Методика «Домик».
Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»
Рисунок выглядит следующим образом:
Пока ребенок рисует, стоит отметить:
- ведущую руку;
- как работает с образцом;
- быстро или медленно проводит линии;
- отвлекаемость во время работы;
- сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
- исправляет ли сам ошибки.
Ошибками считается:
- отсутствие какой-либо детали на рисунке;
- увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
- неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
- отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
- разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
- наложение линий одна на другую.
За каждую ошибку начисляется один балл.
Таблица 1 Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет
Для детей 6 лет: | Для детей 7 лет: |
1-2 балла – высокий уровень; 3-5 баллов – средний уровень; > 5 баллов – низкий уровень. |
|
Сюжетные картинки
Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Материал: 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Оценка:
Высокий уровень – если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.
Средний уровень – если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.
Низкий уровень – если ребенок не справился с заданием.
Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:
|
- не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;
- по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
- выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными – в результате рассказа не получается;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.
Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.
|
Методика «Пиктограмма» помогает определить уровни развития произвольной опосредованной памяти, распределения внимания и словесно-логического мышления. В ходе тестирования ребёнок рисует картинки к 12 словам и выражениям (1–2 мин.), предложенным для запоминания, и объясняет, как рисунок поможет вспоминать слова. Объяснения показывают уровень развития ассоциаций.
Пример: