Итак, деяния умершего прекратились и он сам нуждается в том, кто станет обращаться за него с мольбами и заступаться за него, именно поэтому в погребальной молитве обязательно и желательно обращаться с мольбами за умершего, чего не предписано в отношении мольбы за живого. Так, Ауф бин Малик сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил погребальную молитву по умершему, и запомнил, как он говорил “О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы), и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!”.
[«Аллаахумма-гфир ляху вархамху, ва ‘аафихи ва‘фу‘анх, ва акрим нузуляху ва васси‘ мудхаляху, вагсыльху биль-ма’и вас-сальджи валь-барад, ва наккыхи миналь-хатайа кямя юнакка ссавбуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, ва ахлян хайран мин ахлих, ва адхыльхуль-джанната ва кыхи фитнаталь-кабри ва ‘азабан-наар»].
И я даже пожелал оказаться этим умершим из-за мольбы посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) за него» Этот хадис передаёт Муслим.
Абу Хурайра (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в своей молитве по умершему говорил: “О Аллах, Ты его Господь, и Ты сотворил его, и Ты наставил его к исламу, и Ты забрал его душу, Ты лучше знаешь его тайное и явное” [«Аллахумма анта раббуха уа анта халятктаха уа анта хадайтаха идя-ль-ислями уа анта кабадъта рухаха уа ант’а аляму бисирриха уа ‘алянийатиха»]». Этот хадис передал имам Ахмад, да смилостивится над ним Аллах. В «Сунан» Абу Дауд, да смилостивится над ним Аллах, от Абу Хурайры (да благословит его Аллах и приветствует) передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Обращайтесь с искренними мольбами за [умершего после того] как совершите по нему [погребальную] молитву». Как передаётся от Айши и Анаса, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если по кому-либо из покойных совершит молитву община мусульман численностью [не менее] ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, их ходатайство непременно будет принято*»». Этот хадис передал Муслим.
*[Иначе говоря, Аллах ответит на мольбы о прощении, с которыми они станут обращаться к Нему за покойного].
Также передаётся что Ибн Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если кто-либо из мусульман умрёт, и встанут у его погребальных носилок [То есть встанут для совершения заупокойной молитвы] сорок человек, никому не поклоняющихся наряду с Аллахом, Аллах непременно примет их заступничество за него”». Этот хадис передал Муслим.
Из всего это мы узнали, что целью молитвы по умершему является обращение с мольбой за него, мольба о прощении и заступничество за него. И так как мы, встав перед его телом для совершения молитвы, молим за него, но не через него, заступаемся за него, но не заступаемся через него, и тем более не делаем этого после погребения. Это объясняется тем, что в своей могиле он ещё больше нуждается в том, чтобы за него обращались с мольбами, так как в этот время он подвергается допросу и так далее. Как передаёт Абу Дауд от Усмана бин Аффана, да будет доволен им Аллах, пророк (да благословит его Аллах и приветствует), завершив погребение, встал рядом с могилой и сказал: «Просите прощения для своего брата и просите укрепить его, поистине сейчас он спрашивается». Также передаётся, что Суфьян ас-Саури, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Когда умершего спрашивают “Кто твой Господь?”, шайтан показывается ему в различных образах и, указывая на себя, говорит “Поистине я твой Господь”». Ат-Тирмизи сказал: «Это великая смута и поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молил Аллах укрепить умершего и говорил: “О Аллах, укрепи во время вопроса его речь и открой врата небес для его духа”. Также считалось предпочтительным после того, как умершего положат в могильную нишу, сказать “О Аллах, защити его от шайтана, побиваемого камнями”».
Такова Сунна посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в отношении обитателей могил в течении более чем двадцати лет, также это Сунна праведных халифов и обычай всех сподвижников и их последователей, но сторонники нововведений и заблуждения изменили то, что им было сказано, заменив мольбу за умершего мольбой к нему самому или мольбой через него. Также они заменили заступничество за него заступничеством через него, и превратили посещение могилы умершего, которое посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) установил в качестве благодеяния умершему и посетителю в просьбы к умершему и заклинание Всевышнего Аллаха этим умершим. Также они особо выделили это место для обращений с мольбой, которая есть суть поклонения, и сосредоточенность сердца и смирение возле могил у них выше, чем в мечетях и чем в предрассветное время. Невозможно, чтобы обращение с мольбами к умершим и через умерших, а также мольбы у их могил были предписаны шариатом и были праведным деянием, о котором не знали три первых поколения, объявленных лучшими на основании слов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и потом это вдруг открылось последующим поклонениям, которые говорят то, чего не делают и делают то, что им не было приказано.
Если же ты сомневаешься относительно этого, то посмотри, может ли какой-либо человек на земле привести хоть один передаваемый от них хадис – достоверный, хороший или слабый, или с прерванной цепочкой передатчиков, в котором бы говорилось о том, что когда у них возникала какая-то потребность, они устремлялись к могилам и обращались возле них с мольбами и обтирали их?! Или тем более чтобы они совершали перед ними молитвы и просили Всевышнего Аллаха посредством тех, кто лежал в этих могилах, просили то, в чём нуждались у этих умерших?! Пусть же они представят нам хотя бы одно предание, в котором говорится об этом!
Нет! Они не смогут сделать этого, но могут привести очень много подобного от более поздних поколений, которые пришли после них, и каждый раз с течением времени и отдалённостью эпохи такого становилось всё больше. И впоследствии дошло до того, что появились несколько посвящённых этому трудов, в которых нет и буквы, которая бы передавалась от посланника Аллаха, от праведных халифов или от сподвижников и их последователей. Наоборот, в этих книгах содержатся многочисленные противоречия этому, как передаётся в ранее упомянутых переданных от сподвижников хадисах. В числе таких изречений есть и слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) «[Прежде] я запрещал вам посещать могилы, но [отныне] тот, кто пожелает посетить их – пусть сделает это, но не говорите запретного». Но что же может быть более мерзким, чем многобожие у этих могил, словами и поступками?
Что же касается высказываний сподвижников, то их более чем возможно охватить, к их числу принадлежит то, что передаётся в «Достоверном сборнике» аль-Бухари о том, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах увидев, как Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, молился у могилы, воскликнул: «Могила! Могила!».
Ибн аль-Кайим сказал: «Это указывает на то, что принятым среди сподвижников был запрет их пророка совершать молитвы у могил, и то, что Анас сделал это не указывает на его убеждённость в дозволенности подобного и возможно, что он не видел могилу или не знал что это могила. И вот когда Умар да будет доволен им Аллах, обратил его внимании на это, он заметил это».
Как передаёт Мухаммад бин Исхак в своей «аль-Магази» из книги «Зийадат» Йунуса бин Бакира, что Абу Хальда Халид бин Динар сказал: «Абу аль-‘Алийа рассказал нам: “Когда мы завоевали Тустар [город в провинции Хорасан на территории современного Ирана] в казне аль-Хурмузана мы обнаружили кровать, на которой лежал умерший человек, и у его изголовья был свиток. Мы взяли этот свиток и отнесли к Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, он позвал Ка’ба и тот перевёл его на арабский, и я был первым арабом, который прочёл его подобно тому, как читают Коран”. Я сказал Абу аль-‘Алийе: “А что было в нём?” и он ответил: “Ваша жизнь, ваши дела и ошибки ваших слов, а также всё, что произойдёт потом”. Я спросил: “Кем вы считали этого человека?”, и он сказал: “Это человек, которого называли Даниял, мир ему”. Я спросил: “С какого времени вы нашли его мёртвым?” и он ответил: “Триста лет”, я спросил: “Изменилось ли в нём что-либо?”. Он ответил: “Нет, даже волоски на его голове, поистине земля не пожирает тела пророков и их не едят хищники”, а когда я спросил его: “Что же они просили у него?” он сказал: “Когда небеса прекращали изливать на них дожди, они выносили кровать и просили дождя”. Я спросил: “И что же вы сделали с ним?” и он сказал: “Днём мы выкопали тринадцать могил в различных местах, а когда наступила ночь, похоронили его и сровняли все могилы с землёй, дабы помешать людям выкопать его”».
Посмотри на эту историю и то, как поступили мухаджиры и ансары, как они стремились скрыть его могилу, чтобы она не стала смутой для людей и чтобы они не выделили её для того, дабы обращаться у неё с мольбами, искать у неё благословение. Если бы последующие поколения нашли её, то они бы сражались за неё с мечами в руках и поклонялись бы ей помимо Всевышнего Аллаха, так как они превратили могилы в идолов, к которым нельзя даже подойти или приблизиться. Они построили над ними памятники, назначили им служителей, и превратили их в места поклонения большие, чем мечети.
Если бы мольбы и молитвы у могил обладали каким-то достоинством, были Сунной или были бы дозволенными, то мухаджиры и ансары подняли бы над этой могилой флаг, стали бы обращаться возле неё с мольбами и сделали это обычаем для тех, кто придёт после них. Однако они знали Аллаха и Его посланника и Его религию лучше, чем эти потомки, которые сбились с прямого пути. Также и те, кто последовал сподвижником в благом, пошли по этому пути и у них были могилы сподвижников посланника Аллаха в различных городах в большом количестве и их самих было много, но никто из них не взывал ни у одной могилы, не обращался к умершему с мольбой, не обращался к Аллаху через умершего, не просил через него помощи. И если бы что-либо подобное произошло, то это непременно было бы передано, так как известно, что подобные вещи являются предметом повышенного внимания и есть множество факторов, способствующих их передаче.
В этом случае становится ясно: обращение с мольбами у могил и мольбы через тех, кто в них похоронен либо является лучшим по сравнению с другим местом, либо нет. И если это лучше чем обращение с мольбой в другом месте, что как же знание и действие в соответствии с этим могло скрыться от сподвижников и их последователей, а также от последователей их последователей, и три лучших поколения могут оставаться в неведении относительно этого величайшего достоинства и знание и исполнение этого вдруг открылось для последующих поколений? Также не может быть, чтобы сподвижники и их последователи знали, но пренебрегли этим, так как они стремились ко всякому благу. В особенности это проявилось бы в том случае, если у них возникала нужда, и они вынуждены были обращаться с мольбой, так как оказавшийся в трудном положении использует все средства, даже если они содержат в себе что-то неприятное. Так как же, во многих случаях будучи вынужденными обращаться с мольбой, и зная о достоинствах обращения с мольбой у могил, они не сделали этого в соответствии с естественной природой человека и шариата. Таким образом, отсюда вытекает второй вариант – то, что мольба у могли не обладает никаким достоинством, не предписана шариатом и не разрешена им, более того, это то, что установили для себя поклоняющиеся могилам, и этого не предписывал Аллах и не посылал с этим явного доказательства.
Сподвижники отвергли и то, что значительно меньше этого, как это передают многие от аль-Ма’рура бин Сувейда, который сказал: «Я совершил утреннюю молитву вместе с Умаром бин аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, по дороге в Мекку, и он прочёл в ней: “Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона?” Сура «Слон» и “Ради единения курайшитов” Сура «Курайш». Затем он увидел, что люди уходят куда-то, и спросил: “Куда уходят эти?”, и кто-то ответил: “О повелитель верующих, в мечеть, в которой молился посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и они совершают молитву там”. Он сказал: “Поистине, подобное погубило тех, кто был до вас – они следовали тому, что осталось от их пророков и превратили эти места в церкви и храмы. Пусть же тот, кого застанет молитва в этих мечетях, совершает молитву, а тот, кого молитва не застала, пусть продолжает свой путь, и специально не направляется туда”».
Также, когда до него дошло известие о том, что люди посещают дерево, под которым посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принял присягу у своих сподвижников, он послал людей и они срубили его, об этом рассказал Ибн Ваддах в своей книге. Он сказал: «Я слышал, как Ибн Йунус говорил: “Умар бин аль-Хаттаб приказал срубить дерево, под которым люди принесли присягу посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так как люди ходили к этому дереву, молились под ним и он побоялся, что это приведёт их к смуте”».
Как передал Абу Бакр аль-Халляль, Хузейфы бин аль-Йаман сказал какому-то человеку, который повесил себе на шею нитку от лихорадки: «Если ты умрёшь и это будет на тебе, то я не стану совершать по тебе молитву». Более того, посланник упрекнул своих сподвижников, когда они попросили сделать им дерево, на которое они специально вешали бы своё оружие и вещи, как об этом рассказал аль-Бухари в своём «Достоверном сборнике» от Абу Вакида аль-Лейси. Он сказал: «Мы выехали с посланником Аллаха в направлении Хунейна, и мы только приняли ислам и совсем недавно были неверующими, а у многобожников был лотос, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нём своё оружие, и который называли Зат Анват [букв. «имеющий подвески»]. Так вот, когда мы проезжали мимо этого лотоса, то сказали: “О посланник Аллаха, сделай и нам Зат Анват – такой же, как и у них”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил нам: “Аллах Велик! Это всё обычаи прошлого! Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Израиля: “Сделай и нам божество – такое же, как и у них” и он сказал: “Истинно, вы – народ невежественный!” Сура «Араф», аят 138. Поистине, вы следуете обычаям тех, кто был прежде вас!».
И если то, что люди взяли себе дерево, чтобы развешивать на нём своё оружие и совершать вокруг него свои обряды, является поклонением кому-то помимо Всевышнего Аллаха, хотя они не поклонялись ему и не просили у него ничего, что тогда думать о поклонении вокруг могилы и обращении с мольбами к тому, кто в ней погребён или мольбе через него.
Тот, кто хорошо знаком с тем, с чем Аллах послал Своего посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и тем, чему в этом вопросе сегодня следуют сторонники нововведений и заблуждений, понял бы, что благородные предшественники также далеки от этих людей, как далеки друг от друга восток и запад.
Как передаёт аль-Бухари в своём «Достоверном сборнике», Умм ад-Дарда сказала: «[Однажды] ко мне вошёл Абу ад-Дарда, он был сильно разгневан и я спросила: “Что с тобой?” и он ответил: “Клянусь Аллахом, я не знаю в них ничего из того, что приказывал Мухаммад кроме того, что они вместе свершают молитву”».
Аз-Зухри сказал: «Я вошёл к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах [который был] в Дамаске, он плакал в это время и я просил: “Что заставило тебя заплакать?” и он ответил: “Из всего, что я застал, я не знаю ничего кроме молитвы и эта молитва уже потеряна”». Это передал аль-Бухари.
Аль-Мубарак бин Фудаля сказал: «Аль-Хасан совершил пятничную молитву, сел и заплакал, а когда его спросили “Что заставило тебя заплакать, о Абу Саид?” он ответил: “Вы упрекаете меня за мой плачь, но если бы кто-то из мухаджиров заглянул в двери вашей мечети, он не узнал бы ничего из того, что было во время посланника Аллаха в том, чему следуете вы сегодня, кроме вашей киблы”». Эти слова указывают на великую смуту, о которой Абдулла бин Мас’уд сказал: «Что станет с вами, когда вас постигнет смута, в которой взрослый достигнет глубокой старости, а маленький вырастет, она будет происходить с людьми и они станут считать её Сунной, а если он изменится, они скажут: “Изменилась Сунна или же это отвергаемое”».
Ибн аль-Кайим сказал: «Это относится к числу свидетельств того, что если поступки противоречат Сунне, то они не принимаются во внимание», и как ты только что слышал, поступки совершаются в противоречие с Сунной уже со времён Абу ад-Дарда и Анаса.
Многие люди заняты различными поклонениями, являющимися нововведением в религии, и которые противны Всевышнему Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) по причине противоречия предписанному шариатом. И если они и выполняют это внешне, они оставили внутреннюю суть поклонения, которая и есть его цель. Как достоверно передаётся, установления шариата – это пища для сердец, и когда они вскормлены нововведениями, то в них не осталось ничего хорошего. И если бы кто-то обратился к пятикратной молитве и лицом и сердцем, соблюдая всё, что предписано в ней шариатом как в качестве сунны, так и в виде обязательного, зная все те прекрасные слова и праведные деяния, что включает в себя молитва, и уделил бы этому всё своё внимание, то он нашел бы в этом чистые состояния и высочайшие степени, которые избавили бы его от многобожия и нововведений.
Тот же, кто не уделил молитве должного – в нём в той же степени присутствует многобожие и нововведения. Каждый, кто устремился к Слову Всевышнего Аллаха сердцем и к хадисам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всем своим существом, подготовил свою душу к тому, чтобы получать знания из двух этих источников, а не из чего-то чети, он не узнал бы ничего из того, что было во время посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в том, чему следуете вы сегодня, кроме вашей киблы”». Эти слова указывают на великую смуту, о которой Абдулла бин Мас’уд сказал: «Что станет с вами, когда вас постигнет смута, в которой взрослый достигнет глубокой старости, а маленький вырастет, она будет происходить с людьми и они станут считать её Сунной, а если он изменится, они скажут: “Изменилась Сунна или же это отвергаемое”».
Ибн аль-Кайим сказал: «Это относится к числу свидетельств того, что если поступки противоречат Сунне, то они не принимаются во внимание», и как ты только что слышал, поступки совершаются в противоречие с Сунной уже со времён Абу ад-Дарда и Анаса.
Многие люди заняты различными поклонениями, являющимися нововведением в религии, и которые противны Всевышнему Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) по причине противоречия предписанному шариатом. И если они и выполняют это внешне, они оставили внутреннюю суть поклонения, которая и есть его цель. Как достоверно передаётся, установления шариата – это пища для сердец, и когда они вскормлены нововведениями, то в них не осталось ничего хорошего. И если бы кто-то обратился к пятикратной молитве и лицом и сердцем, соблюдая всё, что предписано в ней шариатом как в качестве сунны, так и в виде обязательного, зная все те прекрасные слова и праведные деяния, что включает в себя молитва, и уделил бы этому всё своё внимание, то он нашел бы в этом чистые состояния и высочайшие степени, которые избавили бы его от многобожия и нововведений.
Тот же, кто не уделил молитве должного – в нём в той же степени присутствует многобожие и нововведения. Каждый, кто устремился к Слову Всевышнего Аллаха сердцем и к хадисам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всем своим существом, подготовил свою душу к тому, чтобы получать знания из двух этих источников, а не из чего-то [То есть в Коране и Сунне] различные виды полезных знаний, с помощью которых он сможет различать истину и ложь, хорошее и плохое, и это избавит его от нужды в нововведениях и домыслах, которые есть наущения душ и шайтанов.
Тот же, кто отдалился от этого, тот непременно должен будет найти замену, что приносило бы ему пользу, подобно тому, как если тот, кто заполнил своё сердце любовью Всевышнего Аллаха и поминанием Его, страхом перед ним, упованием и покаянием, находит в этом высокие состояния, которые избавляют его от любви к кому-либо другому, упования и страха перед кем-либо. Если же в человеке нет этого, то он становится рабом своих страстей, если что-то он посчитает хорошим для себя, то это овладевает им и он начинает поклоняться этому.