманитариев», для тех, кто умел читать и был относительно богат, чтобы позволить себе иметь, вообще, два-три десятка книг, что в Средневековье было очень, очень дорого!

Вот с чего всё началось. Причина появления гуманизма и гуманитарных наук (в современном понимании этого слова) в XV столетии исключительно в том, что Римско-католическая церковь, что называется, «оборзела» и перестала отвечать на элементарные духовные запросы, тревожащие душу простого итальянца или немца. Люди по-прежнему ходили в церковь, конечно же, но только для того чтобы соблюсти приличия, — а потом они шли домой, вынимали из книжного шкафа книжку Платона или даже Tabula Smaragdina – «Изумрудную скрижаль», якобы написанную Гермесом Триждывеличайшим (это такой известный оккультный текст, о котором мы еще поговорим), — и начинали эти сомнительные по ватиканским понятиям книжки читать. Вот на этом странном стыке между формальным католицизмом и просвещенным неоязычеством и возник-то гуманизм, который совмещал любовь к античным текстам (ко всем, а не только к Аристотелю!) с привычной католической доктриной.

"Каштановый праздник" – масштабнейшая развратная оргия, устроенная незаконнорождённым сыном римского папы Александра VI Чезаре Борджиа в 1501 году. Извините, что не видно подробностей

Нужно понимать, что всё это происходило на совершенно кошмарном историческом фоне. XV век явно не был лучшим временем в истории Западной Европы, которую сотрясали войны. Достаточно вспомнить, что именно в это время французы на смерть зарубались с англичанами под Азенкуром и Орлеаном, причем мужчин в какой-то момент стало не хватать, и в атаку пошли переодевшиеся семнадцатилетние девчонки! Столетняя война сменилась еще более ужасными Бургундскими войнами. В Праге чешские националисты выбрасывали из окна немцев. Далеко на востоке православные русины воевали с католиками-литвинами. Поляки насмерть сшибались под Танненбергом с немецкими рыцарями. Итальянские города воевали между собой. Все воевали с турками. По Европе из одного угла в другой бегали отряды наемников, кондотьеров и ландскнехтов. Было время, когда на папский престол претендовали аж три кандидата, и все три воевали между собой. В общем, время было чудесное.

Вот, почитайте об этой войне в нашей коротенькой заметке "Кто такая безумная Грета?"

Питер Брейгель Старший. "Безумная Грета" (фрагмент)

Те, кому эта перманентная война не нравилась как фон, и стали сбиваться в кружки любителей высокой поэзии, риторики и магии. Они стали читать книжки и называть себя пацифистами и гуманистами, вот и всё, очень простой и понятный даже современному человеку генезис.

Подобное выделение особо умных гуманитариев на общем фоне нищеты, беспросветности, войны и бардака хорошо известно и по историям других стран, отчего у историков часто возникает соблазн называть гуманистами всех, кто идет по такому вот уютному книжному пути. В частности, в очень похожих условиях «войны царств» в древнем Китае зародилось учение Конфуция, ставшее основополагающим для всей китайской культуры.

Китайцы издревле славились своим гуманизмом. Вот и сейчас: все страны заняты какой-то ерундой, и только в Шанхае добросовестно борются с пандемией!

Но на самом деле в узости таких «интеллектуальных сект» и их главный порок: они слишком далеки от полуграмотного народа, который идет за советом, разумеется, не к барину-гуманисту, а к катарам или даосам, т. е. к мистикам, народным целителям и «старцам». Рано или поздно такие низовые движения все равно поднимают голову и сносят «элитные коттеджи» высокообразованных гуманистов и снобов приблизительно как русские крестьяне в 1917 году пустили «красного петуха» в помещичьи усадьбы или как «желтые повязки» во II веке н. э. разломали ставшую совершенно коррумпированной и слабой империю Хань; сама идея-то и была в том, что «голубое небо несправедливости сменится желтым небом справедливости», идея была даосская и возникла как раз как альтернатива конфуцианской просвещенности и учености. Словом, массы всегда побеждают. Так устроена история. А гуманисты потом пишут какие-нибудь красивые тексты про великую погибшую империю, которую мы потеряли.

Кстати, этого мудрого китайского дедушку со всяких смешных демотиваторов зовут Морихей Уэсиба, и он не китайский, а японский, и не философ, а изобретатель айкидо

Магия, империя и утопия

Нельзя не заметить, что гуманизм бывает разный. Национальные особенности всегда четко отделяют одних гуманистов от других, точно так же, как английские масоны, например, не были похожи на французских (мы писали об этом).

И точно так же в истории классического ренессансного гуманизма отчетливо выделяются две ветви: итальянская и немецкая. Объясним, в чем разница.

Итальянский гуманизм в принципе построен на обожании античной культуры, страстном желании ее творчески переработать и что-нибудь такое римское возродить. Отсюда и термин Возрождение, который, правда, историки придумали гораздо позже.

Здесь, опять же, нужно помнить про исторический фон. Итальянец конца XV-го – начала XVI столетия — это человек, который живет в раздробленной стране, где существует пять (!) крупных государств: Миланское герцогство, Венецианская республика, Папская теократия, Неаполитанское королевство и еще Флоренция, в которой постоянно шла грызня между несколькими партиями. И это не считая мелких государств, городов и феодов! Вдобавок ко всему, в эту прекрасную пятичленную Италию с 1494 года начали вторгаться французы, немцы, испанцы, а потом еще и швейцарцы. Т. е. страна была залита кровью. И на этом фоне Микеланджело ваял «Давида», а Боттичелли рисовал свих «Венеру» и «Весну».

Сандро Ботичелли. "Рождение Венеры"

Сандро Ботичелли. "Весна"

На самом деле Боттичелли всегда рисовал одну и ту же женщину — Симонетту Веспуччи, и это ещё ничего, потому что великий Леонардо, например, всегда рисовал одного и того же мужчину. И кстати, его пресловутая "Мона Лиза" на самом деле никакая не "Лиза дель Джокондо, урождённая Герардини, третья по счёту жена торговца тканями, а тоже он: Джан Джакомо Капротти да Орено звали его. "Великая сила искусства", в общем.

При всем своем формальном пацифизме и тягам к искусствам и наукам итальянские гуманисты на самом деле достаточно активно участвовали в этих войнах (которые и называются в современной историографии Итальянскими), а скульптор Бенвенуто Челлини так вообще лично убил из пушки коннетабля Бурбона, чем и гордился потом всю жизнь, даже больше, чем своими скульптурами. Но это был всё-таки не основной тренд. Основной тренд был в том, чтобы читать древние книжки и искать в них… магические способы победить всех врагов. Казалось бы, бред, но нет, для средневекового менталитета это было как раз нормально — заниматься поиском чудесного, заклинаний и шифров.

Один из великих эпизодов итальянских войн – "Война за ведро". Реально за ведро – обычное деревянное ведро у колодца. Правда, хорошее, дубовое, почти новое. Города-государства Болонья и Модена добросовестно положили в этой войне 2000 человек

Здесь трудно не заметить фигуру Марсилио Фичино, знаменитого астролога и теоретика всего того, что сейчас называется оккультизмом (при этом Фичино был еще и католическим священником). В качестве альтернативы Аристотелю Фичино прямо выдвинул Платона, именем которого и была названа созданная в 1462 году во Флоренции академия (на самом деле это было просто сборище интеллигентов на вилле Медичи в Кареджи, люди ходили по вилле и красиво беседовали в то время как за окном была война, чума и бардак). Но на самом деле имя Платона было взято, скорее, для прикрытия. В том же году в руки Марсилио Фичино от его мецената попала полная греческая рукопись т. н. Corpus Hermeticum, т. е. полного собрания сочинений легендарного древнегреческого колдуна — Гермеса Трисмегиста. Нетрудно догадаться, откуда взялась эта книжка. Она попала в Италию с византийскими эмигрантами, бежавшими в 1453 году из гибнущего Константинополя. Соответственно, итальянские интеллигенты, когда им попала в руки эта книжка, завопили от восторга и начали ее переводить, и, что гораздо важнее, практиковать.

Марсилио Фиччино (гуманист)

Проще говоря, это сильно напоминает увлечение русских дворян на рубеже XIX и XX веков магнетизмом, столоверчением, книжками Блаватской и проч. А еще больше — современных украинских ведьм, которые старательно борются с Путиным посредством шабашей на Лысой горе, чтением заклятий и т. д. При этом известно, что эти ведьмы являются зажиточными киевлянками, а вовсе не дикими селянками вроде купринской Олеси. Т. е. перед нами все то, что бывший диакон Андрей Кураев еще в 1990-х точно назвал «бесами для интеллигенции», имея в виду книжки Рерихов.

Вот, кстати, острый пример "беса для интеллигенции" – почитаемый и даже немножко культовый российский писатель. Разумеется уже покинул страну-агрессор и заявил, что не собирается возвращаться. Ибо гуманист! Угадайте кто – посмеётесь.)

Нужно заметить, что уже тогда (мы вернулись в Италию) были люди, которые весьма критически относились к этому интеллигентскому колдовству и говорили, что всё это фигня, магией и шмагией вы французов и испанцев не победите, а нужно срочно найти мудрого вождя, который спасет Италию от интервентов. Т. е. параллельно гуманизму возникли и протофашистские идеи. Эту идею в полной мере и воплотил флорентийский дипломат Никколо Макьявелли, который написал скандальную книжку под названием «Государь», хотя на самом деле ее нужно было бы назвать «Вождь» или «Дуче», потому что методы, которые Макьявелли описывает в этой книжке, мало чем отличаются от фашистских. Поговаривают, что в роли такого «фюрера» и объединителя Италии Макьявелли видел незаконного сына папы Александра VI — Чезаре Борджиа, знаменитого отравителя, лжеца и негодяя – организатора того самого "Каштанового праздника" (см. выше).

Никколо Макьявелли, совершенно не гуманист. Фу! А рожа-то какая!

За Альпами же гуманистические идеи очень быстро попали на вооружение предпротестантов. В отличие от итальянских гуманистов, которые бегали за византийскими раритетами, немцы очень быстро включили изобретенный Гутенбергом станок и понесли в массы всё то, о чем итальянцы болтали на своих виллах, с одной только целью — свалить ненавистный католический режим. Немцев можно понять. Рим постоянно обирал их бессмысленными индульгенциями, т. е. фантиками, и прочими церковными поборами. Здравомыслящий немецкий бюргер попросту не понимал, почему он должен покупать (!) отпущение грехов у какого-то испанца (!!), который сидит в Италии (!!!), имеет любовницу и незаконных детей (!!!!) и при этом учит нас «нравственности» (!!!!!). Да тут кто угодно возмутится. Все это накладывалось на средневековую еще войну гвельфов и гиббелинов, т. е. идею о том, что единственным руководителем всея католической Европы может быть только немецкий император, а не римский папа. Нужно быть верным Рейху, вот и всё! Именно такую идею, в чем-то похожую на маккиавеллианскую, выдвинул знаменитый немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен, один из авторов «Писем темных людей».

В принципе, большинство идей Нового времени зародилось именно в начале XVI столетия, вот в этом магическом «котле гуманизма». Вспомним, что и коммунистическая идея тоже впервые была оформлена в это время в литературном виде. Сделал это, как хорошо известно, уже английский гуманист по имени Томас Мор, написавший Libellus vere aureus, nec minus salutaris quam festivus, de optimo rei publicae statu deque nova insula Utopia, т. е. «Золотую книжечку, столь же полезную, сколь и забавную о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Томас Мор. Окончательный гуманист. Броня!

Вот как появился гуманизм, вот из чего он возник и вот какие странные формы он приобрел и почему. В дальнейшем гуманистическая квазирелигия обросла еще более странными и больными псевдонаучными бреднями (в частности, трансгуманизмом), но это уже другая история, о которой мы расскажем в следующий раз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: