Признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка. 4 глава




Учет самодельных взрывных устройств предназначен для установления единого источника происхождения таких устройств (их основных элементов и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям их изготовления. Он ведется на федеральном и региональном уровнях. Постановке на данный учет подлежат самодельные (полностью или частично) взрывные устройства (их элементы, остатки после взрыва).

Картотеки учета формируются из информационных карт (форма ИК-3), допускается формирование картотеки в виде электронной базы данных. Составление информационных карт осуществляется с использованием результатов проведенных экспертных исследований, следственных действий, иных сведений. При этом к информационной карте приобщаются схемы конструкции взрывного устройства и его основных элементов, натурные образцы, не содержащие радиоэлектроники (на региональном уровне).

В случаях использования в них радиоэлектронных исполнительных механизмов самодельное взрывное устройство (его остатки после взрыва) в натурном виде направляется в ЭКЦ МВД России. Приобщение к картам натурных образцов, содержащих взрывчатые вещества или взрывоопасные элементы, не допускается. Срок хранения информационных карт и элементов самодельных взрывных устройств в учетах составляет не менее 15 лет.

Учеты поддельных денежных билетов, монет, бланков ценных бумаг и документов предназначены для установления единого источника происхождения (изготовителя) поддельных денег, ценных бумаг, документов по способу (технологии) их изготовления. Учеты ведутся на федеральном и региональном уровнях.

Проверкам и постановке на учет подлежат: полностью поддельные деньги, в том числе в иностранной валюте, поддельные ценные бумаги, поддельные документы федерального значения, за исключением изготовленных способом рисования; подлинные, но частично измененные (с целью увеличения номинала, расслоенные и склеенные, с одной удаленной стороной, имеющие повреждения бумаги, следы давления и т.д.) деньги и ценные бумаги.

Картотеки учетов поддельных денег, ценных бумаг и документов формируются из информационных карт (форма ИК-1), к которым приобщаются натурные объекты. Допускается формирование и ведение картотеки в виде электронной базы данных. При этом на оборотной стороне информационных карт размещаются фотографии или копии лицевой и оборотной сторон объектов, выполненные в масштабе: для денежных билетов - 1:1; для ценных бумаг и документов - 1:1 или 1:2; для монет - 3:1. Объекты учета систематизируются по наименованию, достоинству (номиналу), технологии их изготовления, единому источнику происхождения.

В случаях, когда при проведении проверки по региональному учету устанавливается совпадение с ранее поставленными на учет объектами, сведения о проверяемых объектах вносятся в соответствующие таблицы письма установленной формы и ежеквартально направляются в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет. При отрицательном результате проверки (отсутствие совпадений) объекты учета с информационными картами направляются туда же с письмом произвольной формы для проверки и постановки на федеральный учет.

При поступлении на экспертное исследование одного объекта и отрицательном результате его проверки по региональному учету данный объект направляется для проверки и ставится на федеральный учет. При поступлении на экспертное исследование двух и более объектов с единым источником происхождения и отрицательном результате их проверки по региональному учету один объект ставится на региональный учет, один объект с информационной картой направляется для проверки и постановки на федеральный учет, а остальные объекты возвращаются инициатору проверки. При установлении совпадения поступившего объекта с объектами, ранее поставленными на федеральный учет, информационная карта помещается в картотеку, а объект в установленном порядке возвращается инициатору. При отрицательном результате проверки объект учета помещается в соответствующий массив, а информационная карта - в картотеку федерального учета.

Объекты снимаются с учета по истечении срока давности по соответствующему преступлению, исчисляемого с момента их изъятия из официального оборота.

Учет данных ДНК (ДНК-профилей) биологических объектов предназначен для установления лиц, оставивших биологические следы на месте происшествия, фактов принадлежности биологических следов, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неизвестному лицу, а также для установления личности неопознанных трупов.

Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях по преступлениям, предусмотренным ст. ст. 105, 111 и главой 18 УК РФ, а также по трупам, личность которых не установлена по завершении всех других розыскных мероприятий. Биологические объекты (следы, образцы) исследуются с обязательным использованием конкретных генетических маркеров (локусов).

Получение образцов трупного материала органами, осуществляющими производство по делу об установлении личности неопознанных трупов, осуществляется в 10-дневный срок с момента обнаружения трупа. До завершения всех других розыскных мероприятий по установлению личности указанные образцы хранятся в медицинских учреждениях соответствующего профиля. Направление трупного материала неопознанного трупа для получения ДНК-профиля и его постановки на учет производится по истечении двухмесячного срока с момента его обнаружения, в случае если установить его личность иными способами не представилось возможным. В случае установления личности неопознанного трупа образцы подлежат захоронению в установленном порядке.

Учет данных ДНК состоит из двух разделов. Первый раздел содержит данные ДНК биологических следов, изъятых с мест происшествий (неизвестных лиц). Второй раздел включает данные ДНК образцов трупной ткани неопознанных трупов. Учет данных ДНК ведется в виде картотеки, формируемой из информационных карт (форма ИК-2), а также электронной базы данных. При этом в разделе "Служебные отметки" информационной карты указывается порядковый номер пробы ДНК в натурном виде, выделенной из биологического следа образца трупной ткани и неизрасходованной в процессе экспертного исследования.

По первому разделу картотеки проверяются: 1) данные ДНК биологических следов, изъятых с мест происшествий; 2) данные ДНК неопознанных трупов; 3) данные ДНК подозреваемых (обвиняемых) лиц, установленные при производстве экспертизы (при наличии соответствующего поручения следователя, дознавателя). В этих случаях эксперт, проводивший экспертное исследование, заполняет информационную карту (форма ИКЛ). Проверка данных ДНК подозреваемого лица осуществляется по региональному учету без постановки на учет, после чего ИКЛ возвращаются инициатору запроса вместе с результатами проверки.

В случаях, когда имеются обоснованные данные о том, что подозреваемое (проверяемое) лицо могло совершить преступления на территории других регионов, ИКЛ на данное лицо с письменным заданием руководителя органа расследования направляется для проверки по федеральному учету данных ДНК. Проверке по второму разделу подлежат данные ДНК предполагаемых биологических родителей или детей лиц, пропавших без вести.

Выделенные из биологических объектов и неизрасходованные в процессе экспертного исследования пробы ДНК, изъятые по уголовным делам, хранятся в натурном виде в специально оборудованном хранилище и снимаются с учета в установленном порядке. Выделенные из образцов трупной ткани и не израсходованные в процессе экспертного исследования пробы ДНК, изъятые по делам об установлении личности неопознанных трупов, хранятся в натурном виде в специально оборудованном хранилище ЭКЦ и снимаются с учета по истечении 15 лет с момента постановки на учет или в связи с установлением личности неопознанного трупа.

Учеты следов подошв обуви, орудий взлома, протекторов шин транспортных средств предназначены для установления конкретного следообразующего объекта, оставившего след на месте преступления, а также фактов использования одного и того же объекта при совершении разных преступлений. Они ведутся на региональном и местном уровнях.

Картотеки формируются из информационных карт (форма ИК-1), на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов в масштабе: для следов подошв обуви, оставленных всей подошвой, - 1:2; оставленных участком подошвы - 1:1; для следов орудий взлома - 3:1; для следов протекторов шин транспортных средств - 1:5. Объекты снимаются с учета и уничтожаются: следы подошв обуви - по истечении 2 лет; следы орудий взлома и протекторов шин - по истечении 3 лет.

Учет субъективных портретов предназначен для установления личности разыскиваемых лиц (в том числе преступников, скрывшихся с места происшествия), а также фактов совершения нескольких преступлений одним лицом. Учет ведется на региональном и местном уровнях. Картотека учета формируется из информационных карт (форма ИК-6). Информационные карты на субъективный портрет составляются в электронном виде (при наличии программных и технических средств) с последующим получением копии на бумажном носителе (формат А4) или заполняются на типографском бланке. Постановке на учет подлежат субъективные портреты, изготовленные с помощью компьютерных программ, а также иных (неавтоматизированных) способов. При этом на информационные карты помещаются изображения лиц, выполненные в масштабе, при котором расстояние между центрами зрачков глаз составляет 20 мм.

После изготовления субъективного портрета и его проверки по массиву учета составляется справка, которая вместе с субъективным портретом направляется инициатору задания. При установлении типового сходства с ранее изготовленным субъективным портретом аналогичная справка направляется также инициатору ранее изготовленного субъективного портрета. Каждому очевидцу после изготовления субъективного портрета предъявляются все такие портреты, изготовленные в текущем году, а по конкретному виду преступления - не менее чем за 3 года.

В срок не более 10 суток с момента установления лица, на которое изготовлен субъективный портрет, инициатор направляет в ЭКП соответствующую информацию и по возможности фотографию лица, выполненную по правилам сигналитической съемки (анфас, расстояние между центрами зрачков глаз - 20 мм). Объекты учета (электронная, бумажная копии) хранятся в картотеке не менее 3 лет, после чего снимаются с учета, бумажная копия помещается в архив.

Учет фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц предназначен для установления неизвестных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и фактов совершения нескольких преступлений одним лицом по особенностям русской речи говорящего, запечатленной на фонограммах. Учет ведется на региональном уровне по ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), а также по преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям.

Фонотека содержит фонограммы речи неизвестных лиц либо анонимные сообщения и состоит из следующих разделов: 1) звукозаписей устной речи типовых по качеству и длительности фонограмм; 2) звукозаписей устной речи для нетиповых фонограмм. Все фонограммы, поступающие на проверку, постановку на учет, проверяются по обоим разделам фонотеки.

Фонотеки формируются и ведутся в виде электронных баз данных. При этом после проверки и постановки объектов на учет представленные звуковые носители речи (голоса) возвращаются инициатору в установленном порядке. Картотека фонотеки формируется из информационных карт (форма ИК-7), к которым приобщаются фонограммы. На оборотной стороне информационных карт указывается необходимая дополнительная информация.

Длительность фонограммы речи, ставящейся на учет, должна быть не менее 8 сек. При постановке на учет в фонотеку или проверке нетиповых фонограмм (а также соответствующих им по качеству и длительности) инициатор информируется о пониженной надежности поиска.

На проверку представляются оригиналы фонограмм устной речи на магнитной ленте или иных носителях звуковой информации с текстами содержания разговоров и указанием фраз, произнесенных данным субъектом, и следующими сведениями об условиях звукозаписи: модель и фирма - изготовитель цифрового регистратора; тип магнитофона; скорость движения звуконосителя при записи; номера кассет или катушек; даты сеансов записи, их длительность, сведения о способах получения записи (звонки в организации, по личным телефонам и т.п.); характеристики условий записи; вид телефонной связи (внутригородская, междугородная, международная, сотовая и т.д.).

Пригодность фонограмм к обработке в системе определяется специалистом. В ходе прослушивания устанавливается также наличие шумов и искажений, вносимых отдельными звеньями тракта звукозаписи. Проверяется соответствие речевой информации письменным текстам, приложенным к заданию.

Типовые фонограммы речи, обрабатываемые в системе фоноучета, должны иметь конкретные характеристики по частотному диапазону речевых сигналов, отношению средних уровней этих сигналов и помех, а также уходу скорости при звукозаписи фонограмм. Кроме того, должны отсутствовать существенные искажения речевого сигнала, а длительность типовых фонограмм непрерывной устной речи субъекта, ставящегося на учет, должна быть не менее 100 сек. Фонограмму следует представлять в виде спонтанной речи в нейтральном эмоциональном состоянии субъекта, устная речь которого должна быть лингвистически представительна. Непредставительными являются читаемый или заученный текст, а также речь не на русском языке.

Для нетиповых фонограмм допускается низкое качество и короткая длительность непрерывной устной речи - не менее 8 секунд; последняя может быть представительна только по части лингвистических признаков различных уровней исследования.

Фонограммы сравнительных образцов речи лиц - объектов проверки должны фиксироваться аппаратурой звукозаписи на магнитные носители до подключения средств шумоочистки. При звукозаписи фонограмм устной речи субъекта должны быть обеспечены минимальные линейные и нелинейные преобразования речевых сигналов в рабочем диапазоне частот (такие, как ограничение уровней сигналов; изменение скорости движения звуконосителя; внесение шумов и др.). Уровень записи должен быть таким, чтобы речевые сигналы объекта не выходили за пределы динамического диапазона тракта.

При обработке фонограмм речи в системе фоноучета для каждого объекта заполняется электронная учетная карта произвольной формы, в которую заносятся регистрационные данные, иная информация, по которой может быть осуществлен учет и поиск объектов. К таким сведениям относятся: регистрационные данные (тип задания, его инициатор, входящие и исходящие номера); регистрационные сведения объекта (если имеются); характеристика фонограмм, полученная в результате предварительного прослушивания (наименование исходной фонограммы, характеристика ситуации общения, текстовая информация: начальные и конечные слова разговора, имя исходного файла речи, начальные и конечные слова речи субъекта, ключевые слова); характеристика фонограмм, полученная в результате предварительного исследования (тип звуконосителя, скорость его движения; тракт звукозаписи; количество представленных на исследование разговоров данного субъекта, их длительность, частотный диапазон, отношение сигнал/шум); сведения о проведенных исследованиях (номер задания по внутреннему учету, дата проведения исследований, их краткие результаты; учетный номер, присвоенный объекту; фамилия специалиста, проводившего исследования; исходящий номер письма-ответа).

Снятие с учета объектов осуществляется: по истечении 5 лет с момента постановки на учет - применительно к мужским и женским голосам; по истечении 1 года с момента постановки на учет - применительно к детским голосам.

Краниологический учет (учет черепов неопознанных трупов) предназначен для установления личности неопознанных трупов по их черепам. Учет ведется на региональном уровне. Органы (лица), в производстве которых находятся материалы по установлению личности неопознанных трупов, организуют получение и направление обработанных препаратов черепа в соответствующие экспертно-криминалистические подразделения для реконструкции прижизненного облика и постановки его на учет, а также проверки по данным учета без вести пропавших граждан и иных разыскиваемых лиц.

Картотека учета формируется из информационных карт (форма ИК-8). При этом к карте приобщаются натурные объекты - черепа неопознанных трупов, фрагменты костей черепа, зубные протезы, мосты, коронки, представленные на исследование вместе с черепом. Снятие объектов с учета осуществляется в связи с установлением личности неопознанного трупа или по истечении 15 лет с момента постановки на учет.

Учеты микрообъектов (микроволокон, частиц лакокрасочного покрытия, полимеров и металлов) предназначены для установления соответствующего объекта - предмета, в состав которого они входили. Учеты ведутся на региональном уровне по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Картотеки учетов микрообъектов формируются из информационных карт (форма ИК-9), к которым прилагаются образцы микрообъектов. Срок хранения информационных карт и объектов составляет 2 года.

 

Раздел III. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА

 

Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТАКТИКИ

 

§ 1. Криминалистическая тактика: основные понятия

 

Взгляды на содержание тактики как раздела криминалистики неоднократно претерпевали изменения. На этапе становления речь шла об уголовной тактике, позднее стали использовать термин "следственная тактика". Сегодня ее называют криминалистической. Это объясняется тем, что рекомендации криминалистической тактики применяются не только при проведении следственных действий, но и в оперативно-розыскной деятельности и в ходе судебного следствия. Современная криминалистическая тактика - это не просто совокупность научно обоснованных приемов производства отдельных процессуальных действий, а упорядоченная система теорий, научных положений и практических рекомендаций по организации и планированию расследования и предупреждению преступлений.

С содержательной стороны криминалистическая тактика - раздел науки криминалистики, в котором изучаются закономерности взаимодействия следователя с участниками процесса и его обращения с материальными объектами в типичных ситуациях производства предварительного расследования либо судебного следствия в целом и отдельных следственных действий в частности, на базе чего формируются системы приемов и рекомендаций по организации поиска, изучения и использования криминалистически значимой информации.

В систему криминалистической тактики традиционно включают два раздела. Первый - общие положения - охватывает: а) научные основы, предмет и задачи криминалистической тактики; б) учения о криминалистической версии; об организации и планировании расследования; о взаимодействии следователя с органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность; об использовании специальных знаний в расследовании. Во втором разделе рассматриваются особенности производства отдельных следственных и частично судебных действий.

С функциональной стороны криминалистическая тактика - средство регулирования взаимоотношений участников уголовного судопроизводства; область научного знания, обслуживающая нужды практики борьбы с преступностью, ориентированная на решение задач по предотвращению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений путем использования специфических тактических средств - так называемых тактических приемов и рекомендаций.

Под тактическим приемом понимается рекомендованный криминалистикой наиболее эффективный в данной ситуации способ действия (линия поведения) лица, осуществляющего доказывание, направленный на оптимизацию расследования (судебного следствия) и (или) производства отдельных процессуальных действий.

Сущность тактического приема рассматривается в двух аспектах: это и научная категория, характеризующая наиболее оптимальное поведение следователя в типичных ситуациях производства отдельных, преимущественно следственных, действий; и способ действия, самостоятельно избираемый уполномоченным на то должностным лицом в конкретной ситуации, складывающейся на определенном этапе расследования преступления. В первом случае речь идет о структурном элементе тактики, во втором - об элементе практической деятельности следователя.

Надо учитывать, что практика может опережать теорию, и тогда новые тактические приемы, возникая как плод усилий практических работников, впоследствии привлекают к себе внимание ученых-криминалистов. В то же время тактический прием или рекомендация могут представлять собой результат сугубо научных изысканий. В любом случае при выработке и реализации тактических приемов необходимо соблюдать определенные условия. Основными критериями допустимости использования на практике того или иного тактического приема являются: законность, этичность, научная обоснованность.

Законность как принцип реализации тактических приемов означает, что по своей направленности каждый прием должен соответствовать духу и букве закона, поскольку сущность законности заключается в строгом соблюдении и исполнении требований действующего законодательства.

Основным нормативным актом, определяющим условия применения тактических приемов, является УПК РФ, в ст. 7 которого прямо указывается на необходимость соблюдения законности при производстве по уголовному делу. Более того, отдельные тактические приемы нашли отражение в Кодексе в виде императивных установок или предписаний факультативного характера. Так, ч. 4 ст. 193 УПК РФ закрепляет обязанность следователя предоставить опознаваемому право занять любое место среди лиц, в числе которых он предъявляется; в то же время в ч. 8 этой же статьи решение вопроса о проведении опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, оставлено на усмотрение следователя.

Следует помнить, что в законах и подзаконных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень приемов, которые могут быть использованы в процессе раскрытия и расследования преступлений. Поэтому участники уголовного судопроизводства, наделенные властными полномочиями, на практике самостоятельно определяют порядок применения тактических приемов. В этом им помогает не только ориентир на требования действующего законодательства, но и принцип этичности реализации тактического приема.

Согласно ст. 9 УПК РФ запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь и человеческое достоинство участника уголовного судопроизводства. Поэтому нравственные критерии допустимости использования тактических приемов, как правило, разрабатываются применительно не к какому-то одному процессуальному действию, а ко всей системе действий следователя. В своем большинстве рекомендации юридической этики имеют сквозной характер. Однако их реализация - отнюдь не механический, но творческий, активный процесс, в ходе которого лицо, ведущее расследование, должно учитывать все многообразие складывающихся на практике ситуаций.

Важным требованием, предъявляемым к тактическим приемам, является их научная обоснованность.

Если рассматривать тактический прием лишь как способ действия, линию поведения отдельно взятого следователя, надо признать, что "научность" его действий в этом случае весьма условна. Будучи результатом преломления через призму субъективного (не всегда высокопрофессионального) представления следователя о "правильности" избранной им тактики, подлинно научные достижения криминалистики трансформируются в обычные рациональные с позиции конкретного следователя действия и поступки.

Под научной обоснованностью тактического приема следует понимать: а) его "научность" по источнику происхождения или средству проверки, что предполагает использование в процессе формирования и апробации приема сведений, средств и методов из разных областей знания; б) соответствие тактического приема современному уровню развития криминалистики и тех наук, из которых тактикой заимствуются положения, обосновывающие его рациональность; в) научное предвидение возможных результатов реализации тактического приема.

Науке и практике известно множество приемов, имеющих различный источник происхождения, целевую направленность, способ реализации и т.д. Чтобы облегчить следователю выбор тактических приемов, позволяющих наилучшим образом решать стоящие перед ним задачи, криминалисты разрабатывают тактические рекомендации.

Тактическая рекомендация - это научно обоснованный, апробированный практикой совет, касающийся оптимального выбора и применения в типичных ситуациях расследования преступлений технико-криминалистических средств, тактических приемов и методов собирания, изучения и оценки криминалистически значимой информации. Будучи советом, рекомендации необязательны к исполнению. Их функциональное назначение заключается в теоретическом обеспечении практической деятельности лиц, осуществляющих расследование в конкретных следственных ситуациях, складывающихся в процессе производства по делу.

В криминалистике понятие следственной ситуации рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, это сумма сведений о характере происшедшего события, обстановке, условиях, в которых осуществляется расследование в целом (а значит, предстоит проводить то или иное процессуальное действие), об отношениях участников судопроизводства между собой и к предстоящему следственному действию, т.е. совокупность обстоятельств, реально сложившихся в деятельности следователя на момент выбора и реализации тактического приема.

С научной точки зрения под следственной ситуацией понимается система взаимосвязанных условий, влияющих на создание и реализацию типизированных групп приемов производства отдельных следственных действий, специфика которых может быть обусловлена: а) характером объекта воздействия тактических приемов; б) источником происхождения, объемом и содержанием информации, которой располагает следователь к началу производства следственного действия; в) психологическим отношением участников процесса к предстоящему следственному действию; г) процессуальными условиями производства отдельных следственных действий.

В действительности характер следственной ситуации определяется множеством объективных и субъективных факторов. Не зависящие от воли и желания следователя, но оказывающие существенное влияние на ход расследования в целом объективные факторы (такие, как объем и достоверность собранной по делу информации о деталях события преступления, наличие или отсутствие в распоряжении следователя необходимых доказательств, уровень технического оснащения и т.п.) предопределяют выбор тактики производства каждого следственного действия. Но заранее намеченная тактика может себя не оправдать, если следователь не будет принимать во внимание результат действия субъективных факторов, зависящих от него самого (например, решение вопроса о месте допроса потерпевшего) либо от волеизъявления участников процесса (например, желания обвиняемого воспользоваться правом не свидетельствовать против себя самого, предоставленным ему ст. 51 Конституции РФ).

Следственные ситуации, складывающиеся на практике, чрезвычайно разнообразны.

Применительно к процессу расследования принято выделять исходные (на момент возбуждения уголовного дела), промежуточные и конечные ситуации.

На основе отношения субъекта к имеющейся у него искомой следователем информации разграничивают ситуации по степени конфликтности. Когда субъект обладает искомой следователем информацией, желает и может достаточно объективно и полно изложить ее следователю, ситуация оценивается как бесконфликтная. Если он обладает информацией, желает, но в силу разных причин не может объективно и полно передать ее следователю, возможна слабоконфликтная ситуация. Когда же лицо обладает искомой информацией, может объективно и полно передать ее следователю, но в силу разных причин не желает этого делать либо субъект искомой информацией не обладает, но следователь ошибочно полагает обратное, ситуация считается остроконфликтной.

С точки зрения влияния на ход расследования следственные ситуации делят на благоприятные и неблагоприятные. К числу последних относится ситуация тактического риска, когда действия лица, ведущего производство по делу, могут привести к негативным последствиям.

Тактический риск - это объективно существующая возможность отрицательного результата (вредных последствий) при производстве процессуального действия даже при верно избранной следователем линии поведения. Риск является составной частью работы следователя, так как заинтересованные лица всегда оказывают противодействие расследованию. Чтобы минимизировать опасность наступления вредных последствий, лицо, уполномоченное на проведение процессуальных действий, должно всесторонне оценивать имеющуюся в его распоряжении информацию с учетом характера сложившейся следственной ситуации.

Несмотря на обилие тактических приемов и рекомендаций, следователь в каждом конкретном случае линию своего поведения определяет самостоятельно. Рассматривая различные варианты достижения намеченных целей, выбирая средства, приемы и методы решения поставленных задач, определяя наиболее оптимальный способ действия в той или иной ситуации, он таким образом принимает тактическое решение.

При расследовании преступлений нередко складываются ситуации, для урегулирования которых необходимо применять не один тактический прием, а комплекс приемов. Когда в рамках одного или нескольких следственных действий в целях решения частной задачи расследования (например, изобличения лжи в показаниях обвиняемого) следователь использует ряд тактических приемов в определенном сочетании, говорят о тактической комбинации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: