Программа мониторинга эффективности гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики
Методологический раздел
Проблема: осуществление гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики (в условиях музейного комплекса детского дома).
Цель: определить эффективность реализации модели гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики.
Задачи:
-выявить уровень гражданской воспитанности воспитанников и выпускников детского дома;
-выяснить степень влияния отдельных педагогических форм, средств музейной деятельности на личность ребенка и процесс его гражданского развития;
-получить информацию о результативности работы музеев детского дома по гражданскому воспитанию детей-сирот;
-определить уровень инновационного потенциала педагогического коллектива;
-определить степень удовлетворенности воспитанников, педагогов воспитательным процессом и его результатами.
Объекты мониторинга: воспитанники, педагоги, воспитательный процесс, управление инновационной деятельностью детского дома в музейной среде.
Субъекты мониторинга. В состав службы педагогического мониторинга входят: администрация детского дома, научный руководитель экспериментальной деятельности, психолог, руководители методических объединений, воспитатели. Служба педагогического мониторинга функционирует постоянно, позволяя на основании анализа результатов проведенных исследований осуществлять управленческие решения, корректируя и прогнозируя перспективы развития как образовательно-воспитательной системы детского дома, так и личностное развитие, личностно-профессиональный рост субъектов образовательно-воспитательного процесса.
|
Локальный мониторинг условно дифференцируется по следующим компонентным составляющим (направлениям):
1.Директорский мониторинг направлен на изучение управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения; результат – совершенствование воспитательного процесса и повышение уровня самоорганизации администрации учебного заведения.
Директор общеобразовательного учебного заведения:
1).Оценивает деятельность общеобразовательного учебного заведения, деятельность администрации, собственную деятельность, как правило, не менее двух раз в год, используя факторно-критериальные модели. Анализирует полученные результаты.
2).По результатам анализа принимает необходимые управленческие решения, осуществляет корректировку дальнейших управленческих действий.
3).В конце учебного года проводит самоанализ деятельности общеобразовательного учебного заведения по следующим направлениям деятельности учебного заведения:
-управление учебным заведением;
-организация учебно-воспитательного процесса, учебно-методической работы;
-организация работы с педагогическими и научными кадрами, взаимодействие с высшими учебными заведениями;
-развитие и укрепление материально-технической и учебно-методической базы.
2.Административный мониторинг направлен на изучение управленческой деятельности администрации детского дома в целом, результат – улучшение качества работы педагогического коллектива.
Администрация учебного заведения:
-проводит внешние замеры (при аттестации учителя или тематическом контроле). При тематическом контроле замеры проводятся в начале и в конце изучения темы. При аттестации учителя, как правило, результаты текущих замеров аналитической деятельности суммируются с результатами периодических замеров профессиональной деятельности учителя и его личностных качеств;
|
-составляет графики, диаграммы и т.д. на основе показателей самоанализа деятельности учителя, замеров руководителя методического объединения (кафедры), администрации учебного заведения по всем моделям деятельности учителя. Графики, диаграммы могут составляться как на каждого учителя, так и на педагогический коллектив в целом.
3.Педагогический мониторинг направлен на изучение деятельности воспитателей по организации воспитательного процесса, результат – повышение уровня гражданской воспитанности детей-сирот и самоорганизации воспитателей.
1.В педагогическом мониторинге принимают участие все учителя общеобразовательного учебного заведения.
2.Каждый учитель обеспечивается следующим инструментарием:
-модель личности учителя;
-модель аналитической деятельности учителя;
-модель профессиональной деятельности учителя.
3.Руководители методических объединений:
-согласовывают с администрацией учебного заведения сроки проведения самоанализа деятельности каждого члена методического объединения (кафедры) по всем направлениям (самоанализ аналитической деятельности - по теме, профессиональной – за семестр, личностных качеств – за учебный год);
-определить основные направления диагностической деятельности старшего воспитателя: диагностика профессионального труда воспитателей, творческого потенциала и творческой деятельности воспитателей, диагностика педагогического взаимодействия в работе с детьми; помощь воспитателям в диагностике развития детей; организация и руководство самодиагностикой педагогов;
|
-проводят внешние замеры (при взаимопосещении уроков (музейных занятий ).
По результатам педагогического мониторинга в общеобразовательном учебном заведении может быть создана рейтинговая система деятельности учителей.
4.Ученический мониторинг направлен на изучение деятельности воспитанников по самоуправлению процессом музейной деятельности, результат – положительная динамика уровня и качества усвоения содержания музейного образования, а также уровня возможностей воспитанников применять полученные знания на практике.
Ученический мониторинг, как правило, состоит из микроисследований, тематика и количество которых определяется на совместном заседании педагогического совета и Совета учебного заведения.
Цели микроисследований должны быть направлены на мотивацию учащихся к саморазвитию, коррекцию учебных достижений.
Организация проведения микроисследования:
1.Определение нескольких классов из одной параллели.
2.Определение в каждом классе групп для сравнения по следующим критериям:
-учащиеся, имеющие высокий уровень учебных достижений (по результатам семестрового или годового оценивания);
-учащиеся, имеющие начальный уровень учебных достижений по отдельным предметам (по результатам семестрового или годового оценивания);
-интеллектуально одаренные учащиеся;
-учащиеся, требующие повышенного педагогического внимания и т.д.
Определение критериев для формирования групп учащихся в каждом классе зависит, в первую очередь, от цели проведения микроисследования. В некоторых случаях группой может выступать целый класс (например, при изучении состояния воспитательного процесса, психологического состояния классного коллектива и т.д.).
3.Тиражирование анкет, опросников для учащихся.
4.Проведение текущего входящего и исходящего диагностирования учащихся. Замеры в каждом классе на «входе» и «выходе» проводит учитель, учащиеся проводят самодиагностику, результаты которой сравниваются с результатами замеров учителя.
5.Подведение итогов проводится одновременно во всех классах, как правило, в конце изученной темы, семестра, учебного года.
Алгоритм осуществления мониторинга в детском доме:
1.Приказом руководителя учебного заведения утверждается состав рабочих групп по проведению (сопровождению) административного, педагогического, ученического мониторинга.
2.Внесение (при необходимости) дополнений или изменений в представленные модели в соответствии со статусом и приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения.
3.Ознакомление воспитанников, педагогического коллектива с порядком проведения мониторинга, факторно-критериальными моделями.
4.Проведение мониторинга в сроки, определенные администрацией учреждения.
5.Обработатка и анализ полученных данных.
6.Обсуждение итогов мониторинга на заседаниях педагогического совета, методических советов воспитателей, советов музеев.
7. Разработка мер, рекомендаций по совершенствованию реализации модели гражданского воспитания средствами музейной педагогики.
Методический раздел программы
Направления педагогического мониторинга в детском доме
1.Социально-педагогический мониторинг:
-количество воспитанников (дифференциация по полу и возрасту);
-показатели соматического и психологического здоровья воспитанников, характер отклонений;
-социально-правовой статус воспитанников (сирота, социальный сирота; причины помещения в детский дом);
-учебная и внеучебная занятость воспитанников.
2.Мониторинг содержания образования (гражданского воспитания)
-анализ программы развития детского дома;
-анализ программ работы музеев;
-анализ программно-методического сопровождения музейной деятельности в плане соответствия условиям и задачам социализации детей-сирот;
-анализ методических разработок воспитателей по гражданскому воспитанию в условиях музеев детского дома.
3.Мониторинг качества гражданского воспитания
-диагностика качества гражданственности (гражданской воспитанности) воспитанников с итоговым определением индивидуального коэффициента (рейтинга воспитанности учащихся);
-определение индивидуального коэффициента личных достижений воспитанников по результатам участия их в деятельности музеев, конкурсах, фестивалях и т.д.;
-диагностика готовности воспитанников к профессиональному выбору;
-данные поступления выпускников 9-х, 11-х классов в СУЗы и ВУЗы;
-анализ портфолио (дневника личных достижений воспитанника);
-анализ работы детского самоуправления в детском доме.
4. Мониторинг качества программ (иного методического обеспечения) музейной деятельности
-важность целей программ и степень их соответствия нормативам, а также образовательным (специфическим) потребностям детей-сирот;
-ясность структуры содержания, его соответствия целям;
-доступность ресурсов и эффективность образовательной среды;
-сформированность концепций воспитательной деятельности и уровень ее инструментального воплощения.
5.Мониторинг личностно-профессионального роста педагогического коллектива детского дома
-данные о кадровом потенциале детского дома (возраст, образование, стаж, награды);
-анализ инновационной и экспериментальной деятельности воспитателей;
-владение музейными технологиями и их использование в воспитании;
-анализ личностных достижений воспитателя (по результатам заполнения портфолио).
Диагностический инструментарий мониторинга
Подготовка диагностического инструментарияосуществляется как представителями администрации школы, так и отдельными педагогами, участвующими в диагностическом процессе. Увеличение числа субъектов диагностики сокращает время подготовки диагностического инструментария, а в дальнейшем — время изучения и обработки результатов.
Методы: наблюдение, опрос, психодиагностические методы.
Методический инструментарий: анкеты, опросники, диагностические карты, задания, тесты бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т.д.
Результаты мониторинга обобщаются в следующих документах: карта самоконтроля достижений, профессиограмма, портфолио, индивидуальный профиль гражданственности.
Исследование испытуемых (собственно мониторинг)
При изучении эффективности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым.
Обработка и интерпретация результатов исследования
После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы. Результаты оформляются в Мониторинговой карте, карте самоконтроля достижений (воспитанников, педагогов), профессиограмме воспитателей, портфолио (воспитанников, педагогов), индивидуальный профиль гражданственности воспитанника.
Квалиметрически (операционно) показатели эффективности процесса гражданского воспитания рассчитываются на основе количественных значений, получаемых в ходе тестирования, анкетирования. В различных тестах, анкетах использовались в основном номинальные, упорядоченные шкалы с вариантами:
-максимально положительный ответ;
-положительный ответ;
-нейтральный ответ (затрудняюсь ответить);
-отрицательный ответ;
-максимально отрицательный ответ.
Для расчета интегративного показателя (И) использовалась формула (1):
И=(А+Б) – (Г+Д) ÷А+Б+В+Г+Д
Где: А – сумма максимально положительных ответов;
Б – сумма положительных ответов;
В – сумма нейтральных ответов;
Г – сумма отрицательных ответов;
Д – сумма максимально отрицательных ответов.
Область распределения величины интегративного показателя имеет значение от +1,0 до – 1,0, что позволяет на массиве данных сопоставлять различные показатели.
Также использовалась шкала с вариантами ответов: да, нет, затрудняюсь ответить. В таком случае индекс рассчитывался по формуле (2):
И= А-Б ÷ А+Б+В, где А – сумма положительных ответов; Б – сумма отрицательных ответов; В – сумма нейтральных ответов. Область распределения этого индекса также от +1,0 до -1,0. Чем ближе значение показатели к + 1, тем выше показатель интеграции, а значит, и показатель реализации интегративной модели развития профессиональной компетентности педагога.
Анализ, оценка и обсуждение результатов мониторинга
При анализе результатов мониторинга особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить: в какой ситуации (развития, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система детского дома, какая степень эффективности характерна для нее. Важно получить целостное представление о состоянии системы, чтобы более объективно и обоснованно оценить ее эффективность, наметить пути и средства дальнейшего ее развития. Формы обсуждения результатов мониторинга: заседания педагогического совета, заседания методических объединений, рабочие совещания, «круглые столы», в которых принимают участие не только специалисты детского дома, но и представители других учреждений для детей-сирот, музеев и т.д. Обсуждение результатов мониторинга необходимо организовать так, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания учащихся.