История зарубежной фотографии.
Литература:
Божак, история фотографии: возникновение изображения.
Мишел Фризо, Новая история фотографии.
Taschen, A history of Photography from 1830 to the present.
Пол Хилл и Томас Купер, диалог с фотографией.
Владимир Левашов. Лекции по истории фотографии.
Фотография. Всемирная история. Джулия Хекинг.
Сайт MoMA. Victoria and Albert. Magnum Photos, Musee d’Orsay.
Что мы понимаем под фотографией?
Мишель Фризо полагал, что это совокупность изображений, порожденных проекцией света на поверхность. С одной стороны, фотоснимок- это определенный документ. Но фотоснимок- не отражение объективной реальности, а авторский подход, его видение. Иногда ставят = между рисунком и фотографией. Фотография моментом появления и до наших дней обладает огромной скоростью передачи информации. Фотоснимок перегоняет по скорости текст, синематограф, радио. Специфика языка фотографии: он кажется понятным и универсальным, но это может быть иллюзорно, т к в снимке может быть заложено много символов и образов. Как анализировать фотоснимок?
1839 г – официальная дата появление фотографии. Трудно обозначить этапы истории фотографии. Можно рассматривать с точки зрения развития техники для фотосъемки. Можно с помощью творчества известных фотографов.
Хронологические рамки:
1820- 1980 (начало истории цифровой фотографии).
3 технологии: фотокамера, линзы, хим вещества. (зафиксировать и задержать).
Самый ранний способ фиксации- рисовальная машина; машина для создания силуэтов; (скупой финансовый чиновник Этьен Силуэт= бюджетные портреты).; камера обскура- темная комната: в одной из стенок- отверстие- а на противоположной стенке отражался объект, находящийся снаружи. Ей пользовались художники, чтобы обводить изображение. 1588- описание камеры с линзой. Позже камера обскура стала портативной.
|
Химические эксперименты.
Томас Веджвуд брал бумагу, покрывал ее солями серебра, которые были светочувствительными; плоский предмет, который прислонялся к бумаге, оставлял детальный след. Томас Янг получил блеклые снимки. Первый человек, добившийся успехов, -Нисифор Ньепс. Он получил первый в истории фотографический снимок, дошедший до наших дней. (1827 г, вид из окна). 8 часов для выдержки. Вскоре ему пишет Луи Дагерр, Ньепса это напугало. В 1827 он представляет свое изобретение в Лондоне. Он называет его «гелиография». В Англии им никто не заинтересовался. Тогда он решился на сотрудничество с Дагерром. Они общаются с помощью зашифрованной переписки. Старший Ньепс умирает, договор с Дагерром заключает его сын. Дагерр стал использовать серебряные пластины, которые покрывал йодом. Снимки проявляли с помощью испарений ртути. (по очереди вынимал хим эелементы из шкафа, в которые поместил снимки). Закрепитель- соль.
Это все получило название «дагерротипия».
1826- Бульвар Дю Тампль. Дагерр. Длинная выдержка не позволяла фиксировать объекты в движении. Попал в кадр только человек, которому чистили обувь. Январь 1839 года- дагерротипия стала известной. Французское государство выкупило изобретение Ньепса и Дагерра: теперь это общественное достояние.
Другой изобретатель-Уильям Генри Фокс Тальбот. 1835 г он был знаком с этим изобретением. А потом забросил его. Он пишет позже в Академию Наук (Париж), но его не признали изобретателем. Тем более, технология была абсолютно другой. Он поделил процесс на негатив и позитив. Его изобретение не стало популярным потому, что (тальботипия), т к он запатентовал свою технологию. Существовала дагерротипия и калотипия (в Англии).
|
Основные направления развития фотографической техники.
Фотография в 1840-е- 1850-е.
Вопросы и проблемы: уменьшение времени экспозиции. С 1839-ого года появляются изобретатели, которые пытаются модифицировать этот процесс. Дагерротипия существует в единственном экземпляре. Фотография пока что может быть достоянием ограниченного круга людей. Сложность дагерротипии- слишком высокая точность передаваемого изображения. И, конечно, цвет. Еще одна проблема- место фотографии в жизни общества? Ее пока воспринимают, как забаву. Ее воспринимают как механику и как машину, всего лишь интересное изобретение.
Направления:
Трэвл-фотография; фотография в науке (медицина, биология, археология, астрономия); войны и локальные конфликты (Война между США и Мексикой). В 1850-е появляются фотографии с Крымской войны, затем- фотографии с театра военных действий между севером и югом США. Самая популярная- портретная съемка.
Первые фотографии- не художественные образы, а документальная фиксация. Импонирует высокая точность. Дагерротипы стоят дорого, их преподносят как дары. Они становятся предметом статуса. Наибольший успех дагерротипия приобретает в США. Первое фотоателье появилось в Нью-Йорке. Вся история США была снята на фотографии.
Трэвел-фотография- каталогизация мира. С 1840-ых годов делаются снимки заключенных.
|
Портретная съемка.
Купить дагерротип было дорогим удовольствием. Изображение из дагерротипа было эксклюзивным. Светочувствительность была низкая, снимали в хорошо освещенных помещениях. Самой большой сложностью была съемка детей, т к они постоянно двигаются. Дагерротипы раскрашиваются. Есть снимок, где ребенок сидит на кресле на черном фоне- а это никто иная, как мама, накрытая темной тканью и держащая ребенка. На лице никогда нет радости: необходимость сидеть неподвижно несколько десятков секунд, плюс человек до фотографии сталкивался лишь с миром живописи- нужна была стать и серьезность. У фотографии не было своего визуального языка, поэтому она копировала живопись. Из техники интересен зажим для головы: оборудование сравнивали с пыточной комнатой. Для фиксации руки использовались столики или колонны. Вся среда существовала, чтобы подчеркнуть статус изображенного. В фотоателье могло использоваться несколько камер. Сейчас фотографию можно редактировать, тогда же размер снимка зависел от размера камеры. Для оформления дагерротипов использовались красивые рамы или футляры. Фотографии усопших- обыденная практика. Причины: отношение к смерти было более легким, смертность была высокой. У некоторых не было возможность сделать снимок при жизни: делали постмортум. Мертвому человеку часто придавали образ живого или спящего. Иногда даже подрисовывали глаза. В России же мертвого человека снимали со всеми атрибутами, ему не придавались черты живого.
Появляется новая технология в съемке людей: наступила эпоха визитных карточек. Стало возможно на одном носителе делать несколько карточек. Это начало индустриализации фотографии. Фотография становится более демократичной. Изобретатель- Диздери Андрэ-Адольф. С этого момента начинается «культ звезд». Звезды позировали и продавали собственные фотографии. Иногда делались пиратские фотографии.
Новостная фотография.
Фотография пытается отражать события, происходящие вокруг.Осуществляется попытка выйти из стен фотостудии. «Использование эфира для наркоза»- фотография события. Постановочная, т к фотографу стало плохо. 1848 г – «Вид из окна на баррикады», Париж.
Научная фотография.
1839 г- Альфред Донне получает первые микрофотографии с помощью микроскопа. 1851- затмение солнца. 1850-е Уипл получает детализированное изображение Луны. Фотография становится очень востребованной в астрономии. Снимки используются и в психиатрии. С 1850-ого Даймонд занимается съемкой душевнобольных пациентов. Это помогло типологизации мимики душевнобольных. Женщина с мертвой птицей на руках. Дюшан Де Буллонь использовал фотоснимки для изучения человеческих эмоций. Фотографии привидений. Фотография как документ. Наслоение снимков на пластину.
Трэвл-фотография.
Это фиксация того, что видит фотограф, но эти фотографии имели также функцию попытки познания. Несколько и-любленных мест: сама Европа, Египет, Святая Земля, Ближний восток, Азия, Россия, плюс непознанная земля запада США. Фамилии:
Максим Дюкан- Египет. Тема Египта была популярная в целом. Он по поручении министерства просвещения едет на восток. Он делает акцент на древних архитектурных сооружений. Вскоре выходит альбом с его фотографиями. 125 снимков. Фотография могла быть срисована для газет. Снимали с помощью калотипии.
1851 год- на фотографию обращает внимание государство. Санкционируется создание группы фотографов, начинается документирование памятников. «гелиографическая экспедиция». Фотографы уезжают в разные концы Франции и делают снимки. Фотографы представляют государству снимки.
Англичане-фотографы: Фрэнсис Фрит. Бизнесмен, увлекающийся фотографией. Он использует новую технологию – мокрый коллодиойный процесс. Его снимкам свойственна большая эстетичность. Еще один фотограф- Фэнтон. Этот фотограф считается основателем военного фоторепортажа.
Фотография активно ищет пути своего использования. Складывается ощущение, что во многих из наук фотографии явно не хватало.
Технологии.
www.photographer.ru
(статьи Дмитрия Орехова- альтернативная фотография).
www.ambrotype.ru - Андрей Андреев (мокрый коллоидный процесс).
www.jerryspignoli.com
Джерис Спаньолли
www.victoriawill.com
www.photo-i-video.ru
оф сайт Kodac и Leica (leica-camera.ru)
Для получения дагерротипа берется пластинка со слоем серебра, она начищается до блеска. Затем ее йодируют, для чувствительности. Затем ее обдают парами брома, потом опять йода. В темноте. Когда она готова, ее в темноте помещают в кассету. Когда готова, ее помещает в камеру обскуру. Светочувствительность-10. Проявление. Пластинка помещается в специальную коробку, внизу- чашка со ртутью, которую подогревают. Ей иногда травились. Затем полученный снимок промывали и сушили.
Работы Чака Клоуза. Первое портретное изображение- автопортрет.
Колотипия- на бумагу. Тальбот (тальботипия). Колонна Нельсона. Она более размыта, менее детализирована. Основа- не пластинка. Но есть негатив и позитив, можно сделать много копий.
1847 год- Абель Ньепс, племянник Ньепса, приходит к выводу, что вместо бумаги можно использовать стекло + белок. В конце 40-ых изобретается вещество каллодий. С его помощью заживляют раны. Появляется идея использовать его для изображения. Называется «мокрый каллодионный процесс»:
1) основа- стеклянная пластина
2) она обтачивается и покрывается смесью из воды, мела и спирта
3) затем она покрывается каллодием
4) Далее пластину необходимо сделать более чувствительной. Ее погружают в специальный сосуд с нитратом серебра.
5) Дальше ее достают и вставляют в кассету. Все это в темноте.
6) Затем ее вставляют в камеру и начинается процесс экспонирования. У фотографа- 10-15 минут. Далее- несколько секунд экспонируется. Затем- проявление снимка. Процесс сложный, все должно быть максимально отточено.
7) Пластину погружают в воду- процесс остановлен. Используют Тиосульфат натрия. Процесс дешевле дагерротипии.
Минус- снимать на улице: все химикаты придется брать с собой. И палатку тоже.
Каттинг предложил поливать изображение лаком и накрывать стеклом сверху. Амбротипия- бессмертник. Его стали звать Джеймс Амброуз Каттинг.
Эпоха калодия длится до 1871 года. Позже врач экспериментирует с желатином вместо калодия. Выпускают готовые сухие пластины. 80-е- появляется пленка. Сначала бумажная, затем- на целлюлозе.
Гудвин подает документ на патент пленки.
Томас Боллас патентует портативную ручную камеру. Сделал ее по заказу полиции. Оба этих изобретения –«кодак-революция». Основатель- Джордж Истман.
Джесси Айзенберг- Виктория Уилл. Калоттипия.
Истман.
Третий сын в семье, когда умер отец, он должен был зарабатывать сам. Он задумался об усовершенствовании процесса (калодий). С 1880 года Истман начинает работать с сухими пластинами – Eastman dry plates company. Далее- Kodak. 1888 году- первая фотокамера. Напоминала небольшой ящик. Пленка была уже вставлена. Затем камеру отправляли, меняли пленку и проявляли фотографии. Начало фотоиндустрии. Фотофинишеры- проявляли пленку. Первые снимки с первых моделей кодака- круглые. Истман на берегу корабля.
1889 год- впервые проявляется прозрачная целлюлойдная фотопленка. Некоторые фотографы отказываются от пленки, т к при печать ухудшается качество изображения. 1895- карманный фотоаппарат.
1900 год. Сенсация. Kodak Brownie. Стоил доллар. Детская аудитория. Kodak girl- до конца 60-ых 20 века.
Заслуги:
1) создание целой фотоиндустрии
2) фотоаппарат как стиль жизни, как символ успеха
еще одна инновация-стереофотография. Она появилась почти синхронно с изобретением Дагерра. 1850. Она стала столь же популярная, как и визитная карточка. Появляются стереоскопы. Делаются камеры с двумя объективами. Специальные стереоскопы с ящичками на замке для мужчин.
1907 год- братья Люмьер создали технологию цветного изображения.
Эдвард Мэйбридж 1830-1904. Изобрел движущуюся фотографию. Статичного снимка уже мало. Документирует Аляску. В 1872 году его попросили (Стэнфорд-губернатор Калифорнии). Последнего волновал вопрос: отрывает ли лошадь все ноги от земли во время скачек. Майбридж ставит серию экспериментов с помощью мокрого коллодия, но никакого эффекта. Снимки нечеткие. Дальше он приходит к мысли, что вдоль дорожки, по которой движется конь, надо поставить несколько камер для того, чтобы получить синхронные снимки бегущего коня.
Братья Люмьер. 1907 год. Появляется свет. Пластина покрывается крахмалом.
Леонид Парфенов. Цвет Нации.
Еще одна инновация- появление Лейки. Фотокамера- легенда. 1912 год- Джон Смит предлагает модель малоформатного аппарата с пленкой. В 1914 году Барнак предлагает первую модель лейки. Leic+ camera=leica. После войны компания возвращается к экспериментам. 1925 год- запущено производство камеры. Начинается фотожурналистика. Она позволяет снимать не статичные постановочные кадры, а настоящие события.
Военная фотография.
Конец 1840- Первая Мировая.
www.rusarchive.ru
theatlantic.com
1oc.gov
nam.ac.uk
Mary Warner Marien – book
Ирина Толкачева. Фоторепортаж «2 войны».
Военная фотография- фотографии, снятые во время войны, не обязательно военные действия. Появилась? Первая задокументированная война -1846 года между США и латинской Америкой. Фотография, запечатляющая генерала и его отряд- постановочный. Дагеротипное изображение- «Ампутация». Тоже постановка. Вопросы этического плана: постановка, Где пределы того, как снимать человеческое горе? Почему фотографий так мало? – Не было официального заказа властей на съемку. С конца 40-ых годов появляются еще фотографы:
Джон МакКош. Самый первый известный военный фотограф. В основном- портреты офицеров. «Артиллерия перед образами драконов».
Первый военный конфликт, серьезно документированный- Крымская Война. Документировал Фэнтон. Но первый- Карли Жат Мари. Фотограф румынского происхождения. Снимал портреты военнослужащих. Коммерчески его проект не состоялся. Зачем Великобритании освещение войны в виде фотографий? Надо было что-то противопоставить письменному слову. Надо показать британцам, что все хорошо. Первая экспедиция погибла из-за урагана. Просят военных снимать- они не справляются. Тогда власти обращаются к Британскому Фотографическому Обществу. В дело вступает Фэнтон. Он серьезно готовился: обзавелся фургоном. Ранее Фэнтон снимал в Москве, Питере и Киеве. В марте о 1855 года прибыл, в июне- уехал, боясь заразиться холерой. Жаркий климат, война и эпидемия помешала фотографу работать. На его фотографиях- пейзажи, портреты, лагеря. Статичные фотографии, которые мало что могут сказать о войне. Почему Фэнтон не снимал то, что видел на самом деле? 1) Фэнтон просто не мог позволить себе снимать тела погибших, это не соответствовало викторианской эстетике. 2) Власть была заинтересована в «хороших» снимках. Фотография как пропаганда. «Долина теней смерти». Пушечные ядра. Финал сражения. Здесь британская армия понесла тяжелые потери. Еще снимали войну:
Ламблуа- снимки после падения Севастополя, смастерил из них панораму. Феличче Беато (снимки из Индии, хорошо передают суть события, позднее он стал свидетелем англо-французской экспедиции в Китай, Штурм крепости Таку с телами погибших), Джеймс Робертсон. Робертсон показал итог, разрушение.
Лучше всего задокументирована война между Севером и Югом США.
1861-1865, самая кровопролитная война в истории США. События этой войны освещают уже сотни фотографов. Самый известный- Мэттью Брэйди. Ему удалось создать хорошо экипированную команду фотографов. Эти повозки с фотографами принимали за секретное оружие. Брэйди рассчитывает продать свою коллекцию государству, все его снимки атрибутированы. Он потерпел полный финансовый крах, умер в нищете. До этого он был очень известен и снимал в своей студии знаменитостей. Была организована выставка в 1862 года «Мертвая Антитама». Именно фотографии времен Гражданской войны привели к деромантизации войны. Самый известный снимок- Тимати О’Салливан- «Урожай смерти». 4 июля 1863
Помимо масштабных войн, проходило много других конфликтов.
Франко-Прусская война тоже документировалась. Военная инновация- авиафотосъемка. «Дагер» и «Ньепс». Фотографии посылали с помощью голубей. Затем- перехватывались ястребами. Документировалась и Парижская Комунна. Их и искали по этим фотографиям. Еще одна- Испано-Американская. Аудитория получала информацию почти синхронно. Фотографии все больше проникают в массовую печать. Херст и Пуллицер активно используют фотографии. Самое известное изображение- корабль «МЭН», который был взорван.
Первая Мировая Война.
Специфические черты развития фотографии этого времени:
- впервые масштабная съемка на огромном театре военных действий.
- первая война со столь значительным медийным освещением
- фотография получает площадку- периодические издания
- создается эффект присутствия: обыватель видит все своими глазами
-следовательно, верит
-увеличивается целевая аудитория
-увеличивается способ коммуникации и доставки новостей.
-фотографии пубоикуются The Daily Mirror, Das Illustrirte Blat, The New York Times,
-никогда прежде не был создан столь мощный аппарат пропаганды, мощная немецкая.
Фотография теперь не столько сообщает новость, но является средством пропаганды. Кто снимал? 3 категории: фотографы- любители, военные с кодаками; фотографы, работавшие на периодическую печать; официальные фотографы от власти, которые снимали в нужном ключе. Журналистов из газет порой просто не пускали. Все снимки проходили сильную цензуру. Публиковались только правильные и нужные темы. Эдвард Стайхан- аэрофотосъемка. Для военных создаются специальные фотошколы.
Еще одна особенность- война не связана с определенными именами фотографов. Нельзя было публиковать фотографии, которые могут обидеть, ударить по моральному духу и т д.
Книга- американский учебник по цензуре фотографии- 1926 года- Кэндел BANNING The military censorship of Banning
Что еще нового? Улучшение фотографической техники, наступила эпоху портативных камер. Фотографы стали более мобильные. Повторяются многие подходы и сюжеты, но техника теперь позволяет снимать в динамике. Теперь возможна ночная съемка, съемка с самолетов, Фотографии расшифровываются, по ним готовятся операции. Формируется образ женщин на войне. Фотограф может снимать все, но не все пропустит цензура. В Американских газетах не появляется ни одной фотографии убитого солдата. Раненые есть, только те, которым помогли. Если убитых показывают, то лицом вниз. Президент страны лично занимается этим вопросом. Что-то осталось неизменным. Доступ к театру военных действий, например.