Выработанность почерка - уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Это характеристика степени овладения навыками письма, степени сформированности почерка в целом. Она бывает высокая, средняя и низкая.
Высоковыработанный почерк - сформировавшийся почерк, характеризующийся высокой координацией движений и относительно быстрым темпом письма, что свойственно высокоавтоматизированному письменно-двигательному процессу. Средневыработанный - почерк, не вполне сформировавшийся, отражающий незавершенную стадию практического освоения связного и быстрого письма. Низкая степень выработанности отражает начальную стадию освоения навыка письма, когда письменно-двигательный процесс еще не автоматизирован (может быть практический и школьный).
Координация движений при письме - признак, отражающий точность (согласованность) движений, организацию их в единую композицию. Неточность координации движений выражается в их извилистости, угловатости, неравномерности размера, наклона, разгона и др.
Координация движений - признак, наиболее чутко реагирующий на всякого рода изменения в обычных условиях письма. Она нарушается при изменениях внешней обстановки письма, позы и состояния пишущего, при некоторых способах намеренной маскировки почерка (например, при перемене пишущей руки).
А. Высоковыработанный почерк.
В. Средневыработанный почерк.
С. Низкая степень выработанности (практический и школьный почерки).
Темп выполнения рукописи - признак, отражающий скорость движений при ее написании. Он может быть быстрым, средним и медленным. Основными показателями темпа выполнения рукописи являются непрерывность движений при написании письменных знаков и их сочетаний, строение таких знаков и почерка в целом, структура штрихов.
|
Строение почерка - признак, отражающий степень сложности движений, зависящий от определяющей тенденции в формировании почерка: писать в соответствии с прописями (простое строение), своеобразно стройно, с дополнениями, украшениями (усложненное строение), быстро, игнорируя внешнюю конфигурационную сторону письма (упрощенное строение).
Почерки простого строения в наибольшей мере отвечают зрительному образу и системе движений, предусмотренной стандартными прописями - эталоном при обучении письму. Почеркам упрощенного строения свойственна простота движений, которая может проявляться в выпрямлении траектории движений, утрате элементов письменных знаков, сокращении количества движений. Усложненный почерк формируется при установке на оригинальность, стройность, направленную на своеобразие и украшательство (наличие дополнительных штрихов, искривлений, изломов и пр.).
2. Признаки, отражающие структуру движений.
Наклон - преобладающее направление движений при выполнении основных элементов букв - бывает правый, вертикальный (без наклона), левый.
Размер - протяженность движений по вертикали, которая выражается в высоте букв, - может быть большим (высота букв - 4 мм и более), средним (высота букв - от 2 до 4 мм) и малым (высота букв - 2 мм и менее).
Разгон - отношение ширины букв и расстояний между ними к их высоте - может быть большим (размер интервалов между основными элементами букв (ширина) и буквами равен высоте букв или более ее), средним (размер указанных интервалов колеблется от 1/2 до высоты букв) и малым (равен высоте и менее ее).
|
Связность характеризует степень непрерывности движений пишущего и дифференцируется на сплошную (непрерывное выполнение всех букв в словах независимо от их протяженности), большую (при непрерывном выполнении 6 и более букв в большинстве слов), среднюю (при непрерывном соединении 4 - 5 букв в большинстве слов), малую (при непрерывном выполнении 2 - 3 букв в большинстве слов), отрывистое выполнение букв.
Нажим отражает степень и характер усилий, реализуемых в вертикальной плоскости при письме. Он опосредованно проявляется в ширине штриха и распределении плотности красителя. По степени нажима различают сильный, средний и слабый.
3. Пространственно-ориентационные (топографические) признаки.
Размещение самостоятельных фрагментов документа (обращений, дат, подписей, резолюций) в пределах листа бумаги относительно его срезов, на котором выполняется рукопись (ближе к левому, правому срезу листа, посредине), и основного текста (на большом, маленьком расстоянии от него).
Размер и конфигурация линии полей.
Поля - отступы от срезов листа бумаги - могут иметь место и отсутствовать; наиболее распространены левые поля, реже - правые. Размеры полей определяются расстоянием, на котором размещаются начальные или заключительные движения в строках относительно левого или правого срезов листа бумаги. Различают следующие размеры полей: большой - свыше 3 см, средний - от 1 до 3 см, малый - до 1 см.
|
Конфигурация поля определяется размещением начальных или заключительных движений в каждой строке относительно предыдущей строки. По конфигурации линия вертикальных полей бывает: прямолинейная (вертикальная, право- и левонаклонная), дуговая (выпуклая или вогнутая), ломаная или извилистая.
Размещение начала первой строки относительно начала последующих строк и предшествующей строки (красная строка): отступ от левого поля - размер красной строки может быть большим (более 3 см), средним (от 1 до 3 см), малым (менее 1 см).
Размер интервалов между строками (при выполнении текста на нелинованной бумаге) может быть большим (больше двойной высоты строчных букв), средним (равен двойной их высоте), малым (меньше двойной высоты букв).
Размер интервалов между словами может быть большим (превышает ширину двух строчных двухэлементных букв), средним (равен ширине двух букв), малым (меньше ширины двух букв).
Размещение линии письма относительно бланковой строки: на строке, выше или ниже нее.
Направление линии письма в строке - положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги: горизонтальная, поднимающаяся, опускающаяся, смешанная.
Форма линии письма в строке: прямолинейная, выпуклая, вогнутая, извилистая, ступенчатая.
Размещение знаков препинания: ближе к предшествующему слову, посредине, ближе к последующему слову; выше линии письма (бланковой строки), на линии письма (бланковой строке), ниже линии письма (бланковой строки).
4. Частные признаки.
Строение букв рассматривается с точки зрения сложности движений и конструкции в целом и бывает простое, упрощенное и усложненное.
Вид соединения движений при выполнении букв и их элементов характеризует наличие или отсутствие разрывов и различается как слитный и интервальный.
Количество движений при выполнении букв и их элементов определяется относительно числа движений, предусмотренных прописной (эталонной) конструкцией букв, и характеризует наличие или отсутствие начальных, заключительных, надстрочных и подстрочных штрихов в буквах.
Последовательность движений при выполнении элементов букв характеризует отступления от последовательности выполнения элементов в букве, предусмотренной прописями.
Форма движений характеризует выполнение и соединение букв и их элементов (прямолинейная, возвратно-прямолинейная, дуговая, треугольная, петлевая, извилистая, овальная и др.):
Направление движений при выполнении букв и их элементов: для дуговых элементов (левоокружное, правоокружное) и для прямолинейных элементов (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, вверх влево и т.д.):
Протяженность движений - в сопоставлении протяженностей букв и их элементов по горизонтали и вертикали: больше, меньше.
Размещение движений при выполнении букв и их элементов относительно других букв и их элементов: выше, на одном уровне, ниже, над, под, справа, слева и т.д.
Размещение точек начала, окончания, соединения, пересечения (высокое, среднее, низкое, на расстоянии друг от друга, справа и слева от элемента и т.д.).
Криминалистическое исследование письма осуществляется путем проведения судебно-почерковедческой экспертизы, являющейся одной из наиболее часто назначаемых при расследовании преступлений.
Судебно-почерковедческая экспертиза - это род криминалистической экспертизы, разновидность криминалистического исследования документов - вещественных доказательств. Ее содержание составляет исследование почерка, проводимое экспертами-почерковедами на основе своих специальных знаний в соответствии с процессуальным законодательством для решения задач, входящих в предмет экспертизы этого рода.
Задачи судебно-почерковедческой экспертизы образуют три класса:
1) идентификационные, направленные на установление конкретного исполнителя исследуемой рукописи или факта выполнения двух или более рукописей одним лицом;
2) диагностические, направленные на установление состояния исполнителя, обстановки выполнения исследуемой рукописи. Наиболее часто следствие и суд интересуют установление фактов: намеренного изменения почерка с целью маскировки, подражания, выполнения рукописи в необычном состоянии (стресса, опьянения) либо в необычной обстановке (движущемся транспорте, темноте, необычной позе);
3) классификационно-диагностические, направленные на установление групповой принадлежности исполнителя рукописи по полу, возрасту, другим социально-демографическим характеристикам.
Применительно к рассмотренным задачам разрабатываются методы и методики их решения. В качестве объекта исследования судебно-почерковедческой экспертизы выступает рукопись, отображающая свойства почерка и являющаяся источником информации о нем. По виду рукописи делятся на тексты и подписи; по составу тексты могут быть буквенными и цифровыми, подписи - буквенными, безбуквенными и штриховыми; по объему как тексты, так и подписи делятся на большие, средние и малые.
Принятие следователем и судом решения о назначении судебно-почерковедческой экспертизы предполагает подготовку материалов для ее проведения, которая включает собирание и подготовку сравнительных материалов, а также сведений, необходимых для производства экспертизы.
В соответствии с методическими требованиями подготовки сравнительного материала для судебно-почерковедческой экспертизы эксперту должны быть представлены свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы почерка и (или) подписи предполагаемого исполнителя. Ко всем образцам предъявляются два основных требования: они должны быть надлежащего качества и в необходимом количестве.
Надлежащее качество в первую очередь означает достоверность и сопоставимость образцов. Достоверность - выполнение их именно тем субъектом, образцами почерка которого они должны служить. Сопоставимые свободные образцы должны по возможности соответствовать исследуемым объектам по целевому назначению, содержанию и форме документа, материалу письма, языку, алфавиту и по почерковой характеристике. Крайне желательно представление свободных и условно-свободных образцов в количестве не менее 10 (при исследовании текстов), 15 - 20 (при исследовании подписей).
Экспериментальные образцы почерка и подписи должны выполняться в различных темпах (привычном, медленном и быстром); может возникнуть потребность их выполнения с различным наклоном, с помощью различных пишущих приборов, в определенной позе, освещенности и т.п. Их количество - 5 - 10 листов.
Кроме исследуемой рукописи и сравнительного материала для производства судебно-почерковедческой экспертизы, могут потребоваться сведения о предполагаемом исполнителе рукописи и об условиях ее выполнения. Здесь имеются в виду сведения о пожилом или старческом возрасте исполнителя, о его определенных заболеваниях (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, глаз и др.), о его функциональном состоянии во время выполнения рукописи (стресс, алкогольное или наркотическое опьянение и пр.), об обстановке ее выполнения (плохая освещенность, поза, письмо в движущемся транспорте и т.п.), о пишущем приборе (привычный для него или нет), характере подложки, на которой лежал документ, умении рисовать и писать специальными шрифтами, писать обеими руками.
В постановлении (определении) о назначении судебно-почерковедческой экспертизы необходимо сформулировать задачу, поставленную перед экспертами. Каждый вопрос должен содержать следующие данные: наименование и дату документа или начальные и заключительные слова исследуемого текста, местонахождение исследуемого объекта, Ф.И.О. предполагаемого исполнителя, например:
"Исполнен ли текст анонимного письма, начинающегося словами "Глубокоуважаемый Иван..." и заканчивающегося словами "Будь здоров", Сидоровым Иваном Ивановичем?";
"Мужчиной или женщиной выполнен текст письма, начинающегося и заканчивающегося словами "Хотел тебе... твой друг"?";
"В обычном ли психологическом состоянии находилась У. в момент исполнения записи "Мама! Прости меня..."?"
В результате проведения криминалистического исследования эксперт-почерковед составляет заключение, содержащее три обязательные части: вводную, исследовательскую, выводы и, если необходимо, фотоиллюстрации, - являющееся процессуальным научно-прикладным документом и источником доказательств по делу.
§ 2. Криминалистическое исследование письменной речи
Под письменной речью в современной науке понимается комплекс явлений, связанных с письменным обменом информацией посредством языка, или деятельность человека, опосредованная системой графических языковых знаков. Письменную речь индивида следует рассматривать как сложную саморегулирующуюся систему, основу функционирования которой составляет комплекс различных языковых и интеллектуальных навыков. К языковым навыкам относятся: лексические, грамматические (синтаксические, морфологические), орфографические, пунктуационные. Интеллектуальные навыки - навыки мышления - определяют способ познания действительности, присущий человеку и обусловленный его индивидуальным опытом и особенностями психики.
Содержание языковых и мыслительных навыков у конкретных лиц проявляется при построении высказываний в виде соответствия определенным речемыслительным нормам и отклонений от них. Несмотря на то что соблюдение речемыслительных норм считается обязательным для всех членов общества, в речевой практике людей наблюдается ряд устойчивых отклонений от них, вызванных влиянием диалектов, иных языков, особенностями (расстройством) психики и вообще условий, в которых у человека формировались данные навыки (воспитание, обучение, среда общения и пр.).
В детстве и ранней юности формируется наглядный и ситуативный тип мышления, обиходный стиль речи. В старших классах школы и при дальнейшем обучении происходит формирование категориального типа мышления, публицистического и научного стиля речи, овладение нормами языка; может выработаться навык пользования ораторским стилем. По окончании стадии обучения и формирования личности, когда образ жизни человека стабилен, его речемыслительные навыки также приобретают относительную устойчивость. Особенно прочно закрепляются навыки пользования сложными нормами, например стилистическими. Даже в случае изменения некоторых речемыслительных норм в письменной речи зрелых людей встречаются устаревшие нормы, характерные для периода, в котором эти люди завершали стадию обучения и становления личности.
В силу своеобразных условий формирования личности каждый человек приобретает индивидуальные речемыслительные навыки, проявляющиеся в том, что он владеет не всей совокупностью существующих норм, а лишь определенным их набором, который и использует в своей речевой практике в зависимости от конкретной ситуации. Комплекс индивидуальных языковых и интеллектуальных навыков личности уникален, неповторим в каждой речевой ситуации, что позволяет решать диагностические и классификационно-диагностические задачи, а также идентифицировать автора.
В зависимости от уровня образования, условий обучения, культурного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио у человека вырабатывается словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, специфичность использования языковых средств, т.е. индивидуальность и устойчивость признаков письменной речи.
Однако устойчивость этих признаков у человека относительна. По мере становления и развития личности в результате воздействия множества факторов субъективного и объективного характера письменная речь человека претерпевает существенные изменения: повышается общий уровень грамотности, увеличивается лексический состав, усложняются стилистические особенности и синтаксис. И напротив, в преклонном, старческом возрасте в результате возрастных, биологических и психофизических изменений в организме нередко происходят изменения письменной речи в сторону упрощения, нарушения смысловой и языковой структуры изложения. В среднем возрасте, как правило, признаки письменной речи наиболее устойчивы и могут подвергаться изменениям лишь под воздействием случайных факторов.
Психофизиологическую основу индивидуальности и устойчивости признаков письменной речи составляет процесс формирования навыков письма путем воздействия на кору головного мозга одноименных по своему характеру и времени раздражений, вследствие чего образуются связи, которые носят относительно постоянный характер. Поскольку психофизиологический механизм навыков письма относительно неизменен, то устойчивы и индивидуальны признаки письменной речи. Эти признаки могут выглядеть в виде соответствия нормам, в пределах которых они формировались, в виде отдельных устойчивых отклонений от принятых норм, являющихся следствием слабого развития, или в виде отсутствия навыка в определенных нормах.
Криминалистическая классификация признаков письменной речи состоит в делении их на общие и частные. При разработке этой системы установлены количественные критерии их выделения и корреляционная зависимость признаков. Языковые навыки призваны решать ту или иную задачу языкового общения, поэтому общие признаки языкового навыка отражают степень развития грамматических, лексико-фразеологических и стилистических навыков. Следует различать высокую, среднюю и низкую степени развития грамматических, лексико-фразеологических и стилистических навыков письменной речи; высокую, среднюю, низкую и нулевую степени развития пунктуационных и орфографических навыков. Критерием отнесения названных признаков письменной речи к той или иной степени на качественном уровне служит соответствие их литературным нормам (правильно-неправильно).
Грамматические (орфографические, синтаксические, пунктуационные) признаки представляют собой степень соблюдения автором системы грамматических норм языка. Усвоение грамматического строя языка происходит с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения нормативной грамматики в школе и самообразования. Но под влиянием бытовой речи в силу частичных изменений, вносимых в правила правописания в целях их упорядочения и упрощения, в письменной речи конкретного человека нередко формируются устойчивые отступления от современных грамматических норм.
Признаки орфографических навыков характеризуются только на уровне правильности речи, так как правила орфографии русского языка жестко и однозначно рекомендуют написание слов. В то же время признаки пунктуационных навыков могут характеризоваться на уровнях правильности и культуры речи. Нормы русской пунктуации представляют известную свободу в использовании знаков препинания, так как существует возможность использования знака в разных функциях, их взаимозаменяемость. Так, например, в произведениях М. Салтыкова-Щедрина скобки выполняли до 40 функций, в то время как в "Правилах русской орфографии и пунктуации" приводятся лишь четыре. То же можно сказать о функциях тире в произведениях М. Горького, В. Маяковского, М. Цветаевой. Следует отметить, что своеобразная пунктуация может сочетаться в тексте с недостаточно высокой пунктуационной грамотностью изложения.
Под лексико-фразеологическими признаками письменной речи понимаются совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности их использования для изложения своих мыслей на бумаге. К языковым средствам относятся лексика (словарный запас), фразеология (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова) и изобразительно-выразительные средства (выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Кроме того, в богатой лексике могут быть выявлены особенности, которые будут иметь значение идентификационных признаков: устаревшие слова (архаизмы), новые слова (неологизмы), историзмы, профессионализмы, арготизмы (жаргонная лексика), диалектизмы, варваризмы, вульгаризмы, идиомы.
Стилистические признаки характеризуют стиль письменной речи, который представляет собой совокупность приемов использования лексических, фразеологических, изобразительных средств языка: манера выбора слов, речевых оборотов, структура фраз, построение текста в целом. Стиль письма отражает личность пишущего, характер его мышления, глубину знаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.
По жанру стиль письма принято делить на научный, публицистический, официально-деловой, производственный, технический, литературно-художественный, эпистолярный (бытовой). Специфика каждого стиля обусловливается целевой установкой документа, навыками автора в выражении мыслей, соответствующими его индивидуальным, эмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам и наклонностям. Бытовой стиль письменной речи является наиболее информативным для целей идентификации.
Частные признаки языковых навыков отображают различные свойства, особенности их структуры, проявляющиеся в определенных языковых нарушениях правильности речи, в использовании определенных языковых средств и в устойчивых соотношениях этих средств, используемых индивидом в типичных ситуациях письменного общения. Это частные признаки пунктуационных, орфографических, лексико-фразеологических, грамматических и стилистических навыков. К ним, в частности, относятся:
- постоянные ошибки в буквенном составе слова, родах, падежах, склонениях, спряжениях;
- ошибки или своеобразные композиции в построении предложений, согласовании слов и оборотов речи, неоправданное соединение нескольких простых предложений в одно сложное, неоправданное употребление причастных и деепричастных оборотов;
- ошибки или своеобразное использование синтаксических конструкций;
- повторяющееся использование слов в несвойственных им значениях и связях с другими словами, слов из необщеупотребительной лексики (архаизмы, профессионализмы и т.п.);
- способ сокращения слов, авторские обозначения, выделения слов;
- приемы внесения исправлений в текст, способы нумерации страниц, разделов, абзацев.
Письменная речь автора (составителя) текста является объектом исследования судебной автороведческой и судебной лингвистической экспертиз. В более широком смысле объектом признаются тексты документов, которые могут быть рукописными, машинописными, выполненными полиграфическим способом, полученными с помощью множительной техники.
При проведении судебной автороведческой экспертизы под текстом понимается совокупность предложений, связанных единым смыслом, которые могут служить материалом для криминалистического исследования свойств автора и условий составления документа. Объекты судебно-автороведческой экспертизы охватывают достаточно широкий спектр различных документов, среди которых могут быть анонимные письма с угрозой жизни или чистосердечные признания, от которых отказывается их составитель, мотивируя это имевшим, по его версии, место фактом диктовки, и пр. Также объектами исследования могут быть тексты, составленные на искусственных языках программирования, что позволяет совершенствовать криминалистические методы исследования следов так называемых компьютерных преступлений, в том числе и в сфере нарушения авторских прав на интеллектуальную собственность. В последнее время появились предпосылки для расширения круга объектов судебной автороведческой экспертизы за счет возможности исследования текстов веб-коммуникации (сетевых версий книг, газет, журналов и других документальных источников интернет-коммуникации), SMS-сообщений.
Среди задач судебной автороведческой экспертизы выделяют:
1) идентификационные, направленные на установление конкретного автора текста или факта составления двух или более текстов одним лицом (для решения этой задачи необходимо иметь текст, минимальный объем которого составляет 500 слов);
2) диагностические, направленные на установление условий составления текста. Наиболее часто следствие и суд интересует установление фактов: намеренного изменения письменной речи с целью маскировки, выполнения текста в необычном психофизиологическом состоянии (стресса, алкогольного или наркотического опьянения, физической усталости, болезненном состоянии), является ли автор и исполнитель одним и тем же лицом;
3) классификационно-диагностические, направленные на установление групповой принадлежности исполнителя рукописи по полу, возрасту, иным социально-биографическим характеристикам, например: какой язык для автора конкретного документа родной или носителем какого наречия (говора) он является, его образовательный уровень, наличие у автора навыков делового (научного, публицистического) стиля письменной речи, его профессия или род занятий.
Методика решения диагностических и идентификационных задач в ходе судебной автороведческой экспертизы базируется на комплексном использовании следующих методов исследования письменной речи:
а) лингвистические методы, связанные с выявлением лингвистической природы устанавливаемых в процессе исследования языковых элементов, структур, явлений;
б) психолингвистические, предполагающие анализ названных языковых факторов в плане их обусловленности особенностями процесса порождения речи;
в) социолингвистические, связанные с выяснением обусловленности речи социальными параметрами исследуемой ситуации письменного общения;
г) психологические, связанные с анализом обусловленности речи собственно психологическими факторами исследуемой ситуации деятельности и общения;
д) логико-психологические, направленные на анализ логических элементов и структур текста в плане установления свойств дискурсивного мышления его автора.
При решении идентификационных задач экспертное исследование строится следующим образом: на подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением (определением) о назначении экспертизы и поступившими материалами, оценивает их с точки зрения количества и качества, достаточности для экспертного исследования. На аналитической стадии проводится раздельный анализ исследуемого текста и образцов письменной речи проверяемого лица. При проведении сравнительного исследования выявляются совпадающие и различающиеся общие и частные признаки языковых навыков, отобразившиеся в исследуемом тексте и образцах. Оценка установленных совпадений и различий производится на синтезирующей стадии, затем формируется окончательный вывод.
Особенность классификационно-диагностического исследования в судебно-автороведческой экспертизе состоит в отсутствии проверяемых лиц. Анализу подвергается исследуемый текст. По степени и характеру развития языковых навыков определяется групповая принадлежность автора. Если текст документа выполнен на русском языке, структурные особенности исследуемого текста позволяют установить, является ли русский язык родным для его автора. Наличие в исследуемом тексте жаргонных слов, профессиональных терминов, а также слов и выражений, употребляемых в определенной местности, в совокупности с другими признаками письменной речи позволяет решить вопрос о возможной профессии, месте формирования языковых навыков автора и пр.
Успех криминалистического исследования письменной речи в целях установления авторства и решения ряда диагностических задач в значительной мере зависит от качества и объема сравнительного материала (образцов). Под образцом письменной речи понимается текст, автором которого достоверно является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, словосочетаний, отдельных предложений не могут рассматриваться в качестве образца письменной речи для решения вопросов об авторстве.
Сравнительные образцы, как и в почерковедческой экспертизе, могут быть свободными, экспериментальными и условно-свободными. Свободные образцы письменной речи - это тексты, составленные подозреваемым лицом вне связи с расследуемым событием и до его возникновения. Они должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, времени выполнения, стилю письменной речи, адресату и характеру речевого общения с ним, состоянию автора. Одним из необходимых требований, предъявляемых к свободным образцам, является требование тематики. Целесообразен подбор образцов с разнообразной тематикой. Это позволяет более полно проследить лексические особенности и выявить некоторые элементы стиля изложения мыслей. Однако в числе представленных образцов должны быть документы, написанные на ту же (или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый документ.