Семинарское занятие 1
Тема: Я.А. Коменский - основоположник педагогической науки
Вопросы для обсуждения
1. Общая направленность педагогического поиска в XVII в. Становление научной педагогики. (В. Ратке, Я.А. Коменский).
2. Важнейшие факты из жизни Я.А. Коменского и его мировоззрение.
3. Педагогические идеи Я.А. Коменского как часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».
4. Главные черты педагогической системы Я.А. Коменского: цель и задачи воспитания, принцип природосообразности воспитания, возрастная периодизация и система школ, мысли о воспитании (методы воспитания).
5. Дидактика Я.А. Коменского (классно-урочная система).
6. Я.А. Коменский об учителе.
7. Я.А. Коменский о родительской педагогике.
Литература:
1. Коменский Великая дидактика Гл. 4, 6, 7, 8, 9, 12, 16, 17, 18, 20, 23, 26, 29, 30, 31 Избр. пед. соч. в 2-х т., т. 1. – М., 1982.
2. Коменский Великая дидактика Гл. 4, 6, 7, 8, 9, 12, 16, 17, 18, 20, 23, 26, 29, 30, 31 Избр. пед. соч. в 2-х т., т. 1. – М., 1982.
3. Коменский Законы хорошо организованной школы. Избр. пед. соч. в 2-х т., T.1. – M., 1982.
4. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 10, С. 171-178.
5. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 8.
6. Коменский Правила для юношества Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. 1. – M., 1982.
7. Красновский А.А. Я.А. Коменский. – М., 1953.
8. Лордкипанидзе Д.О. Я.А. Коменский. – М., 1970.
9. Смоляницкий С. Три века. – М., 1987.
Задание 1
Составьте словарь педагогических терминов Я.А.Коменского, включив в него такие понятия: автопсия, дисциплина, «Великая дидактика», игра, пампедия, гимназия, метод, дидактика, пандидаксалы и др. (не менее 15 терминов).
Семинарское занятие 2
Тема: Ж.Ж. Руссо и его концепция естественного общечеловеческого воспитания
Вопросы для обсуждения
1. Социально-философские основы педагогической концепции Ж.Ж. Руссо.
2. Концепция естественного общечеловеческого воспитания. Принципы естественности и свободы развития и воспитания ребенка в педагогической теории Ж.Ж. Руссо.
3. Педагогический роман «Эмиль, или о воспитании».
4. Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.
5. «Метод естественных последствий» и его педагогическая характеристика.
6. Роль труда в воспитании и жизни человека.
7. Проблема воспитания и обучения женщины в трудах Ж.Ж. Руссо.
8. Влияние педагогических идей Ж.Ж. Руссо на возникновение концепции «свободного воспитания».
Литература:
1. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. Рассуждение о науках и искусствах. О нравах, Юлия, или Новая Элоиза. Исповедь // Пед. соч.: в 2 т. – М., 1981.
2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 10, С. 186-196.
3. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 8.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – Ч.1. – Гл. 1. – П. 1, 2.
5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / под ред. К.И. Салимовой – М., 1988 – Ч. 1.
6. Дворцов А.Т. Ж.Ж. Руссо. – М., 1980.
7. Герьев В.И. Руссо как личное // Педагогика. – 1992. – № 11-12.
Конспект 1.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – Ч.1. – Гл. 1. – П. 1, 2. (О Ж.Ж. Руссо).
Задание 2
Заполнить таблицу «Возрастная периодизация развития личности по Ж.Ж. Руссо»
Периоды | Идея | Содержание образования |
Семинарское занятие 3
Тема: Педагогические взгляды и деятельность И.Г. Песталоцци
Вопросы для обсуждения
1. Классическая и реальная система образования в Запарной Европе и в России конца 18 века.
2. Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. Антропологическая концепция Песталоцци.
3. Песталоцци о цели воспитания.
4. Теория элементарного образования и ее значение.
5. И.Г. Песталоцци о трудовом воспитании.
6. Содержание и методы нравственного воспитания.
7. Разработка Песталоцци вопросов дидактики и методики первоначального обучения.
Литература:
1. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. I. – М., 1981.
2. Песталоцци И.Г. Письма другу о пребывании в Станце // Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. I. – М., 1981.
3. Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. – С. 240-251.
4. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 12, С. 232-236.
5. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 10.
6. Ротенберг В.А., Кларин В.М. Педагогическое наследие И.Г. Песталоцци // Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. I. – М., 1981.
Конспект 2.
Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. – С. 240-251.
Семинарское занятие 4
Тема: Педагогические идеи И. Гербарта и А. Дистервега
Вопросы для обсуждения
1. Философско-психологическое обоснование И. Гербартом педагогики как науки.
2. И. Гербарт о цели, задачах, сущности воспитания, о его содержании и методах.
3. Структура процесса обучения по И. Гербарту.
4. Философские и психологические основы педагогического учения А. Дистервега.
5. Проблемы дидактики в педагогическом наследии А. Дистервега.
6. А. Дистервег о развивающем обучении.
7. А. Дистервег об учителе.
8. Сравнительный анализ педагогических теорий И. Гербарта и А. Дистервега.
Литература:
1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. – С. 304-320.
2. Гербарт И. Первые лекции по педагогике // Избр. пед. соч. – М., 1940. Т.1. – С. 95-105.
3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 10, С. 236-239.
4. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 10.
5. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. – 1992. – № 1-2.
4. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XIX. – М., 1960.
5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / под ред. М.В. Захарченко. – СПб., 2000. – Ч. II.
Конспект 3.
Гербарт И. Первые лекции по педагогике // Избр. пед. соч. – М., 1940. Т.1. – С. 95-105.
Конспект 4.
Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. – С. 304-320.
Семинарское занятие 5
Тема: Общественно-педагогическая мысль в России в ХIХ в.
Вопросы для обсуждения
1. Создание системы школьного образования: начального, среднего, высшего. «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804г.).
2. Распространение идеи европейского просвещения в России. Создание лицеев. Влияние декабристов на педагогическую мысль.
3. Устав гимназий и училищ 1828 г.
4. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого:
- мировоззренческие и педагогические взгляды Л.Н. Толстого;
- свобода и ненасилие в воспитании в понимании Л.Н. Толстого;
- педагогическая деятельность Л.Н. Толстого в 40-60 гг. XIX в. Яснополянская школа;
- взгляды Л.Н. Толстого на воспитание и педагогическую деятельность в 70 гг. XIX в.;
- учебные книги Л.Н. Толстого.
5. Общественно-педагогическая мысль в России во второй половине XIX в.
6. Школьные реформы 60-х гг. XIX в. Различные типы учебных заведений. Общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в.
7. Характеристика буржуазно-либерального и революционно-демократического и направлений в педагогическом движении. Педагогическая мысль. Влияние славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков) и западников (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен) на педагогику России.
8. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова.
9. Основные этапы педагогической деятельности Н.И. Пирогова. Место в общественно-педагогическом движении статьи «Вопросы жизни». Система народного образования в представлении Н.И. Пирогова.
Литература:
1. Толстой Л.Н. О народном образовании // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М., 1974.
2. Толстой Л.Н. О воспитании // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М., 1974.
3. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. – М., 1985.
4. Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие / сост. А.Ф. Смирнов. – М., 1988.
5. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 13, 14.
6. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 11.
7. Кудрявая Н.В. Аксиология педагогики Л.Н. Толстого // Педагогика. – 1999. – № 7. – С. 85-93.
8. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика. – 1994. – № 3. – С. 80-84.
9. Кудрявая Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика. – 1993. – № 1. – С. 82-87.
Конспект 5.
Кудрявая Н.В. Аксиология педагогики Л.Н. Толстого // Педагогика. – 1999. – № 7. – С. 85-93.
Задание 3
Заполнить таблицу «Педагогические сочинения Л.Н. Толстого»
Год издания | Название | Основное содержание |
Семинарское занятие 6