Образ мышления самурая и его влияние на современную культуру Японии




 

Традиционная философия самураев учила никогда не думать о завтрашнем дне, жить днем сегодняшним, как учили проповедники: “Следует жить легко, подобно листку, плавно падающему с дерева”. При этом стремиться быть, по возможности, счастливым, если это не противоречит исполнению долга. Прожить жизнь достойно и счастливо означало жить в соответствии с долгом и быть непобежденным.

В повседневной жизни, самурай также следовал кодексу Бусидо, каждый день посвящал определенное время своему самосовершенствованию и познанию пути Война. В Кодексе самурая существует категория, к которой уместно причислить повседневные и чрезвычайные правила самурая. К повседневным правилам относятся принципы рыцарства и вооружения, к чрезвычайным - общевойсковые принципы и ведение битвы.

Что касается принципов повседневной категории, то самураю должно заботится о своем внешнем виде и соблюдать правила личной гигиены. Во всём облике самурая и его привычках соблюдался особый культ аккуратности и чистоты. Каждое утро, совершив омовение, самурай надевал чистую одежду и был физически готов к смерти до кончиков наманикюреных ногтей: "В столь отдалённые времена, как эра Камбун (1661-1672), - говорит автор "Хагакурэ", - самурай каждое утро принимал ванну, брился, душил волосы, стриг ногти, аккуратно шлифовал их пемзой и полировал токуса".

В свободное от службы время, войну пристало читать, совершенствоваться в каллиграфии, обдумывать дела минувших дней или древние уложения и установления, касающиеся военных дел.Чаще всего в качестве рекомендуемых воину для чтения книг упоминаются конфуцианские каноны и, особенно, Четверокнижие: Беседы и рассуждения Конфуция, Великое Учение, Срединное и неизменное и Мэн-цзы. Такэда Нобусигэ в дхъевяносто девяти статьях, включающих в себя многочисленные примеры из приличествующих для чтения образованному воину сочинений, называет Беседы и рассуждения одним из самых необходимых для изучения текстов. Однако запрещалось читать китайские стихи, рэнга и вака. Тот, кто будет отдавать свое сердце этим утонченным и изящным словам, станет подобен женщине. Рожденный же в доме самурая должен думать только о том, чтобы взять в руки длинный и короткий мечи и умереть.

Такэда Сингэн (1521-1573), великий полководец и могущественный даймё, полагал, что обучение самурая должно быть тесно связано с его повседневными обязанностями и жизнью. А Курода Нагамаса (1568-1623), лишь недолго проживший при новом порядке Токугава, был убежден, что образованность и высокая культура - это не столько чтение книг, сколько познание Пути Истины. А для управляющего знать Путь Истины - значит быть проницательным и прямым человеком, который и в жизни, и на службе пользуется собственной властью лишь во благо другим, проявляет гуманность по отношению ко всем людям, разбирается в них и умеет четко отличать добро от зла.

О прочих искусствах излагается следующее: участвовать в танцах им категорически запрещается. Самурай, который будет уличен в том что занимается танцами - несовместимыми с военным искусством - будет приговорен к сэппуку. Войну ни в коем случае непозволительно праздновать, даже если у него нет поручений от хозяина и он свободен от службы.

Самурай должен быть всегда учтив и сосредоточен. Принимая гостей дома, войну пристало обращаться любезно и учтиво, в соответствии с положением и заслугами гостей. Ведь несомненно, что самураи, как только они осознали себя отдельным сословием, со всей серьезностью относились к своему высокому предназначению.

Однако было бы в высшей степени неправильно и даже несправедливо считать самураев лишь надменными, вспыльчивыми и до исступления озабоченными только сохранением собственной чести людьми. Они полностью сознавали не только значимость своего положения, но и накладываемую на них ответственность. Японцы и поныне предельно внимательно относятся к занимаемому человеком месту в обществе, хотя, конечно, шкала «рангов и должностей» сегодня совершенно иная по сравнению с периодом Токугава. Большинство самураев прекрасно понимали свои высокие обязательства и старались соответствовать своей роли представителей высшей касты, с гордостью нося имя воина.


Заключение

 

Идеология самурайства прочно легла в менталитет Японии и остается актуальной по сей день. Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого общества остается его психология: моральные нормы, этические принципы в отношениях между людьми.

В X-XII вв. в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, предводительствовавшие значительными военными силами, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»).

Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192-1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война (т. н. «Смута Гэмпэй») между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната - правления самурайского сословия с верховным военачальником («сёгуном») во главе.

На формирование идеологии современной Японии повлияли как религиозные воззрения самураев, так и кодекс воина. Так как самураи были военным сословием, и их с детства готовили к битвам, то в основе мировоззрения самурайства легли такие понятия как: честь, доблесть бесстрашие. С другой стороны, до наших дней дошла не только богатое духовное наследие этого сословие, но и боевые техники, приемы, стратегии ведения войны того времени, являющиеся визитной карточкой самураев. В числе главных принципов самурайской морали выделялись: верность господину; вежливость; мужество; правдивость; простоту и воздержанность; презрение к личной выгоде и деньгам.

Протрет самурая прочно вписался в историю. Это портрет смелого, доблестного, сильного война. Образ самурая гармонично сочетает в себе как хорошие физические данные, так и духовное развитие, что, несомненно, обращает на себя внимание.

Потомки бывших самураев создали несколько общественных организаций, которые изучают историю военного сословия феодальной Японии, гордятся его заслугами и высоким профессионализмом, а некоторые мечтают и о возрождении былого военного величия своей страны. Богатая история самурайства остается интересной и по сей день, благодаря своей необычности, насыщенности, и, несомненно, человек, окунувшийся в атмосферу самурайства наврядли забудет этот опыт.

самурай кодекса бусидо


Литература

 

1. Басов А. Р. Общество самураев. Самурай и его семья. - М., 2004.

. Брайант, Э. Самураи. - М., 2005.

. Дрэгер Донн Ф. - Классическое будзюцу. - М., - 2002

4. Клири, Т. Кодекс самурая. - РнД., - 2001.

. Котенко Р.В., Мищенко А.А. Книга самурая. Бусидо.- СПб., 2000.

. Курчакова А. К. Секреты самураев: Боевые исскуства феодальной Японии. - М., 2000.

. Ратти, О., Уэстбук А. Тайны древних цивилизаций. Самураи. - М., 2004.

. Тернбул, С. Военная история. - Спб., 2005.

. Уилсон, С. Сочинения японских воинов. - М., 1982.

. Сайт журнала «Человек без границ» https://www.manwb.ru/articles/simbolon/live_tradition/samuray_sword/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: