Посещение могил соответствующее шариату, и посещение могил, являющееся многобожием.
Автор книги: Имам Баркави Аль-Ханафи.
С именем Аллаха Милостивого Милосердного.
Содержание:
Предисловие. Стр.: 1.
Знакомство с автором книги. Стр.: 2.
Введение. Стр.: 2.
Величайшая болезнь. Стр.: 3.
Также к числу свидетельств запрета почитания могил относится следующее. Стр.: 8.
Также к числу отрицательных моментов возвеличивания и почитания могил относится. Стр.: 12.
Хадисы в которых говорится о разрешении посещать могилы. Стр.: 14.
Хадисы в которых пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучил этикету посещения могил. Стр.: 14.
Два вида посещения могил. Стр.: 15.
Заступничество. Стр.: 17.
Умерший сам нуждается в мольбе. Стр.: 20.
Причины ввержения людей в смуту поклонения могилам. Стр.: 25-30.
Предисловие.
Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, к Нему мы обращаемся за помощью и Его молим о прощении, мы ищем у Аллаха защиты от зла наших душ и наших плохих деяний…. Кого наставит на истинный путь Аллах – того уже никто не собьёт, кого же Он введёт в заблуждение – тому не будет никого, кто бы наставил его на истинный путь.
Я свидетельствую, что Бога кроме Аллаха и нет у Него сотоварищей, и я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!».
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами».
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха».
Самым правдивым словом является Книга Аллаха, а самым лучшим руководством – руководство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, худшими же из деяний являются нововведения, каждое нововведение является ересью, каждая ересь ведёт к заблуждению, а всякое заблуждение ведёт в Огонь.
Знакомство с автором.
Автор книги – это шейх Мухиуддин Мухаммад бин Пирали бин Искандер аль-Баркави ар-Руми аль-Ханафи, турок по происхождению, родился и вырос в городе Балыкесир, приобретал шариатские знания у целого ряда учёных своего города, самым известным среди которых является Мухиддин известный как Ахы-Зада.
Впоследствии шейх Мухиуддин преподавал в городке Барке, оттуда и возникло его прозвище аль-Баркави.
Аль-Баркави, да смилостивится над ним Аллах, был известен своим ревностным отношением к религии, борьбой со всем порицаемым и нарушениями шариата, не боясь ничьих упрёков в отстаивании религии Аллаха. Он стал известен своими уроками и проповедями, и ученики устремились к нему отовсюду, чему он и посвятил себя в дальнейшем, он глубоко изучил шариатские науки и науки, связанные с изучением арабского языка.
Аль-Баркави является автором более десятка книг, в частности это книга «Тарика Мухаммадия», получившая широкую известность не только в Турции, но и в Поволжье, была переведена на татарский язык Шейх-аль-исламом аль-Хамиди. Также он является и автором книги «Посещение могил соответствующее шариату, и посещение могил, являющееся многобожием», это и есть книга, представленная читателю.
Шейх Мухиддин аль-Баркави, да смилостивится над ним Аллах, умер в месяц джумада аль-уля 981 года хиджры.
С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Введение.
Хвала Аллаху, Который сотворил человека из смешанной капли и сделал его слышащим видящим, и указал ему два пути, и среди людей есть те, кто избрал путь Рая, и те, кто избрал путь Ада. Благословения и приветствия лучшему из тех, кто был послан с истиной, чтобы сообщать радостную весть и предостерегать, призывая к Аллаху с Его позволения, и освещающим светильником. Мир и благословения его близким и сподвижникам, которые были его помощниками и сторонниками в возрождении религии, и которые в своих стараниях не брали себе помимо Аллаха никого в покровители и помощники.
Итак:
Эти страницы были избраны мной из книги «Игасат аль-ляхфан мин маса-ид аш-шайтан» шейха, имама и великого учёного Ибн аль-Кайима аль-Джаузии, да поместит Аллах его душу вместе с теми, которые возвратились к своему Господу удовлетворённой и снискавшей довольство. Я записал их для некоторых из тех, кто является моими братьями в Последней жизни, добавив к ним то, что нашёл в авторитетных книгах. Я сделал это потому, что многие люди в это время сделали некоторые могилы подобными идолам, совершают возле них намазы, приносят жертвоприношения, совершая поступки и произнося слова, недостойные обладателей веры. Я всего лишь хотел разъяснить им то, что ответил на это шариат, дабы истина отличилась ото лжи для тех, кто хочет исправления веры и желает избавления от козней шайтана, спасения от наказания огня и хочет войти в Обитель Рая. И пусть Аллах наставит на истинный путь, на Него уповаю….
Величайшая болезнь.
Знай: величайшее счастье, великий почёт в этом мире и в Последней жизни может быть достигнуто только неуклонным следованием печати пророков, да будут ему благословения Аллаха и всем его близким. Однако шайтан – явный враг человека, различными кознями отстраняющий людей от Прямого пути, призывает их к величайшему греху, дабы они стали обитателями бушующего пламени, но его целью является то, что он хочет лишить их веры, чтобы они навечно остались в адском огне.
Одной из величайших хитростей шайтана, на которую поддались многие люди – и спастись от неё смогли лишь те, кого Всевышний Аллах не пожелал подвергнуть смуте, – это то, что шайтан как раньше, так и сейчас внушил своим последователям и приближённым, искусив их смутой могил. И дело дошло до того, что человек стал поклоняться погребённым в могилах помимо Аллаха, могилы стали объектами поклонения и превратились в идолов, над ними были возведены памятники и изображения тех, кто в них лежит. Затем эти изображения превратились в тела, обладающие тенью, и уже потом стали идолами, которым поклоняются наряду с Всевышним Аллахом.
Эта величайшая болезнь берёт начало с времён Нуха, мир ему, как об этом сообщил Всевышний Аллах, сказав «Нух сказал: “Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чьё богатство и чьи дети приносят им только убыток. Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йа’ука и Насра”». Сура «Нух», аяты 21, 22 и 23.
Как сказал Ибн Аббас и другие из числа предшественников, «Эти люди были праведникам народа Нуха, мир ему, а когда они умерли, они стали молится у их могил, а затем создали изображающие их изваяния, потом прошло ещё время и они стали им поклоняться». Это и было началом поклонения и это две смуты, на которые указал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе, достоверность которого подтверждается аль-Бухари и Муслимом. Его передаётся от Айши, да будет доволен ею Аллах: Умм Салама упомянула посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о церкви, которую она видела в Эфиопии и которая называлась «Мария», и она также рассказала ему об изображениях, которые она видела в ней. (И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)) сказал (на это): “Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят над его могилой храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями, такие (люди) окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!”».
Таким образом, в этом хадисе содержится упоминание того, что объединяет и изваяния и изображения.
И так как поклонение идолам берёт своё начало от смуты могил, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил своей Умме подвергать себя этому испытанию, этот запрет выражается во многих формах:
ü В частности, это то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил превращать могилы в места для поклонения, как это передаётся в «Достоверном сборнике» Муслима от Джундуба бин Абдуллы аль-Баджали, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Я слышал, как за пять дней до смерти посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Знайте, те, кто был до вас, превратили могилы своих пророков в места поклонения, так ни в коем случае не превращайте могилы в места поклонения, воистину я запрещаю вам это!”».
ü Как передаётся в двух «Достоверных сборниках» Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время своей болезни, после которой он уже не встал, сказал: «Аллах проклял людей писания за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения», предостерегая от того, что они сделали, и (Айша также) сказала: «И если бы не это, то его (да благословит его Аллах и приветствует) могилу обязательно сделали бы заметной*, однако я боюсь, что и её могут сделать местом поклонения».
*[Имеется в виду, что пророка (да благословит его Аллах и приветствует) похоронили бы не в его доме и сделали бы доступ к месту его погребения свободным].
Её слова «однако я боюсь» указывают на причину запрета особого выделения могилы посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) так как после его смерти (да благословит его Аллах и приветствует) среди сподвижников возникло различие во мнениях относительно места его погребения, пока не было сказано то, что передавалось от него (да благословит его Аллах и приветствует) по этому поводу. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пророков хоронят там, где они умирают», и так как это было одной из черт пророков, они похоронили его в комнате Айши, в отличие от того, что считали необходимым похоронить его в пустыне. Это было сделано для того, чтобы никто не молился на его могиле и чтобы люди не превратили её в место поклонения, так как он (да благословит его Аллах и приветствует) в конце своей жизни запретил своей Умме превращать могилы в места для поклонения. Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) проклял тех из людей Писания, кто сделал это, предостерегая мусульман от того, чтобы они не совершили этого.
ü Большинство различных групп мусульман открыто заявили о недопустимости строения мечетей над могилами и молитв в них, следуя достоверной Сунне, прямо указывающей на это, и последователи Ахмада, Малика и аш-Шафии указывают на запрет этого.
Также существует группа, которая сказала о порицаемости этого, но это порицание следует отнести к категории порицания запрета (макрух тахрими), дабы не допустить и плохой мысли об этих учёных, и чтобы никто не думал, что они разрешили делать то, за совершение чего посланник Аллаха проклинал и что он запрещал делать.
ü Также передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил зажигать на могилах светильники, о чём рассказал имам Ахмад и авторы сборников Сунны со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял женщин, посещающих могилы и тех, кто превращает их в места поклонения и зажигает на них светильники».
Таким образом, всё то, за что проклинал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) относится к тяжким грехам, и учёные в области фикха прямо сказали о запрещённости этого. Как сказал Абу Мухаммад аль-Макдиси, «Если бы разжигание светильников на могилах было бы дозволенным, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не проклинал бы тех, кто делает это, но он проклял их, так как это пустая трата имущества, а также чрезмерное возвеличивание могил, подобное возвеличиванию идолов. Именно поэтому учёные сказали: “Нельзя давать могиле обет, ни зажигать свеч, ни светильник, ни что-либо подобное, так как такой обет греховен и как единодушно считают учёные, его нельзя выполнять. Также нельзя объявлять что-либо вакфом для этих целей, такой вакф является неправильным и ни его подтверждение, ни осуществление не являются дозволенными”».
ü Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил покрывать могилы гипсом и возводить на них какие-либо строения, как об этом передаётся в «Достоверном сборнике» Муслима от Джабира, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал покрывать могилы гипсом [Или оштукатуривать их известью], садиться на них и возводить над ними [любые] строения». Говорят, этот допускает два объяснения:
Первый: запрет строительства чего-либо над могилой из камней или любого другого материала, используемого для этого, и второй: покрывать могилу чем-то вроде шатра или чего-либо подобного. Оба этих объяснения содержат в себе запрет по причине отсутствия пользы в этом, который сочетается с пустой тратой имущества, а также по причине того, что так поступали в эпоху доисламского невежества.
ü Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил писать что-либо на могилах, как это передаёт Абу Дауд в своём «ас-Сунан»от Джабира, да будет доволен им Аллах: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил покрывать могилу гипсом и писать на ней».
ü Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил добавлять к могиле землю сверх той, что была вынута при рытье могилы, о чем также рассказывает Абу Дауд от Джабира, да будет доволен им Аллах, «Пророк запретил покрывать могилу гипсом и писать на ней, или увеличивать её (досыпая на неё землю)».
ü Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил совершать молитву у могилы, как об этом рассказывает Муслим в своём «Достоверном сборнике» от Абу Марсада аль-Ганави: «Не садитесь на могилы и не молитесь, обращаясь к ним лицами». Как передаёт Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вся земля это место для поклонения, кроме кладбищ и бань», этот хадис передаёт имам Ахмад и авторы сборников Сунны.
Хадисов, в которых говорится о запрете этого и обещающих наказание за это очень много, и всё это объясняется тем, что особое выделение могил для того, чтобы совершать возле них молитву подобно возвеличиванию идолов, перед которыми совершают земные поклоны и жертвоприношения.
Как говорилось ранее, поклонение идолам берёт своё начало в искушении могилами, и поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял людей Писания за то, что они превратили могилы своих пророков в места для поклонения. Также он проклинал их за то, что эти отступники совершали молитвы там, где были похоронены их пророки. Они совершали это либо думая, что земные поклоны их могилам есть почитание этих могил – а это очевидное многобожие, именно поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, не делай мою могилу идолом, которому поклоняются!». Либо они могли думать, что обращение к могиле во время молитвы занимает пред Всевышним Аллахом более высокое положение, так как содержит в себе две вещи: поклонение Всевышнему Аллаху и возвеличивание пророков, что является скрытым многобожием.
Ибн аль-Кайим в своей книге «Игасат аль-лахфан», передавая от своего шейха Ибн Таймии, сказал: «Это и есть причина, по которой Законодатель запретил использовать могилы в качестве мест для поклонения, так как эта ошибка постигла многие из общин, что являлось либо великим многобожием, либо малым. Поистине многобожие, связанное с могилой человека, которого считают праведным, ближе к сердцу, чем многобожие, связанное с поклонением дереву или камню. Поэтому мы обнаруживаем, что многие люди проявляют смирение перед могилами, и испытывают в своих сердцах поклонение им, которого они не испытывают ни в мечетях Всевышнего Аллаха, ни во время сухура [период времени незадолго до наступления времени утреннего намаза, когда во время рамадана мусульмане могут принимать пищу перед наступлением дня]. Среди них есть и те, кто падает перед могилой ниц, а многие надеются получить особое благословение от молитвы, совершённой у могилы, или перед ней, чего не надеются получить в мечетях. С целью воспрепятствовать этому отрицательному явлению, а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) чувствовал это, он даже категорически запретил совершать молитву на кладбище, даже если у человека нет намерения совершать молитву непосредственно перед могилой. По этой же причине было запрещено совершать намаз во время восхода и захода солнца, а также в тот момент, когда оно находится в зените, так как именно в эти промежутки времени многобожники поклоняются солнцу, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил своей Умме совершать молитвы, даже если мусульмане и не ставят перед собой целей, которые ставят перед собой многобожники».
Если какой-то человек хочет совершить молитву у кладбища, надеясь получить благодать этого места – то это самое что ни на есть ослушание Всевышнего Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) противоречие Его религии и привнесение в религию того, чего не позволял Всевышний Аллах. Необходимо помнить, что поклонения основаны на соблюдении и следовании, а не на собственных желаниях и нововведениях, и все мусульмане, в соответствии с тем, что является неотъемлемой частью религии их пророка (да благословит его Аллах и приветствует) достигли консенсуса относительно того, что молитва у могли запрещена.
В этом содержится доказательство заблуждения тех, кто считает, что запрет совершения молитвы касается только вскрытых могил, так как они являются нечистыми в результате того, что были раскопаны. Подобное мнение более чем что-либо далеко от целей, которые ставил перед собой посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) более того, такое понимание неверно с нескольких точек зрения:
Первая: это неправильно по причине того, что все вышеприведённые хадисы не содержат в себе каких-либо различий между вскрытой и невскрытой могилами.
Вторая: по причине того, что пророк проклял иудеев и христиан за то, что они превратили могилы своих пророков в места для поклонения, и достоверно известно, что это не было по причине осквернения этих могил в результате того, что они были раскопаны, так как могилы их пророков не раскопаны. Кроме того, даже если бы эти могилы и были разрыты, то они были бы одним из чистейших мест, и ни о каком осквернении не могло идти и речи, так как Всевышний Аллах запретил земле пожирать тела пророков, и они в своих могилах лежат в нетронутом виде.
Третья: пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что вся земля – это место для поклонения, за исключением кладбищ и бань, и если бы причиной этого запрета было осквернение, то более уместно было упомянуть загоны для скота и бойни, а не кладбища.
Четвёртая: так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) одновременно проклинает тех, кто избирает могилы в качестве мест для поклонения, и тех, кто зажигает у могил светильники, и это значит, что они проклинаются вместе и равны в совершаемом ими грехе.
Хорошо известно, что люди, зажигающие светильники у могил, прокляты за то, что это ведёт к их почитанию и превращение в объект поклонения, который будут посещаться людьми. То же самое касается и превращения могил в места поклонения с целью их почитания и опасности того, что это подвергнет людей искушению, и именно по этой причине и то и другое проклинается пророком (да благословит его Аллах и приветствует).
Пятая: потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, не делай мою могилу идолом, которому поклоняются, и как силён гнев Всевышнего Аллаха к народу, который превратил могилы своих пророков в места поклонения!».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о том, что гнев Аллаха силён к народу, превратившему могилы своих пророков в места поклонения после того, как сказал: «О Аллах, не делай мою могилу идолом для поклонения», что обращает внимание на причину их проклятия Всевышним – этим они дойдут до того, что могилы пророков превратятся в объекты поклонения.
Шестая: потому что смута многобожия, выраженная в совершении молитвы у могил и уподоблении поклонению прежних народов, более опасна, чем то, что таится в совершении молитвы после послеполуденной и утренней молитв, но пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил совершать молитву в это время, с тем, чтобы воспрепятствовать уподоблению, которое может и не прийти на ум молящегося. Что же говорить о том, что во многих случаях ведёт человека к многобожию – обращение к мёртвым и мольбами удовлетворить потребности, убеждение в том, что молитва у их могил лучше молитвы в мечетях, и так далее?! Всё это является очевидным ослушанием Всевышнего Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и где уж тут причины, указывающие на то, что молитва у могил запрещена в силу их осквернённости разлагающимся телом?!
В целом необходимо отметить, что тот, кто знает многобожие и его причины, а также пути, ведущие к нему, и понимает цели, которые ставил перед собой посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) безусловно и несомненно уверен в том, что подобное крайнее проявление негодования пророка (да благословит его Аллах и приветствует) выраженное его проклятием и самой формой запрета – «не делайте этого» и «поистине я запрещаю вам это», объясняется не осквернением в результате разрытия могилы! Нет! Это объясняется мерзостью многобожия, пристающей к тому, кто его (да благословит его Аллах и приветствует) ослушается и совершит то, что он (да благословит его Аллах и приветствует) запретил, последовав своим страстям и не убоявшись своего Господа и Властелина! Такой человек очень мало соответствует свидетельству «Нет никого достойного кроме Аллаха», и это и другие подобные ему высказывания пророка (да благословит его Аллах и приветствует) имеют целью защитить единобожие от того что бы его не настигло и не охватило многобожие, а так же и во избежание того, чтоб его не приравняли к чему-либо другому. Но многие люди отказываются подчиниться только по причине непослушания повелению пророка (да благословит его Аллах и приветствует) совершая запрещённое им, и шайтан обманул их тем, что это почитание могил шейхов и праведников.
И клянусь Аллахом, именно к этой же категории относятся и те, кто поклонялся Йагусу, Йа’уку и Насру и все остальные идолопоклонники с первых дней своего появления и до Дня Воскресения, поистине они объединили крайность в их почитании и путь, который они избрали. Всевышний Аллах наставил приверженцев единобожия, которые пошли по их пути и поставили их на то место, которое им определил Аллах в отношении поклонения, лишив их божественных качеств, и это и есть цель высшее почитание их и уважение, предел повиновения и следования.
И ни в коем случае не думай, о тот, кого Аллах облагодетельствовал следованием Прямому Пути, что запрет превращения могил в объект поклонения и места для молитв, а также запрет на строительство сооружений над могилами и возжигание на них светильников есть неуважение к тем, кто погребён в этих могилах! Ни в коем случае нет! Это нисколько не унижает их достоинства, как считают приверженцы нововведений и заблуждений, наоборот, это возвеличивает их и выражает почёт и уважение к ним, а также является следованием их пути в том, что они любили и отказом от того, что они порицали! И ты – их приближённый, клянусь Аллахом, любящий их, сторонник их пути и их обычаев, ты следуешь их руководству!
Что же касается тех приверженцев нововведений и заблудших, то они унизили их под видом возвеличивания, и они более чем кто-либо другой далеки от их руководства и следования им, подобно тому, как далеки христиане от Мессии, как далеки иудеи от Мусы, как далеки рафидиты от Али….
И поэтому приверженцы истины ближе к приверженцам истины, чем приверженцы заблуждений, и верующие мужчины и верующие женщины являются приближёнными друг друга, а лицемеры и лицемерки являются приближёнными друг друга. Поистине, когда сердца занимают нововведения, они отворачиваются от Сунны.
По этой причине мы видим, что многие из тех, кто поклоняется у могил, отворачиваются от пути тех, кто следовал Сунне и оживлял её, и эти люди посвятили себя не тому, что приказывал и к чему призывал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Возвеличивание пророков и праведников и любовь к ним может выражаться только в следовании тому, к чему они призывали – полезным знаниям, праведным деяниям, идти по их следам и избранному ими пути, не поклоняясь при этом их могилам и не молясь у них, не превращая их в идолы для поклонения. Поистине тот, кто пошёл по их стопам, станет причиной увеличения их награды, так как они будут вознаграждены за то, что он следует им и призывает к этому людей. Если же он откажется от того, к чему они призывали и займётся прямо противоположным, то этим он лишит себя и их той награды, так какое же в этом почитание и уважение?!
2. Также к числу свидетельств запрета почитания могил относится следующее:
ü Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал сравнивать почитаемые могилы с землёй, как об этом рассказывает Муслим в своём «Достоверном сборнике» от Абу аль-Хайаджа аль-Асади, который сказал: «[В своё время] Али ибн Абу Талиб сказал мне: “Поистине, разве я не должен побуждать тебя к тому же, к чему побуждал меня посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Не оставляй ни одного изваяния, не уничтожив его, и ни одной возвышенной [над землёй] могилы, не сровняв её [с землёй]”».
ü Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил превращать могилы в места празднеств, как это передаёт Абу Дауд с хорошим иснадом от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Не превращайте свои дома в могилы и не превращайте мою могилу в место празднеств, и призывайте на меня благословения Аллаха, поистине, ваши благословения достигают меня, где бы вы ни были”».
ü Как передаётся [«Муснад» Абу Йа’ля аль-Мосули] от Али бин аль-Хусейна, однажды он увидел человека, который приходил к яме, которая находилась возле могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует), опускался в неё и обращался там с мольбами, и [Али бин аль-Хусейн] запретил ему это. Он сказал: «Я слышал от своего отца, который со слов моего деда передавал, что посланник Аллаха сказал: “Не превращайте мою могилу в место празднеств, и не превращайте свои дома в могилы, поистине, ваши приветствия достигают меня, где бы вы ни были”».
Саид бин Мансур сказал: «Как передал нам Абдульазиз бин Ахмад, Сухейль бин Абу Сухейль сказал: «[Однажды] аль-Хасан бин аль-Хасан бин Али бин Абу Талиб, да будет доволен ими Аллах, увидел меня возле могилы [пророка (да благословит его Аллах и приветствует)], и в это время он ужинал в доме Фатымы. Он сказал мне: “Пойдём поужинаем”, но я ответил: “Я не хочу”, и он сказал мне: “Что это я видел тебя возле могилы [посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)]?”. Я ответил: “Я поприветствовал пророка (да благословит его Аллах и приветствует)”, но он сказал: “[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:] “Не превращайте мою могилу в место празднеств, и не превращайте свои дома в могилы, поистине, ваши приветствия достигают меня, где бы вы ни были”, и ты и тот, кто в Андалусии одинаково [близки] к нему (да благословит его Аллах и приветствует)”».
Таким образом, так как могила посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является лучшей среди могил на всей земле, но он (да благословит его Аллах и приветствует) запретил превращать её в место празднеств, то могила кого-либо другого тем более достойна этого запрета, кем бы этот человек ни был. Кроме того, (да благословит его Аллах и приветствует) вместе с этим запретом произнёс и другой – «и не превращайте свои дома в могилы», то есть приказал совершать в своих домах дополнительные намазы, чтобы они не стали подобны могилам, и запретил поклоняться возле могил. Затем, в завершении, он сказал: «и призывайте на меня благословения Аллаха, поистине, ваши благословения достигают меня, где бы вы ни были», указав этим на то, что ваши благословения и приветствия доходят до него вне зависимости от того, близки ли вы к его могиле или далеки от неё. Таким образом, нет необходимости превращать её в место празднеств, подобно тому, как многобожники из числа людей Писания превращают могилы своих пророков и праведников в места празднеств, так как проведение празднеств у их могил было одним из их праздников ещё до прихода ислама. Так, у них были праздники, которые проводились в определённое время и праздники, которые проводились в определённом месте, а когда пришёл ислам, Всевышний Аллах заменил их праздники. Имевшие для этого определённое время на Праздник окончания рамадана и Праздник жертвоприношения и дни пребывания в долине Мина. Также Всевышний заменил их праздники, проводимые в определённом месте, Каабой, Запретным Домом, Арафатом, долиной Мина и местами проведения обрядов хаджа.
Ибн аль-Кайим [в «Игасат аль-лахфан»] сказал: «Эти хадисы были искажены теми, кто перенял некоторые черты многобожия от христиан и некоторые искажения от иудеев, говоря: “Этот хадис указывает на обязательность постоянного присутствия у его могилы (да благословит его Аллах и приветствует) и поклонения возле неё, необходимость постоянно отправляться и посещать её, и запрет на то, чтобы это превращалось в праздник, который проводится один или два раза в год, как будто бы говоря: “Не превращайте мою могилу в место празднества, которое проводится раз от раза, и посещайте её каждый раз во всякое время…”».
Такое понимание является ослушанием и противоречием тому, что имел в виду посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является искажением истины и утверждением, что это пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вводит людей в заблуждение. Это объясняется тем, что, вне всякого сомнения, тот, кто приказал людям постоянно находиться возле своей могилы, превращая в место постоянного празднества и присутствия, сказав «Не превращайте мою могилу в место празднеств» – то это ближе к попытке ввести в заблуждение и запутать, чем к ясности и разъяснению. И если это не является унижением достоинства пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то тогда понятие «унижение достоинства» для нас теряет всякий смысл. Кроме того, нет никакого сомнения в том, что совершение любого тяжкого греха после многобожия – это сравнительно меньший грех и за него полагается меньшее наказание, чем за совершение подобных поступков в религии пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его Сунне, и именно так были изменены религиозные учения посланников Всевышнего.
И если бы Всевышний не собрал вокруг него помощников для его религии, готовых на всё ради него, то с этой религией произошло бы то же, что ранее произошло с другими религиями. Так, [посланник Аллаха] (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В каждом последующем поколении будут заслуживающие доверия [люди], которые будут нести это знание, и они будут исправлять то, что искажено впадающими в крайность [фанатиками], опровергать измышления лжецов и толкования невежд». Таким образом, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в данном хадисе предупредил, что впадающие в крайность фанатики исказят то, с чем он пришёл, и что появятся лжецы, утверждающие что их ложь – это как раз и есть то, что исповедовал в качестве религии посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и что будут невежды, которые станут истолковывать его религию не так, как её истолковывал он (да благословит его Аллах и приветствует).
Итак, искажение ислама происходит со стороны этих трёх категорий, и если бы посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хотел сказать то, что говорят эти заблудшие, то он не запретил бы превращать могилы пророков в места поклонения, и не проклинал бы тех, кто делает это. Но так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял тех, кто превращает их в места поклонения и поклоняется там Аллаху, как же он мог приказать неотлучно находиться и поклоняться возле них, постоянно посещать их и не превращать это в праздник, на который приходят раз от раза?!
Так, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит «и призывайте на меня благословения Аллаха, [поистине, ваши благословения достигают меня,] где бы вы ни были» после того, как сказал «Не превращайте мою могилу в место празднеств…», и как же это сподвижники и члены семьи пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не поняли из его слов (да благословит его Аллах и приветствует) того, что поняли эти заблудшие, объединившие многобожие с искажением религии?!
Ранее ты уже слышал о том, что лучший последователь сподвижников из числа семьи пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Али бин аль-Хусейн, запретил тому человеку обращаться с мольбой у его могилы (да благословит его Аллах и приветствует), и сослался на хадис, который он слышал и передаёт со слов своего отца аль-Хусейна от своего деда, зная его смысл, лучше тех распутников. То же самое можно сказать и о сыне его родного дяди – аль-Хасане бин аль-Хасане, шейхе ахль аль-бейт, который считал порицаемым то, когда человек специально направлялся к могиле [пророка] (да благословит его Аллах и приветствует), если тот не хотел войти в мечеть, и считал что этот его поступок относится к тому, когда могилу пророка (да благословит его Аллах и приветствует) превращают в место празднеств.
Ибн аль-Кайим, передавая от своего шейха, сказал: «Взгляни на эту Сунну, как её понимали жители Медины и люди из ахль аль-бейт, приходящиеся близкими посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как с точки зрения родства, так и с точки зрения места проживания, так как они более чем кто-либо другой нуждались в её понимании и они понимали её наиболее точно».
Далее, то, что люди превращают могилы в места празднеств, заключает в себе целый ряд великих нарушений, которые известны одному лишь Всевышнему Аллаху, и которые должны вызывать гнев каждого, в чьём сердце есть почитание Всевышнего Аллаха, кто является ревностным сторонником единобожия и считает мерзким придание Аллаху сотоварищей, кто находит низким неверие и нововведения в религию…. Но «умершие не чувствуют боли от ран»….
К числу негативных последствий того, что могилы превращаются в места празднеств, относится то, когда фанатики, считающие могилы место