Театр Римской республики




 

Сопоставляя историю греческого и римского театра, мы наблюдаем процесс преемственности театральных культур. Новая культура Рима возникла на основе освоений и переработки греческого наследия. В свою очередь историки театра рассматривают римский театр как своеобразное соединительное звено между греческим и новоевропейским театром.

Истоки римского театра восходят к аграрным оргиастичетким празднествам, напоминавшим древнегреческие Дионисии. На этих праздниках распевались насмешливые диалогические песни — фесценнины, нередко весьма язвительного содержания. Существовала и другая форма зрелищ — сатура, которая состояла из сочетания диалога, музыки, мимики и пляски. Исполнители сатуры назывались гистрионами. Это слово этрусского происхождения и свидетельствует о том влиянии, которое оказывали зрелищные искусства этрусков на сложение римского театра. По рассказу историка Тита Ливии, когда Рим постигло моровое поветрие (364 г. до н. э.), чтобы умилостивить богов, решили устроить сценические игры,

 

 

«дело новое для воинственного народа, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами». Из Этрурии были приглашены плясуны, танцующие под аккомпанимент флейты. Этрускам стала подражать местная молодежь, прибавляя к пляскам шуточные диалоги в стихах, мимику, пение, что и породило «сатуру», т. е. «смесь».

Другим видом ранних драматических представлений были аттеланы, заимствованные римлянами от племени осков, во время войн в Кампании (около 300 г. до н.э.). Ателланы — комические сценки, напоминающие греческий мим. В них действовали четыре комических персонажа: Макк, Буккон, Папп, Доссен. Макк представлял собой трусливого дурака, увальня, обжору. Буккон — хитрый, пронырливый болтун. Паппа изображали богатым, скупым стариком. Доссен — злой, назойливый, ученый-шарлатан. Ателланы игрались в маске.

Римский театр в период республики развивался под непосредственным влиянием греческого театра, греческого языка и литературы. Первым, кто познакомил римлян с греческим театром, был Ливии Андроник. Он перевел и поставил около десяти пьес — переделок греческой трагедии и комедии. Другой драматург Гней Невий (ок. 280—201 гг. до н. э.) создал новый жанр римской исторической трагедии. У римлян такая трагедия называлась претекстатой. Претекста — тога с пурпурной каймой, ее носили видные римские сановники. Действующие лица трагедий Невия были одеты в претексту, парадную одежду римских сановников.

Особым успехом пользовались у современников комедии Невия, которые представляли собой переработку новоаттической бытовой комедии (аристократический сенат никогда не допустил бы существование в Риме политической комедии, подобной комедии Аристофана). Отношение к оригиналам у Невия было достаточно свободным. Он ввел впервые контаминацию, т. е. сочетание в одной пьесе сюжетов из нескольких греческих комедий с целью усложнения ее интриги. Этим приемом пользовался Плавт, позже драматурги эпохи Возрождения Ариосто, Шекспир, Мольер и др. Комедии Невия назывались паллиатой, так как ее герои носили греческий плащ — паллий. Действие в пьесах происходило где-нибудь далеко за пределами Рима, в Греции.

Преемником Невия был Квинт Энний (235—169 гг. до н.э.). Энний явился реформатором латинского стихосложения на греческий лад, увеличил музыкальность драматического стиха, тем

 

самым создал предпосылку развитию римской театральной декламации. Он также брал для переработки произведем греческих драматургов, причем самым любимым его автором был Еврипид. Элементы бытовой драмы, стремление к реалистическому воспроизведению характеров делали, драмы Еврипида понятиями и близкими для римского зрителя. Драматургия Еврипида привлекала передовую римскую аристократию и интеллигенцию своим религиозным, скептицизмом и просветительским вольнодумством. Хороводные элементы греческого трагического театра: хор, маски, сатировская драма, три логическая композиция, «закон трех актеров» не соблюдались римскими драматургами. С их точки зрения для трагедии необходимы мифологическая тематика и, самое главное, фабульная занимательность, которая достигалась путем контаминации нескольких трагических сюжетов, вводом острых перипетий, эффектом неожиданностей, кровавых сцен.

Римская претекстата стала первым в европейском театре образцам исторической драмы. Но большим успехом у зрителей пользовалась комедия, черпавшая свое содержание из повседневного быта обыкновенных людей. Политическая комедия Аристофана не была объектом подражания, так как в Риме запрещалось выводить римлян в комическом виде. Смеяться римский гражданин мог только над иностранцами. На сцене ставились сатуры, ателланы, игравшие роль водевиля.

Продолжателем творчества Невия был комедиограф Тит Макций Плавт (254—184 гг. до н. э.). Он написал 21 пьесу. Это — «Амфитрион», «Ослы», «Вакхиды», «Пленники», «Хвастливый воин» др. Тематика и сюжеты Плавта заимствованы из новой комедии эпохи эллинизма. Но несмотря на то, что Плавт много брал у Менандра, его комедии сильно отличались. Он вносил в текст комедий элементы быта римлян, обычаи, термины. Комедия Плавта была живее, веселее. Он создавал образы ловких, хитрых рабов — интриганов, которые умнее своих господ. Язык Плавта — яркий, сочный, остроты часто непристойны. Его комедии прославляют находчивость, ловкость, изворотливость. В его комедии сочетаются приемы новой эллинистической комедии с староитальянской ателланой.

Публий Теренций Арфа (194 — 195 гг. до н.э.) отразил в своем творчестве устремления верхушки римских нобилей-рабовладельцев, их тяготение к искусству эллинистической Греции. Главное для Теренция — это разработка характеров, их психологическое

 

углубление, а не интрига. Одна из лучших комедий Теренция — «Братья». Он создал в пьесах «Свекровь», «Евнух», «Андрианка» интересные жизненные образы, знакомившие римского зрителя с миром сложных душевных переживаний. Теренций стремился воспитать зрителя в духе настроений либеральной аристократической интеллигенции. Комедии Теренция ставятся на сцене несколько десятилетий, а затем исчезают из репертуара, но язык его комедий надолго остается образцом изящной латинской речи.

Паллиата уступает место жанру комедии с национальным римским содержанием. Формируются литературная ателлана или тогата. Тогатой в Риме называли комедию, в которой действующие лица выступали в тогах (тога — римская верхняя мужская одежда). Представителями тогаты были Тиний, Афраний, Атто (II—I вв. до н. э.). Параллельно с ателланой развивается мим, где актеры выступали без масок, что открывало простор для мимической игры. Среди мимов были женщины, участие которых придавало спектаклям эротический характер. До середины I века до и. э. мим оставался импровизационным, лишь впоследствии получив литературную обработку (Децим Лабелий, Публий Сир).

Четыре раза в году в Риме отмечались государственные праздники Великой Матери (апрель), Аполлона (июнь), Римские игры (сентябрь), Плебейские игры (ноябрь), вовремя которых устраивались театральные представления. Спектакли давались также во время триумфальных и погребальных игр, при выборах высших должностных лиц и по другим поводам. На римских праздниках драматические представления шли нередко вместе с цирковыми играми и гладиаторскими боями, причем зрители отдавали предпочтение последним.

Вначале в Риме спектакли давались на невысоких деревянных помостах. Дощатая стена балагана служила также и задним фоном.

Устройство театра было примитивным. Только в 55 году в Риме был построен каменный театр на 17000 зрителей. Здание театра было трехэтажным и образовывало с амфитеатром единое замкнутое пространство, лишенное крыши. Позже весь театр стали покрывать парусиновым куполом-веларием. Сценическая площадка (просцениум) находилась на орхестре на высоте 1,5 м. Здание скены отличалось от греческой постройки. Фасад скены был украшен колоннами, статуями, арками и рельефами. Стена скены представляла собой роскошную архитектурную декорацию. Римский театр

 

был снабжен люками и подъемниками. Над просцениумом возвышалась крыша, позволившая соорудить колосник для спуска декораций. Декоративные элементы сильно расширили зрелищный момент римского театра. В театре появился занавес, который способствовал разделению римских трагедий и комедий на акты. Главным принципом для римского театра была зрелищность. В спектаклях участвовали сотни статистов, одетые в роскошные красочные костюмы, на сцены выводились различные звери, в том числе экзотические слоны, жирафы. Реквизит был подлинен: статуи, вазы, сосуды, ковры. В отличие от греческого спектакля, в котором основным было коллективное начало, актерское исполнение римскому театру было свойственно увеличение зрелищной стороны спектакля, заслонившее актерское мастерство. Особое внимание уделялось костюму в трагедиях — пышному, подчеркивающему величие персонажей, с целью увеличить рост актеры надевали деревянные котурны (до 20 см), высоко взбивали локоны париков; маски появились в римском театре только в конце II века до н. э.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: