Тема: Общественно-педагогическая мысль в России в ХIХ в.




Семинарское занятие 1

 

Тема: Я.А. Коменский - основоположник педагогической науки

 

Вопросы для обсуждения

1. Общая направленность педагогического поиска в XVII в. Становление научной педагогики. (В. Ратке, Я.А. Коменский).

2. Важнейшие факты из жизни Я.А. Коменского и его мировоззрение.

3. Педагогические идеи Я.А. Коменского как часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».

4. Главные черты педагогической системы Я.А. Коменского: цель и задачи воспитания, принцип природосообразности воспитания, возрастная периодизация и система школ, мысли о воспитании (методы воспитания).

5. Дидактика Я.А. Коменского (классно-урочная система).

6. Я.А. Коменский об учителе.

7. Я.А. Коменский о родительской педагогике.

 

Литература:

1. Коменский Великая дидактика Гл. 4, 6, 7, 8, 9, 12, 16, 17, 18, 20, 23, 26, 29, 30, 31 Избр. пед. соч. в 2-х т., т. 1. – М., 1982.

2. Коменский Великая дидактика Гл. 4, 6, 7, 8, 9, 12, 16, 17, 18, 20, 23, 26, 29, 30, 31 Избр. пед. соч. в 2-х т., т. 1. – М., 1982.

3. Коменский Законы хорошо организованной школы. Избр. пед. соч. в 2-х т., T.1. – M., 1982.

4. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 10, С. 171-178.

5. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 8.

6. Коменский Правила для юношества Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. 1. – M., 1982.

7. Красновский А.А. Я.А. Коменский. – М., 1953.

8. Лордкипанидзе Д.О. Я.А. Коменский. – М., 1970.

9. Смоляницкий С. Три века. – М., 1987.

Задание 1

Составьте словарь педагогических терминов Я.А.Коменского, включив в него такие понятия: автопсия, дисциплина, «Великая дидактика», игра, пампедия, гимназия, метод, дидактика, пандидаксалы и др. (не менее 15 терминов).

 

Семинарское занятие 2

 

Тема: Ж.Ж. Руссо и его концепция естественного общечеловеческого воспитания

 

Вопросы для обсуждения

1. Социально-философские основы педагогической концепции Ж.Ж. Руссо.

2. Концепция естественного общечеловеческого воспитания. Принципы естественности и свободы развития и воспитания ребенка в педагогической теории Ж.Ж. Руссо.

3. Педагогический роман «Эмиль, или о воспитании».

4. Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.

5. «Метод естественных последствий» и его педагогическая характеристика.

6. Роль труда в воспитании и жизни человека.

7. Проблема воспитания и обучения женщины в трудах Ж.Ж. Руссо.

8. Влияние педагогических идей Ж.Ж. Руссо на возникновение концепции «свободного воспитания».

Литература:

1. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. Рассуждение о науках и искусствах. О нравах, Юлия, или Новая Элоиза. Исповедь // Пед. соч.: в 2 т. – М., 1981.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 10, С. 186-196.

3. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 8.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – Ч.1. – Гл. 1. – П. 1, 2.

5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / под ред. К.И. Салимовой – М., 1988 – Ч. 1.

6. Дворцов А.Т. Ж.Ж. Руссо. – М., 1980.

7. Герьев В.И. Руссо как личное // Педагогика. – 1992. – № 11-12.

Конспект 1.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – Ч.1. – Гл. 1. – П. 1, 2. (О Ж.Ж. Руссо).

Задание 2

Заполнить таблицу «Возрастная периодизация развития личности по Ж.Ж. Руссо»

Периоды Идея Содержание образования
     

 

Семинарское занятие 3

 

Тема: Педагогические взгляды и деятельность И.Г. Песталоцци

Вопросы для обсуждения

1. Классическая и реальная система образования в Запарной Европе и в России конца 18 века.

2. Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. Антропологическая концепция Песталоцци.

3. Песталоцци о цели воспитания.

4. Теория элементарного образования и ее значение.

5. И.Г. Песталоцци о трудовом воспитании.

6. Содержание и методы нравственного воспитания.

7. Разработка Песталоцци вопросов дидактики и методики первоначального обучения.

 

Литература:

1. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. I. – М., 1981.

2. Песталоцци И.Г. Письма другу о пребывании в Станце // Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. I. – М., 1981.

3. Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. – С. 240-251.

4. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 12, С. 232-236.

5. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 10.

6. Ротенберг В.А., Кларин В.М. Педагогическое наследие И.Г. Песталоцци // Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. I. – М., 1981.

Конспект 2.

Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. – С. 240-251.

 

 

Семинарское занятие 4

 

Тема: Педагогические идеи И. Гербарта и А. Дистервега

 

Вопросы для обсуждения

1. Философско-психологическое обоснование И. Гербартом педагогики как науки.

2. И. Гербарт о цели, задачах, сущности воспитания, о его содержании и методах.

3. Структура процесса обучения по И. Гербарту.

4. Философские и психологические основы педагогического учения А. Дистервега.

5. Проблемы дидактики в педагогическом наследии А. Дистервега.

6. А. Дистервег о развивающем обучении.

7. А. Дистервег об учителе.

8. Сравнительный анализ педагогических теорий И. Гербарта и А. Дистервега.

 

Литература:

1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. – С. 304-320.

2. Гербарт И. Первые лекции по педагогике // Избр. пед. соч. – М., 1940. Т.1. – С. 95-105.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 10, С. 236-239.

4. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 10.

5. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. – 1992. – № 1-2.

4. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XIX. – М., 1960.

5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / под ред. М.В. Захарченко. – СПб., 2000. – Ч. II.

 

Конспект 3.

Гербарт И. Первые лекции по педагогике // Избр. пед. соч. – М., 1940. Т.1. – С. 95-105.

Конспект 4.

Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. – С. 304-320.

 

 

Семинарское занятие 5

 

Тема: Общественно-педагогическая мысль в России в ХIХ в.

 

Вопросы для обсуждения

1. Создание системы школьного образования: начального, среднего, высшего. «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804г.).

2. Распространение идеи европейского просвещения в России. Создание лицеев. Влияние декабристов на педагогическую мысль.

3. Устав гимназий и училищ 1828 г.

4. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого:

- мировоззренческие и педагогические взгляды Л.Н. Толстого;

- свобода и ненасилие в воспитании в понимании Л.Н. Толстого;

- педагогическая деятельность Л.Н. Толстого в 40-60 гг. XIX в. Яснополянская школа;

- взгляды Л.Н. Толстого на воспитание и педагогическую деятельность в 70 гг. XIX в.;

- учебные книги Л.Н. Толстого.

5. Общественно-педагогическая мысль в России во второй половине XIX в.

6. Школьные реформы 60-х гг. XIX в. Различные типы учебных заведений. Общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в.

7. Характеристика буржуазно-либерального и революционно-демократического и направлений в педагогическом движении. Педагогическая мысль. Влияние славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков) и западников (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен) на педагогику России.

8. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова.

9. Основные этапы педагогической деятельности Н.И. Пирогова. Место в общественно-педагогическом движении статьи «Вопросы жизни». Система народного образования в представлении Н.И. Пирогова.

Литература:

1. Толстой Л.Н. О народном образовании // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М., 1974.

2. Толстой Л.Н. О воспитании // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М., 1974.

3. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. – М., 1985.

4. Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие / сост. А.Ф. Смирнов. – М., 1988.

5. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 13, 14.

6. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 11.

7. Кудрявая Н.В. Аксиология педагогики Л.Н. Толстого // Педагогика. – 1999. – № 7. – С. 85-93.

8. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика. – 1994. – № 3. – С. 80-84.

9. Кудрявая Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика. – 1993. – № 1. – С. 82-87.

Конспект 5.

Кудрявая Н.В. Аксиология педагогики Л.Н. Толстого // Педагогика. – 1999. – № 7. – С. 85-93.

Задание 3

Заполнить таблицу «Педагогические сочинения Л.Н. Толстого»

Год издания Название Основное содержание
     

 

 

Семинарское занятие 6

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: