Глава X. Возможно ли еще счастье?




Человек, который недооценивает себя, неизменно удивляется успеху, тогда как человек, который себя переоценивает, зачастую удивляется неудаче.

Более простые эмоции не встречают препятствий. Сложность в эмоциях подобна пене на речных волнах. Она появляется из-за преград, которые разбивают ровно и гладко бегущий поток. Но до тех пор, пока жизненная энергия свободна и беспрепятственна, она не производит волнения на поверхности и её сила не очевидна для ненаблюдательных.

Когда публика не может понять картину или стихотворение, она приходит к заключению, что это плохая картина или стихотворение. Когда люди не способны понять теорию относительности, они заключают (справедливо), что их образование было недостаточным.

Думаю, мне следует признать, что большинство интеллигентных молодых людей на Западе склонны к тому виду несчастья, который возникает из невозможности найти адекватное профессиональное применение своим наилучшим талантам. Это, однако же, совсем не проблема для восточных стан. Умный молодой человек в наши дни наверняка счастливее всего в России, чем где-либо еще в мире. У них имеется целый мир, который требуется создать, а также горячая вера, в соответствии с которой это надо делать. Старые люди были казнены, заморены голодом, изгнаны из страны или обеззаражены каким-то иным способом, поэтому они не могут, как в странах Запада, принуждать молодежь выбирать между причинением вреда и ничегонеделанием. Рафинированным представителям Запада вера молодых россиян может показаться грубой и незрелой, но, в конце концов, что можно возразить? Юноша создает новый мир, новый мир по своему вкусу, новый мир, который почти наверняка, будучи создан, сделает среднего россиянина счастливее, чем до революции. Возможно, это будет не тот мир, в каком был бы счастлив рафинированный западный интеллектуал, но рафинированный западный интеллектуал и не обязан жить в этом мире.

Бессилие заставляет людей чувствовать, что всё бессмысленно, а сопутствующий ему комфорт делает болезненность этого чувства почти непереносимым.

Удовольствие работы открыто каждому, кто способен развить какие-либо специальные навыки, при условии, что человек может получать удовлетворение от использования своих умений, не ожидая всеобщих аплодисментов.

Конечная цель производства механизмов (от которой, это верно, мы все пока очень далеки), — это система, где всё малоинтересное делают механизмы, а людям оставлена деятельность, требующая разнообразия и инициативы.

С появлением сельского хозяйства человечество вступило в длительный период посредственности, убожества, безумия и бед, из которого оно лишь сейчас освобождается благотворным действием механизмов.

Увлечения и любимые занятия, во многих случаях, возможно, в большинстве, не становятся источником основополагающего счастья, но средствами бегства от реальности, мимолетного забвения боли, которую слишком трудно переносить. Основополагающее счастье больше, чем от чего-либо еще, зависит от того, что можно назвать дружелюбным интересом к людям, предметам и явлениям.

Чувство долга полезно в работе, но оскорбительно в дружеских отношениях. Люди хотят, чтобы им симпатизировали, а не выдерживали их общество с терпеливым смирением. Умение спонтанно и без усилий симпатизировать людям, наверное, наилучший из возможных источников личного счастья.

Мир безбрежен, а наши силы ограниченны. Если наше счастье всецело обращено на личные обстоятельства, становится трудно не требовать от жизни больше, чем она может дать. А требовать слишком многого — верный путь получить даже менее, чем возможно. Человек, способный забыть свои тревоги посредством неподдельного увлечения, скажем, Тридентским собором или циклом развития звезд, обнаружит, что к моменту возвращения после прогулки в мир своего беспристрастного интереса, он обрел самообладание и покой, которые дают возможность наилучшим образом разобраться со всеми тревогами и заботами, а человек тем временем пережил подлинное, пусть и краткосрочное, счастье.

Секрет счастья таков: пусть круг ваших интересов и увлечений будет как можно шире, а ваш отклик на действия и занимающих вас людей — как можно дружелюбнее, а не враждебней.

Глава XI. Вкус к жизни

Как голод для пищи, так и азарт для жизни.

Чем больше у человека увлечений, тем больше у него возможностей для счастья, и тем менее он зависит от милостей судьбы, ведь утратив что-то одно, он всегда может прибегнуть к другому. Жизнь слишком коротка, чтобы увлекаться всем подряд, но полезно интересоваться как можно большим кругом явлений и предметов, чтобы заполнить наши дни.

Подумайте о различных предметах, которые можно заметить во время загородной прогулки. Один может интересоваться птицами, другой растениями, третий геологией, еще кто-то —

сельским хозяйством, и так далее. Любое из перечисленного занимательно, если это интересует вас; равно как человек, который интересуется чем-то из упомянутого, лучше приспособлен к этому миру, чем тот, кто не интересуется.

Возьмите для примера путешествия: некоторые люди ездят по многим странам, всегда останавливаясь в лучших гостиницах, питаясь теми же блюдами, к которым привыкли дома, встречаясь с такими же праздными богачами, которых встречают дома, беседуя на те же темы, которые привыкли обсуждать за домашним обеденным столом. По возвращении домой их единственное чувство — облегченное избавление от скуки роскошного локомотива. Другие люди, куда бы ни отправились, спешат увидеть все местные особенности, знакомятся с людьми, олицетворяющими местную культуру, подмечают всё интересное в историческом или социальном смысле, едят традиционную пищу, узнают нравы, обычаи, язык, возвращаясь домой с обновленным запасом приятных мыслей на долгие зимние вечера.

Смелые люди с авантюрной жилкой радуются крушениям кораблей, восстаниям, землетрясениям, пожарам и всем видам неприятных переживаний, при условии, что последние не вредят их здоровью.

Все наши отдельно взятые вкусы и желания должны вписываться в общую картину жизни. Если они призваны стать источником счастья, то должны сочетаться со здоровьем, с привязанностью тех, кого мы любим и с уважением к обществу, в котором мы живем.

Подлинный азарт и вкус к жизни (а не замаскированное стремление забыться) — это часть естественной натуры людей, кроме случаев, когда этот азарт был уничтожен неблагоприятными обстоятельствами. Детей интересует всё, что они видят и слышат; мир для них полон сюрпризов, и они постоянно заняты страстным поиском знаний, — конечно, не оторванных от жизни, а тех знаний, которые состоят в ознакомлении со всеми объектами, привлекшими детское внимание. Животные, даже взрослые, при условии, что они здоровы, сохраняют азарт и энергию. Кошка в незнакомой комнате не успокоится до тех пор, пока не обнюхает каждый уголок на случай обнаружения где-то мышиного запаха. Человек, который никогда не сталкивался с непреодолимыми преградами, сохранит свой природный интерес к внешнему миру, и пока интерес сохраняется, жизнь человеку будет приятна, при условии что его свобода не подвергается неоправданным ограничениям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: