Тема: Тема: Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.




Тип урока: Лабораторная работа.

Оборудование: Часы с секундной стрелкой, измерительная лента, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.

Цель урока: в результате занятия учащиеся при выполнении лабораторной работы должны определить ускорение свободного падения, сравнить с табличным значением.

Задачи:

Образовательные:

- Организовать деятельность учащихся по нахождению ускорения свободного падения.

- В ходе выполнения лабораторного эксперимента закрепить знание учащихся о зависимости периода колебания нитяного маятника от длины нити и постоянной g.

- Сформировать знания о методе вычисления g по измеренным Т и l.

- Научить определять ускорение свободного падение при помощи нитяного маятника.

- Сформировать умение собирать установку для определения постоянной g.

- Сформировать умение снижать погрешность измерения T путем деления многократного количества колебаний на общее время.

Воспитательные:

- обратить внимание учащихся на соблюдение норм этики при оформлении записей в тетради, поддержании порядка на рабочем столе.

Развивающие

-развивать логическое мышление путем предложения ученикам самостоятельно делать вывод по проделанной работе.

Ход урока:

Целью данной лабораторной работы является экспериментальное установление ускорения свободного падения с помощью маятника. Математическим маятником называют груз, подвешенный к тонкой нерастяжимой нити, размеры которого много меньше длины нити, а масса - много больше массы нити. Отклонение этого груза от вертикали происходит на бесконечно малый угол, а трение отсутствует.

Зная формулу периода колебания математического маятника Т =

можно выразить значение g через величины, доступные простому установлению путем эксперимента и рассчитать g с некоторой точностью. Выразим

где l - длина подвеса, а Т - период колебаний маятника. Период колебаний маятника Т легко определить, измерив время t, необходимое для совершения некоторого количества N полных колебаний маятника

В лабораторных условиях для измерения с некоторой степенью точности можно использовать небольшой, но массивный металлический шарик, подвешенный на нити длиной 1-1,5 м (или большей, если есть возможность такой подвес разместить) и отклонять его на небольшой угол. Ход работы целиком понятен из описания ее в учебнике.

Средства измерения: секундомер (Δt = ±0,5 с); линейка или измерительная лента (Δl = ±0,5 см)

 

Учитель Ученики
1.Организационный этап.(1 мин) 2.Актуализация знаний.(2 мин) Давайте вспомним, что вы изучали на прошлых занятиях? 3. Постановки целей и задач урока. (2 мин) Тема сегодняшнего урока ускорение свободного падения. Впервые ускорение свободного падения измерил Галилео Галилей. Он поднимался на Пизанскую башню высотой 58 метров и бросал с нее шарик. Ускорение рассчитывал по формуле . Галилей засекал время по пульсу или по песочным часам, поэтому его измерения оказались неточными. А с помощью чего мы можем измерить ускорение свободного падения? Давайте мы определим ускорение свободного падения и сравним насколько близок получившийся результат к табличному. 4.Инструктаж по выполнению лабораторной работы.(7 мин) В работе используется простейший маятниковый прибор- шарик на нити. При малых размерах шарика по сравнению с длиной нити и небольших отклонениях от положения равновесия период колебания маятника равен Для увеличения точности измерения периода нужно измерить время t достаточно большого числа N полных колебаний маятника. Тогда период , и ускорение свободного падения может быть вычислено по формуле 5.Выполнение работы.(25 мин) Открываем тетради, записываем тему урока Лабораторная работа №3 Тема: Определение ускорения свободного падения при помощи маятника Цель: Определить ускорение свободного падения при помощи маятника. Оборудование: Часы с секундной стрелкой, измерительная лента, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом. Пользуясь инструкцией к выполнению измерьте ускорение свободного падения и результаты занесите в таблицу
Номер опыта
             
     
     

 

    На прошлых занятиях мы изучали что период нитяного маятника можно определить по формуле     Мы можем из формулы выразить g, L мы найдем измерив длину нити, а период посчитаем.     Ученики внимательно слушают инструктаж по выполнению работы и выполняют требования к работе.   Проделывают работу.  

 

Приложение к уроку

Лабораторная работа №3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: