Экономические показатели работы гостиниц




Для экономической и финансовой оценки работы гостиницы и анализа ее экономического состояния используются основные специализированные ключевые показатели, принятые в индустрии гостеприимства в международной практике. Наибольшее распространение в практике гостиниц получили следующие показатели.

1. Осс (occupancy) — показатель заполняемости отеля. Данный показатель также можно встретить в аббревиатуре ROR (room occupancy rate).

Рассчитывается данный показатель как отношение количества проданных номеров (rooms sold) на общее количество номеров отеля (room available).

Осс = (Rooms Sold / Rooms Available) x 100%.

Пример расчета показателя заполняемости отеля представлен в табл. 64.

Таблица 64. Методическая схема определения показателя «Occupancy»

Общее количество номеров отеля (Rooms Available) Количество проданных номеров (Rooms Sold)
   

 

Осс = (175/ 250) X 100% = 70%

Для хостелов и общежитий характерен производный коэффициент от occupancy — коэффициент процента занятости кой- ко-мест. Определяется он как количество занятых кроватей по отношению к общему числу кроватей в данных средствах размещения.

2. Double Occupancy — среднее количество гостей в номере.

Рассчитывается данный показатель как отношение общего количества гостей отеля (the total number of guests) к количеству проданных номеров (rooms sold):

Double Occupancy = Total number of guests / Rooms sold

Поскольку очень часто коэффициент выражают в процентах, то существует вторая методика его расчета, когда результат представлен в процентах:

Double Occupancy = (total number of guests — rooms sold) /

/rooms sold x 100%.

Данный показатель используется при планировании бюджета на следующий отчетный период, чтобы рассчитать, сколько гостей

Таблица 65. Методическая схема определения показателя «Double Occupancy»

Показатель Значение
Общее количество номеров отеля (Rooms Available)  
Количество проданных номеров (Rooms Sold)  
Общее количество гостей отеля (Total number of guests)  

Осс = (80 /100) х 100% = 70%

Double Occupancy = (120 / 80) = 1,5 гостя Double Occupancy = (120 - 80) / 80) * 100% = 50%

будет проживать в отеле при планируемой загрузке. Это необходимо для того, чтобы спрогнозировать, скольким гостям гостиница может постараться продать свои услуги (например, сколько человек будет завтракать и пользоваться другими дополнительными услугами отеля). Этот показатель важен также для управленцев и владельцев гостиницы при планировании будущих категорий номеров при расширении отеля или его реконструкции.

Снижение данного показателя не сказывается негативно на финансово-экономическом положении отеля, оно говорит лишь об изменчивости в сегменте потребительских групп. Например, если ранее в отеле селились преимущественно группами (например, семейные пары с детьми, группы спортсменов, школьников и т.д.), а теперь отель выбирают преимущественно деловые люди (предпочитающие более комфортные условия проживания), то количество гостей в номере неизбежно понизится, и наоборот.

Таким образом, показатель Double Occupancy используется при формировании политики продаж отеля, а именно: на какие клиентские сегменты делается ставка, какова их платежеспособность, возможна ли продажа им дополнительных услуг и т.д.

Пример расчета показателя среднего количества гостей в номере отеля представлен в табл. 65.

3. Room Revenue — доход от продажи номеров.

Таблица 66. Методическая схема определения показателя «Room Revenue»

Показатель Значение
Общее количество номеров отеля (Rooms Available)  
Количество проданных номеров (Rooms Sold)  
Цена номера (Room price) 75?

Room Revenue = 100 * 75 = 7500?

Таблица 67. Методическая схема определения показателя «ADR» на основе дифференциации типов номеров гостиницы

Показатель Значение
Общее количество номеров отеля (Rooms Available)  
Количество проданных одноместных номеров (Rooms Sold SNGL)  
Количество проданных двухместных номеров (Rooms Sold DBL)  
Количество проданных трехместных номеров (Rooms Sold TRP)  
Цена номера (Room price SNGL) 40?
Цена номера (Room price DBL) 48?
Цена номера (Room price TRP) 60?

Room Revenue = (10 * 40 + 30 * 48 + 5 * 60) = 2140? All Rooms Sold = 10+ 30+ 5 = 45 ADR = 2140/45 = 47,6?

Рассчитывается данный показатель как количество проданных номеров (rooms sold), умноженное на цену номера (room price).

Room Revenue = Rooms Sold * Room price.

Пример расчета показателя дохода от продажи номеров отеля представлен в табл. 66.

4. ADR (average daily rate) — средняя цена за номер/ночь. Данный показатель можно также встретить в аббревиатуре ARR (average room rate).

Рассчитывается показатель как отношение выручки от продажи номерного фонда (rooms revenue) на количество проданных номеров за отчетный период (rooms sold).

ADR = Room Revenue / Rooms Sold.

Показатель ADR может определяться как в отношении всего отеля в целом, так и в разрезе определенной категории номеров (например, только среди стандартных номеров или среди по- лулюксов и люксов).

На величину показателя ADR влияют следующие факторы:

· • конкурентная среда, поскольку гостиница очень часто вынуждена продавать номера всегда с ориентацией на конкурентов;

· • уровень инфляции;

· • сезонность. В период низкого сезона и спада туристской активности гостиницы вынуждены реализовывать более щадящую ценовую политику, а именно понижать цены и предлагать спецпред- ложения (т.е. увеличивать размер скидок). В период высокого сезона и роста туристской активности гостиницы, наоборот, пыта Таблица 68. Методическая схема определения показателя «ADR» на основе дифференциации разных тарифов на номерной фонд гостиницы

Показатель Значение
Общее количество номеров отеля (Rooms Available)  
Количество проданных номеров по открытым ценам (Rooms Sold Rack Rate)  
Количество проданных номеров по корпоративным ценам (Rooms Sold Corporate Rate)  
Количество проданных номеров по групповым ценам (Rooms Sold Group Rate)  
Цена номера (Rack Rate) 100?
Цена номера (Corporate Rate) 80?
Цена номера (Group Rate) 65?

Room Revenue = (10 х 100 + 20 * 80 + 30 * 65) = 4550? All Rooms Sold = 10 + 20 + 30 = 60 ADR = 4550/60 = 75,8?

ются продавать номера дороже, используя при этом по возможности более выгодные для себя каналы продаж;

• использование тарификации в системе ценового управления с применением динамических повышающих тарифов в периоды максимального спроса. Если гостиница работает с динамическими тарифами, т.е. имеется несколько тарифных планок для работы с индивидуальными гостями (стойка, отдел продаж, сайт отеля), и оперативно выставляет в системе нужный тариф в зависимости от ситуации с текущей загрузкой, она может повысить отпускной тариф по этим каналам, а следовательно, и повысить средний отпускной тариф по отелю в целом.

Таким образом, сравнивая показатели ADR за два разных периода времени, руководство отеля должно стремиться к его росту. Например, если выручка растет незначительно, загрузка номерного фонда поднялась, а показатель ADR снижается, то можно сделать вывод о том, что гостиница стала работать с более «дешевым» клиентским сегментом, что впоследствии приведет ее к неизбежному росту текущих расходов.

Примеры расчета показателя средней цены за номер отеля представлены в табл. 67,68.

5. RevPar (revenue per available room per day) — доход на доступный номер в день. Менеджеры отелей, операторы гостиничного бизнеса, инвесторы и аналитики постоянно используют RevPar как базу для определения и анализа качества работы отеля. Данный показатель является одним из наиболее признанных и наиболее

Таблица 69. Методическая схема определения показателя «RevPar»

Показатель Значение
Общее количество номеров отеля (Rooms Available)  
Количество проданных одноместных номеров (Rooms Sold SNGL)  
Количество проданных двухместных номеров (Rooms Sold DBL)  
Цена номера (Room price SNGL) 85?
Цена номера (Room price DBL) 110?

Room Revenue = (65 х 85 +115 х ПО) = 18175?

All Rooms Sold = 65+ 115 = 180 Осс = (180 / 250) х 100% = 72%

ADR = 18175/180 = 101?

RevPar = 18175/250 = 72,7?

RevPar = Occ x ADR = 72% x Ю1 = 72,7?

часто используемых показателей эффективности в гостиничной индустрии.

Рассчитывается показатель как отношение выручки отеля от продажи номеров (rooms revenue) к общему количеству номеров отеля (rooms available):

RevPar = Rooms Revenue / Rooms Available.

Рассчитать показатель можно и другим способом, а именно путем перемножения коэффициента загрузки номерного фонда (room occupancy) и среднесуточной цены номера (average daily rate): RevPar = Occ x ADR.

Для отеля желательно поддерживать показатель RevPar на достаточно высоком уровне, и управляющие отелями стремятся максимизировать его посредством заполняемости и средней ставки, по которой продается номер.

Уменьшение же показателя RevPar в динамике может быть вызвано следующими причинами:

· • спад деловой бизнес-активности региона (экономический кризис, закрытие основных градообразующих предприятий, особенно в моногородах и т.д.);

· • отель ведет неэффективную сбытовую политику (например, пытаясь продавать номера по завышенным ценам).

Пример расчета показателя дохода отеля на доступный номер в день представлен в табл. 69.

RevPar в зависимости от целей анализа может рассчитываться как для отдельно взятой гостиницы, так и агрегированно для группы гостиниц, объединенных по территориальному или иному признаку (например, для отелей определенного города, определенной страны, определенного типа отелей и т.п.) для различных расчетных периодов (например, за год, за квартал, за месяц, за неделю и т.п.).

Показатель RevPar, показывающий эффективность гостиничного бизнеса, является одним из основных для инвесторов, он им необходим для двух целей:

· для оценки инвесторами целесообразности покупки конкретного отеля;

· для принятия инвесторами решения о целесообразности вхождения на гостиничный рынок того или иного города (страны).

Самим отелям показатель RevPar рекомендуется применять в следующих случаях:

· для сравнительного конкурентного анализа за одинаковые периоды. Отель, сравнивая свой RevPar с RevPar основных конкурентов, а также со средним показателем RevPar города, где располагается отель, может оценить эффективность гостиничной политики продаж и возможности рынка. Однако здесь необходимо помнить, что RevPar ставит большие отели в невыгодное положение в сравнении с малыми средствами размещения. Это связано с тем, что проще добиться высокой заполняемости отелю, у которого 100 номеров, чем отелю, имеющему 200 номеров, особенно когда присутствуют сезонные всплески и падения (или даже колебания между уровнем загрузки в будние и выходные дни). Следовательно, RevPar у больших отелей, при прочих равных условиях, будет ниже, чем у малых отелей. Исходя из этого, собственникам отелей и потенциальным инвесторам необходимо учитывать размер гостиницы, когда сравниваются показатели RevPar конкретного отеля с другими;

· • для анализа динамики эффективности гостиничного бизнеса путем сравнения показателей текущего периода с показателями предыдущего аналогичного периода.

Однако следует помнить, что RevPar не дает полной финансово-экономической картины функциональности отеля, поскольку он не учитывает комиссии, стоимость транзакций и т.д. В этих целях принято рассчитывать Net RevPar, который, по сути, является чистым RevPar, то есть представляет собой выручку от продажи номеров за минусом комиссия ADS, IDS, агентам, деленную на количество номеров.

Кроме всего прочего, показатель RevPar не дает полной финансово — экономической картины функциональности отеля, поскольку он не учитывает и выручку от других услуг, оказываемых

Таблица 70. Методическая схема определения показателя «RevPar» для двух отелей с разным уровнем доходности от дополнительных услуг

Показатель Отель № 1 Отель № 2
Средняя стоимость номера (Average Daily Rate) 70? 70?
Общее количество номеров отеля (Rooms Available)    
Загрузка отеля (Occupancy) 70% 60%
Room Revenue 1788500? 1533000?
Прочая операционная выручка, включая F&B и прочие операционные департаменты (Other Revenue) 500000? 1000000?
RevPar 49? 42?

Несмотря на то, что RevPar у Отеля № 1 приблизительно на 15% выше, чем у Отеля № 2, Отель № 2 имеет большую общую выручку = 2 533 000? (1000 000 + 1533 000), чем Отель № 1 = 2288 500 (500000 +

+ 1788500). При этом, если оба отеля имеют похожие прямые расходы, скажем 35% от выручки, и объем накладных расходов, то в конечном счете Отель №2 сможет заработать больше денег, чем Отель № 1, несмотря на то, что имеет меньшее значение RevPar.

отелем (например, выручку от F&В, казино, фитнес-центра, интернет-кафе, конференц-залов, пункта обмена валюты и т.п.).

Пример расчета показателя дохода двух отелей на доступный номер в день представлен в табл. 70.

На основе вышеприведенного примера видно, что нельзя при анализе экономической эффективности работы отеля брать за основу исключительно показатель RevPar.

6. RevPac (Revenue per available customer) — выручка номерного фонда на одного гостя в день. Данный показатель является производным показателем RevPar.

Рассчитывается показатель RevPac как отношение дохода отеля от продажи номеров (room revenue) к количеству гостей в гостинице (the total number of guests).

RevPac = Room Revenue / Total number of guests.

Рассчитать показатель можно также и иным способом, а именно как отношение дохода от проданных номеров (room revenue) к произведению коэффициента двойной загрузки (double occupancy) и количеству проданных номеров (rooms sold):

RevPac = Room Revenue / (Double Occupancy x Rooms Sold).

Пример расчета показателя выручки номерного фонда отеля на одного гостя в день представлен в табл. 71.

7. TrevPar (Total Revenue per available Room) — общая выручка в расчете на номер. Этот показатель является более точным и полным, чем RevPac, и преодолевает его упущения в оценке иных «зон доходности» отеля на один номер.

Таблица 71. Методическая схема определения показателя «RevPac»

Показатель Значение
Общее количество номеров отеля (Rooms Available)  
Количество проданных номеров (Rooms Sold)  
Средняя стоимость номера (Average Daily Rate) 72?
Среднее количество гостей в номере (Double Occupancy) 60% или 1,6

Room Revenue = 50 * 72 = 3600?

Occupancy = 50 / 90 * 100% = 55,55%

Total number of guests = 1,6 * 50 = 80 чел.

RevPar = 55,55% * 72 = 40? или RevPar = 3600 / 90 = 40?

RevPac = 3600/(1,6 *50) = 45? или RevPac = 3600 / 80 чел. = 45?

Рассчитывается данный показатель как отношение суммы всех доходов, получаемых отелем от всех «зон доходности» (all hotel revenue), к общему номерному фонду. А именно он представляет собой отношение суммы доходов от номерного фонда отеля (room revenue), от службы питания (REVPASH — Food & Beverage revenue per available seats and hour (per F&B outlet), от конференц-услуг и банкетной службы (REVPAM — Conference and Banqueting revenue per available square meters) и прочих доходов отеля (Other revenue) к количеству номеров, предложенных для продажи (rooms available):

TrevPar = All Hotel Revenue / Rooms Available.

Значение данного показателя важно при детализированном анализе эффективности работы отеля.

Например, отель с тем же количеством номеров, что и другой, может иметь пространство для проведения банкетов и, следовательно, больше возможностей для получения доходов. Поэтому, когда делится доход от номерного фонда на число номеров, то не получается правильного сравнения общей доходности отеля на номер.

Пример расчета показателя общей выручки отеля в расчете на номер представлен в табл. 72.

Кроме того, например, для гостиниц класса 3-5 звезд характерно получение 50-65% своей выручки от номерного фонда, в то время как в гостиницах 2 звезды и ниже с ограниченным спектром дополнительных услуг выручка от номерного фонда может достигать 90%. Также в некоторых случаях выручка номерного фонда отеля может достигать более чем 50-55% общей выручки отеля, и это может свидетельствовать о том, что такой уровень относится к отелям с солидным комплексом питания и конференц-мощностями.

Таблица 72. Методическая схема определения показателя «TrevPar» для двух отелей с одинаковым показателем «RevPar»

Показатель Отель № 1 Отель №2
Общее количество номеров отеля (Rooms Available)    
Количество дней периода    
Количество комнат в год 36 500  
Загрузка отеля (Occupancy) 80% 80%
Средняя стоимость номера (Average Daily Rate) 100? 100?
RevPar 80? 80?
Доход от конференц-услуг и банкетной службы (REVPAM) 880000? -
Прочие доходы отеля (Other revenue) 150 000? 150 000?
Room Revenue = 36500 * 100 x 0,8 = 2 920 000?
All Hotel Revenue 5 300 000? 4420000?
TrevPar 145? 121?

Видно, что у Отеля № 1 и у Отеля № 2 показатель RevPar одинаковый и равен 80?, но при этом Отель № 1 имеет в своем составе дополнительную «зону доходности» в виде конференц-услуг и банкетной службы, а Отель №2 нет. Отсюда общий показатель TrevPar у Отеля № 1 (145?) выше на 24?, чем TrevPar у Отеля № 2 (121?).

8. TrevPec или TrevPc (Total Revenue per Client) — общий доход с одного клиента. Данный показатель является производным показателем TrevPar.

Рассчитывается данный показатель как отношение суммы всех доходов, получаемых отелем от всех «зон доходности» (all hotel revenue), к общему количеству клиентов в отеле. А именно, он представляет собой отношение суммы доходов от номерного фонда отеля (room revenue), от службы питания (REVPASH — Food & Beverage revenue per available seats and hour (per F&B outlet), от конференц-услуг и банкетной службы (REVPAM — Conference and Banqueting revenue per available square meters) и прочих доходов отеля (Other revenue) к количеству гостей в гостинице (the total number of guests):

TrevPec = All Hotel Revenue / Total number of guests.

Данный показатель является относительно новым в индустрии гостеприимства, но уже широко используемым во многих отелях.

Пример расчета показателя общего дохода с одного клиента отеля представлен в табл. 73.

9. GOPPAR (Gross operating profit per available room) — валовая операционная прибыль на один номер.

Таблица 73. Методическая схема определения показателя «TrevPec»

Показатель Значение
Общее количество номеров отеля (Rooms Available)  
Количество проданных номеров (Rooms Sold)  
Загрузка отеля (Occupancy) 75%
Среднее количество гостей в номере (Double Occupancy) 42,9%, или = 1,43 чел.
Средняя стоимость номера (Average Daily Rate) 100?
All Hotel Revenue 6000?

Total number of guests = 105 * 1,43 = 150 чел. TrevPar = 6000/140 = 42,9?

TrevPec = 6000/150 = 40?

Данный показатель рассчитывается как отношение валовой операционной прибыли (GOP — gross operating profit) к общему количеству номеров отеля (rooms available):

GOPPAR = GOP / Rooms Available.

Показатель GOP равен общей выручке, уменьшенной на расходы операционных департаментов гостиницы и на нераспределенные расходы.

К нераспределенным издержкам в отельном бизнесе относят:

· • административные и общие расходы;

· • затраты на маркетинг;

· • затраты на ремонт и техническое обслуживание;

· • затраты на энергоснабжение и т.д.

GOP очень часто называют еще на западе EBIT (Earnings Before Interest and Taxes), этот показатель учитывает в себе все дополнительные доходы от услуг гостиницы и все ее расходы и постоянные и переменные.

Здесь необходимо помнить, что крупные гостиницы имеют всегда большие операционные издержки, чем малые средства размещения, при прочих равных рыночных условиях. Однако малые отели имеют большие удельные затраты на один номер.

Пример расчета показателя валовой операционной прибыли на один номер отеля представлен в табл. 74.

Таким образом, показатель GOPPAR является более точным индикатором деятельности гостинцы, нежели RevPar и TrevPar, поскольку он может в большинстве случаев лучше отразить прибыльность гостиницы, действенность менеджмента и общую стоимость (рыночную цену) отеля в целом. Так, показатель GOPPAR имеет

Таблица 74. Методическая схема определения показателя «GOPPAR» для гостиниц с разной единовременной вместимостью номерного фонда

Показатель Отель № 1 Отель № 2
Общее количество номеров отеля (Rooms Available)    
Количество дней периода    
Количество комнат в год    
Загрузка отеля (Occupancy) 70% 75%
Средняя стоимость номера (Average Daily Rate) 100? 100?
RevPar 70? 75?
Общий доход отеля (All Hotel Revenue), в том числе: 7 960000? 4237500?
- номерной фонд (room revenue) 5110000? 2737500?
- питание (revenue F&B) 2 000 000? 1000000?
- прочие отделы (other revenue) 850 000? 500000?
Операционные затраты (Operating expenses), в том числе: 2622000? 1584375?
- номерной фонд (room expenses) 1022000? 684375?
- питание (F&B expenses) 1200000? 650 000?
- прочие отделы (other expenses) 400 000? 250 000?
Нераспределенные затраты 1600000? 900 000?
Валовая операционная прибыль (gross operating profit) 3738000? 1753125?
Валовая операционная прибыль на один номер (GOPPAR) 51? 48?

Видно, что у Отеля № 1 RevPar равен 70 евро, а у Отеля № 2-75 евро, но при этом Отель № 1 несет меньшие удельные операционные издержки в расчете на один номер, чем Отель № 2, и, как следствие, GOPPAR у Отеля № 1 выше, чем у Отеля № 2.

более тесную связь, нежели RevPar, при оценке рыночной стоимости гостиничного бизнеса, основанной на торговом денежном потоке (EBITDA — earnings before interest, taxes, depreciation and amortization). Для выявления зависимости между стоимостью отеля в расчете на один номер, RevPar и GOPPAR на примере 30 прибыльных отелей был проведен линейный регрессионный анализ. По результатам анализа выявлено, что GOPPAR имеет прямую зависимость в пределах 85-90% от стоимости отеля, a RevPAR — приблизительно 70-75%. Вследствие этого GOPPAR рассматривается как более надежный источник при расчете стоимости отеля. Высокое значение RevPar не обязательно подразумевает высокий практический результат деятельности и, соответственно, высокую стоимость — в отличие от GOPPAR.

Необходимо отметить, что между показателем RevPar и показателем GOPPAR имеется зависимость, и даже незначительные колебания в RevPar оказывают более существенное воздействие

Таблица 75. Методическая схема определения силы взаимозависимости показателей «RevPar» и «GOPPAR»

Показатель Отель Темп прироста, %
исходные данные данные с учетом снижения цены и загрузки на 5%
Общее количество номеров отеля (Rooms Available)     -
Загрузка отеля (Occupancy) 70% 66,5% -5
Средняя стоимость номера (Average Daily Rate) 100? 95? -5
RevPar(?) 70? 63? -10
Общий доход отеля (All Hotel Revenue), в том числе: 3 805000? 3 518388? -8
- номерной фонд (room revenue) 2555000? 2305888? -10
-питание (revenue F&B) 750000? 727500? -3
- прочие отделы (other revenue) 900000? 785000? -3
Операционные затраты (Operating expenses), в том числе: 1376 250? 1337965? -3
- номерной фонд (room expenses) 638 750? 622590? -3
-питание (F&B expenses) 487500? 472875? -3
- прочие отделы (other expenses) 250000? 242 500? -3
Нераспределенные затраты 900000? 900000? -
Валовая операционная прибыль (gross operating profit) 1528750? 1280423? -16
Валовая операционная прибыль на один номер (GOPPAR) 42? 35? -16

В таблице было сделано допущение по снижению на 5% загрузки и средней стоимости номера у отеля, результатом чего было снижение RevPar примерно на 10%, a GOPPAR на целых 16% (с 42 до 35?).

на изменение GOPPAR. Это связано с тем, что доля прибыли номерного фонда в общей прибыли отеля значительно больше, чем прочих операционных департаментов, поэтому легкие колебания в RevPar могут оказать сильный эффект на GOPPAR и, следовательно, на стоимость отеля в целом.

Пример расчета показателя валовой операционной прибыли на один номер отеля представлен в табл. 75.

9. Room Yield — доходность номерного фонда, или, говоря научным языком, это норма доходности гостиницы, которая говорит об отношении заработанных денег от номерного фонда (Room Revenue) к тем деньгам, которые гостиница могла бы потенциально заработать (potential room revenue):

Room Yield = (Room Revenue x Potential Room Revenue) x 100%.

Таблица 76. Методическая схема определения показателя «Room Yield»

Показатель Значение
Общее количество номеров отеля (Rooms Available)  
Количество проданных номеров по открытым ценам (Rooms Sold Rack Rate)  
Количество проданных номеров по корпоративным ценам (Rooms Sold Corporate Rate)  
Количество проданных номеров по групповым ценам (Rooms Sold Group Rate)  
Цена номера (Rack Rate) 115?
Цена номера (Corporate Rate) 85?
Цена номера (Group Rate) 75?

Room Revenue = (45 * 115 + 35 * 85 + 100 x 75) = 15 650?

All Rooms Sold = 45 + 35 + 100 = 180 Potential Room Revenue = 180 * 115 = 20 700?

Room Yield = (15 650 x 20 700) x 100% = 75,6

Важно отметить, что потенциальный денежный поток от продажи номерного фонда рассчитывается как произведение открытых цен гостиницы (rack rate) и общего количества номеров отеля, предложенных к продаже (rooms available).

Данный коэффициент показывает степень, с которой номера продаются со скидкой. Желательно, чтобы данный показатель приближался к единице. Рассчитывается коэффициент ежедневно и усредняется за более длительные периоды времени.

Пример расчета показателя доходности номерного фонда отеля представлен в табл. 76.

10. Alos (Average Length of Stay) — средняя продолжительность проживания. Данный показатель хоть и не относится к чисто экономическим показателям, но он, в свою очередь, оказывает на общую доходность и прибыльность отеля очень большое влияние.

Рассчитывается данный показатель как отношение общего количества человеко-дней (the total number of man-days) на общее число прибытий (the total number of arrivals):

Alos = total number of man-days / total number of arrivals.

Данный показатель полезно сопоставлять не только с основными конкурентами гостиницы, но и с показателем средней продолжительности проживания той туристской дестинации, где территориально находится гостиница. При этом эти показатели Alos рассчитываются не только для конкретных городов, но и в более больших территориальных масштабах, а именно в масштабах регионов и даже стран мира. Эти показатели, в частности, используются для оценки конкурентоспособности туристской сферы той или иной страны.

Пример данных дифференцированных показателей Alos можно проследить в периодических отчетах Европейской комиссии (European Commission. Eurostat regional yearbook 2013) и наглядно представлен в табл. 77.

Таблица 77. Средняя продолжительность пребывания в гостиницах, кемпингах и других коллективных средствах размещения туристов, дифференцированная по туристским дестинациям

Название туристской дестинации Значение (в днях) Название туристской дестинации Значение (в днях)
Страны
Мальта 5,7 Словения 2,9
Исландия 1,7 Латвия 2,1
Люксембург 2,5 Литва 2,1
Лихтенштейн 2,3 Кипр 5,7
Регионы
Крит 6,7 Канарские острова 7,7
Каталония 3,5 Сицилия 3,3
Штат Виктория (Австралия) 2,3 Иль-де-Франс (включая Париж) 2,3
Бретань 3,4 Тоскана 3,6
Сардиния 5,1 Тироль 4,2
Эссекс 2,5 Алгарве 5,4
Города
Антверпен 2,3 Штутгарт 2,0
Прага 2,6 Бремен 1,8
Лиссабон 2,6 Лондон 3,5
Кельн 1,9 Берлин 2,3
Цюрих 1,8 Гамбург 1,9
Вена 2,2 Стокгольм 1,8
Дрезден 2,3 Зальцбург 3,8

В качестве экономических показателей в индустрии гостеприимства принято рассчитывать также индексы проникновения на рынок гостиничных услуг. Данные индексы могут вычисляться для каждого из вышеприведенных показателей, характеризующих работу гостиницы. Наиболее распространен расчет индексов загрузки, ADR и RevPar. Принцип расчета для всех индексов одинаков, а именно расчетный показатель для гостиницы сравнивается со среднерыночным аналогичным показателем за аналогичный период времени.

При этом если индекс проникновения равен 1, то это означает, что данная гостиница занимает на рынке услуг размещения ровно то место, которое занимает на рынке среднестатистическая гостиница. Если же индекс более 1, это свидетельствует, что гостиница занимает более важное место в конкурентной борьбе, а если индекс менее 1, то это говорит о том, что гостиница реализует свою стратегию на рынке менее успешно, чем отели-конкуренты.

Оценка индексов в динамике позволяет, с одной стороны, количественно измерить уровень конкурентоспособности гостиницы на рынке услуг размещения, а с другой стороны, позволяет показать прогресс или регресс в операционной деятельности самой гостиницы в тенденции. Кроме того, индексы могут активно использоваться и для прогнозирования будущих финансово-экономических результатов деятельности гостиницы и явиться базой для формирования ее бюджета (процесс бюджетирования).

Многие из представленных показателей экономической оценки гостиничного бизнеса рассчитываются обобщенно для городов, стран мира и даже туристских регионов и представлены в данных отчетов международных структур, оценивающих и анализирующих развитие международного гостиничного рынка (STR Global results, Hotstats hotel industry report и т.д.).

Примеры такой аналитики приведены в данных на рис. 27 и в табл. 78 и 79.

Таблица 78. Экономические показатели состояния гостиничного рынка городов мира в 2020 г.

Город мира (денежная единица) Occupancy ADR RevPAR TrevPar GOPPAR
Брюссель (?) 71,1 122,2 86,8 126,6 36,5
Амстердам (?) 80,9   155,2 215,3 86,5
Барселона (?) 74,9 196,4 147,1 228,6 104,9
Абу-Даби ($) 76,7 158,4 121,4 256,6 80,3
Дубай ($)   336,2 269,1   221,1
Эдинбург (?) 79,3   79,3 120,8 42,5
Доха ($) 72,3 221,7 160,2 363,7 153,2
Бейрут ($) 52,7 134,3 70,8 131,3 17,8
Манама ($) 53,8 192,5 103,5 169,3 60,9
Цюрих (?) 77,6 169,5 131,5 213,3 65,3
Санкт-Петербург (?) 59,6 87,9 52,4 81,4 30,4
Лидс (?) 77,2 72,5   103,1 31,7

Таблица 79. Основные экономические показатели гостиничной индустрии различных стран мира в 2014 г.

Страны Occupancy ADR RevPAR
США (доллар США) 61,4 106,1 65,2
Бразилия (бразильский реал) 66,2 268,4 177,7
Австралия (австралийский доллар) 73,9 175,3 129,5
Китай (китайский юань) 64,6 643,5 415,5
Сингапур (сингапурский доллар) 84,1 297,5 250,3
Германия (евро) 66,3 94,1 62,4
Россия (рубль) 59,8    
Великобритания (фунт стерлингов) 72,5 80,5 58,3
Испания (евро) 64,6 85,5 55,3
Италия (евро) 58,7 126,9 74,4
Египет (египетский фунт) 51,7 416,8 215,7
ОАЭ (дирхам) 72,5 758,8 549,9

Все представленные экономические показатели деятельности гостиницы следует использовать не только для анализа ее финансовой стабильности и экономического и конкурентного успеха, но и для построения на их результатах системы эффективной мотивации сотрудников.

Многие гостиницы мира используют гостиничные показатели для постановки задач и мотивации сотрудников отдела продаж и службы приема и размещения. Бонусная часть зарплаты сотруд-

Рис. 27. Основные экономические показатели гостиничного бизнеса в туристских регионах ЮНВТО 2020 г.

ников отдела продаж и службы приема и размещения на 65% должна зависеть от выполнения плана по доходу от проживания и дополнительных услуг. Это коллективная ответственность, и нельзя мотивировать сотрудников службы приема и размещения, например, только за лично сделанную бронь для гостей от стойки. Очень хорошими показателями для достижения поставленных задач по доходу являются RevPar и RevPac. Например, максимально возможная бонусная часть зарплаты сотрудника службы приема и размещения составляет 6000 руб., а вот получит он или не получит ее полностью, зависит от выполнения показателей.

Вопросы для самопроверки

· 1. Какие «зоны доходности» выделяют в отельном бизнесе?

· 2. Какими критериями характеризуется зона доходности отеля «Рестораны, кафе, бары» (F&B)?

· 3. Приведите среднестатистическую доходность различных видов гостиничных услуг (в процентах к суммарному доходу от всех видов гостиничных услуг) для усредненной комфортабельной гостиницы.

· 4. В чем разница «торгового денежного потока» и «свободного денежного потока» в отельном бизнесе?

· 5. Обоснуйте структуру расходов отеля.

· 6. Что означает показатель ADR (average daily rate) и для чего он рассчитывается в отельном бизнесе?

· 7. Какими причинами может быть вызвано уменьшение отельного показателя RevPar в динамике?

· 8. Раскройте методическую схему определения силы взаимозависимости отельных показателей RevPar и GOPPAR.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: