Возникновение самураев. Формирование кодекса бусидо




Курсовая работа

По дисциплине «Культурология»

Самураи: образ жизни и стиль мышления

 

Выполнила:

студентка группы НРт - 10

Авдеева Д.

Научный руководитель:

преподаватель культурологи Елагина И.Н.

 

 

Надым 2012


Содержание

 

Введение

Глава 1. История возникновения и традиции самурайства в Японии

Возникновение самураев. Формирование кодекса Бусидо

Военная подготовка самураев в Японии

Глава 2. Влияние образа жизни и стиля мышления самураев на современную культуру Японии

Поведение самураев в мирное время

Образ мышления самурая и его влияние на современную культуру Японии

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

Сословие самураев оказало колоссальное влияние на Японию, оставив после себя массу историй и легенд, дошедших до наших дней. Образ самурайского война представляет собой несколько искусного убийцу, столько уравновешенного человека, строго живущего по догматам кодекса самураев. Таким образом, интересна и историческая часть проблемы и философская. Японское общество и по сей день пропитано принципами военного сословия прежних веков.

Именно поэтому данный аспект и сегодня является наиболее актуальной темой для исследования.

По наиболее распространенному мнению, нижней границей эпохи самураев следует считать восьмой век нашей эры. Верхняя граница - девятнадцатый век. При правлении в Японии сёгунов из феодального дома Токугава (1603-1867), с прекращением феодальных войн, потребность в самураях постепенно сходила на нет. Хотя процесс внутреннего распада сословия самураев заметно усилился с середины XVIII века. Развитие мануфактурного производства и усиление городской буржуазии приводили к постепенному экономическому вырождению самурайства.

Основные сведения о культуре самураев можно подчерпнуть из трудов различных исторических деятелей. Вопросы иерархии в японском обществе хорошо рассмотрены в монографии «культ императора в Японии» Т. Г. Сила-Новицкой. Так же в книге Спеваковского А. Б. «Самураи - военное сословие Японии». В книге под редакцией Жукова Е. М. «Японский милитаризм» описывается положения самурайства в период феодальной раздробленности и их тысячелетний путь в истории. массового сознания.

Цель работы - исследование влияния образа жизни и стиля мышления самураев на современную культуру Японии.

Задачи:

) Рассмотрение возникновения самурайства;

) Рассмотрение предпосылок для появления самурайства;

) Рассмотрение быта самураев;

) Анализ философии самураев.

Объектом исследования моей работы является культура самурайского сословия. Предметом исследования являются культурные ценности самураев.

В моей работе был использован описательный метод, для описания событий происходящих в Японии, связанных с самураями. Хронологический метод, последовательно излагающийй события Смуты Гэмпэй. Метод исторической взаимосвязи, для выявления связи влияния самурайства на Японию.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В ведении раскрывается актуальность темы, цели и задачи научно-исследовательской работы.

В первой главе рассматривается зарождение самурайского сословия и формирование военного кодекса в Японии.

Во второй главе описывается влияние образа жизни и стиля мышления самураев на современную Японию.

В заключении показана краткая хронология развития самурайства и подведены итоги влияния самурайства ка культуру современной Японии.

 


Глава 1. История возникновения и традиции самурайства

Возникновение самураев. Формирование кодекса бусидо

 

Слово самурай происходит от слова сабурау - «охранять, служить», и первоначально имело значение «личный слуга». Слово буси имеет почти то же значение, что и слово самурай; это более древнее слово впервые появилось в эпоху нара (710-784 гг.) на несколько столетий раньше слова самурай. Появление первых представителей сословия военно-служилого дворянства Японии относится к VII-VIII вв. н. э. Тогда еще они не назывались собственно самураями. Буси, букэ, цувамоно - так называли вооруженных людей. В древней Японии слово "самурай" ("сабурай"), образованное от глагола "сабурахи", имело буквальное значение - "служить великому человеку, человеку высшего сословия". Со временем так стали называть воинов-дружинников, находящихся на службе.

Дружинники постепенно превращались в вооруженных слуг, получавших от своего хозяина содержание - жилище и пищу, а иногда и участки земли с приписанными крестьянскими дворами. Такие самураи сами превращались в феодалов. По наиболее распространённому мнению, самурайство зародилось в VIII <https://ru.wikipedia.org/wiki/VIII_век> веке на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии. На окраинах империи, издревле осевшие здесь племена айну, ожесточённо обороняли свои земли от императорских войск. Основу самурайства составили беглые крестьяне и вольные охотники, искавшие «земли и воли» на границах империи. Они проводили жизнь в непрестанных походах и стычках с воинственными аборигенами, защищая государственные границы. Самурайство как класс профессиональных воинов возникло во времена Хэйан - так называют период японской истории с 794 по 1185 г., когда столицей Японии был город Киото (в «китайском чтении» - Хэйан, или Хэйан-кё, столица Вечного спокойствия). Прежняя столица, Нара, стала местом средоточия буддийских храмов и буддийского духовенства. Отцы буддийской церкви, мужи ученые и не лишенные амбиций, закрепили за собой славу могущественных защитников императора от демонов и их дурных влияний и стали вмешиваться в дела государственные.

Возникновение сословия самураев в Японии было связано с развитием феодализма. В Политика императорского двора определялась могущественным кланом Фудзивара, составлявшим высший слой феодальной аристократии. Император постепенно отдалялся от дел, в то время как клан Фудзивара сосредотачивал власть в своих руках. Постепенно другие старинные кланы начали объединяться против Фудзивара, что привело к войнам между аристократическими семьями ради доступа к императорскому двору. Примерно в то же время усиливались кланы Минамото и Тайра.

Минамото - группа родов древней и средневековой Японии, происходивших от детей императоров, которым было отказано в статусе принцев и переведённым в разряд подданных путем предоставления фамилии Минамото. Хотя сначала Минамото имели престижный статус весьма влиятельной аристократической семьи, со временем они быстро превратились в самураев из-за постоянного выполнения военных заданий столичного правительства.

Тайра - один из могущественных японских родов, сыгравший выдающуюся роль в истории Японии во второй половине XI <https://ru.wikipedia.org/wiki/XI> и в течение XII <https://ru.wikipedia.org/wiki/XII> столетия. Тайра были одним из четырёх кланов, игравших наибольшую роль в Японии в эпоху Хейан (794-1185) - остальные три были Фудзивара, Татибана и уже названный Минамото.

Пока Минамото занимались подавлением восстаний на севере, на юге усиливался клан Тайра. В 1156 г. в результате борьбы за трон, получившей название смуты Хогэн, к власти пришел Тайра-но Киёмори. Посредством хитроумных сделок, как с союзниками, так и с противниками Киёмори полностью удалось заменить при дворе всех членов семьи Фудзивара собственными людьми. В 1159 г. Минамото-но Ёситомо (единственный из Минамото, ставший на сторону Киёмори во время смуты Хогэн) и Фудзивара-но Нобуёри составили заговор с целью свержения Тайра, но потерпели неудачу и погибли. В результате вся власть перешла в руки более воинственных Тайра. Они одержали верх и выдали дочерей из своего клана замуж за членов императорской семьи. Практически все лидеры клана Минамото были казнены. Спастись от мечей Тайра смогли только двое мальчиков, бежавших на северо-восток. Однако, если у клана остается наследник, это означает, что вассалы сохранят свою верность. Двое малолетних Минамото, Ёритомо и Ёсицунэ, остались в живых, и данное обстоятельство оказалось впоследствии решающим.

Когда старший из них, Ёритомо, повзрослел, он сумел собрать вокруг себя родственников Минамото, преданных вассалов и кланы «грубых варваров» северо-восточных провинций, всегда державшихся обособленно от изнеженной аристократии Киото и ненавидевших ее. Они были готовы присоединиться к Ёритомо для того, чтобы покончить с ней, а заодно и с диктатурой Тайра. Так началась борьба на уничтожение, которая вылилась, в конечном счете, в войну Гэнпэй (Гэндзи-Хэйкэ). Тайра (Хэйкэ) потерпели в ней сокрушительное поражение и были уничтожены как клан, а в 1192 году император провозгласил Ёритомо сёгуном, «полководцем, подавляющим варваров».

Победа клана Гэндзи (Минамото) и его сторонников просто окончательно узаконила процесс, который шел уже в течение многих лет: центральное правительство постепенно теряло контроль над страной. Чтобы стимулировать экспансию на север и восток, сопровождавшуюся вытеснением айну, и увеличить производство зерна, власти обещали завоевателям освобождение колонизованных земель от налогов. Триумф клана Гэндзи и его союзников лишь подтвердил данное положение вещей и ускорил процесс перехода власти.

Признание этой военно-политической ситуации нашло отражение в новой форме государственного устройства император назначил Ёритомо сёгуном. С данным назначением начался этап удивительных взаимоотношений между троном и сёгунатом, которые оставались одной из основных черт политической системы страны на протяжении почти семи столетий. Взаимоотношения императора и сёгуна имели и еще одну отличительную черту - поначалу сёгунское управление осуществлялось из удаленного от двора региона. Ёритомо сделал своей ставкой Камакура, что в нескольких днях пути на северо-восток от Киото. Отсюда он мог контролировать ситуацию в столице и стране, не утруждая себя придворными интригами и необходимостью приудерживаться дворцового этикета и моды. В конце концов, Простые манеры и одежда воина были до сих пор главной составляющей его образа жизни. Почему он должен отказываться от них? Он и его помощники чувствовали себя уютнее в Камакура. А новый порядок однозначно свидетельствовал: помпезная и пышная жизнь является уделом двора, а реальная власть находится в Камакура, в руках сёгуна. После смерти Ёритомо номинально управляли его потомки, но власть уже от его неумелых сыновей перешла к регентам Ходзё. Последние, тем не менее, продолжали придерживаться политики отстраненности от двора. Лишь в 1336 году (спустя 140 лет после назначения Ёритомо сёгуном) наследовавший Минамото сёгунат Асикага перенес свою ставку в Киото. Но и там сёгуны продолжали играть ведущую роль.

В <https://ru.wikipedia.org/wiki/X_век>-XII <https://ru.wikipedia.org/wiki/XII_век> вв. в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, предводительствовавшие значительными военными силами, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» (Бусидо).

После победы над домом Тайра Минамото вынудил императора присвоить ему титул сёгуна, а рыбацкое селение Камакура, где размещалась его штаб-квартира, превратил в свою резиденцию. Отныне сёгун становился самым могущественным человеком в стране: наивысшим по рангу самураем и главным министром в одном лице. Хотя официально верховная власть в государстве принадлежала императору, да и двор его сохранял определённое влияние, господствующее положение они утратили- император вынужден был соглашаться с решениями сёгуна под угрозой «добровольного» отречения от престола. Ёритомо создал новый орган управления империей, именовавшийся «полевой ставкой» («бакуфу»). Как и сёгун, большинство его министров и их помощников были самураями. Благодаря этому, дух самурайского сословия проник во все сферы общественной жизни Японии.

Разделение всего населения на четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы, и тщательное рангинирование в самом самурайском сословии, сделанное наследным, сковывали социальную мобильность, хотя в равной степени и препятствовали возникновению беспорядков.

Однако уже при Тоётоми Хидэёси размывание самурайского сословия было временно приостановлено. Хидэёси особыми эдиктами подтвердил привилегии самураев и наложил запрет на отходничество крестьян. Указом от 1588г. простолюдинам было строго запрещено владеть оружием. Началась так называемая «охота за мечами», в ходе которой крестьян разоружили.

В 1598 г. Хидэёси умер, оставив власть своему несовершеннолетнему сыну, вместо которого государственными делами должен был руководить регентский совет. Именно из этого круга вскоре выделился человек, завершивший объединение страны установлением единовластия- Токугава Иэясу Он избрал своей резиденцией город Эдо (ныне Токио), хитростью и силой устранил сына Хидэёси и провозгласил себя сёгуном, положив начало сёгунату Токугава, эпоха которого продолжалась более двухсот пятидесяти лет.

Сословие самураев, как и другие феодальные сословия, было упразднено, однако самураи не потеряли своего привилегированного положения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: