Военная подготовка самураев




Часто, во времена внутренних воин молодой самурай отправлялся сражаться в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет, поэтому обучение боевым искусствам начиналось в двенадцать-тринадцать лет. С малых лет будущие самураи получали воспитание, позволявшее им во взрослой жизни демонстрировать чудеса выносливости, смирения и боевых качеств. Если воин из сословия простолюдинов уделял много внимания тренировке тела, то самурай воспитывался с раннего детства так, что каждое его действие могло рассматриваться как элемент духовного, боевого и физического совершенствования. В результате, даже физически более слабый воин - самурай легко побеждал в бою нескольких противников.

Японские дети всегда росли в суровых условиях. В самурайских домах, как и в крестьянских, мальчишки зимой и летом бегали в лёгком платье с непокрытой головой и босиком, либо в лёгких соломенных сандалиях. Носки (таби) выдавались только к парадным выходным. Отопление, представлявшее собой вмонтированную в пол жаровню с углями, было редкостью даже в замках.

С первых лет жизни детям самураев прививался воинственный дух сословия самураев и почитание воинской доблести, как главной добродетели. Пословица говорила, что у детей должны быть герои, как у самурая - меч. Родители не должны слишком опекать ребёнка, нельзя позволять ему обнаруживать страх при ударе грома, не нужно запрещать ему гулять в темноте. В то же время, если ребёнка слишком сильно наказывать, он вырастет робким, самоуглублённым созданием. В любом случае необходимо заботиться, чтобы он не приобрёл дурных черт характера. С пяти лет дети самураев носили деревянные мечи, которые впоследствии заменялись настоящими.

Секреты воинских искусств (будзюцу, или будо), самураи осваивали в рамках традиционных школ (рюха, или просто рю). Учитывая подобную подготовку, самураи легко переносили физические тяготы, которые поджидали их на начальном этапе обучения в школах будзюцу. Месяцами длились однообразные упражнения. Постановка базовой техники новой школы даже у опытных самураев зачастую отнимали годы. Дважды в год, в зимние холода и в разгар летней жары, по восемьдесят дней проводились усиленные занятия - «сборы», так называемые зимние учения (как-кэйко) и летние учения (сёто-кэйко). В эти периоды тренировки продолжались почти круглосуточно, чередуясь с часами сидячей медитации.

Примечателен так же обряд совершеннолетия самурая - гэмбуку («гэн» - голова, «фуку» - ношение), Церемония являлась знаком входа подростка во взрослую жизнь. Для мальчиков возраст совершеннолетия находился в пределах от 11 до 17 лет (как правило 12). Им дарили взрослую одежду и изменяли детскую причёску на взрослую. Они также получали новые взрослые имена. Обряд совершеннолетия считался одним из самых важных моментов в жизни самурая. Он обычно происходил в синтоистском или буддийском монастыре в торжественной обстановке. Авторитетный старейшина рода или знатный почетный гость, часто сюзерен, провозглашал юношу равным среди равных в братстве самураев. Ему впервые делалась взрослая особая прическа, которая как и ношение двух мечей являлась символом принадлежности к сословию.

Необходимость повышения эффективности методов ведения боя уже в ранние периоды истории Японии заставляла тех, кто посвятил себя сражениям, активно изучать разное оружие и возможности его применения. Однако, ни стандартизация оружия, ни систематизация боевых искусств не была возможна, пока не сформировался класс профессиональных воинов. Примерно начиная со второй половины 12 века формировались рю - системы и школы боевых искусств. Основное внимание уделяли работе с наиболее часто используемым оружием - луком и стрелами, мечом, копьем, алебардой, но при этом не упускали из виду ни одного вида оружия или техники боя, которые могли оказаться эффективными. К 17 веку будзюцу стало впечатляющей силой: сформировалось около шестидесяти различных боевых систем, формально представленных в более чем девяти тысячах традиционных школ - рю. Культура феодальной Японии внесла огромный вклад в формирование самых разнообразных боевых рю. В доктрине будзюцу доминировали шесть основных типов рю:

Оригинальные, то есть такие школы, где обучение проводили сами основатели боевого стиля или их собственные ученики под наблюдением наставника. Вторичные школы, которыми руководили инструкторы и учителя, обучавшиеся у других мастеров данного стиля.

Наследственные рю - школы, которые действовали под управлением одной семьи учителей, где передача накопленных знаний и опыта переходила от отца к сыновьям. Ненаследственные рю (рю-ха) - школы, являвшиеся прямой противоположностью к третьему типу. Общественные школы - имели официальное разрешение властей проводить обучение в закрепленном месте, и получали содержание в виде продукции.

Частные школы действовали без официального разрешения на территории феодальных владений. Такие школы не получали содержания, игнорировались властями, или же находились под запретом.

Отличительной особенностью всех японских видов военных искусств (бугэй) являлось то, что основной акцент при овладении ими делался прежде всего на нравственно-моральную сторону и развитие "духовных способностей самурая", т.е. психической уравновешенности воина, а затем уже на формирование физически развитой личности. Моральное содержание таких дисциплин, как кэндо, кю-до и т.д., показывается иероглифом, который в сочетании с другими звучал как "до", являясь основой этих слов, говорящей о нравственном принципе и имеющей также глубокую связь с религиозными аспектами жизни военного сословия. Преобладающее значение имела внутренняя подготовка воина, на что обращалось больше внимания, чем на напряжение внешних физических сил самурая. Решающим фактором в деле выработки силы духа была медитация. Перед тренировочным боем самураи обычно принимали позы, характерные для дзен-буддийских монахов, приготовившихся к созерцанию, и старались дышать глубоко и равномерно. Это заранее готовило органы дыхания к физической работе и содействовало дальнейшему ритмическому функционированию лёгких во время самой схватки с противником, когда резко возрастала потребность организма в кислороде.

Все выдающиеся наставники говорили о том, что ни один боевой метод, независимо от его внешних достоинств, не может иметь реальной ценности, если он не помогает выработать в человеке характер, который позволяет ему полностью овладеть своим оружием и стать истинным мастером в его использовании. По этой причине многие мастера обращались к древним теориям духовного просветления, которые, в их религиозной или философской интерпретации, помогали человеку понимать лучше окружающую его реальность, благодаря чему он мог более эффективно справляться со сложными ситуациями. Со временем многие дисциплины и упражнения, разработанные последователями этих теорий, были адаптированы конкретным требованиям будзюцу.

К синпо (методам психологической подготовки самураев) можно отнести:

Тайсоку - «брюшное дыхание»;

Найкан - внутреннее созерцание, медитация;

Саймин-дзюцу - искусство гипноза;

Сюнкан саймин-дзюцу- методы мгновенного гипноза противника.

В конечном итоге две концепции стали краеугольными камнями тренировок на высшем уровне в каждой школе боевых искусств: концепция центра (хара) и концепция внутренней энергии (Ки), обе из которых присутствуют, в той или иной форме, во всех философских системах Индии, Тибета, Кореи, Китая и Японии.

Преимущественное духовное напряжение, способствовавшее развитию самообладания, хладнокровия и трезвости мысли при всех упражнениях, однако, не означало что в военных искусствах самураев физический фактор (сила и выносливость) рассматривался как несущественный. Являясь вторым образующим элементом в военных дисциплинах, физическое воспитание требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития физической силы, выносливости, выработки почти инстинктивной феноменальной реакции и координации движений. Всё это достигалось в результате каждодневных и многочасовых тренировок.

В рю самураи проходили обучение по таким специализациям как: единоборство с мечом (Аису Кугё, Итто, Кото Ёири, Нито, Омори, Сасанума, Синто, Хоки, Ягу и т.д.), единоборство без оружия (Дайто, Дзуки, Ёсин, Кюсин, Миура, Сибукава, Сэкигути, Тода, Ягю Синган и т.д.), плаванье в самурайских доспехах (Канкай, Кобо, Мугаи, Сибукава, Ямоноути и т.д.), стрельба из лука, искусство верховой езды, а так же специализация шеста, копья, оружия с цепью и тд.

Представляя себе образ самурая, нельзя не упомянуть о, пожалуй, главном отличительном признаке - самурайском мече. Хотя, Название "самурайский" можно считать условным. Оно привычно для европейца, понимающего под этим типом меча в первую очередь катану, но в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался "корейским". Меч значил для самурая больше, чем все земные блага. Если ему предстояло выбрать между мечом работы известного мастера и, к примеру, богатым поместьем, самурай без колебаний выбирал меч. В завещании знаменитого сёгуна Токугава Иэясу сказано: «Каждый, кто имеет право носить длинный меч, должен помнить, что его меч должен рассматриваться как его душа, что он отделится от него лишь тогда, когда расстанется с жизнью». Известный полководец XVI века Такэда Сигэн писал, что «истинный самурай ни на минуту не должен расставаться со своим мечом, даже тогда, когда он находится на брачном ложе».

Все войны, независимо от своего ранга, обучались фехтованию на мечах. Однако высокопоставленные буси, конечно же имели больше времени на то, что бы совершенствоваться в этом искусстве и подыскивать для себя самых лучших учителей, что объясняет, почему простой самурай, несмотря на близкое знакомство с тяготами военной жизни, обычно не мог противостоять на дуэли буси высокого ранга. Но так же очень высоко ценилась и техника изготовления меча. Для военных кругов того времени имел значение еще один важный фактор, нередко определявший выбор в пользу того или иного мастера: считалось, что характер человека, создающего меч, хороший ли, плохой ли, проникает в саму природу творения. Едва ли нужно говорить, что в ту эпоху почти непрекращающихся войн кузнец был весьма влиятельной в социальном плане фигурой и часто был родом из весьма знатных и состоятельных семей. Его мастерство высоко ценилось и хорошо оплачивалось; если он был ремесленником хотя бы удовлетворительного уровня, спрос на его услуги не иссякал. Каждый даймё имел - и гордился этим - свою собственную артель кузнецов, которые делали и чинили доспехи и оружие, в первую очередь мечи. Естественно, что крупные даймё и могущественные сёгуны в первую очередь могли приглашать на работу лучших мастеров.

Всю жизнь самурая сопровождал меч. Его ставили на специальной подставке у колыбели новорожденного, у изголовья раненого, клали на смертном одре рядом с воином. С пяти лет будущие воины опоясывались деревянными мечами, которые вскоре заменялись настоящими. Существует несколько видов самурайских мечей. Длинный меч, катана, был основным боевым оружием. Катана имела слегка изогнутую форму клинка, длинную рукоять, за которую можно было держаться во время схватки как одной, так и двумя руками, и была заточена с одной стороны. Вместе с катаной самураи носили короткий меч, вакидзаси. Вакидзаси примерно наполовину короче катаны. Его удобно пускать в ход в стесненных условиях, например в помещении. Катану и вакидзаси самураи носили с собой. Ношение двух мечей указывало на принадлежность к сословию самураев.

Упоминания о луке и стрелах как об оружии и как о церемониальных принадлежностях можно найти в самых ранних исторических документах Японии - эти упоминания связаны с мифологией. В древние времена использование лука и стрел носило в основном церемониальный характер, но ко времени формирования класса профессиональных воинов лук стал первым оружием войны. Сформировались две основные традиционные системы, соответствующие специализации на стрельбе из лука всадников и пеших воинов. Даже после того как пеоявление огнестрельного оружия и продолжительный период мира, навязанный Токугава, значительно уменьшили его стратегическое значение, стрельба из лука по-прежнему продолжала считаться благородным занятием.

Известное под общим названием сагэй (достижения в стрельбе из лука) или, более конкретным, кодзюцу (искусство или техника обращения с луком), это было полностью сформировавшееся искусство со сложной практикой, методикой и теорией.

Полный комплект доспехов самурая включал в себя 23 предмета, а иногда и более. Среди основных можно назвать шесть элементов: кираса до, шлем кабуто, защита лица мэн-гу, наручи котэ, поножи сунэатэ и набедренники хайдатэ.

Доспехи самурая менялись на протяжении военной истории в результате развития тактики боя и появления новых видов вооружений. Одним из непременных атрибутов самурая был лук, поэтому доспех того времени (Япония эпохи Хэйан и камакура) были приспособлены в основном для защиты от этого вида оружия. Типичным доспехом того времени был о-ёрой. Он состоял из кирасы ламеллярной конструкции с тремя большими кусадзури (пластинами) и с разрезом на правом боку. Этот разрез прикрывался отдельной металлической пластиной, которая со временем преобразовалась в четвертую кусадзури. Грудь и живот прикрывались передником из тисненой или разрисованной кожи, называемым цурубасири, который не давал цепляться тетиве лука за металлические элементы доспеха.

Дешевые образцы для простых пехотинцев делались из кожи с нашитыми на нее металлическими фрагментами той или иной формы и своей общей стойкостью к вражеским ударам уступали добротной кольчуге. Хуже всего они защищали от острых стрел, снабженных узкими и длинными "бронебойными" наконечниками, а также от умелых колющих движений меча. Когда же говорят о несравненной подвижности и непроницаемости японского доспеха, то подразумевают дорогие и тяжелые разновидности самурайских доспехов. Пластины доспеха сошнуровывались вместе посредством кожаных ремешков, отсюда и происхождение японского термина одоси-гэ, означающего шнуровку.

Признанные непревзойденными всем мире японские самурайские шлемы являются образцами кузнечного мастерства, чьи секреты не разгаданы и по сей день. Кабуто, или шлем, воплощал личность самурая, и определял его статус в обществе.

-й век ознаменовался революционными изменениями в дизайне кабуто. Высокопоставленные самураи заказывали своим оружейникам изготовление шлемов с богатым орнаментальным исполнением. Имел, как правило, полусферическую форму, с присоединёнными пластинами для защиты шеи. Шлем изготавливался из трёх или более склёпанных металлических пластин, расположенных сверху вниз; либо из кожи, иногда усиленной металлическими пластинами. Элементы защиты шеи (сикоро)- своего рода сегментный назатыльник, сделанный из изогнутых металлических пластин, покрытых лаком, и соединённых шёлковыми или кожаными ремнями. Сикоро закрывало не только затылок, но и уши. Кабуто (шлемы) под тяжестью сикоро (ламеллярная защита шеи) постоянно сползали назад, что заставляло самураев нахлобучивать их на лоб.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: