Направленность | Название | Задачи игры | Правила игры | Материалы, оборудование | Как играть |
Ознакомление с окружающим | «Встретим новую куклу» (игра на адаптацию) |
| Чётко называть своё имя. |
| Воспитатель показывает детям красивую, нарядную куклу, которая пришла в группу и хочет познакомиться с ними. Дети по очереди называют кукле свои имена, вместе с воспитателем рассматривают её наряд, хвалят, а потом угощают чаем со сладостями. |
«Наши игрушки» |
| Называть, как играют той или иной игрушкой. | Разнообразные, уже знакомые детям игрушки, среди них 1–2 сломанные. | Дети по очереди берут игрушку, рассматривают, говорят, как ею играют. Воспитатель обращает внимание на сломанную игрушку, обсуждает с детьми, что могло с ней случиться, вместе с малышами приходит к выводу: игрушки нужно беречь, не бросать, аккуратно складывать, и они не будут ломаться. | |
«Чего не стало?» |
| Дружно закрывать глаза, дожидаться, пока уберут предмет, и лишь потом его называть. |
| Воспитатель выкладывает 3–4 предмета в ряд, предлагает малышам рассмотреть и потрогать их, определить цвет, размер и пр. Потом просит детей закрыть глаза и убирает один предмет. По сигналу дети открывают глаза и пытаются определить, чего не стало. Игру можно проводить как часть занятия соответствующей тематики (закреплять знания об овощах, фруктах, посуде). | |
«Накормим куклу обедом» |
| Накрывать на стол сообща, не отбирать друг у друга предметы. |
| Воспитатель сообщает детям, что кукла захотела есть. Из игрушек, которые есть в игровой зоне, дети выбирают стол, стул, вместе накрывают стол скатертью, расставляют посуду, усаживают куклу. Воспитатель повторяет правила поведения за столом. Кукла «ест» (импровизация воспитателя), вытирает рот салфеткой, благодарит детей. Во время обустройства кукольной «столовой» необходимо стимулировать детей к называнию предметов, их формы, цвета, назначения. (Это чашка, она белая, кукла будет пить из неё чай). | |
«Магазин» |
| Чтобы получить картинку, нужно громко и правильно назвать, что на ней изображено. | Предметные картинки с изображением посуды, одежды, продуктов, игрушек. | Воспитатель играет роль продавца, дети — покупатели. Предметные картинки располагаются на фланелеграфе рядами, так, чтобы все дети их хорошо видели. Дети называют изображённый предмет, получают картинку, кладут картинку в корзинку или сумочку. После того как все картинки разобраны, воспитатель предлагает посмотреть, кто что купил. Малыши достают и повторно называют свои «покупки». | |
«Оденем куклу на прогулку» |
| Подбирать одежду и обувь кукле по сезону. |
| Одна из любимых кукол детей просит, чтобы её взяли на прогулку. Воспитатель предлагает малышам помочь кукле и одеть её. В начале года дети надевают на куклу предметы одежды, уже отобранной воспитателем, а во второй половине года сами отбирают необходимые предметы одежды и обуви. | |
«Найди пару» |
| Комплект парных картинок: Дед Мороз и ёлочка, собачка и будка, птичка и гнездо, младенец и погремушка. | Воспитатель демонстрирует детям картинки (перемешанные) и просит научить куклу раскладывать их по парам, находя общую связь (ассоциацию). Дети образуют пары картинок, педагог поощряет малышей к высказываниям: почему объединили в пары именно эти картинки, чем они связаны. | ||
«Найди лишнее» | Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать общее свойство предметов в группе и выделять тот, который этим свойством не обладает. | Дожидаться своей очереди, не перебивать других детей. | Полоски с изображением четырёх картинок, одна из которых не принадлежит к общей группе (предмет одежды среди мебели, посуда среди игрушек и т. д.) | Воспитатель предлагает малышам рассмотреть полоски с картинками и найти, что тут лишнее, и пояснить, почему. Игра подходит для индивидуальной работы. | |
Ознакомление с природой | «Чудесный мешочек» |
| Не вынимать фрукты и овощи из мешочка, пока не угадано, что это. | Мешочек из плотной ткани, овощи и фрукты или их муляжи. | Воспитатель приносит в группу красивый мешочек и говорит ребятам, что в мешочке спрятаны подарки от лесных зверят. А достать подарки можно лишь тогда, когда дети потрогают их и догадаются, что спрятано в мешочке. Дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают овощ или фрукт, пытаясь угадать его. |
«Наши друзья — животные» |
| Выбирать корм животным из предложенного, аккуратно раскладывать перед фигурками животных. |
| Чтобы мотивировать детей к игре, воспитатель читает им загадки или короткие стихотворения о животных и предлагает отправиться в путешествие на бабушкин двор, чтобы помочь ей покормить животных. На отдельном столе обустроен «бабушкин двор»: животные на макете двора, вокруг разложены картинки с изображением корма. Дети под руководством воспитателя сначала рассматривают животных и вспоминают, кто что ест, а потом находят нужные картинки и раскладывают перед животными. | |
«Кто позвал?» |
| Внимательно, тихо слушать голоса животных, чётко называть животное. |
| Дети сидят на стульчиках перед ширмой. Воспитатель сообщает, что в гости к ним пришли животные, но они спрятались. Малыши должны отгадать «голос» животного, и оно выйдет к ним. Воспитатель изображает мычание, лай, мяуканье, каждый раз ставя за ширмой нужное животное. Когда дети отгадывают, животные «выходят» и выстраиваются в ряд перед ширмой. Потом воспитатель предлагает повторить названия животных и поиграть с ними (творческая режиссёрская игра детей). | |
«Найди детёнышей» |
|
| Фигурки животных и детёнышей или картинки с их изображением. | Воспитатель расставляет на одном столе (или в одной его части) фигурки взрослых животных, а на другом — их малышей. Дети рассматривают фигурки, а воспитатель сообщает, что детёныши потерялись и ищут своих мам. Детям нужно отыскать маленьких животных и «привести» к мамам. | |
Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) | «Подружки для матрёшки» |
| Нужно искать подружку по величине, сравнивая свои матрёшки с игрушками товарища. | По три матрёшки трёх размеров (разного цвета) на каждого ребёнка. | Воспитатель рассаживает детей парами, даёт каждому набор матрёшек, предлагает рассмотреть, расставить по величине: самую большую, среднюю, маленькую. Потом сообщает, что матрёшки ищут подружек: большие хотят подружиться с большими, маленькие с маленькими, матрёшки среднего размера с такими же. Дети сопоставляют матрёшек и образуют пары. Если матрёшки подобраны неправильно, они «грустят», и воспитатель предлагает малышам исправить ошибку, составить правильные пары. |
«Разноцветные мячи» |
| Брать по одному мячу и «отдавать» кукле в соответствующем платье. |
| Куклы рассажены на стульях в ряд, возле каждой куклы корзинка, на расстоянии 1,5–2 м от них стоит стол с подносом, на котором разложены небольшие мячи разных цветов. Воспитатель обращает внимание детей сначала на кукол и их наряды, потом на мячи. Загадывает загадку о весёлом мячике. Предлагает каждому ребёнку взять мяч, определить его цвет и «подарить» мяч кукле, цвет платья которой совпадает с цветом мяча. | |
«Найди фигуру» |
| Не выкрикивать, а чётко произносить название фигуры. | Геометрические фигуры разных цветов и размеров (круг, треугольник, квадрат). | К детям приходит гость (зайчик, кукла) и приносит в корзинке геометрические фигуры. Воспитатель достаёт по очереди фигуры из корзинки и просит детей назвать их. Потом фигуры раскладывают на столе, и дети по просьбе персонажа находят синий квадрат, красный круг и т. д. | |
«Закрой окошки в домике» |
| Выбирать такие фигуры, чтобы они закрывали окошки полностью, не разбрасывать фигуры. |
| Воспитатель демонстрирует детям домики, в окошках которых изображены мышки. Чтобы спрятать мышку от кота, нужно закрыть окошко в домике фигурой соответствующей формы и цвета. | |
Развитие речи | «Назови, что видишь» |
| Отвечать по одному, внимательно рассматривать картинку. |
| Воспитатель предлагает малышам посмотреть телевизор, но не простой, а с интересными картинками. На экране по очереди появляются картинки с изображением действий. Воспитатель чётко называет действие и предмет, дети повторяют. При повторном проведении игры самостоятельность детей увеличивается: они называют действия и предметы сначала словосочетанием, потом предложением. |
«Автомобили» |
| Выезжать из «гаража» по сигналу, не выкрикивать слишком громко. | Рули или медальоны с изображением автомобилей. | Воспитатель предлагает малышам «прокатиться на автомобилях» по группе или участку. Дети становятся в ряд (в гараж). Когда воспитатель поднимает флажок, дети движутся по кругу, громко произнося «Би-би», «Ту-ту», «Р-р-р», имитируя звуки машин. | |
«Поезд» |
| Не наталкиваться друг на друга, выполнять действия вместе со всеми. |
| Воспитатель показывает детям иллюстрацию, напоминает, что у поезда есть паровозик (впереди), а за ним катятся вагоны, предлагает поиграть в поезд. Поначалу роль «машиниста» исполняет воспитатель, к концу года — дети. Малыши становятся в ряд за воспитателем и двигаются, повторяя «Чух-чух, ту-ту» с разной силой голоса и в разном темпе. Когда поезд останавливается, все произносят «Ш-ш-ш». На остановке можно выполнить творческое задание: вообразить себя зайчиком, мотыльком и т. д. | |
«Узнай по описанию» |
| Не выкрикивать, дождаться, когда загадка будет загадана. |
| Воспитатель раскладывает на столе или на фланелеграфе картинки, фигурки, предметы и загадывает загадку. Дети отгадывают её, находят предмет или изображение-отгадку и показывают всем товарищам. | |
«Дождик» |
| Капельки и тучка из бумаги. | Воспитатель демонстрирует малышам тучку с капельками и сообщает, что сейчас пойдёт дождик. Сначала дождик идёт медленно, редко «Кап… Кап…», потом чаще, сильнее «Кап-кап-кап!» Затем воспитатель предлагает детям показать, как капает медленный дождик, быстрый, тихий, громкий. |